kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология поиска информации средствами сети Интернет : поисковые системы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся Беседа - Расскажите, какими способами поиска информации в книгах, справочниках, энциклопедиях вы пользовались. Учитель подводит итоги беседы и систематизирует ответы учащихся. Рассказ учителя За века, прошедшие со времени изобретения книг, че¬ловечество придумало только три основных способа поиска информации в книгах с большим количеством страниц. И каж¬дый из нас сталкивался с ними еще до своего первого выхода в Интернет. Это поиск с помощью оглавления, ссылок и пред¬метного указателя. Оказывается, в Интернете используются эти же способы для поиска нужной страницы, только они ав¬томатизированы и выполняются специальными программами. Рассмотрим каждый из этих способов. III. Изучение нового материала 1. Способы поиска информации. Рассказ учителя 1.1. Каталоги Первый способ поиска информации в книге – это поиск с помощью оглавления. Желая найти интересующую нас информацию, мы, в первую очередь, обращаемся именно к нему. Это самый естественный способ поиска нужной стра¬ницы. Вы отлично знаете, как пользоваться оглавлением в книге. Вы его просматриваете, находите нужную главу, номер страницы и открываете ее, пролистав книгу. В Интернете этому способу поиска соответствуют ката¬логи. Это один из старейших сервисов Интернета. В середине 1990-х годов именно каталоги были основным способом упорядочения информации в Интернете. В каталогах содержится набор ссылок на сайты с кратким их описанием. Страницы (сайты) внутри каталога расположены по темам (рубрикам), а внутри тем ранжированы или по индексу цитирования, или по дате добавления, или по алфавиту, или по другому параметру. В зависимости от широты тематики ссылок каталоги могут быть общими и специализированными (тематическими). На сегодняшний день наиболее популярный Интернет-каталог – Yahoo!. Процесс поиска информации с помощью каталогов вы¬глядит так: ? пользователь последовательно просматривает оглавле¬ние каталога; ? выбирает нужную рубрику; ? просматривает относящиеся к ней сайты; ? переходит на нужный сайт или страницу. 1.2. Ссылки. Второй привычный для нас способ поиска — это использование ссылок в тексте на нужные страницы книги. При ссылке на какую-либо страницу (например, с. 24), читатель должен открыть указанную страницу 24 и найти в ее тексте интересующий его фрагмент. В Интернете механизм ссылок со страницы на страни¬цу превратили в автоматические ссылки, на которые пользователь просто щелкает мышкой. Ссылки в Интернете называются гипертекстовыми ссылками (приставка «гипер» означает, что ссылка уводит за пределы текста, на другую страницу). С работой по гиперссылкам вы уже познакомились на предыдущем уроке. Ссылки – это основной, «корневой» принцип Интернета, а ведь по сути это старая идея, просто автоматизированная текстовая ссылка. Ссылки в каталогах и на обычных сайтах могут расставляться автоматически при формировании Web-страницы, но чаще всего их расставляют вручную: Web-мастер размечает специальными пометками фрагмент текста и присоединяет к нему адрес соответствующей страницы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология поиска информации средствами сети Интернет : поисковые системы.»

Тема: Технология поиска информации средствами сети Интернет :

поисковые системы.


Цель: ознакомить учащихся со способами поиска инфор­мации в Интернете; научить выбирать поисковую си­стему; формировать умения практического исполь­зования новых информационно-коммуникационных технологий, интернет-технологий.


Основные понятия:

каталоги, ссылки, поисковые указатели (ключевые слова), Интернет-поисковик, поисковые системы, релевантность, алгоритм поиска.


Тип урока: получение новых знаний.

Структура урока:

I.

Организационный момент………………………………………………………

2 мин

II.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………….

10 мин

III.

Изучение нового материала…………………………………………………….

20 мин

  1. Способы поиска информации.

  2. Поисковые системы.

  3. Принципы выбора поисковой системы

IV.

Закрепление новых знаний и умений учащихся……………………..

6 мин

V.

Итоги урока……………………………………………………………………………..

5 мин

VI.

Домашнее задание…………………………………………………………………...

2 мин


Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа

- Расскажите, какими способами поиска информации в книгах, справочниках, энциклопедиях вы пользовались.

Учитель подводит итоги беседы и систематизирует ответы учащихся.

Рассказ учителя

За века, прошедшие со времени изобретения книг, че­ловечество придумало только три основных способа поиска информации в книгах с большим количеством страниц. И каж­дый из нас сталкивался с ними еще до своего первого выхода в Интернет. Это поиск с помощью оглавления, ссылок и пред­метного указателя. Оказывается, в Интернете используются эти же способы для поиска нужной страницы, только они ав­томатизированы и выполняются специальными программами. Рассмотрим каждый из этих способов.

III. Изучение нового материала

1. Способы поиска информации.

Рассказ учителя

1.1. Каталоги

Первый способ поиска информации в книге – это поиск с помощью оглавления. Желая найти интересующую нас информацию, мы, в первую очередь, обращаемся именно к нему. Это самый естественный способ поиска нужной стра­ницы. Вы отлично знаете, как пользоваться оглавлением в книге. Вы его просматриваете, находите нужную главу, номер страницы и открываете ее, пролистав книгу.

В Интернете этому способу поиска соответствуют ката­логи. Это один из старейших сервисов Интернета. В середине 1990-х годов именно каталоги были основным способом упорядочения информации в Интернете. В каталогах содержится набор ссылок на сайты с кратким их описанием. Страницы (сайты) внутри каталога расположены по темам (рубрикам), а внутри тем ранжированы или по индексу цитирования, или по дате добавления, или по алфавиту, или по другому параметру.

В зависимости от широты тематики ссылок каталоги могут быть общими и специализированными (тематическими). На сегодняшний день наиболее популярный Интернет-каталог – Yahoo!.

Процесс поиска информации с помощью каталогов вы­глядит так:

  • пользователь последовательно просматривает оглавле­ние каталога;

  • выбирает нужную рубрику;

  • просматривает относящиеся к ней сайты;

  • переходит на нужный сайт или страницу.

1.2. Ссылки.

Второй привычный для нас способ поиска — это использование ссылок в тексте на нужные страницы книги. При ссылке на какую-либо страницу (например, с. 24), читатель
должен открыть указанную страницу 24 и найти в ее тексте интересующий его фрагмент.

В Интернете механизм ссылок со страницы на страни­цу превратили в автоматические ссылки, на которые пользователь просто щелкает мышкой. Ссылки в Интернете называются гипертекстовыми ссылками (приставка «гипер» означает, что ссылка уводит за пределы текста, на другую страницу). С работой по гиперссылкам вы уже познакомились на предыдущем уроке. Ссылки – это основной, «корневой» принцип Интернета, а ведь по сути это старая идея, просто автоматизированная текстовая ссылка. Ссылки в каталогах и на обычных сайтах могут расставляться автоматически при формировании Web-страницы, но чаще всего их расставляют вручную: Web-мастер размечает специальными пометками фрагмент текста и присоединяет к нему адрес соответствующей страницы.

1.3. Поисковые указатели (ключевые слова)

Третий, самый быстрый и эффективный способ поиска нужной информации – воспользоваться алфавитным списком наиболее важных терминов, так называемым предметным указателем. Такие предметные указатели помещаются в кон­це книги. Вы наверняка встречали его в учебниках, в научных и технических изданиях. В нем перечисляются важные для данной книги термины (ключевые слова) и указываются но­мера страниц, на которых эти термины встречаются. Именно эта идея поиска информации по ключевым словам, собранным в предметном указателе, послужила основой для создания по­исковых систем, или Интернет-поисковиков.

2. Поисковые системы.



  • Рассказ учителя

Поисковая система — это Web-сайт, предоставляющий воз­можность поиска информации в Интернете. Можно сказать, что пользователь, который вводит запрос в поисковую систему, об­ращается к предметному указателю (списку всех ключевых слов) Интернета с указанием страниц, на которых эти слова встречаются. Как правило, основной частью поисковой системы является поисковая машина. Это комплекс программ, обеспечивающий функционирование поисковой системы.

Поисковая машина обладает рядом пользовательских характеристик:

  • релевантность (степень соответствия найденной информации запросу; уместность результата);

  • полнота базы (чем обширнее область поиска, тем лучше)

  • скорость поиска;

  • актуальность ссылок;

  • дополнительные возможности (поиск похожих документов, ограничение области поиска).

Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность и полнота базы.



Это интересно

Одним из первых инструментов поиска в Интернете (до WWW) был Агсhie. Первой поисковой системой для Всемирной паутины был Wandex, уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэем из Массачусетского технологического института в 1993 году. Также в 1993 году появилась поисковая система Аliweb, работающая до сих пор. Поисковая система WebCrawler, запущенная в 1994 го­ду, позволяла пользователям искать по любым ключе­вым словам на любой Web-странице. С тех пор это стало стандартом для всех основных поисковых систем. Кроме того, это был первый поисковик, получивший всемирную известность.

Современные поисковые системы используют в своей работе определенный алгоритм поиска информации. Алго­ритм поиска это точное предписание поисковой машине совершить определенную последовательность действий, учесть определенные факторы для достижения наиболее релевантной выдачи за конечное число шагов. Алгоритм поисковых систем постоянно совершенствуется для улуч­шения релевантности результатов поиска.

В настоящее время на территории стран СНГ наиболее популярны поисковые системы Google, Яндекс, Rambler и др.




Работа в группах

Учащиеся объединяются в группы и получают карточки для работы. Учащиеся изучают информацию, представленную в карточках. Представители групп выступают с сообщениями.

















Карточка 1

Лидер поисковых машин Интернета Google (США) (рис. 6) охватывает более 60 % мирового рынка, а это значит, что 6 из 10 находящихся в сети людей обращаются к нему при поисках информации в Интернете. На сегодняшний день Google регистрирует ежедневно около 50 млн. поисковых запросов и индексирует более 8 млрд. Web-страниц. Google может находить информацию на 117 языках.

Основатели компании — Сергей Брин и Лэрри Пейдж. Компания Google была основана 4 сентября 1998 года.









Рис. 6. Логотип поисковой системы

Благодаря своим технологическим инновациям, Google стал обладателем множества наград, включая приз «Глас народа» за лучшие технические достижения и награду «Лучшая поисковая система в Интернете» от Yahoo! Internet Life. Google завоевал приз за «Техническое совершенство» журнала РС и «Лучшая поисковая машина» журнала The Net. Большое число компаний используют поисковые технологии Google на своих Web-сайтах.


Это интересно

Вид мадагаскарских муравьев был назван в честь сервиса Google, который помог открывателю в его исследованиях.

В одной из серий популярного японского аниме-сериала «Дневник смерти» главный герой Ягами Лайт пользуется поисковой системой Genle, дизайн ко­торой полностью повторяет дизайн Google.

























































Карточка 2

На территории постсоветского пространства есть аналогичные примеры успешных разработок поисковых систем. Компания Yandex (Россия) – одна из самых успеш­ных в области информационных технологий (рис. 7). Яндекс – российская IT-компания, владеющая одноименной системой поиска в сети и интернет-порталом. Поисковая система Яндекс является девятым среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов (566 млн.) и вторым крупнейшим неанглоязычным поисковым сервером (после китайского). Официально поисковая машина Yandex.ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool. Через два месяца, в ноябре 1997 года, был реализован естественно-языковый запрос. Теперь к Yandex.ru можно обращаться просто по-русски, задавать длинные запросы, например: «где купить компьютер», «генетически модифицированные продукты» или «коды международной телефонной связи» - и получать точные ответы. Средняя длина запроса в Yandex.ru сейчас – 2,7 слова. В 1997 году она составляла 1,2 слова, тогда пользователи поисковых машин были приучены к телеграфному стилю. В 1998 году на Yandex.ru появилась возможность «найти похожий документ», список найденных серверов, поиск в заданном диапазоне дат и сортировка результатов поиска по времени последнего изменения.

За этот год «объем» Рунета (русскоязычного Интер­нета) удвоился, что привело к необходимости оптими­зации поисковых механизмов. И тогда, и сейчас ско­рость поиска на Yandex.ru – доли секунды. За 1999 год Рунет вырос на порядок как в объемах текстов, так и в количестве пользователей. Это был год бурного раз­вития и для Уапйех.ги. Новый поисковый робот позво­лил оптимизировать и ускорить обход сайтов Рунета. Сегодня поисковая база Yandex.ru вдвое больше, чем у ближайших конкурентов.

Главный офис компании находится в Москве. У компа­нии есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. В 2008 году компания объявила об Yandex Labs – отделения компании в Калифорнии (США). Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, англий­ском, немецком и французском языках.







Рис. 7. Логотип поисковой системы


Это интересно

— Первым масштабным лозунгом, запущенны Яндексом, является фраза «Найдется все!» и после паузы следовало добавление: «...со временем» Само выражение быстро стало крылатым. Втор часть слогана выдается поисковиком, если по запросу ничего не найдено.

— Откуда произошло слово «Яндекс»? Само слово «Яндекс» - искусственное. Оно имеет своих авторов и свою историю. В 1993 году Аркадий Волож, будущий генеральный директор компа­нии «Яндекс», и Илья Сегалович, будущий ди­ректор по технологиям, разрабатывали, как потом выяснилось, главную технологию – поиск неструктурированной информации с учетом русского языка. Разработку надо было как-то на­звать. Илья помнит, как выписывал столбиком разные производные от слов, описывающих смысл технологии. Довольно быстро стало понятно, что search («поиск») по-русски звучит слишком не­благозвучно и удачной комбинации на его основе не сделаешь. Слово index подходило больше. Так в списке названий появился yandex – yet another index («еще один индексатор» или Языковой индекс). Вариант понравился – легко произно­сится, легко пишется. Кроме этого, решили бук­ву «Я» в названии – специфически русскую – оставить, для наглядности. Так было изобретено слово «Яндекс».


























































Карточка 3

Поисковая система Рамблер (Rambler) вместе с Яндек­сом занимает лидирующие позиции в поиске по Рунету. Это одна из старейших поисковых систем в России. Как и многие системы такого класса, Rambler – это не только поиск в Интернете. Rambler – целая сеть информационно-развлекательных ресурсов. Рейтинг сайтов Тор 100, почта, новости, словари, фотографии, погода, игры, знакомства и многое другое. Зарождение Рамблера началось в 1991 году в подмосковном городке Пущине. Интернет в те годы в России только начал свое развитие. Многие даже и не подозревали о его существовании, как бы это смешно сейчас не звучало. Именно в эти годы и появил­ся коллектив активных людей, которые были заинтересо­ваны этим новым для нас явлением. Работали они в Ин­ституте биохимии и физиологии микроорганизмов РАН. Вот их имена: Дмитрий Крюков, Сергей Лысаков, Вик­тор Воронков, Владимир Самойлов, Юрий Ершов. Первоначально проект был рассчитан на чисто научные цели, то есть для более быстрого и надежного обмена технической и научной информацией. Основатели создали в Пущине локальную сеть, соединили ее с московской, а далее уже с Интернетом. Сложности этого мероприятия вы можете себе представить, если представляете жизнь в России в начале 90-х годов. Развал СССР, полная разруха в экономике и в науке, обвал цен и политические катаклизмы. Но несмотря на это, проект все же заработал. Сначала были создан ftp. и mail. сервера, а затем уже и www. сервер. Но все же настоящим становлением Rambler как поисковой системы можно считать 1996 год. Как раз в это время началась разработка и создание поискового сервера.

После прохождения необходимых тестов и эксперимента 8 октября 1996 года Rambler заработал как поисковая система. Началась новая эра в развитии Интернета в России.








Рис. 8. Логотип поисковой системы


Это интересно

Откуда произошло название Rambler. Придумал его Дмитрий Крюков. Точнее даже и не придумал, а про­сто открыл словарь и увидел красивое слово с не менее красивым переводом (бродяга, странник). Такая анало­гия вполне уместна, если говорить о поисковом роботе, который без устали бродит по безграничным просторам Интернета и собирает необходимую информацию обо всех документах, найденных им. На это имя и был зарегистри­рован домен.




















































3. Принципы выбора поисковой системы

Рассказ учителя

Выбор поисковой системы, которая наилучшим образом подходит для решения ваших задач, зависит от того, что вы хотите найти.

  1. Основной объект индексации поисковой системы – тексты. Однако существуют поисковики, позволяющие делать поиск по картинкам, mp3-файлам, архивам про­грамм, новостям и т. д. Следовательно, если вам нужно найти какой-то товар или картинку, лучше воспользо­ваться поисковиками, которые предоставляют эту воз­можность. Например, Googles News Search осуществляет тематический поиск по новостям, С Google Microsoft Search – тематический поиск по сайтам, посвященным Microsoft, Nigma – поиск по картинкам, книгам, музыке, Muzpoisk - по mp3, Quintura Kids – интерактивный визуальный поиск по специально отобранным детским ресурсам.

  2. Следует учитывать также область действия поисковой системы. Среди них различают локальные (ограничивающиеся национальным доменом, определенным языком) и глобальные поисковые системы. Обычно глобальные системы хорошо покрывают американский Интернет и несколько хуже «знают» остальную часть. Поэтому, если ваш поиск заведомо ограничен страной иди языком, лучше пользоваться локальным поисковиком (в Украине – это поисковая система МЕТА). Кроме того, большинство русскоязычных (локальных) поисковых систем ищут тексты на многих языках - украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от глобальных систем тем, что в основном ограничиваются русскоязычными сайтами.


Это интересно

Интернет представляет собой совокупность компью­терных сетей, которая содержит свыше 20 млн. баз дан­ных. В них на сегодняшний день хранится огромное коли­чество документов – 1012. Причем, по некоторым оценкам, объем Интернета удваивается каждые три года.

Для сравнения: количество Web-сайтов в конце 2006 го­да – 100 млн. (половина из них обновляется), а 10 лет на­зад – только 18 тыс.


IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Беседа

Проверьте свои знания:

  1. Сравните способы поиска информации в бумажных но­сителях и в Интернете.

  2. Опишите технологию поиска информации по каталогам (по гиперссылкам, по ключевым словам).

  3. Как вы полагаете, какой из этих способов является наи­более удобным?


V. Итоги урока

Заключительное слово учителя

Поиск информации в Интернете происходит по каталогам, в которых страницы (сайты Интернета) разложены по темам (рубрикам), по гиперссылкам, по ключевым словам. Идея поиска нужной страницы по ключевым словам в индексе и стала основной идеей, на основе которой созданы Интернет-поисковики.

Поисковая система — это Web-сайт, предоставляющий воз­можность поиска информации в Интернете. Основной частью поисковой системы является поисковая машина, осущест­вляющая поиск информации по определенному алгоритму. И настоящее время наиболее популярными являются такие по­исковые системы Рунета, как Google, Яндекс, Rambler и др.


VI. Домашнее задание

Выучить новый материал.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Технология поиска информации средствами сети Интернет : поисковые системы.

Автор: Глущенко Наталья Валентиновна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Вредоносные программы и их классификация "
    ["seo_title"] => string(46) "vriedonosnyie-proghrammy-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "230273"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442067562"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Слайд-шоу к уроку "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(47) "slaid-shou-k-uroku-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231098"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442371450"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства