Планируемые образовательные результаты:
предметные – обобщённые представления о различных способах представления информации;
метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми.
Решаемые учебные задачи:
1) расширение и систематизация представлений учащихся о знаках и знаковых системах;
2) систематизация представлений о языке как знаковой системе;
3) установление общего и различий в естественных и формальных языках;
4) систематизация знаний о формах представления информации.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Знак, знаковая система, естественные языки, формальные языки, формы представления информации.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
презентация «Представление информации» из электронного приложения к учебнику.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация «Виды знаков по способу восприятия»;
2) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы»;
3) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы»;
4) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Символы»
5) анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию»;
6) анимация «Использование символов для технических устройств»;
7) анимация «Использование символов для живых существ»;
8) тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9»;
9) демонстрация к лекции «Информация и письменность»;
10) демонстрация к лекции «Языки естественные и формальные».
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку информатики "Представление информации"»
6 урок.
Проверка Д/З
Задание на дом
§1.4, вопросы и задания 1–9 к параграфу,
№ 24–28 в РТ.
Дополнительные задания :
1) по материалам ЭОР «Клинопись и иероглифы» подготовить сообщение о том, как были расшифрованы древнеперсидские письмена;
2) по материалам ЭОР «История письменности» подготовить сообщение о том, как люди научились писать.
КРОССВОРД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
И формация
хранение
Об аботка
П редача
Предст вление
бор
Информационные процессы
Сбор
Получение новой информации
Обработка
Изменение формы представления
Передача
Выходная информация
Обработка информации
входная информация
Внутренняя память
Хранение
Внешняя память
представление
6 урок.
Представление информации
Цель урока:
Расширить представления о различных способах представления информации
Тема: Представление информации
Ключевые слова:
- Знак,
- знаковая система,
- естественные языки,
- формальные языки,
- формы представления информации
Задачи урока:
Научиться:
Узнать:
Что значит ….
Различать …..
Что относится к …
Приводить примеры …
Какие бывают …
Соотносить ….
Знаки и их виды
Знак представляет собой заменитель объекта.
Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.
Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла.
Знак
Пиктограмма
Символ
Соглашение явное
Неявное соглашение (по договорённости)
Знаки
Символы
Пиктограммы
Связь между формой знака и его смыслом устанавливается по договорённости.
Форма знака позволяет догадаться о его смысле.
Знаки и знаковые системы
Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.
Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.
Язык как знаковая система
Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.
Формы представления информации
Знаковая
Образная
звук
изображение
информация
информация
на формальном
на естественном
языке
языке
ax2 + bx + c2 = 0
языки,
d = b2 - 4ac
используемые
для общения
между людьми,
называются
естественными
языками
Формы представления информации
Человек может представить информацию в знаковой или образной форме:
- знаковое представление информации дискретно; образное представление информации непрерывно.
- знаковое представление информации дискретно;
- образное представление информации непрерывно.
Кодирование - представление информации в той или иной форме.
Задания в РТ №24, №26
Вопросы и задания
К какой разновидности языков (естественных или формальных) может быть отнесена морская флажковая азбука?
Что такое знаковая система? Попытайтесь описать русский язык как знаковую систему. Опишите десятичную систему счисления как знаковую систему.
Что такое знак? Приведите примеры знаков, используемых в общении людей.
В каких случаях можно знаки формальных языков включать в тексты на естественном языке? Где вы с этим встречались?
Задания
Укажите, какой смысл имеют пиктограммы:
Практическая работа
Спасибо
за
работу на уроке