- Друзья, сегодня мы будем оценивать свою работу на уроке при помощи таблички. Обозначайте в ней с помощью знаков свою деятельность по ходу урока: «+» - если вы справились с заданием. «?» - если вам было не очень понятно это задание и необходимо поработать над ним еще. «-» - если вы ничего не поняли и не справились с заданиями. - Продолжаем наш урок. - Посмотрите, Маше задали решить задачу: «В книге 20 страниц. Саша читает по X страниц каждый день. Сколько страниц ему останется прочитать через 7 дней?» - Маша составила алгоритм для Считайки: Начало S: = 7*X D: = 20 – S Покажи D Конец - Ребята, Маша использовала переменные: Прочитайте, что обозначает переменная S. (Число страниц, которые Саша может прочитать за 7 дней). Что обозначает переменная D. (Число страниц, которые осталось прочитать через 7 дней). - При каких значениях X алгоритм дает правильный ответ? (Если X= 1 или 2, алгоритм дает правильный ответ) -Хорошо, а если X2? (Если X2, за 7 дней Саша прочитает всю книгу, то есть ему останется прочитать 0 страниц) - В этом случае алгоритм даст правильный ответ? (В этом случае алгоритм не дает правильного ответа) - Вы правы, поэтому нам необходимо исправить алгоритм, составленный Машей. Посмотрите, что изменилось? Какие слова вы увидели в исправленном алгоритме? (Добавились слова «Если», «То», «Иначе») - Действительно, Слово ЕСЛИ показывает, что в алгоритме есть условие Слова ТО или ИНАЧЕ показывают какие действия следует выполнять в алгоритме. Начало S: = 7*X Если SD:= 20 – S. Иначе D:=0 Конец - Ребята, Считайка может определить истинность высказывания S Блок схема – это графическое представление алгоритма. - Посмотрите на блок – схему, которая показана на странице 18. - Что мы там видим, ребята? Из чего состоит блок – схема? (Блок – схема состоит из фигур, соединенных линиями) -Вы абсолютно правы! Давайте посмотрим, а что же означают эти фигуры – блоки? Что обозначает прямоугольник? (Прямоугольник означает шаг алгоритма) - Хорошо, а что обозначает овал? (Овал означает начало или конец алгоритма) - А что же означает ромб? (Ромб означает выбор следующего шага алгоритма). - Действительно, а высказывание, которое записано в ромбе, называют условием, а сам ромб – блоком проверки условия. - Ребята, назовите номер блока проверки условия. (номер 3). - Хорошо, а теперь скажите, какое высказывание является условием? (Высказывание, которое записано в ромбе под номером 3 «S - Вы правы, а теперь назовите любое значение S, при котором условие истинно. (Учащиеся называют все числа, меньше 20) - Отлично, назовите номера блоков, которые выполняются, если условие истинно. (5, 6, 7). - А теперь назовите номера блоков, которые выполняются, если условие ложно. (4, 6, 7) -Молодцы, очень хорошо! - Обозначьте свою работу над данным заданием в табличке, которая лежит на ваших партах. - Продолжаем. Обратите внимание на страницу 19. Перед вами различные участки алгоритма. Эти участки алгоритма называются так: №1 и №2 – ветвление, № 3- линейный участок. - Ребята, прочитайте, что такое ветвление ниже участков алгоритма. (Читают определение: Ветвление содержит блок проверки условия. Если условие истинно, следующим выполняется один шаг алгоритма, если ложно – другой) - Итак, ветвление – это алгоритм, в котором в зависимости от некоторого условия выполняется либо одна, либо другая последовательность команд. - Как вы думаете, ребята, какие блоки обязательно есть в любом алгоритме. А каких может не быть? (В каждом алгоритме должны быть блоки «начало или конец алгоритма» и «шаг алгоритма». Может не быть такого блока, как «выбор следующего шага алгоритма») - Действительно! Посмотрите на линейный участок № 3. Скажите, на линейном участке выполняются все шаги? (Да, на нем выполняются все шаги) - Хорошо, а на ветвлении под номерами № 1 и № 2 обязательно выполняется каждый шаг? (Нет, это будет зависеть от условия алгоритма) - Ребята, приведите примеры из вашей жизни, когда вы встречались с алгоритмами. (Приводят примеры) - Сейчас я предлагаю вам составить алгоритм «Погода». (Учитель вывешивает свой алгоритм на доске) -В условии будет сказано: «Идет дождь». Если это истина, что мы будем делать? (Возьмем зонт – идем на прогулку) А если это ложь? (Не берем зонт – идем на прогулку) - Прекрасно! - Попробуйте предложить свой алгоритм с ветвлением. («Покупка», «Поход в кино») |