kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка план-конспекта урока среде SMART Notebook по информатике для 4 класса по теме: «Алгоритмы. Виды алгоритмов.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать представление об алгоритме, как фундаментальном понятии информатики. Рассмотреть три основных вида алгоритмов.

Задачи урока:
обучающие – дать представление об алгоритмах, формировать навыки составления алгоритмов, умения анализировать;
развивающие - развивать творческие способности учащихся, логическоемышление, умение планировать свою деятельность;

воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие при выполнении работы; эстетическое воспитание детей; воспитывать современную жизненную позицию

Просмотр содержимого документа
«Разработка план-конспекта урока среде SMART Notebook по информатике для 4 класса по теме: «Алгоритмы. Виды алгоритмов.» »















«Разработка план-конспекта урока и учебных материалов

среде SMART Notebook по информатике для 4 класса

по теме: «Алгоритмы. Виды алгоритмов.»









Выполнила:

Шакина Светлана Юрьевна,

учитель информатики

ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.Отрадного















2013г.





Конспект урока.

Тема урока

Алгоритмы. Виды алгоритмов.

Предмет

Информатика

Класс

4

Автор урока (ФИО, должность)

Шакина Светлана Юрьевна, учитель информатики

Образовательное учреждение

ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония» г. Отрадного

Тип урока

Урок изучения нового материала


Цели урока


Сформировать представление об алгоритме, как фундаментальном понятии информатики. Рассмотреть три основных вида алгоритмов.

Задачи урока


Задачи урока:
обучающие – дать представление об алгоритмах, формировать навыки составления алгоритмов, умения анализировать;
развивающие - развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение планировать свою деятельность;

воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие при выполнении работы; эстетическое воспитание детей; воспитывать современную жизненную позицию

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся

  • узнают понятие алгоритма, исполнителя алгоритма;

  • развивают навыки точного и полного описанию своих действий;

  • развивают аккуратность при выполнении индивидуальных заданий.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор, компьютер, экран, тетради, карточки и конверты с заданиями, чистые листы

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


учебно-познавательные мотивы: интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

Ход и содержание урока


1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. А тема нашего урока зашифрована в ребусе. (слайд 1) (ученики разгадывают ребус, - тему урока «Алгоритм»).
(слайд 2) Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием алгоритм, видами алгоритмов.

Давайте потренируемся и расставим значки с цифрами по картинкам (слайд 3).

2. Изучение нового материала

С алгоритмами вы уже встречались. В своей жизни вы решаете множество задач самой разной сложности. Некоторые задачи настолько просты, что мы решаем их не задумываясь, например «Купить хлеба», «Собраться в школу», « Может кто-то из вас уже знает откуда возникло слово «алгоритм»?

3. Историческая справка (Слайд 4)

Понятию «алгоритм» уже много лет. В IX веке средневековый ученый Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми впервые сформулировал правила действий над целыми числами и простыми дробями. Арабский оригинал его труда был утерян и Европа познакомилась только с латинским переводом XII века. Ал-Хорезми сформулировал правила так, чтобы они были понятны любому грамотному человеку. В век, когда еще не было математической символики (знаки сложения, умножения и т.д.) это было очень сложно. Но он выработал такой стиль четкого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклонится от предписанного. В переводе правила начинались словами «Алгоризми сказал». Со временем люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, а не сами правила и стали правила называть алгоритмами. Приготовить яичницу» и т.д.

Другие же задачи требуют долгих размышлений и усилий, например «Решение контрольной работы».
Решение любой задачи, даже самой простой осуществляется за определенное количество шагов.
Например: рисование дерева (слайд 5)
Взять карандаш

Нарисовать ствол дерева
Нарисовать ветки
Нарисовать листья
Раскрасить дерево

Решение этой задачи мы представили в виде последовательности действий, т.е. получили план действий.

Последовательность действий, приводящих к искомому результату, называют алгоритмом. Т.е. алгоритм - это понятное и точное предписание исполнителю выполнить определенное количество действий приводящих от исходных данных к искомому результату.

Выполним последовательность действий для нахождения значения следующего выражения: (Слайд 6)

55,2+3,4:(65·2-128).

А теперь посмотрите на следующий слайд (слайд 7). А теперь изучим, каковы основные способы записи алгоритмов.

        Когда мы читаем рецепт приготовления бутерброда, то мы сталкиваемся со словесным способом записи алгоритма, на естественном языке.

Заполнение опорного конспекта (словесный способ).

        Второй способ записи алгоритмов – составление блок-схем. Он очень распространен в силу его удобства и понятности.

         Блок-схема – графическое изображение  алгоритма в виде связанных между собой блоков. Используя перечисленные элементы блок-схем, можно описать алгоритм любой задачи.

При этом используются три алгоритмические структуры:

Следствие (линейный алгоритм)

Ветвление (разветвляющийся алгоритм)

Цикл (циклический алгоритм).

А теперь рассмотрим каждую структуру отдельно.

Линейный алгоритм (слайд 8).

Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом, называется линейным. Ребята давайте посмотрим на алгоритм–задачу «Слепить снеговика». Все зимой лепили снеговика. Поэтому вам легко будет определить, что все действия выполняются друг за другом и если какое-либо действие поменять местами, то снеговик не получится. На этом слайде вы видите запись алгоритма в двух формах: текстовый, графический (блок-схема).

Задание 1. К вам пришли друзья. Вы решили их угостить чаем. Для этого необходимо расположить действия в блок-схему по-порядку. (слайд 9).

Задание 2. Лодочнику нужно перевезти волка, козу и капусту

с одного берега на другой.

Нужно записать алгоритм переправы в картинках. (слайд 10)



Ветвление - такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия, совершается либо одна, либо другая последовательность действий. Все вы знаете известную сказку про Иван-царевича. Сейчас на слайде описан тот момент, когда Иван-царевич должен выбрать, куда же ему идти. (слайд 11)

Задание 1. Запишите с помощью блок схемы пословицу: «Болен- лечись, а здоров- берегись» (слайд 12)

Задание 2. Расставьте в нужном порядке пропущенные команды в алгоритме для робота (слайд 13).


Циклом называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий повторяется несколько раз (или ни разу) до тех пор, пока выполняется некоторое условие (слайд 15).

Задание 1. Помогите Маше собрать ягоды и сварить варенье. Расставьте все команды в графический алгоритм (слайд 16).

Задание 2. Составь алгоритм сказки «Колобок» (слайд 17).

Проверка предыдущего слайда (слайд 18).

4. Работа в тетради.

Напишите в столбик последовательность своих действий при:

а) чистке зубов;

б) пришивании оторванной пуговицы.

5. Подведение итогов урока. Слайд (19)

Отметьте на слайде верные утверждения.

Продолжите фразы:

  1. Алгоритм – это…

  2. Разрабатывать алгоритм может только…

  3. Исполняют алгоритмы…

Укажите истинные высказывания:

  1. Алгоритм на естественном языке даёт человеку более подробную информацию, а графическая форма, более наглядную.

  2. Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может -последовательность действий нематематического характера;

  3. Компьютер разрабатывает алгоритмы;

  4. Человек исполняет алгоритмы.

6. Рефлексия.

Найди зашифрованные в кроссворде термины (слайд 20).

Домашнее задание


7. Домашнее задание
Домашнее задание будет творческое: Составить любой алгоритм и оформить его в виде рисунков. (Пример в презентации)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шакина Светлана Юрьевна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237313

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства