Дата:
Класс: 6
Тема: Антивирусные программы
Цель:
Цели урока:
- помочь учащимся получить представление об архивации файлов, познакомиться с понятием избыточности, научить архивировать и распаковывать файлы, дать основные понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере.
- развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.
- воспитывать организованность, внимательность.
Тип урока: комбинированный
План урока:
- Организационный момент
- Психологический настрой
- Опрос т.б
- Актуализация знаний
- Этап подготовки к изучению нового материала
- Этап изучения нового материала
- Физ.минутка
- Этап закрепления изученного материала
- Д/з
- Итог урока
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь пожалуйста! Проверка готовности к уроку . обратите внимание все ли у вас готово к уроку?.
Сегодня нам с вами предстоит сложная и серьёзная работа. Поэтому сосредоточимся и начинаем работать
Дети здороваются с учителем, проверяют свои принадлежности
2 этап- Психологический настрой
Настроились на урок?
Какое у вас сегодня настроение?
Поднимите руки у кого отличное. Давайте будем сегодня на уроке поднимать настрой тем у кого он очень плохой
Делятся своим настроением
3 этап- Опрос т.б
А скажите ,ребята как нужно вести себя в кабинете информатики? Расскажите мне о Т.Б в кабинете информатики
Молодцы! Я вижу ,что вы можете себя вести в правильно в кабинете информатики.
Дети называют Т.Б
4 этап- Актуализация знаний
- Что такое компьютерный вирус?
- Скажите, какие вы знаете антивирусные программы?
- Как распространяется вирус?
- Как можем защитить информацию?
- Какие есть способы защиты информации?
Дети отвечают на вопросы
5 этап- Этап подготовки к изучению нового материала
Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы ,6удем говорить о болезнях.
Скажите, ребята, а как распространяются болезни?
Ответы детей необходимо прокомментировать:
через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!)
или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!).
Так вот, чаще всего разносчиками болезней
являются микробы или вирусы.
- Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное,
- много уже слышали о компьютерных вирусах.
- Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и знаниями.
- Так что же представляет собой компьютерный вирус?
Основной вывод, который должен сделать учитель
после ответов детей: компьютерный вирус —
это программа. И распространяются, как правило,
вирусы через программы на дискетах.
После запуска зараженной программы
мы вирус может поразить и "здоровые" программы.
- Вирусы, как и все другие программы, создаются
- людьми, причем очень грамотными специалистами.
- И это тот
- случай, когда знания одних людей обращаются
- во вред другим людям. (Можно попросить
- высказаться
- детей о том, как они относятся к людям, которые
- создают программы-вирусы.)
- Чтобы излечиться от какой-либо болезни, вы
- принимаете лекарства. Как же пролечить
- компьютер от вирусов? Есть много разных
- программ, которые следят за "здоровьем"
- наших компьютеров. Некоторые из них так и
- называются — программы-"доктора". И все знают
- людей, которые
- создают такие программы: Дмитрий Лозинский,
- Игорь Данилов и др. И все, кто работает с
- компьютерами, очень часто им говорят "спасибо":
- знают они очень много, и их знания служат
- людям, приносят пользу. А как вы относитесь к
- таким специалистам? (Выслушать мнение детей.)
Запишите тему нашего урока с доски. Как вы думаете
какие цели поставлены у нас на уроке?
Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока.
6 этап- Этап изучения нового материала
Давайте для начала запишем, что такое Компьютерный вирус. Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (то есть заражать их), а также выполнять различные вредные действия на компьютере.
В результате заражения происходят следующие феномены, которые являются признаками заражения компьютера (они обусловлены деструктивными свойствами вирусов):
- некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;
- размер некоторых исполнимых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;
- на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;
- работа компьютера замедляется и уменьшается размер свободной оперативной памяти;
- некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);
- компьютер перестает загружаться с жесткого диска.
Зараженными также оказываются дискеты с завирусованного компьютера, и компьютеры, связанные с ним по сети.
Вирусы поражают прежде всего ехе и com файлы программ и не поражают текстовые файлы DOS (txt файлы).
Кроме вирусов, деструктивными свойствами обладают троянские программы. Если вирус проникает в компьютер незаметно, то троянскую программу пользователь сам записывает на диск, полагая, что это полезная программа. Но при определенных условиях она может начать свою разрушительную работу.
Пути заражения компьютера вирусами:
- через зараженные дискеты;
- через компьютерную сеть.
Других путей нет. Самозародиться вирусы не могут - это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей. Типичный размер вируса составляет от десятков байт до десятков килобайт.
Типы вирусов:
- Файловые вирусы, поражающие .ехе и .com файлы, иногда только com. Первым заражается командный процессор, а через него все остальные программы. Наиболее опасны резидентные вирусы, которые остаются в оперативной памяти постоянно. Заражение происходит при запуске зараженной программы (хотя бы однократном), то есть когда вирус получает управление и активизируется. Такие вирусы портят программы и данные, но иногда могут уничтожить содержимое всего жесткого диска.
- Загрузочные или бутовые вирусы - поражают загрузочные сектора жестких дисков и дискет. Они наиболее опасны для компьютера, так как в результате их разрушительной работы компьютер перестает загружаться, иногда сразу после заражения, которое происходит даже при выводе оглавления зараженной дискеты.
- Вирусы, поражающие драйверы, указанные в файле config.sys, и дисковые файлы DOS. Это ведет к прекращению загрузки компьютера.
- Невидимые или стелс-вирусы. Их очень трудно обнаружить. Простейший способ маскировки - при заражении файла вирус делает вид, что длина файла не изменилась.
- Сетевые вирусы - поражают машины, работающие в сети, в том числе в сети Интернет.
- Вирусы Word (6.0 и старше), Excel, Access, PowerPoint, - поражают документы и макросы программ из MS Office.
- Вирусы Windows-95/98 - функционируют и портят данные в среде Windows-95/98.
Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета - вирус "Чернобыль". Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Кроме порчи информации на диске, он перепрограммирует BIOS (CMOS Setup) компьютера и компьютер перестает загружаться. Приходится обращаться в мастерскую и восстанавливать BIOS.
Вирус ILOVEYOU филиппинского происхождения, распространялся по E-mail. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире, в том числе в Пентагоне, ЦРУ, ФБР в США, Форин-офисе Великобритании и в других крупнейших странах. Вскоре вирус мутировал,
так как были созданы его разновидности, и нанес дополнительный ущерб. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик - около 1000 компьютеров.
Методы борьбы с компьютерными вирусами:
- Резервное копирование всех программ, файлов и системных областей дисков на дискеты, чтобы можно было восстановить данные в случае вирусной атаки. Создание системной и аварийной дискеты.
- Ограничение доступа к машине путем введения пароля, администратора, закрытых дисков.
- Использование только лицензионного программного обеспечения, а не пиратских копий, в которых могут находиться вирусы.
- Проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети.
- Применение антивирусных программ и обновление их версий.
- Периодическая проверка компьютера на наличие вирусов при помощи антивирусных программ.
Отвечают на вопросы, выполняют запись в тетрадях
7 этап- Физ.минутка
Наверно мы устали, давайте немного отдохнем
Дети выполняют физ.минутку
8 этап- Этап закрепления изученного материала
Ребята, заканчиваем свою работу. И приступаем к практической части.
Ход практической работы:
- Запустите программу Антивирус Касперского
- Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск (Е, С или А)
- При обнаружении вирусов нажать кнопку Лечить все - Удалить
4. Просмотреть статистику
В заключение темы приведем два простых правила, соблюдая которые Вы легко предотвратите потерю ценной информации на случай сбоя или заражения машины вирусом:
Учащиеся выполняют задание
9 этап- д/з
Запишите домашнее задание :Выучить по тетради конспект
Записывают д/з
10 этап- Итог урока
- Что такое компьютерный вирус и троянская программа?
- Укажите пути проникновения компьютерного вируса в компьютер.
- Какие типы компьютерных вирусов Вам известны?
- Укажите основные признаки заражения компьютера.
- Какие существуют методы борьбы с компьютерными вирусами?
- Какие основные антивирусные программы Вы знаете?
- Каким образом производится лечение зараженных дисков?
Что вы запомнили? Вам понравился урок?
Ответы детей