kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок информатики по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные средства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Компьютерные вирусы и антивирусные средства

Цель урока. Изложить принцип действия основных видов компьютерных вирусов и других вредных программ, научить учащихся использовать антивирусные программы и применять меры профилактики заражения компьютеров вирусами.

Задачи урока:

Образовательные:

Учащиеся должны знать:

  • понятие о компьютерных вирусах и выучить общие принципы их действия;
  • отличия между вирусами, троянскими программами и сетевыми червями;
  • особенности загрузочных и файловых вирусов, макровирусов, сетевых вирусов, вирусов- червей и троянских программ;
  • правила профилактики заражения компьютера вирусами;
  • назначение антивирусных программ- сканеров, мониторов, ревизоров, блокировщиков;

Учащиеся должны уметь:

  • использовать антивирусное программное обеспечение для одноразового и периодического сканирования и лечения файлов и дисков;
  • сканировать и лечить папки и диски;
  • настраивать параметры периодической антивирусной проверки и автоматического обновления антивирусных баз.

Развивающие:

  • развитие творческого потенциала и исследовательских навыков учащихся;
  • развитие логического и креативного мышления, памяти и внимательности;
  • развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Воспитательные:

  • повышение информационной культуры учащихся;
  •  воспитание ответственности и требовательности к себе, самостоятельности, умения обобщать, рассуждать, работать в коллективе;
  • развивать навыки сознательного и рационального использования программных средств компьютера;
  • привитие интереса к предмету «Информатика».

Тип урока. Урок усвоения новых знаний, формирование умений и навыков.

Оборудование, наглядность и программные средства: проектор, компьютеры, задание для практической работы, учительская презентация, антивирус DrWeb, компьютерный тест.

Структура урока

  1. Организация учащихся класса                        1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний                          5 мин.
  3. Изучение нового материала                              15 мин.
  4. Упражнения для глаз                                        1 мин.
  5. Практическая работа за компьютером               15 мин.
  6. Решение учащимися компьютерного теста        5 мин.
  7. Домашнее задание                                            2 мин.
  8. Подведение итогов урока                                   5 мин.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в Победном»

Сабитова Диляра Арифовна, учитель информатики Азовского УВК


9 класс

Урок № 14. Компьютерные вирусы и антивирусные средства

Тема урока: Компьютерные вирусы и антивирусные средства

Цель урока. Изложить принцип действия основных видов компьютерных вирусов и других вредных программ, научить учащихся использовать антивирусные программы и применять меры профилактики заражения компьютеров вирусами.

Задачи урока:

Образовательные:

Ученики должны знать:

  • понятие о компьютерных вирусах и выучить общие принципы их действия;

  • отличия между вирусами, троянскими программами и сетевыми червями;

  • особенности загрузочных и файловых вирусов, макровирусов, сетевых вирусов, вирусов- червей и троянских программ;

  • правила профилактики заражения компьютера вирусами;

  • назначение антивирусных программ- сканеров, мониторов, ревизоров, блокировщиков;

Учащиеся должны уметь:

  • использовать антивирусное программное обеспечение для одноразового и периодического сканирования и лечения файлов и дисков;

  • сканировать и лечить папки и диски;

  • настраивать параметры периодической антивирусной проверки и автоматического обновления антивирусных баз.

Развивающие:

  • развитие творческого потенциала и исследовательских навыков учащихся;

  • развитие логического и креативного мышления, памяти и внимательности;

  • развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Воспитательные:

  • повышение информационной культуры учащихся;

  • воспитание ответственности и требовательности к себе, самостоятельности, умения обобщать, рассуждать, работать в коллективе;

  • развивать навыки сознательного и рационального использования программных средств компьютера;

  • привитие интереса к предмету «Информатика».


Тип урока. Урок усвоения новых знаний, формирование умений и навыков.

Оборудование, наглядность и программные средства: проектор, компьютеры, задание для практической работы, учительская презентация, антивирус DrWeb, компьютерный тест.

Структура урока

1. Организация учащихся класса 1 мин.

2. Актуализация опорных знаний 5 мин.

3. Изучение нового материала 15 мин.

4. Упражнения для глаз 1 мин.

5. Практическая работа за компьютером 15 мин.

6. Решение учащимися компьютерного теста 5 мин.

7. Домашнее задание 2 мин.

8. Подведение итогов урока 5 мин.


Ход урока

1. Организационная часть
Слайд 1

Приветствие, знакомство с учащимися, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»

Б. Шоу


2. Актуализация опорных знаний

Слайд 2

- На прошлых уроках рассмотрели основные виды программного обеспечения. Давайте вспомним, что такое ПО? (ПО - вся совокупность программ, используемых на компьютере).
- Зачем компьютеру необходимо ПО? (Программное обеспечение позволяет компьютеру выполнять определенную работу).

- На какие группы делится все ПО? (Системное ПО, прикладное ПО, системы программирования).
- Что относится к системным программам? (Программы, необходимые для работы компьютера).
- Приведите примеры системных программ (Операционные системы, драйверы, утилиты).
- Что такое прикладное ПО? (Программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя).
- Примеры прикладного ПО? (Текстовые, графические процессоры, игры)
- Что такое системы программирования? (Это программы для создания новых программ на языках программирования).

- К какой группе программ относятся антивирусные программы? (системное ПО). Почему? (Они необходимы для корректной работы всей компьютерной системы).


Слайд 3

Разгадайте ребус (вирус)

Слайд 4


Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Цель нашей работы - познакомиться с основами компьютерной вирусологии, научиться обнаруживать вирусы и бороться с ними.

Мы с вами говорили о том, что компьютер можно в чем-то сравнить с человеком. Человек, как биологический организм подвержен различным воздействиям внешней среды, в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, часто, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека извне.

Попробуйте описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом. Особенности:

  • проникновение вируса в организм человека происходит извне;

  • способность вируса к саморазмножению;

  • активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время (инкубационный период).

А может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?

Слайд 5

Программы-Вирусы во многом подобны биологическим вирусам, но они возникают не сами по себе, а создаются пользователями. Они принадлежат к тем программам, которые устанавливаются без ведома пользователя, угрожают нормальной работе компьютера и могут вызывать разные проблемы. Часто пользователь не замечает их наличия до того момента, пока в результате их вредного действия не начнут исчезать важные данные или значительно замедляется работа компьютера.


Так называемые компьютерные вирусы, разумеется, не являются реально существующими микроорганизмами, поражающие компьютеры извне, программами – вредителями, самопроизвольно зарождающимися в недрах наших компьютерах.
Объяснение будет дано на примере клерка, работающего исключительно с бумагами. Идея такого объяснения принадлежит Д. Н. Лозинскому, одному из известнейших «докторов».

Представим себе аккуратного клерка, который приходит на работу к себе в контору и каждый день обнаруживает у себя на столе стопку листов бумаги со списком заданий, которые он должен выполнить за рабочий день. Клерк берет верхний лист, читает указания начальства, пунктуально их выполняет, выбрасывает «отработанный» лист в мусорное ведро и переходит к следующему листу. Предположим, что некий злоумышленник тайком прокрадывается в контору и подкладывает в стопку бумаг лист, на котором написано следующее:
«Переписать этот лист два раза и положить копии в стопку заданий соседей»
Что сделает клерк? Дважды перепишет лист, положит его соседям на стол, уничтожит оригинал и перейдет к выполнению второго листа из стопки, т.е. продолжит выполнять свою настоящую работу. Что сделают соседи, являясь такими же аккуратными клерками, обнаружив новое задание? То же, что и первый: перепишут его по два раза и раздадут другим клеркам. Итого, в конторе бродят уже четыре копии первоначального документа, которые и дальше будут копироваться, и раздаваться на другие столы.

Примерно так же работает и компьютерный вирус, только стопками бумаг-указаний являются программы, а клерком - компьютер. Так же как и клерк, компьютер аккуратно выполняет все команды программы (листы заданий), начиная с первой. Если же первая команда звучит как «скопируй меня в две другие программы», то компьютер так и сделает, - и команда-вирус попадает в две другие программы. Когда компьютер перейдет к выполнению других »зараженных» программ, вирус тем же способом будет расходиться все дальше и дальше по всему компьютеру.

В приведенном выше примере про клерка и его контору лист-вирус не проверяет, заражена очередная папка заданий или нет. В этом случае к концу рабочего дня контора будет завалена такими копиями, а клерки только и будут что переписывать один и тот же текст и раздавать его соседям - ведь первый клерк сделает две копии, очередные жертвы вируса - уже четыре, затем 8, 16, 32, 64 и т.д., т.е. количество копий каждый раз будет увеличиваться в два раза.
Если клерк на переписывание одного листа тратит 30 секунд и еще 30 секунд на раздачу копий, то через час по конторе будет «бродить» более триллиона  копий вируса! Скорее всего, конечно же, не хватит бумаги, и распространение вируса будет остановлено по столь банальной причине.
Как это ни смешно (хотя участникам этого инцидента было совсем не смешно), именно такой случай произошел в 1988 году в Америке - несколько глобальных сетей передачи информации оказались переполненными копиями сетевого вируса (вирус Морриса), который рассылал себя от компьютера к компьютеру.



Многие пользователи сталкивались со случаями заражения своего компьютера вирусами или по крайней мере слышали о следующем:

  • как распространяются компьютерные вирусы;

  • как они действуют;

  • как предотвратить заражение компьютера;

  • как избавиться от вирусов.


3. Изложение нового материала
Слайд 6

В 1984 году Фред Коэн впервые употребил термин «Компьютерный вирус». Он сказал, что:

«Компьютерный вирус есть программа, способная заражать другие программы путем добавления в них собственной копии».

Компьютерный вирус активизируется при выполнении другой, зараженной им программы. После активизации вирус самовоспроизводится, поражая программы на жестком диске и других носителях.


Слайд 7

Как же распространяется компьютерный вирус? (ответы учащихся)

  • Сменные носители (дискеты, флеш - накопители)

  • Вложения электронной почты

  • Системы обмена мгновенными сообщениями

  • Веб-страницы

  • Интернет и локальные сети (черви)

  • Пиратские программы


Слайд 8

Какой вред может нанести компьютеру вирус?

Выполните Задание 2


  • Самовоспроизводятся

  • Занимают дисковое пространство

  • Замедляют работу компьютера

  • Уничтожают файлы

  • Искажают данные

  • Передаются на другие компьютеры

  • Перегружают сети

  • Могут открыть доступ к компьютеру злоумышленникам


Слайд 9

Как определить, что ваш компьютер заражен вирусом?

Выполните Задание 3


  • Замедления и сбои в работе компьютера, его частые “зависания”

  • Невозможность загрузки операционной системы

  • Прекращение работы или неправильная работа программ, котрые ранее функционировали нормально

  • Увеличение количества файлов на диске, изменение их объемов, даты и времени создания

  • Периодическое появление на экране монитора ненужных сообщений

  • Разрушение файловой структуры


Слайд 10

Как вирусы активизируются?

  • Открытие инфицированного файла

  • Встроенные часы

  • Комбинация условий (клавиш на клавиатуре)


Слайд 11

Классифицируют вирусы по различным принципам. Рассмотрим основные типы классификаций, это

  • По среде обитания

  • По особенностям алгоритма работы

  • По деструктивным(то есть разрушительным) возможностям


Слайд 12

По среде обитания вирусы можно разделить на

  • Файловые

  • Загрузочные

  • Сетевые

  • Макро-вирусы

Файловые вирусы обычно содержатся в исполняемых файла. Такие файлы обычно имеют расширение .exe, .com, .sys, .dll

Загрузочные обычно располагаются в той же области диска, что и файлы операционной системы, и активизируются в момент ее запуска

Сетевые вирусы существуют только в компьютерной сети, и по сети распространяются

Макровирусы содержатся в файлах документов с макросами, например в документах Microsoft Word или Microsoft Excel.

Выполните Задание 1


Слайд 13

По особенностям алгоритма различают вирусы

Паразитические (меняют содержимое файлов и секторов диска. Такие вирусы легко вычисляются и удаляются);


Мутанты (их очень тяжело обнаружить из-за применения в них алгоритмов шифрования. Каждая следующая копия размножающегося вируса не будет похожа на предыдущую);


Репликаторы (вирусы-репликаторы, они же сетевые черви, проникают через компьютерные сети, они находят адреса компьютеров в сети и заражают их);


Троянский конь (один из самых опасных вирусов, так как трояны не размножаются, а воруют ценную информацию – пароли, банковские счета, электронные деньги и т.д.);


Невидимки (это трудно обнаружимые вирусы, которые перехватывают обращения ОС к зараженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего кода незараженные участки.


Слайд 14

По деструктивным возможностям вирусы можно разделить на:

  • Безвредные

  • Неопасные

  • Опасные

  • Очень опасные



Слайд 15

Как вы думаете, зачем создают вирусы?

  • Для развлечения

  • Для нанесения вреда

  • Для обогащения


Слайд 16

Создание вирусов является преступлением и наказывается по закону, предусмотренным статьей 361.1 Уголовного кодекса


Слайд 17

Как избежать заражения?

  • Антивирусные программы

  • Регулярное обновление антивирусных баз

  • Регулярное сканирование системы

  • Осторожность со сменными носителями

  • Проверка файлов, полученных из Интернета


Слайд 18

Антивирусные программы - программы, предназначенные для борьбы с компьютерными вирусами


Слайд 19

Их в настоящее время существует множество. Важно использовать лицензионное ПО, так как именно ведущие лаборатории постоянно отслеживают появление новых сигнатур вирусов и создают обновленные антивирусные базы


  • Антивирус Касперского (AVP)

  • Norton AntiVirus

  • DrWEB

  • Украинский антивирус UNA

  • Avira

  • McAfee

  • Eset NOD32

  • Avast


Слайд 20

Типы антивирусных программ

Выполните задание 4 из вашей карточки


  • Сканеры (детекторы)

  • Мониторы (сторожа)

  • Доктора (фаги, полифаги)

  • Ревизоры

Сканеры проверяют файлы, диски, память на наличие вирусов, информация о которых содержится в антивирусной базе сканера

Мониторы отслеживают потенциально опасные операции и выводят на экран запросы на их разрешение

Доктора лечат зараженные файлы, если же вылечить не удается, то предлагают выполнить одно из действий: поместить в карантин, удалить или пропустить

Ревизоры запоминают состояние файловой системы, благодаря чему в дальнейшем могут отслеживать происходящие в ней изменения


Слайд 20

Основные действия антивирусной программы


К методам борьбы с вредными программами принадлежат как проведение мероприятий профилактики (перечисленных в карте мыслей и по необходимости дополненных), так и лечение с помощью антивирусных программ.

После выявления на компьютере вредных программ необходимо проверить все файлы на инфицирование, а также ликвидировать последствия работы вируса (в частности, удалить созданные им файлы). Такие возможности предоставляют антивирусные программы, функции которых разнообразны:

  • сканирование памяти и содержимого дисков по расписанию и по требованию пользователя;

  • лечение объектов - удаление кода вируса из зараженных файлов;

  • блокирование активних действий вирусов и зараженнях программ;

  • создание карантинной зоны для подозрительных объектов;

  • автоматическое обновление антивирусных баз;

  • проверка данных, которые поступают из Интернета.


4. Упражнения для глаз (Физкультминутка)

5. Практическая работа за компьютером

Самостоятельное выполнение учениками заданий под контролем и с помощью учителя

Ученики выполняют практическую работу 5 «Защита компьютера от вирусов» (текст в Приложении) - проверяют указанные объекты на наличие в них вирусов и настраивают
параметры работы программы.

Учитель контролирует выполнение отдельных пунктов работы.

После выполнения упражнений учащиеся для закрепления материала могут перейти к самостоятельной работе с компьютерным тестом


6. Диагностика правильности усвоения знаний учениками

Решение компьютерного теста – 5 минут

7. Сообщение домашнего задания

  • Прочитать §13

  • Выполнить задания для исследований и дать ответы на вопросы для размышлений из учебника (§13, с. 147)

  • Выполнить задания 5, 6

или

  • Подготовить сообщения об истории компьютерных вирусов


8. Подведение итогов урока

Обработка итогов раздела 13 (страницы 146, 147 учебника) в форме вопросов и ответов.

  • Что такое компьютерный вирус? (стр. 146)

  • Что означает «Троянский конь»?

  • Что такое «сетевой червь»?

  • Как предотвратить заражение компьютера вирусами?

  • Каковы основные функции антивирусных программ?

9. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке:

Зеленый смайлик - Я все понял, мне все удалось!

Желтый смайлик - В целом я неплохо поработал, но остались еще моменты, в которых надо разобраться!

Красный смайлик – моя работа на уроке меня не устраивает, я много не понял…


Приложение 1

Практическая работа №5 «Защита компьютера от вируса»

Цель: Научиться проверять отдельные объекты на наличие в них вирусов, анализировать отчеты антивирусной программы и настраивать ее параметры

Выполнение

  1. Проверьте на наличие вирусов папку Мои документы. Для этого откройте главное окно программы Доктор ВЕБ, дважды щелкнув ее значок в области задач. В этом окне выберите опцию Сканер

  2. В открывшемся окне выберите пункт Выборочная.

  3. В окне Выборочная проверка поставьте флажок на пункт Мои документы и щелкните на кнопку Запустить проверку. Начнется проверка.

  4. При обнаружении зараженного или подозрительного файла попробуйте вылечить его. Если файл вылечить нельзя, укажите, какие необходимо предпринять меры: поместить подозрительный файл в карантин, удалить его или пропустить.

  5. Дождитесь окончания проверки, просмотрите и проанализируйте файл отчета.

  6. Установите режим ежедневного обновления антивирусных баз. Для этого опять щелкните значок программы в Панели задач и выберите пункт Инструменты – Настройки. В окне Настройки слева выберите Обновление. В списке Периодичность обновления необходимо выбрать 1 день. Закройте окно и выйдите из программы.


Приложение 2

Рабочая тетрадь

Задание 1

Соедините линиями названия видов вирусов со средами, в которых они распространяются.

Задание 2

Пометьте галочкой вредоносные действия, выполняемые вирусами.

  • Замедлять работу компьютера.

  • Выводить из строя процессор.

  • Удалять данные.

  • Уменьшать объем свободного места на диске.

  • Вызывать ошибки в работе ОС.

  • Блокировать работу антивирусных программ.


Задание 3

Укажите признаки заражения компьютера вирусами или троянами.

  • «Зависание» компьютера.

  • Прекращение работы или неправильная работа программ, которые раньше функционировали нормально.

  • Непривычный шум в системном блоке.

  • Увеличение количества файлов на диске, изменение их объемов, да­ты и времени создания.

  • Периодическое появление на экране неуместных сообщений.

  • Нестабильность соединения с Интернетом.


Задание 4

Соедините линиями названия видов антивирусных программ с описани­ями их назначения.

Прямая соединительная линия 25Прямая соединительная линия 24Прямая соединительная линия 23Прямая соединительная линия 22Прямая соединительная линия 21Прямая соединительная линия 20Сканеры

Проверяют файлы, диски

и оперативную память на наличие

известных и новых вирусов


Прямая соединительная линия 19Прямая соединительная линия 18Прямая соединительная линия 17Прямая соединительная линия 16Прямая соединительная линия 15Прямая соединительная линия 14Прямая соединительная линия 13Прямая соединительная линия 12Мониторы

Запоминают состояние файловой

системы, что позволяет анализировать

произведенные в ней изменения


Прямая соединительная линия 11Прямая соединительная линия 10Прямая соединительная линия 9Прямая соединительная линия 8Прямая соединительная линия 7Прямая соединительная линия 6Прямая соединительная линия 5Ревизоры

Отслеживают потенциально опасные

операции и отображают запросы

на их разрешение

Задание 5

Укажите, какие операции могут выполнять антивирусные программы.

  • Сканирование памяти и содержимого дисков по расписанию.

  • Сканирование памяти компьютера, а также записываемых и считы­ваемых файлов во время выполнения операций с ними.

  • Восстановление данных, поврежденных вирусами.

  • Распознавание поведения, характерного для компьютерных вирусов.

  • Автоматическое обновление антивирусных баз через Интернет.

  • Проверка данных, поступающих из Интернета.

  • Поиск в Интернете новых видов вирусов и защита от них компью­тера пользователя.


Задание 6

Пометьте пункты, которые можно отнести к профилактическим мерам по борьбе с вредоносными программами.

  • Не запускать на выполнение незнакомые программы.

  • Не пользоваться пиратскими копиями программных продуктов.

  • Удалять электронные письма, содержащие вложенные файлы.

  • Не открывать полученные из Интернета документы без проверки на наличие вирусов.

  • Периодически создавать резервные копии важных файлов на внеш­них носителях информации (флэш-накопителях, оптических дисках).

  • Ежедневно производить полную проверку компьютера на наличие вирусов и других вредоносных программ.


Приложение 3

Решение заданий Рабочей тетради

Глава 13. Антивирусные средства

Задание 1

Загрузочные вирусы В той же области диска, и файлы ОС

Файловые вирусы В исполняемых файлах

Сетевые вирусы В сети

Макровирусы В файлах документов

Задание 2

Замедлять работу компьютера *

Выводить из строя процессор

Удалять данные *

Уменьшать объем свободного места на диске *

Приводить к ошибкам в работе ОС *

Блокировать работу антивирусных программ *

Задание 3

* «Зависание» компьютера

* Прекращение работы или неправильная работа программ, ранее функционировали нормально

Непривычный шум в системном блоке

Увеличение количества файлов на диске, изменение их объемов, даты и времени создания

* Периодическое появление на экране монитора неуместных сообщений

Нестабильность соединения с Интернетом

Задание 4

Сканеры Проверяют файлы, диски и оперативную память на наличие известных и новых вирусов.

Ревизоры Запоминают состояние файловой системы, что позволяет в дальнейшем проанализировать, какие изменения в ней сделано.

Мониторы Отслеживают потенциально опасные операции и отражают запросы на их разрешение.

Задание 5

Сканирование памяти и содержимого дисков по расписанию

Сканирование памяти компьютера, а также файлов записываемых и считываемых файлов во время выполнения операций с ними

Восстановление данных, поврежденных вирусами

* Распознавание поведения, характерного для компьютерных вирусов

Автоматическое обновление антивирусных баз через Интернет

Проверка данных, поступающих из Интернета

Поиск в Интернете новых видов вирусов и защита от них компьютера пользователя

Задание 6

* Не запускать на выполнение незнакомые программы

* Не пользоваться пиратскими копиями программных продуктов

Удалять электронные письма, которые содержат вложенные файлы

* Не открывать полученные через Интернет документы без их проверки на наличие

вирусов

Периодически создавать резервные копии важных файлов на внешних носителях информации

Ежедневно выполнять полную проверку компьютера на наличие вирусов и других

вредоносных программ


10


Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок в Победном»

Двенадцатое декабря «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б. Шоу

Двенадцатое декабря

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»

Б. Шоу

Повторение

Повторение

  • Что такое программное обеспечение (ПО)?
  • Зачем компьютеру необходимо ПО?
  • На какие группы делится всё ПО?
  • Что относится к системным программам?
  • Приведите примеры системных программ.
  • Что такое прикладное ПО?
  • Приведите примеры прикладного ПО.
  • Что такое системы программирования?
  • К какой группе программ относятся антивирусные программы?
Разгадайте ребус

Разгадайте ребус

Компьютерные вирусы и антивирусные средства цель нашей работы - познакомиться с основами компьютерной вирусологии, научиться обнаруживать вирусы и бороться с ними

Компьютерные вирусы и антивирусные средства

цель нашей работы - познакомиться с основами компьютерной вирусологии, научиться обнаруживать вирусы и бороться с ними

Как они распространяются? Что это такое? Как они действуют? Как они активизируются? Вирусы Как избежать заражения? Как от них избавиться? Какова ответственность за нанесенный вред? Зачем их создают?

Как они распространяются?

Что это такое?

Как они действуют?

Как они активизируются?

Вирусы

Как избежать заражения?

Как от них избавиться?

Какова ответственность за нанесенный вред?

Зачем их создают?

Фред Коэн «Компьютерный вирус есть программа, способная заражать другие программы путем добавления в них собственной копии».

Фред Коэн

«Компьютерный вирус есть программа, способная заражать другие программы путем добавления в них собственной копии».

Каналы распространения Сменные носители (дискеты, флеш - накопители) Вложения электронной почты Системы обмена мгновенными сообщениями Веб-страницы Интернет и локальные сети (черви) Пиратские программы Хайрулина Анастасия Владиславовна

Каналы распространения

  • Сменные носители (дискеты, флеш - накопители)
  • Вложения электронной почты
  • Системы обмена мгновенными сообщениями
  • Веб-страницы
  • Интернет и локальные сети (черви)
  • Пиратские программы

Хайрулина Анастасия Владиславовна

Вредоносные действия вирусов Самовоспроизводятся Занимают дисковое пространство Замедляют работу компьютера Уничтожают файлы Искажают данные Передаются на другие компьютеры Перегружают сети Могут открыть доступ к компьютеру злоумышленникам Задание 2

Вредоносные действия вирусов

  • Самовоспроизводятся
  • Занимают дисковое пространство
  • Замедляют работу компьютера
  • Уничтожают файлы
  • Искажают данные
  • Передаются на другие компьютеры
  • Перегружают сети
  • Могут открыть доступ к компьютеру злоумышленникам

Задание 2

Признаки заражения компьютера вирусом Замедления и сбои в работе компьютера, его частые “зависания” Невозможность загрузки операционной системы Прекращение работы или неправильная работа программ, котрые ранее функционировали нормально Увеличение количества файлов на диске, изменение их объемов, даты и времени создания Периодическое появление на экране монитора ненужных сообщений Разрушение файловой структуры Задание 3

Признаки заражения компьютера вирусом

Замедления и сбои в работе компьютера, его частые “зависания”

Невозможность загрузки операционной системы

Прекращение работы или неправильная работа программ, котрые ранее функционировали нормально

Увеличение количества файлов на диске, изменение их объемов, даты и времени создания

Периодическое появление на экране монитора ненужных сообщений

Разрушение файловой структуры

Задание 3

Как вирусы активизируются?

Как вирусы активизируются?

  • Открытие инфицированного файла
  • Встроенные часы
  • Комбинация условий (клавиш на клавиатуре)
Краткая классификация:

Краткая классификация:

  • Среда обитания
  • Особенности алгоритма работы
  • Деструктивная возможность
Загрузочные Макро Файловые По среде обитания вирусы можно разделить на Сетевые Задание 1

Загрузочные

Макро

Файловые

По среде обитания вирусы можно разделить на

Сетевые

Задание 1

По особенностям алгоритма: Паразитические  (меняют содержимое файлов и секторов диска. Такие вирусы легко вычисляются и удаляются);  Мутанты  (их очень тяжело обнаружить из-за применения в них алгоритмов шифрования. Каждая следующая копия размножающегося вируса не будет похожа на предыдущую);  Репликаторы  (вирусы-репликаторы, они же сетевые черви, проникают через компьютерные сети, они находят адреса компьютеров в сети и заражают их);  Троянский конь  (один из самых опасных вирусов, так как трояны не размножаются, а воруют ценную информацию – пароли, банковские счета, электронные деньги и т.д.);  Невидимки  (это трудно обнаружимые вирусы, которые перехватывают обращения ОС к зараженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего кода незараженные участки.

По особенностям алгоритма:

Паразитические  (меняют содержимое файлов и секторов диска. Такие вирусы легко вычисляются и удаляются);

Мутанты  (их очень тяжело обнаружить из-за применения в них алгоритмов шифрования. Каждая следующая копия размножающегося вируса не будет похожа на предыдущую);

Репликаторы  (вирусы-репликаторы, они же сетевые черви, проникают через компьютерные сети, они находят адреса компьютеров в сети и заражают их);

Троянский конь  (один из самых опасных вирусов, так как трояны не размножаются, а воруют ценную информацию – пароли, банковские счета, электронные деньги и т.д.);

Невидимки  (это трудно обнаружимые вирусы, которые перехватывают обращения ОС к зараженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего кода незараженные участки.

По деструктивным возможностям вирусы можно разделить на:

По деструктивным возможностям вирусы можно разделить на:

  • Безвредные
  • Неопасные
  • Опасные
  • Очень опасные
Зачем создают вирусы?

Зачем создают вирусы?

  • Для развлечения
  • Для нанесения вреда
  • Для обогащения
Какова ответственность за нанесенный вред? Статья 361.1 Уголовного кодекса

Какова ответственность за нанесенный вред?

Статья 361.1

Уголовного кодекса

Как избежать заражения?

Как избежать заражения?

  • Антивирусные программы
  • Регулярное обновление антивирусных баз
  • Регулярное сканирование системы
  • Осторожность со сменными носителями
  • Проверка файлов, полученных из Интернета
Антивирусные программы- - программы, предназначенные для борьбы с компьютерными вирусами

Антивирусные программы-

- программы, предназначенные для борьбы с компьютерными вирусами

Антивирусные программы

Антивирусные программы

  • Антивирус Касперского (AVP)
  • Norton AntiVirus
  • DrWEB
  • Украинский антивирус UNA
  • Avira
  • McAfee
  • Eset NOD32
  • Avast
Типы антивирусных программ Сканеры (детекторы) Мониторы (сторожа) Доктора (фаги, полифаги) Ревизоры Задание 4

Типы антивирусных программ

  • Сканеры (детекторы)
  • Мониторы (сторожа)
  • Доктора (фаги, полифаги)
  • Ревизоры

Задание 4

Основные действия антивирусной программы

Основные действия антивирусной программы

  • Сканирование памяти и содержимого диска по расписанию
  • Сканирование памяти и содержимого диска по расписанию
  • Распознавание поведения, свойственного компьютерным вирусам
  • Распознавание поведения, свойственного компьютерным вирусам
  • Сканирование памяти компьютера, а также файлов, которые записываются и читаются во время выполнения с ними операций
  • Сканирование памяти компьютера, а также файлов, которые записываются и читаются во время выполнения с ними операций
  • Автоматическое обновление антивирусных баз через Интернет
  • Автоматическое обновление антивирусных баз через Интернет
  • Сканирование сжатых файлов
  • Сканирование сжатых файлов
  • Ведение журналов событий, которые касаются антивирусной защиты
  • Ведение журналов событий, которые касаются антивирусной защиты
Физкультминутка

Физкультминутка

Практическая работа

Практическая работа

  • Запустите сканер программы DrWEB
  • Проверьте на наличие вирусов папку Мои документы
  • При обнаружении зараженного или подозрительного файла попробуйте вылечить его
  • Если файл вылечить нельзя, укажите, какие необходимо предпринять меры
  • После завершения проверки просмотрите отчет
  • Установите режим ежедневного обновления антивирусных баз
Домашнее задание Прочитать §13 Выполнить задания для исследований и дать ответы на вопросы для размышлений из учебника (§13, с. 147) Выполнить задания 5, 6  или Подготовить сообщения об истории компьютерных вирусов или

Домашнее задание

  • Прочитать §13
  • Выполнить задания для исследований и дать ответы на вопросы для размышлений из учебника (§13, с. 147)
  • Выполнить задания 5, 6

или

  • Подготовить сообщения об истории компьютерных вирусов

или

  • Составить кроссворд по терминам параграфа
Подведение итогов

Подведение итогов

  • Что такое компьютерный вирус? (стр. 146)
  • Что означает «Троянский конь»?
  • Что такое «сетевой червь»?
  • Как предотвратить заражение компьютера вирусами?
  • Каковы основные функции антивирусных программ?
Оцените свою работу на уроке Я все понял, мне все удалось! В целом я неплохо поработал, но остались еще моменты, в которых надо разобраться! Моя работа на уроке меня не устраивает, я много не понял…

Оцените свою работу на уроке

Я все понял, мне все удалось!

В целом я неплохо поработал, но остались еще моменты, в которых надо разобраться!

Моя работа на уроке меня не устраивает, я много не понял…

Спасибо за внимание!  Урок окончен

Спасибо

за внимание!

Урок окончен


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок информатики по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные средства"

Автор: Сабитова Диляра Арифовна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-i-ikt-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100683"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402389486"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства