Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах», бутылка с запиской, карта, магнитный кораблик, наглядный материал, таблички, «волшебные листья», осьминожки.
Ход урока:
Введение.
Отгадайте кроссворд:
Какая фигура используется для записи в алгоритмах начала и конца? (овал)
Как называется алгоритм в котором есть условие с вопросом? (ветвление)
Как называется пошаговое выполнение команд? (алгоритм)
Какая фигура используется для записи условия (вопроса)? (ромб)
Как называется первая команда в любом алгоритме? (начало)
Как называется алгоритм в котором есть повтор? 9цикличеный)
Как называется последняя команда в любом алгоритме? (конец)
-Какое ключевое слово получилось? (повторение)
-Какая будет тема урока сегодня? (повторение)
-Что мы будем делать сегодня на уроке? Назовите задачи нашего урока.
составлять алгоритм.
Выполнять алгоритмы
Записывать схемы алгоритма.
Вспоминать виды алгоритмов.
Записывать условия алгоритмов.
- Нужно ли нам повторять эту тему?
1. «Отправляемся в путешествие».
-Сегодня утром нашла в классе странную бутылку.(Бутылка интересной формы, внутри записка) Посмотрим , что там внутри.
« Отправился в путешествие на остров Обезьян. Попал в шторм . где я? Помогите. Янт.»
- Как вы думаете, что случилось с Янтом?
- конечно, мы должны помочь ему, а значит, мы отправляемся в путешествие по морю.
- Это, ребята, старая карта, она поможет нам. Будем путешествовать по ней.
2. «Путешествие по карте»
1) О с т р о в О б е з ь я н.(Составление линейного алгоритма)
- Самый первый остров – это остров Обезьян. Поплывем туда.
Мы смешные обезьянки
Любим бегать и скакать,
С нами быстро поиграйте –
Мы поможем путь узнать.
- Обезьянки укажут нам путь, если мы с ними поиграем.
- Нужно составить алгоритм « Съешь банан». (Детям раздаются алгоритмы с перепутанными шагами. Нужно расставить их в правильном порядке)
Начало
Вымой руки
Возьми банан
Почисть шкурку
Выкинь шкурку в мусорное ведро
Съешь банан
Конец
- Обезьянки говорят, что Янт поплыл к бухте Водяного.
2) Б у х т а В о д я н о г о. ( Исполнение алгоритма , записанного условными знаками).
Я просил прислать мне друга.
Что прислали ? Не пойму!
Что за шифр такой, ребята?
Разгадать я не могу.
- Поможем Водяному, а он скажет , где Янт.
- Как вы думаете, что прислали Водяному? (линейный алгоритм, записанный условными знаками)
Алгоритм записан на листах. Дети выполняют его в парах. Двое работают у доски.
- Выполним его.
- Какого же друга прислали Водяному? ( щенка)
- Что нужно знать чтобы выполнить такой алгоритм?
-Водяной сказал, что Янт в гостях у Русалок.
3) С к а л а Р у с а л о к. (Определение вида алгоритма)
- На этой скале живут Русалки. Они знают очень много, но вот с алгоритмами просто беда. В морской школе им разложить схемы алгоритмов. Надо помочь определить , что за алгоритмы.
Мы, русалки . загадали
То, что сами не узнали.
Где тут цикл, а где ветвленье?
Знают дети без сомненья.
Молча покажите нам,
Путь дальнейший скажем вам.
Дети работают в парах. Определяют схемы алгоритма.
- Янт отправился к Водовороту осьминога.
4) В о д о в о р о т О с ь м и н о г а. ( составление алгоритма с циклом)
- Наш путь лежит к Водовороту осьминога.
- Ребята, осьминог не может узнать, кто из этих малышей – его сын.
У меня случилось горе –
Сын мой убежал из дома.
Вот четыре осьминожка,
Кто из них мой милый крошка?
- Правильно ли поступил малыш убежав из дома?
- Все осьминожки в мешке. Мы должны составить алгоритм нахождения осьминога. Необходимо соблюдать признаки осьминога6
Семь щупалец.
Есть шляпка.
Улыбается.
- Ребята, алгоритм на доске рассыпался, давайте его составим и проверим какой осьминог сбежал.
Начало.
Достань осьминога.
Сосчитай щупальца.
Найди шляпку.
Посмотри, есть ли улыбка.
Все признаки совпали?
Отпусти.
Конец.
Учитель вызывает ученика, который выполняет действия.
_ осьминог радостях сказал, что Янт точно на острове затонувших кораблей. И дал нам листья лилии.
О с т р о в з а т о н у в ш и х к о р а д л е й .
- но оказывается, на остров попасть не так просто: вокруг – мель и корабль не пройдет.
- хорошо, что осьминог дал нам волшебные листья лилии. Они не тонут в воде.
- Кто пойдет на остров за Янтом?
2 ученика становятся на расстоянии 3 метров от доски. Учитель дает им 2 листа. Их задача – добраться до доски и коснуться её.
- Только помните, что наступать можно только на листья.
- как действовать нашим смельчакам?
- Составим алгоритм.
Начало.
Положи лист.
Встань на лист.
Положи 2 лист
Встань на него.
Дошёл до доски.
Конец.
- Когда цикл прекратиться?
2. Итог урока.
- Вот наш путь и окончен. Янт нашёлся.
- Янт так рад, что вы его нашли. Он хочет узнать какие приключения у вас были и дает вм задание: придумать 2 вопроса правильных о ваших приключениях и 2 неправильных.
- Давайте вспомним какие у нас были задачи урока, все ли мы повторили?
- Перед вами маленькие Янтики закрасьте их или синим, или зеленым цветом.