kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока информатики по теме: "Блок-схема алгоритма. Ветвление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока информатики по теме:"Блок-схема алгоритма. Ветвление"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики по теме: "Блок-схема алгоритма. Ветвление"»



Технологическая карта урока

ФИО: Киргизова В. А.

Дата проведения: 11.03.21.

УМК: Перспективная начальная школа

Класс:

Предмет: Информатика

Тема урока: «Блок - схема алгоритма. Ветвление»

Цель урока: создание условий для формирования представления о блок-схеме как форме представления алгоритмов; для формирования умений составлять алгоритмы с ветвлением.

Задачи:

Обучающая: совершенствование умения составлять и выполнять алгоритмы; учить учащихся строить алгоритмы с ветвлением.

ветвлением

Развивающая: развивать внимание, алгоритмическое и образное мышление; развивать умение формулировать собственную точку зрения, аргументировать высказанное мнение.

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знание об алгоритме и ветвлении в алгоритме.

- умение составлять и выполнять алгоритмы;

- умение строить алгоритмы с ветвлением.



Метапредметные:

  • понимают учебную задачу урока;

  • отвечают на вопросы;

  • контролируют свою деятельность.

  • Корректируют свою деятельность.

  • обобщают собственные представления;

  • слушают учителя и ведут диалог;

  • оценивают свои достижения на уроке.



Личностные:

  • способность к самостоятельной учебной деятельности;

  • личная ответственность за результаты своего труда;

  • мотивация к обучению;

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.



Тип урока: Открытие новых знаний.

Методы и формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа,

Приемы: «Поздороваемся ладошками»

Учебник: Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова «Информатика и ИКТ», 3 класс, часть 2. – М. Академкнига/учебник, 2005 год.

Техническое оборудование и ПО: карточки к игре «Угадай героя», раздаточный материал.

Структура урока:

I. Организационный момент (3 мин)

II. Актуализация знаний (8 мин)

III. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. (3 мин)

IV. Открытие новых знаний (8 мин)

V. Закрепление полученных знаний (10 мин)

VI. Подведение итогов урока (3 мин)

VII. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

VIII. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя/ учащихся

УУД:

I. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики у вас проведу я.

«Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем»

- А сейчас давайте поздороваемся ладошками, говоря при этом:

ЖЕЛАЮ (большими пальцами)

УСПЕХА (указательными пальцами)

БОЛЬШОГО (средними пальцами)

ВО ВСЕМ (мизинцами)

ЗДРАВСТВУЙ (всей ладонью)

(Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на учебный процесс)

Личностные:

самоопределение к деятельности.

II. Актуализация знаний

-Посмотрите, у нас на доске зашифровано слово, попробуйте его разгадать.

МАРОГЛИТ

(АЛГОРИТМ)

- Хорошо, ребята, скажите, а что такое алгоритм?

(Алгоритм – это план решения задачи или достижения цели).

- Скажите, кто или что может выполнять алгоритм? (человек, животное, машина)

- Как одним словом можно их назвать? (исполнитель алгоритмов)

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай героя». Вам нужно угадать исполнителей алгоритмов по образу, которые я буду вам показывать, а также по небольшой характеристике этого героя.

1. Герой, который живет в Компьютерной Долине и умеет двигаться только вперед, поворачиваться вправо и влево.

(Энтик)

2. Персонаж, который перемещает по клетчатому полю предметы, буквы, числа, и так далее.

(Перемещайка)

3. Герой, который может отмерить заданное количество воды с помощью двух ведер – большого и маленького.

(Переливайка)

4. Персонаж, который умеет различать цвета и находить клетки по адресам.

(Мышка)

-Хорошо, ребята!

Познавательные

-установление причинно-следственных связей

Коммуникативные:

-сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Истина - Ложь». Я загадаю имя ученика из класса. А вы должны отгадать, кто это, но при этом вы можете задавать только те вопросы, на которые можно ответить только «Истина» или «Ложь».

(Учитель загадывает учащегося, а ученики отгадывают)

- Кто же у нас остался? Почему? (Потому что этот человек подходит по всем признакам)

- Верно, эти признаки мы по-другому можем назвать условиями моей задачи? (Да, можем)

- Хорошо, откройте учебник на странице 17, прочитайте тему урока. А теперь попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

(Называют тему урока. Цель нашего занятия: узнать о блок – схеме, научиться составлять алгоритм с ветвлением)

-Молодцы!

Познавательные

-формулируют проблему.

Регулятивные:

-принятие и удержание цели

-постановка учебных задач

-определяют тему и цель урока

-планирование своей деятельности.

Коммуникативные

-осознанное построение речевого высказывания

-сотрудничество с учителем.

IV. Открытие новых знаний

- Друзья, сегодня мы будем оценивать свою работу на уроке при помощи таблички. Обозначайте в ней с помощью знаков свою деятельность по ходу урока:

«+» - если вы справились с заданием.

«?» - если вам было не очень понятно это задание и необходимо поработать над ним еще.

«-» - если вы ничего не поняли и не справились с заданиями.

- Продолжаем наш урок.

- Посмотрите, Маше задали решить задачу:

«В книге 20 страниц. Саша читает по X страниц каждый день. Сколько страниц ему останется прочитать через 7 дней?»

- Маша составила алгоритм для Считайки:

Начало

S: = 7*X

D: = 20 – S

Покажи D

Конец

- Ребята, Маша использовала переменные:

Прочитайте, что обозначает переменная S. (Число страниц, которые Саша может прочитать за 7 дней).

Что обозначает переменная D. (Число страниц, которые осталось прочитать через 7 дней).

- При каких значениях X алгоритм дает правильный ответ?

(Если X= 1 или 2, алгоритм дает правильный ответ)

-Хорошо, а если X2?

(Если X2, за 7 дней Саша прочитает всю книгу, то есть ему останется прочитать 0 страниц)

- В этом случае алгоритм даст правильный ответ?

(В этом случае алгоритм не дает правильного ответа)

- Вы правы, поэтому нам необходимо исправить алгоритм, составленный Машей. Посмотрите, что изменилось? Какие слова вы увидели в исправленном алгоритме? (Добавились слова «Если», «То», «Иначе»)

- Действительно,

Слово ЕСЛИ показывает, что в алгоритме есть условие

Слова ТО или ИНАЧЕ показывают какие действия следует выполнять в алгоритме.

Начало

S: = 7*X

Если SD:= 20 – S. Иначе D:=0

Конец

- Ребята, Считайка может определить истинность высказывания S

Блок схема – это графическое представление алгоритма.

- Посмотрите на блок – схему, которая показана на странице 18.

- Что мы там видим, ребята? Из чего состоит блок – схема? (Блок – схема состоит из фигур, соединенных линиями)

-Вы абсолютно правы! Давайте посмотрим, а что же означают эти фигуры – блоки? Что обозначает прямоугольник?

(Прямоугольник означает шаг алгоритма)

- Хорошо, а что обозначает овал?

(Овал означает начало или конец алгоритма)

- А что же означает ромб?

(Ромб означает выбор следующего шага алгоритма).

- Действительно, а высказывание, которое записано в ромбе, называют условием, а сам ромб – блоком проверки условия.

- Ребята, назовите номер блока проверки условия.

(номер 3).

- Хорошо, а теперь скажите, какое высказывание является условием? (Высказывание, которое записано в ромбе под номером 3 «S

- Вы правы, а теперь назовите любое значение S, при котором условие истинно.

(Учащиеся называют все числа, меньше 20)

- Отлично, назовите номера блоков, которые выполняются, если условие истинно.

(5, 6, 7).

- А теперь назовите номера блоков, которые выполняются, если условие ложно.

(4, 6, 7)

-Молодцы, очень хорошо!

- Обозначьте свою работу над данным заданием в табличке, которая лежит на ваших партах.

- Продолжаем. Обратите внимание на страницу 19. Перед вами различные участки алгоритма. Эти участки алгоритма называются так:

№1 и №2 – ветвление, № 3- линейный участок.

- Ребята, прочитайте, что такое ветвление ниже участков алгоритма. (Читают определение: Ветвление содержит блок проверки условия. Если условие истинно, следующим выполняется один шаг алгоритма, если ложно – другой)

- Итак, ветвление – это алгоритм, в котором в зависимости от некоторого условия выполняется либо одна, либо другая последовательность команд.

- Как вы думаете, ребята, какие блоки обязательно есть в любом алгоритме. А каких может не быть?

(В каждом алгоритме должны быть блоки «начало или конец алгоритма» и «шаг алгоритма». Может не быть такого блока, как «выбор следующего шага алгоритма»)

- Действительно! Посмотрите на линейный участок № 3. Скажите, на линейном участке выполняются все шаги? (Да, на нем выполняются все шаги)

- Хорошо, а на ветвлении под номерами № 1 и № 2 обязательно выполняется каждый шаг?

(Нет, это будет зависеть от условия алгоритма)

- Ребята, приведите примеры из вашей жизни, когда вы встречались с алгоритмами. (Приводят примеры)

- Сейчас я предлагаю вам составить алгоритм «Погода». (Учитель вывешивает свой алгоритм на доске)

-В условии будет сказано: «Идет дождь». Если это истина, что мы будем делать? (Возьмем зонт – идем на прогулку) А если это ложь? (Не берем зонт – идем на прогулку)

- Прекрасно!

- Попробуйте предложить свой алгоритм с ветвлением.

(«Покупка», «Поход в кино»)

Познавательные:

-умеют читать необходимую информацию из текста.

- отвечают на вопросы;

- обобщают собственные представления.

Регулятивные:

- контролируют свою деятельность.

- корректируют свою деятельность.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать,

- правильно отвечать на поставленный вопрос.



V. Физкультминутка.

«Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Вверх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их отпускаем.

Кулачки сейчас сожмем

И опять писать начнем»


VI. Закрепление полученных знаний

- А теперь давайте сделаем задание № 13 самостоятельно:

Напиши любое одно значение переменной, при котором высказывание истинно.

b 10 ________ q

T = 100 _______ a – a = a _________


(b 10, при b = 11, 12, 13, 14, 15 и т.д.

T= 100 при T=100

q q=0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

a-a=a при 0-0=0)

- Хорошо, а теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте свой ответы. (Взаимопроверка)

- Ребята, обратите внимание на задание № 14:

Начальное значение переменной X равно 1. Что будет на экране Считайки, когда он выполнит алгоритм?

- Давайте выполним это задание на доске. (Учитель вызывает сначала одного ученика, а после другого)

a. На экране: X= 0

b. На экране: X= 90

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

- планируют свое действие в соответствии с задачей.

- осуществлять самопроверку и оценивают деятельность друг друга при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству при выполнении учебного задания.  


VII. Подведение итогов урока

Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

(Мы узнали что такое блок – схема и ветвление алгоритма)

-Хорошо, скажите, что такое блок- схема?

(Графически представленный алгоритм)

- А что такое ветвление? (Ветвление – это тот алгоритм, который выполняется при определенном условии.

Оно может быть истинно или ложно).

- Хорошо, посмотрите на мой алгоритм.

- Что означает ромб? (Блок проверки условия)

- Хорошо, а что означает прямоугольник? (Шаг алгоритма)

- Вы правы! Молодцы!


Регулятивные:

- самооценка;

- контроль деятельности.

Познавательные:

-умение строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные:

- умение слушать собеседника.


VIII. Рефлексия учебной деятельности

- Какое впечатление у вас осталось от урока?

(Ответы детей)

- Ребята, поднимите руки те, кто обозначил свою работу на уроке только при помощи «+», а теперь те, кто обозначил свою деятельность знаком «?». А есть ли те, кто поставил «-»?

Если есть те, кто поставил знак «?», то учитель говорит, что необходимо поработать над этой темой урока и быть внимательнее в следующий раз!

-Хорошо, я очень рада, что вам все было понятно!

Личностные:

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

IX. Домашнее задание

- Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание: С. 22 № 16. В этом задании вам нужно отметить все четырехугольники галочкой и для каждого четырехугольника выполнить алгоритм.




Учитель:_______________/Михайлова В. А./

Методист:________________/Редрова Т.В./

Оценка:______________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока информатики по теме: "Блок-схема алгоритма. Ветвление"

Автор: Валерия Александровна Киргизова

Дата: 19.12.2021

Номер свидетельства: 595317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства