Тема: Алгоритмы с ветвлениями
Тип урока: урок закрепления материала
Цель: закрепить понятие «алгоритмы с ветвлениями»; научить учащихся составлять алгоритмы с ветвлениями по заданным правилам;
Задачи:
Образовательная: продолжить знакомить учащихся с правилами построения алгоритмов с ветвлением; закрепить знакомство с графическим способом записи алгоритмов.
Развивающая: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, умению планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
Воспитательная: создать условия для воспитания творческой активности учащихся, самостоятельности.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, учебник: Информатика для 6 класса, Босова Л.Л.
Методы: словесный (беседа), практический (повторение, упражнения).
Ход урока:
I Организационный этап. (2 мин)
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня мы с вами продолжим изучать тему: «Алгоритмы с ветвлениями». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему. Сейчас я вам дам листочек заполните присутствующих.
II. Проверка домашнего задания. (6 мин.)
Давайте проверим домашнее задание, для начала напомните задание (привести три примера из повседневной жизни на алгоритмы с ветвлением и записать их с помощью блок-схем.) Разберем несколько заданий.
III. Выполнение устных и письменных заданий. (7 мин)
1. Теперь вспомним:
- Ребята, кто мне скажет, что такое алгоритм? (это последовательность команд, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи.)
- С какими типами алгоритмов вы уже познакомились? (линейный алгоритм и алгоритм ветвления)
- Что же такое линейный алгоритм? (алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом называется линейным)
- Какая форма организации действий называется ветвлением? (Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.)
Молодцы, знаете определения, но давайте вспомним, как правильно нужно записывать блок – схему: при составлении блок – схем вам необходимо пользоваться карандашом, рисунок должен получаться аккуратным –эти правила необходимо вам соблюдать, так как они будут влиять на оценку вашей всей работы.
2.А теперь я вам буду задавать вопросы и предлагать несколько вариантов ответов, вы должны будете выбрать один правильный вариант ответа. (презентация, слайд 2)
1) Что такое блок-схема?
а) овалы и прямоугольники;
б) шаги алгоритма, выполняемые последовательно;
в) специальные обозначения;
г) определенная форма записи алгоритмов.
2)При помощи какой блок-схемы обозначается ввод или вывод данных в алгоритме? (слайд 3)
а) параллелограмм;
б) прямоугольник;
в) овал;
г) ромб.
3 ) При помощи какой блок-схемы обозначается начало или конец алгоритма? (слайд 4)
а) параллелограмм;
б) прямоугольник;
в) овал;
г) ромб.
4) При помощи, какой блок-схемы обозначается выполнение действий в алгоритме? (слайд 5)
а) параллелограмм;
б) прямоугольник;
в) овал;
г) ромб.
5) К какому типу алгоритмов относится этот алгоритм? (слайд 6)
а) линейный алгоритм;
б) алгоритм с ветвлениями.
6) К какому типу алгоритмов относится этот алгоритм? (слайд 7)
а) линейный алгоритм;
б) алгоритм с ветвлениями.
Замечательно, знаете основные элементы блок – схемы и типы алгоритмов.
IV. Физ.минутка. (2 мин.)
Давайте отдохнем и выполним упражнения для глаз: можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
V. Мотивационный этап. (2 мин)
Давайте ответим на вопрос: какую роль играют в нашей жизни алгоритмы?
VI. Закрепление навыков по работе с понятием «ветвление» в алгоритмах. (18 мин)
Сейчас вам необходимо изобразить в виде блок- схемы последовательность ученика 6 класса Мухина Васи, которую он представляет себе так: «Если Павлик дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и вместе готовить доклад по биологии. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение.» Выполняем задание в течение 5 минут и проверяем (слайд 8-9).
Справились, молодцы!
Теперь запишите блок- схему по условию следующей задачи: Из трех монет одинакового достоинства одна монета фальшивая (более легкая). Как ее найти при помощи одного взвешивания на чашечных весах без гирь.
Выполняем задание в течение 5 минут и проверяем (слайд 10-11).
Очень хорошо справились с заданиями!
VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание (2 мин)
Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (закрепляли навыки работы с алгоритмами ветвления при решении задач). А теперь запишите домашнее задание: стр. 80 задание №9: записать блок – схему задачи (слайд 12). Выставление оценок.
Критерии оценивания учащихся:
1.Активность учащихся на уроке;
2.Решение задач;
3. Дисциплинированность.
VIII. Рефлексия. (1 мин.)
-Ребята понравился ли вам урок? (Чем?)
- Была ли ваша работа сегодня продуктивной? (Почему?)
Спасибо за активную работу на уроке, желаю вам всего хорошего, до свидания!
Дополнительное задание (слайд 13):
Вам необходимо записать условие задачи по блок – схеме: