Урок-путешествие «Путешествие в страну алгоритмов».
Урок информатики в 6 классе по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»
Подготовил учитель информатики: Зверева Татьяна Владимировна.
Характеристики урока
Содержание
Образовательные цели урока
- формирование алгоритмического мышления
- формирование у учащихся целостных представлений о картине мира;
- формирование научного мировоззрения; синтез знаний, полученных на разных предметах.
Развивающие цели
- создать условия для развития умений работать коллективно, в парах, индивидуально;
- создать условия для развития алгоритмического мышления;
- развивать навыки работы с алгоритмами
- развивать познавательный интерес;
- формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах.
Воспитательные цели
- воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни; коммуникативные качества, умение слушать, критическое отношение;
- культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие.
- создать на уроке атмосферу психологической комфортности
Здоровьесберегающая цель
эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (психоэмоциональная разрядка);
следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей)
Задачи урока
- Научить различать разные виды алгоритмов и записывать их в разных формах записи
- Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием.
- Определить наличие алгоритмов в школьных предметах.
- Доказать необходимость составления алгоритмов на любом учебном предмете для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала.
- Показать значение информатики для других наук.
Основные образовательные принципы урока
доступность, практичность, природосообразность, научность
Технологии
Работа в группах, проблемная, ИКТ
Тип урока
Комбинированный урок: проверки и оценки знаний, активного и осознанного усвоения нового материала
Оформление и оборудование
Презентация к уроку «Разветвляющиеся алгоритмы», интерактивная доска, карты оценивания, карточки «Собери алгоритм»
Аппаратное и программное обеспечение
Компьютерные рабочие места учащихся,, рабочее место учителя с интерактивной ScreenMedia доской, проектор, ЦОР интерактивное приложение.
Ход урока:
1.Организационный момент
(входная рефлексия)
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.
Знакомит учащихся с планом урока.
-Прозвенел у нас звонок,
Он позвал нас на урок.
Будем мы сейчас учиться,
На уроке все трудиться
Будем все послушны и внимательны,
А урок наш будет замечательный.
Итак, мы с вами продолжаем свое путешествие по стране Алгоритмов.
-Посмотрим на наш маршрут.(карта маршрута)
Наш маршрут пролегает через следующие острова:
1 Остров «Повторение»
2Остров «?? алгоритм»
3Остров «Физкультминутка»
4 Остров «Эрудит»
5 Остров «Собери алгоритм»
6 Остров «Практика»
-Итак, отправляемся в путешествие
2. Проверка знаний материала прошлого урока
Выявить уровень знаний. Определение типичных ошибок.
Тестирование (приложение)
Задает вопросы, наблюдает, корректирует.
Итак, на острове «Повторение побывали»
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы.
Проблемная миниситуация
- Продолжаем наше путешествие и следующий остров «?? алгоритм».
-Вам необходимо определить название острова, потому, что название острова совпадает с темой нашего урока.
Итак, тема урока:
Запишем тему урока.
-Давайте с вами определим цели для урока.
Разгадывание ребуса.
Ответы учащихся.
(Разветвляющий алгоритм)
- Разветвляющийся алгоритм.
Запись темы урока в тетрадь.
Ответы учащихся
4. Установка познавательной задачи.
-Просмотр фрагмента мультфильма «Вини-Пух». Беседа.
-Обратимся с вами к поэзии А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит
5. Объяснение новых знаний
Сформировать понятия ветвления, разветвляющегося алгоритма.
Сформировать навыки узнавания структуры ветвления, разветвляющихся алгоритмов
Итак, скажите, кто является исполнителем в этой поэме.
-Какие он выполнял команды.
-Скажите, будет ли алгоритм, -выполняемый котом – линейный.
-Почему?
Если идет направо….
Если на лево…
-Что у нас в этом алгоритме нового?
-Появилось условие.
И в зависимости от условия кот, либо, песнь заводит либо сказку говорит.
- И такие алгоритмы мы будем называть –разветвляющиеся.
Дадим определение.
-Рассмотрим основные структуры:
Полная форма и неполная форма.
-Рассмотрим эти блок схемы.
На первой схеме от блока условия отходят две ветви ветвь –«да», если условие выполняется, и ветвь –«нет», если условие не выполняется.
По веточке –да выполняется Действие 1, по веточке – нет Действие 2.
Скажите, чем отличается первая схема от второй.
Рассмотрим еще один пример с ветвлением, на примере сказки, про Ивана –царевича.
-Идет на право песнь заводит,на лево сказку говорит.
6. Первичная проверка понимания нового материала
Установить осознанность восприятия
Коллективная работа уScreenMedia доской по цепочке с интерактивным заданием
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff93eba-9655-45b6-8246-04b7eeebd839/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_236%5D.swf)
Рассмотрим алгоритм «Погуляй с другом»
(Координирует, направляет,консультирует)
Учащиеся выполняют задания
7.Физкультминутка
Учитель:И так остров «Физкультминутка».
Давайте немного отдохнет перед дальнейшим путешествием.
(Выполняют упражнения)
8. Первичное закрепление изученного материала
Организовать деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа
Практическая работа за ПК
Работа в группах
Отправляемся на остров «Эрудит».
Вам необходимо разгадать сканворд.
Работаете по группам
Давайте, побываем на острове «Собери алгоритм»
Работаем в парах.
Завершая путешествие отправимся на остров «Практика».
Кто напомнит правила поведения в кабинете.
Учащиеся: выполняют задания, готовят выступающих для озвучивания результатов работы.
Выполнение заданий на карточках.
Проговаривают правила в кабинете.
9. Рефлексия
Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.
Учитель:Прошу Вас заполнить и сдать оценочные листы.
Итак, ребята, сегодня на уроке, мы с вами ставили перед собой цели. Удалось ли нам их достичь.
Я думаю, что знания полученные на уроке пригодятся в вашей учебной деятельности на любом школьном предмете и в жизненной ситуации.
Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению.
Ученики:Заполняют листы самооценки и оценки групповой работы.
Учитель:При работе над любой задачей необходимо составлять план её решения, анализировать возможные результаты: что будет, если…, предусматривать различные варианты поведения и т.п
10. Домашнее задание.
Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию