Урок информатики "Представление информации в компьютере"
Урок информатики "Представление информации в компьютере"
Данный урок – урок изучения новой темы из раздела «Компьютер и информация» по учебнику Л.Л.Босовой в 6 классе. В ходе объяснения нового материала в целях усиления мотивации учения, повышения степени заинтересованности в изучаемом материале, считаю целесообразным объяснение нового материала сопровождать показом слайдов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок информатики "Представление информации в компьютере" »
Тема: «Представление информации в компьютере.
Двоичное кодирование числовой информации».
Автор:Радченко Ирина Григорьевна
учитель информатики МБОУ «Грузсчанская СОШ»
Данный урок – урок изучения новой темы из раздела «Компьютер и информация» по учебнику Л.Л.Босовой в 6 классе. В ходе объяснения нового материала в целях усиления мотивации учения, повышения степени заинтересованности в изучаемом материале, считаю целесообразным объяснение нового материала сопровождать показом слайдов.
Цели урока:
Обучающие:
дать представление о двоичном кодировании информации в компьютере;
познакомить с понятием системы счисления;
научить переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.
Развивающие:
развивать логическое мышление школьников;
развивать творческую активность;
развивать познавательного интереса;
развивать память у школьников;
развивать внимательность.
Воспитательные:
воспитание культуры учебного труда;
воспитание дисциплинированности, усидчивости;
воспитание ответственности.
Вид учебного занятия: урок получения и систематизации знаний, умений и навыков.
Технология: личностно-ориентированная.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование урока: 1. Компьютер, мультимедийный проектор; 2. Презентация в PowerPoint.
На прошлых уроках мы с вами познакомились с понятием файла и файловой системы. Давайте вспомним эти понятия, ответив на вопросы: (слайд 1,2)
1. Что такое файл?
2. Из каких частей состоит имя файла?
3. Какие правила записи имени файла следует соблюдать?
4. Какие операции можно совершать с файлами?
5. Где хранится информация в памяти компьютера?
6. Опишите систему хранения файлов на диске.
3. Изучение нового материала (сопровождается показом слайдов) .
Любая информация на компьютере обрабатывается с помощью электрических сигналов и представляется с помощью чисел. Как же это происходит? Давайте попытаемся заглянуть внутрь машинной памяти. Её можно представить в виде листа в клеточку. В каждой «клетке» хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Они показывают два состояния электронной схемы:
0 - выключено;
1 - включено.
Каждая «клетка» памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1 - значения битов. С помощью последовательности битов можно представить самую разнообразную информацию, то есть закодировать.
Двоичное кодирование – представление информации в форме, воспринимаемой компьютером, т.е. двоичном или цифровом коде.
Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.
Сегодня мы рассмотрим, как представить числа в виде нулей и единиц - двоичное кодирование числовой информации.
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с помощью набора специальных символов.
Системы счисления – правила записи чисел с помощью определенного набора символов, называемых цифрами.
Десятичная СС.
Система счисления, которой пользуемся мы с вами, называется десятичной СС. Для записи числа используются 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Десять единиц одного разряда составляют одну единицу следующего старшего разряда. Количество цифр в системе счисления называется её основанием.
Основание нашей системы = 10. Например: 200910
При записи чисел значение каждой цифры зависит от её положения.
Место для цифры в числе называется разрядом. Разряды нумеруются справа налево:
3 2 1 0
200910
Система счисления, в которой значение цифры зависит от местоположения, называется позиционной СС.
Все числа в компьютере представляются в двоичной СС, потому что двоичными цифрами удобно обозначать 2 состояния электронной схемы:
0 - выключено;
1- включено.
Основание двоичной СС = 2. Например: 1001102
Для перевода десятичного числа в систему с основанием 2 необходимо данное число делить на основание 2 и записать остатки от деления в обратном порядке.
Пример 1: Перевести десятичное число 499 в двоичный код.
Чтобы получить двоичный код числа 499 заполним таблицу:
499
249
124
62
31
15
7
3
1
1
1
0
0
1
1
1
1
1
В первую ячейку верхней строки запишем число 499. В каждую следующую – результат целочисленного деления на 2. В ячейки нижней строки запишем остатки от деления на 2 стоящих в верхней строке чисел. Если запишем остатки, начиная с последнего, то получим двоичный код числа 499: 49910 = 1111100112
Пример 2: Перевести десятичное число 21 в двоичный код.
Можно делить на 2 столбиком и выписывать последнее частное и остатки в обратном порядке:
2110 = 101012
А как из двоичного кода получить десятичное число? Двоичный код можно представить таким образом:
2 - туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад.
3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево.
4 - и.п.
5 - 8 - то же в другую сторону.
Повторить 3 раза. Темп средний.
4. Закрепление нового материала.
Теперь попробуйте выполнить следующие примеры самостоятельно:
1. Перевести десятичное число 39 в двоичный код.
2. Перевести двоичное число 110012 в десятичную СС.
4. Итоги урока. Рефлексия.
Ребята, понравился ли вам наш сегодняшний урок? Ребята показывают имеющиеся у них смайлики:
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
Ребята отвечают: познакомились с представлением информации в компьютере; узнали, что такое биты; научились десятичные числа представлять в двоичном виде и наоборот.
Какие вопросы возникли по ходу урока?
Ребята отвечают: с числами то все в порядке, понятно, но как тексты, звуки, рисунки представлять в виде 0 и 1? (Постановка проблемы, мотивация следующих занятий).
А это мы узнаем уже на следующих уроках.
4. Домашнее задание.
Ребята! Послушайте стихотворение:
Ей было 1100 лет Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног, Она бежала по дороге. За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И 10 загорелый рук Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих газ Оглядывали мир привычно. Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
1. В чем заключается «неразбериха» в стихотворении?