Урок информатики в 7 классе "Вирусы и антивирусные программы"
Урок информатики в 7 классе "Вирусы и антивирусные программы"
Подробный конспект урока информатики в 7 классе по теме "Вирусы и антивирусные программы". Урок расчитан на 45 минут. Изучение материала на уроке по данному конспекту предполагается с обучающимися со средними и выше учебными способностями. Урок разработан с учетом новых Федеральных образовательных стандартов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с., раздаточный материал, электронная лекция, тренажер тестов.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.
II. Основной этап
1. Актуализация опорных знаний
Слово учителя. С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Объем циркулирующей в обществе информации примерно удваивается каждые пять лет. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве. Произошедшие за этот период изменения можно охарактеризовать следующим образом:
Объем обрабатываемой информации возросли за последние полвека на несколько порядков;
Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать;
Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности;
Обрабатываемые данные стали чрезвычайно многообразными, а не исключительно текстовыми;
Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе.
В последние годы в отечественной и зарубежной печати большое внимание уделяется вопросам защиты информации, накапливаемой, хранимой, обрабатываемой как в отдельных ЭВМ, так и построенных на их основе вычислительных системах.
Вопросы:
- Как вы считаете, что такое “защита информации”?
(Ожидаемый вариант ответа: Защита информации – создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных от сбоев оборудования и программного обеспечения, от случайной или преднамеренной потери или искажения, от несанкционированного доступа.)
- В чем вы видите содержание проблемы защиты информации?
(Ожидаемый вариант ответа: Содержание проблемы защиты информации специалистами интерпретируются следующим образом. По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации повышается ее уязвимость.)
(Для подготовки ответов учащиеся используют рекомендованную учебную и справочную литературу. (см. Список литературы)
Задание учащимся:
Заполнить таблицу, используя предложенные вопросы:
Какие виды защиты вы знаете?
Какие методы защиты от сбоев оборудования и программного обеспечения вы можете назвать?
Какие методы защиты от случайной потери или искажения вы можете назвать?
Таблица
Вид защиты
Методы защиты
От сбоев оборудования и программного обеспечения
Систематическое архивирование информации
Резервное копирование файлов
От случайной потери или искажения
Автоматический запрос на подтверждение выполнения команд, изменяющих содержимое файла
Установка специальных атрибутов файла (архивный, только чтение и пр.)
Отмена последнего действия
Разграничение доступа пользователей к ресурсам файловой системы
От преднамеренной потери или искажения
Профилактические меры
Антивирусные программы
От несанкционированного доступа
Шифрование и введение паролей
“Электронные замки”
Административные и правоохранительные меры
2. Формулировка темы и целей урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на методах защиты от преднамеренной потери или искажения информации. Вы как будущие работники, должны знать, что: обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации. По данным статистики, наиболее успешными методами реализации угроз безопасности информации в автоматизированных системах являются вирусные атаки. На их долю приходится 57% инцидентов с безопасностью информации и около 60% реализованных угроз из числа зафиксированных и попавших в статистические обзоры.
Тема урока: Антивирусные программы.
Сегодня на уроке будет изучено:
Что такое компьютерные вирусы.
Признаки проявления вирусов.
Типы компьютерных вирусов.
Программы борьбы с компьютерными вирусами.
Методы защиты от компьютерных вирусов
Эволюция антивирусных программ.
Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать учебные цели занятия.
3. Этап изучения нового материала
1) Выступление учащегося. Доклад “Компьютерные вирусы”.
Задание учащимся:
- Внимательно прослушав доклад, сформулируйте, что такое вирус.
2) Основные признаки проявления вирусов.
Вопрос:
- С какими признаками проявления вирусов вам приходилось сталкиваться в практике работы на ПК?
Учащиеся получают раздаточный материал и составляют по нему конспект:
Основные признаки появления вирусов:
Прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;
Медленная работа компьютера;
Невозможность загрузки операционной системы;
Исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;
Изменение даты и времени модификации файлов;
Изменение размеров файлов;
Неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;
Вывод на экран непредусмотренных звуковых сигналов;
Частые зависания и сбои в работе компьютера.
Типы компьютерных вирусов.
Задание учащимся. Составить опорный конспект в тетрадь, используя учебник Н.Д. Угринович “Информатика и информационные технологии”, с. 67-69.
Типы антивирусных программ.
Учащиеся работают с электронной лекцией. (Приложение 1)
Выступление учащихся. Доклады “Эволюция антивирусных программ”.
4. Этап закрепления знаний
1) Практическая работа.
Учащиеся работают на ПК.
Тема: Работа с антивирусной программой
Цель: научится выполнять проверку на наличие вирусов, используя программу Symantec Antivirus
Ход работы
Открыть программу Symantec Antivirus
Пуск / Все программы / Symantec Client Security / Symantec Antivirus
Компьютер / Локальный диск С / Documents and Settings / Учетная запись / Local Setting
Выделить
Проверить
Творческое задание: составить опорный сигнал по теме.
Учащиеся работают в группах. (Приложение 2)
5. Этап контроля знаний
Выполнение теста на ПК.
(Приложение3)
III. Заключительный этап
1. Рефлексия.
Вопросы учащимся:
Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?
2. Домашнее задание по выбору учащихся:
Используя изученный на уроке материал, подготовить комплекс вопросов для викторины по теме “Антивирусные программы”.
Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет, подготовить небольшой доклад о современных антивирусных программах, используемых в сети Интернет.
Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет и возможности домашнего персонального компьютера, подготовить презентацию на тему: “Эволюция антивирусных программ”.
Литература:
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
Бернет С., Пейн С. Криптография – М.:БИНОМ, 2002
Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации – М.: Академия, 2006
Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2006
Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах – М.: Академия, 2005