Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Организационный момент |
Была поставлена цель, мы старались её достигнуть. - Внимательно слушать, стараться, … | Постановка цели: Повернитесь направо, зафиксируйте взгляд, запомните самую дальнюю точку. Вернитесь в исходное положение. А теперь ёще раз повернитесь направо и попробуйте увидеть дальше, чем та точка, которую вы запомнили. Получилось? Почему? Какие цели мы можем поставить перед собой в начале урока, чтобы достичь хорошего результата? Желаю вам успеха. Садитесь. | |
| Эпиграф “Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, - говорила Алиса из сказки “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата и результат оказывался положительным. |
приложение 1.ppt |
Определяют настрой на работу, в маршрутном листе раскрашивают фигуру: красный цвет - отлично, синий - хорошо, зелёный – волнуюсь. приложение 2.doc | В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах, который состоит из геометрических фигур. Каждая фигура соответствует этапу урока. В зависимости от того, как вы выполните задания этапа – вы обозначите соответствующим цветом фигуру маршрутного листа. Первый этап урока (начало) - ваш настрой | |
| | |
Глаза Клавиатура Мозг Источник Приёмник Информация Память Монитор | Предлагаю для разминки разгадать кроссворд Назовите орган чувств , с помощью которого человек воспринимает зрительную информацию? + какие ещё виды по способу восприятия человеком информации вы знаете? По способу представлении информации на носителе? Как называется устройство ввода информации? + какие устройства ввода информации знаете? Чем является процессор для компьютера? Как называется объект, передающий информацию? Как называется объект, принимающий информацию? Сведения, знания об окружающем мире – это….. Как называется устройство для хранения информации + какие ещё носители информации знаете? | |
-Алгоритм | По вертикали получилось ключевое слово…. | |
- Описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. - Это модель процесса решения задачи - Это модель сложного действия, представленная на носителе в виде описания последовательности элементарных действий (шагов, команд, инструкций). | - Что называется алгоритмом? | |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу |
Термин “алгоритм” произошел от имени великого математика IX в.Мухаммеда аль-Хорезми ( по –европейски Алгоритми”). Мухаммед аль-Хорезми в своих трудах разработал правила выполнения 4-х арифметических действий. С течением времени это слово“алгоритм” приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. - В этимологическом словаре | Откуда к нам пришло это слово? (проверка Д. З.) Где можно узнать о происхождении слов? Вспомните уроки русского языка? | |
1. Последовательность должна состоять из конечного ряда инструкций (шагов-команд), т.е. эта последовательность должна обязательно завершиться. 2. Каждая инструкция должна быть понятна исполнителю 3. Чёткое исполнение последовательности команд-инструкций должно привести к конечному результату. 4. Последовательность должна быть предназначена для решения не одной конкретной задачи, а может быть использована для решения целого класса задач. | - Не любая последовательность элементарных действий может быть названа алгоритмом. Алгоритмом мы можем назвать такую последовательность действий, которая приводи к результату и удовлетворяет некоторым условиям (обладает некоторыми свойствами). Выберите из предложенных понятий условия. | |
Текстовые и графические - Текстовые: правила по русскому языку - Графические: в учебнике математики (автор Петерсон) | Алгоритмы бывают разные. Вспомните виды алгоритмов по способу записи - Дома вы подобрали примеры таких алгоритмов. | |
Неисполняемыми командами “начало” и “конец” | С каких инструкций начинаются и чем заканчиваются эти алгоритмы? | |
- Исполняемые команды. В текстовом алгоритме они записываются на естественном языке, в графическом алгоритме – в виде геометрических фигур. | - Между неисполняемыми командами располагаются… | |
Работают с маршрутной картой. Дают самооценку этапу “Как я помню предыдущий материал”. | Оценочный лист – оцените себя, как вы помните изученный материал. | |
Изучение нового учебного материала |
Индивидуально работают – упаковки товара: коробки каш, пластырь, упаковка чая, Задание – найти алгоритм текстовый, записать графически. В группах работают : на доске составить алгоритм из написанных на табличках действий. | Цель: познакомить с видами алгоритмов (линейным, с ветвлением) Задачи: – формировать понятие алгоритм; – формировать знания и умения составления алгоритмов; – обучать поиску и исправлению ошибок в алгоритмах; Мир алгоритмов очень разнообразен. Мы постоянно сталкиваемся с алгоритмами в различных сферах человеческой деятельности. Кулинарная книга – рецепты приготовления блюд. Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его применению. Каждый водитель должен знать правила дорожного движения. Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда. Когда был придуман порядок сборки машины на конвейере. Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь. Предлагаю далее выбрать для себя способ работы: в группе или самостоятельно. Предлагаю вам составить алгоритмы для ребёнка, который не знает, как выполнить данное действие. | |
Начало: Насыпать порошок Отжать бельё Повесить сушиться Потереть Налить воду Прополоскать Конец Результат – выстирали бельё. Начало: Взять пакет молока Налить молоко в кружку Открыть пакет молока Взять кружку Выпить молоко Поднести ко рту Результат – выпили кружку молока. Работают с маршрутным листом - “Построили”. - Линейный алгоритм | Проверка – слайд. При проверке: какой результат получили? Оцените, насколько хорошо вы построили алгоритм. В путь - к следующему этапу Как бы вы назвали эти алгоритмы, когда описание действий записано в линию, действия выполняются однократно | |
| Вывод: мы получили алгоритмы на естественном языке и блок-схему – это две разные модели одного и того же сложного действия. Линейный алгоритм – это вид алгоритма по последовательности исполнения команд | |
Линейный алгоритм Работают в группах. | Нет, пожалуй, человека, который бы в детстве не любил слушать сказки. А как вы думаете, встречаются ли алгоритмы в сказках? Конечно, “да”. Все знают сказку “Репка”? Давайте посмотрим на фрагмент сказки, когда репку вытягивают все герои Дедка за репку Бабка за дедку Внучка за бабку Жучка за внучку Кошка за жучку Мышка за кошку Потянули и вытащили репку Вот, оказывается, как легко и просто мы с вами смогли выполнить поставленную задачу, т.е. вытащили репку. Вид алгоритма? Вспомним другой сюжет из русской народной сказки “Иван-царевич и серый волк. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: “Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадёшь…”. Попробуем построить алгоритм. Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в нашей жизни, в условии задачи есть слова “ЕСЛИ…, ТО…” Попробуем построить алгоритм решения задачи с условием | |
Дети показывают индивидуальные доски, сверяем со слайдом -Алгоритм с ветвлением -На уроках математики | Проверка работы в группе Как бы вы назвали этот алгоритм, когда дороги царевича разделились, разветвились, когда есть блок выбора, в котором один вход и два выхода? - На каком уроке мы встречались с такими алгоритмами? | |
- Текстовые и графические - С линейным и с ветвлением Это разные модели одного действия | Какие виды алгоритмов по способу записи мы знали? - С какими видами алгоритмов мы сегодня познакомились? (прикрепляю карточки на магнитной доске) | |
Проверка в №9 (один ученик на магнитной доске) Тетради сдают на проверку. | Предлагаю прочитать об алгоритмах по последовательности исполнения команд в учебнике с. 122-125 и параллельно выполнить задание в тетради с. 33 № 8 или № 9 | |
Компьютерный практикум. Самостоятельная работа.приложение 3 |
Заполняют таблицу. Ответ – Ломоносов, рассказывают, что знают о нем. Самопроверка 2 и 3 заданий по образцу (на листах). | Предлагаю выбрать для себя задание 1 задание – Решение разветвлённого алгоритма (уже построенного), (можно с использованием калькулятора) Отработка вычислительных навыков При проверке – связь с уроками других предметов – Что вы знаете об этом человеке? 2 задание– По текстовому алгоритму построить графический линейный алгоритм 3 группа – по текстовому алгоритму построить графический разветвлённый алгоритм - Что было сложно при построении? | |
Выполняют самостоятельно по мере выполнения задания | Физ минутка для глаз. | |
Самооценка на листе | Оцените себя на маршрутном листе “Построение” | |
Закрепление учебного материала |
Отвечают на вопросы. | Какие бывают алгоритмы по способу представления? - По последовательности шагов? Как называют наглядную модель процесса решения задачи? (блок – схема) | |
Задание на дом |
| Дом задание С. 32 № 2 или № 6 -заполнить блок-схему, опираясь на текстовый алгоритм № 7 – дополнить блок схему алгоритма с ветвлением, опираясь на текст задачи | |
Проверка маршрутных листов – на магниты на доску. | Заполните маршрутный лист – настроение в конце урока | |