kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вредоносные программы и их классификация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

Воспитательные:

привитие учащимся навыков сознательной дисциплины, ответственности за качественное выполнение работ.

формирование положительной мотивации и интереса к предмету, интеллектуальной активности  и коммуникативности.

воспитания  уверенности в себе и в своих знаниях,

ответственности за написание  и распространение вредоносных программ.

Обучающие:

овладеть знаниями процесса функционирования и распространения вредоносных программ и способов защиты от них.

освоить способы поиска информации, используя ресурсы глобальной сети Интернет (поисковые системы, Web-сайты, обновление антивирусных программ).

Развивающие:

способствовать развитию  навыков и  умения  работы  на ПК, наблюдательности,  памяти, внимания, логического мышления, познавательной активности, самостоятельности.

активизировать коллективную мыслительную деятельность учащихся.

Введение

От малых причин бывают весьма важные последствия.

Козьма Прутков

Сегодня массовое применение персональных компьютеров, к сожалению, оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации.

Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вредоносных программ, способах заражения вирусами и защиты от них.

Кто же пишет вирусы? Основную их массу создают студенты и школьники, которые только что изучили язык ассемблера, хотят попробовать свои силы, но не могут найти для них более достойного применения. Отраден тот факт, что значительная часть таких вирусов их ав­торами часто не распространяется. Такие вирусы пишутся скорее всего только для самоутверждения.

Вторую группу составляют также молодые люди (чаще - студенты), которые еще не полностью овладели искусством программирования, но уже решили посвятить себя написанию и распространению вирусов. Единственная причина, толкающая подобных людей на написание вирусов, это комплекс неполноценности, который проявляет себя в компьютерном хулиганстве.

Став старше и опытнее, но так и не повзрослев, многие из подобных вирусописателей попадают в третью, наиболее опасную группу, которая создает и запускает в мир «профессио­нальные» вирусы. Эти очень тщательно продуманные и отлаженные программы создаются профессиональными, часто очень талантливыми программистами. Такие вирусы нередко ис­пользуют достаточно оригинальные алгоритмы, недокументированные и мало кому известные способы проникновения в системные области данных. «Профессиональные» вирусы часто вы­полнены по технологии «стелс» и(или) являются полиморфик-вирусами, заражают не только файлы, но и загрузочные сектора дисков, а иногда и выполняемые файлы Windows и OS/2. Несколько отдельно стоит четвертая группа авторов вирусов - «исследователи». Эта группа состоит из довольно сообразительных программистов, которые занимаются изобретени­ем принципиально новых методов заражения, скрытия, противодействия антивирусам и т.д. Они же придумывают способы внедрения в новые операционные системы, конструкторы виру­сов и полиморфик-генераторы. Эти программисты пишут вирусы не ради собственно вирусов, а скорее ради «исследования» потенциалов «компьютерной фауны».

Отношение к авторам вирусов тройственное. Во-первых, все, кто пишет вирусы или спо­собствует их распространению, являются «кормильцами» антивирусной индустрии. Во-вторых, несколько жаль авторов вирусов, особенно «профессионалов». Ведь для того, чтобы написать подобный вирус, необходимо: а) затратить довольно много сил и времени, при­чем гораздо больше, чем требуется для того, чтобы разобраться в вирусе занести его в базу данных или даже написать специальный антивирус; и б) не иметь другого, более привлекатель­ного, занятия. И в третьих, отношению к авторам вирусов довольно сильно подмешаны чувства нелюб­ви и презрения как к людям, заведомо и бесцельно тратящим себя во вред всем остальным.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Вредоносные программы и их классификации».

Каким бы не был вирус, пользователю необходимо знать основные методы защиты от компьютерных вирусов.

Заключение

Ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов.

Лучшей стратегией защиты от вирусов является многоуровневая оборона. Средствам разведки в "обороне" от вирусов соответствуют программы-детекторы, позволяющие проверять вновь полученное программное обеспечение на наличие вирусов. На переднем крае обороны находятся программы- фильтры. Эти программы могут первыми сообщить о работе вируса и предотвратить заражение программ и дисков. Второй эшелон обороны составляют программы-ревизоры, программы-доктора и доктора-ревизоры. Самый глубокий эшелон обороны - это средства разграничения доступа. Они не позволяют вирусам и неверно работающим программам, даже если они проникли в компьютер, испортить важные данные.

В "стратегическом резерве" находятся архивные копии информации. Это позволяет восстановить информацию при её повреждении.

Необходимо соблюдать Правила «компьютерной гигиены».

Что будет завтра?

Чего ожидать от вирусописателей.в последующие годы? Но все проблемы, когда-либо встававшие в истории развития вирусов, были довольно успешно решены.

Скорее всего, так же успешно будут решаться и будущие проблемы, пока еще только витающие идеями в воспаленном разуме вирусописателей.

Что будет послезавтра?

Что будет послезавтра и как долго вообще будут существовать вирусы?

Исходя из вышесказанного напрашивается единственный вывод:

Вирусы успешно внедрились в повседневную компьютерную жизнь и покидать ее в обозримом будущем не собираются.

Сколько бы не говорили о вреде вирусов, только испытав на себе его пагубные действия, любой вирусописатель осознаёт всю ответственность за написание и распространение вредных программ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вредоносные программы и их классификация »

Тема: «Вредоносные программы и их классификации».

Количество часов: 90 минут

Место проведения: кабинет №113

Цели занятия:

Воспитательные:

  • привитие учащимся навыков сознательной дисциплины, ответственности за качественное выполнение работ.

  • формирование положительной мотивации и интереса к предмету, интеллектуальной активности и коммуникативности.

  • воспитания уверенности в себе и в своих знаниях,

  • ответственности за написание и распространение вредоносных программ.

Обучающие:

  • овладеть знаниями процесса функционирования и распространения вредоносных программ и способов защиты от них.

  • освоить способы поиска информации, используя ресурсы глобальной сети Интернет (поисковые системы, Web-сайты, обновление антивирусных программ).

Развивающие:

  • способствовать развитию навыков и умения работы на ПК, наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления, познавательной активности, самостоятельности.

  • активизировать коллективную мыслительную деятельность учащихся.

Вид урока: Комбинированное занятие.

Тип урока: Урок с элементами игровых ситуаций.

Оснащение: ПК с установленной операционной системой Windows7 и выходом в Internet, интерактивная доска IRBOARD v6.0, локальная сеть, программа Radmin33+, дидактический материал, памятки.

Внутрипредметные связи: Программное обеспечение.

Операционная система.

Работа на интерактивной доске

Способы поиска информации, используя ресурсы Интернет


Межпредметные связи: биология «Вирусы и бактерии»







Литература:

Основная.

        1. Ф.Файтс, П.Джонстон, М.Кратц "Компьютерный вирус: проблемы и прогноз", Москва, "Мир", 1993 г.

        2. Н.Н.Безруков "Классификация компьютерных вирусов MS-DOS и методы защиты от них", Москва, СП "ICE", 1990 г.

        3. Безруков Н.Н. "Компьютерные вирусы", Москва, Наука, 1991.

        4. Мостовой Д.Ю. "Современные технологии борьбы с вирусами" // Мир ПК. -№8.-1993.

        5. Денисов Т.В. "Антивирусная защита"//Мой Компьютер-№4-1999г.

Дополнительная.

  1. Т.И.Шамова, Т.И.Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе».

  2. Нургалиева Г.К. и др. «Педагогические технологии информатизации образования». Алматы: РЦИО, 2006г.

  3. Юркова Т.А. при участии Ушакова Д.М. и Федоренко С.В. Информатика. (Практическое пособие для старшеклассников ) /Под ред. Крука Е.А. – СПб: Пенаты, 1997г.

  4. Ефимова О.В., Морозов В.В. «Практикум по компьютерной технологии» Москва: АБФ, 1998г.

  5. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике:– М.:ВАКО, 2007. – 400 с.



























Хронометраж урока:

  1. Организационный момент. 5 мин

1. Приветствие.

2. Проверить готовность аудитории к уроку.

3. Вводное слово преподавателя

  1. Оценка исходного уровня знаний: 20 мин

2.1 Контроль и учёт знаний с элементами игровых ситуаций.


2.1.1 Инструктаж о порядке проведения игровых ситуаций.


2.1.2 Первый этап игры: проверка домашнего задания.

Дуэль команд: команды задают друг другу вопросы, заготовленные заранее дома, ответы оцениваются преподавателем.


2.1.3 Второй этап игры: актуализация и коррекция опорных знаний.

Устный опрос: команды отвечают на вопросы по теме «Операционная система».

Капитанам вручаются жетоны с полученными баллами.

2.1.3 Критерии оценок. (Приложение 1)


  1. Изложение нового материала с элементами проблемных ситуаций: 45 мин

3.1. Вирусы в биологии

3.2. Понятие компьютерного вируса.

3.3. Виды компьютерных вирусов.

3.4. Пути проникновения вирусов в компьютер и механизм заражения вирусных программ.

3.5. Методы профилактики и борьба с компьютерными вирусами: сканеры, мониторы, ревизоры, иммунизаторы, блокираторы.

3.6. Антивирусные программы.

3.7. Правила «компьютерной гигиены».

3.8. Гимнастика для глаз.


  1. Самостоятельная работа обучающихся. 5 мин

Поиск материала в Интернете.





  1. Закрепление нового материала с элементами игровых ситуаций 5 мин

5.1. Эстафета по вирусам (Приложение 2)

    1. Промежуточное подведение итогов.


5.2. Дискуссия «Вредоносные программы: ЗА и ПРОТИВ»

  1. Обобщение и подведение итогов урока, оценивание деятельности команд и выставление оценки учащимся. 3 мин



  1. Домашнее задание: 5 мин

Самостоятельно подготовить информацию из Интернет «Ответственность за

написание вредоносных программ».

  1. Рефлексия 2 мин































Ход занятия:



  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверить готовность аудитории к уроку.

3. Вводное слово преподавателя

  1. Оценка исходного уровня знаний:

Темы:

Программное обеспечение.

Операционная система.

2.1 Контроль и учёт знаний с элементами игровых ситуаций.

2.1.1 Инструктаж о порядке проведения игровых ситуаций.

2.1.2 Первый этап игры: проверка домашнего задания.

Дуэль команд: команды задают друг другу вопросы, заготовленные заранее дома, ответы оцениваются преподавателем.

2.1.3 Второй этап игры: актуализация и коррекция опорных знаний.

Устный опрос: команды отвечают на вопросы по теме «Операционная система». Капитанам вручаются жетоны с полученными баллами.

2.1.3 Критерии оценок. (Приложение 1)



  1. Изложение нового материала с элементами проблемных ситуаций:













Введение

От малых причин бывают весьма важные последствия.

Козьма Прутков

Сегодня массовое применение персональных компьютеров, к сожалению, оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации.

Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вредоносных программ, способах заражения вирусами и защиты от них.

Кто же пишет вирусы? Основную их массу создают студенты и школьники, которые только что изучили язык ассемблера, хотят попробовать свои силы, но не могут найти для них более достойного применения. Отраден тот факт, что значительная часть таких вирусов их ав­торами часто не распространяется. Такие вирусы пишутся скорее всего только для самоутверждения.

Вторую группу составляют также молодые люди (чаще - студенты), которые еще не полностью овладели искусством программирования, но уже решили посвятить себя написанию и распространению вирусов. Единственная причина, толкающая подобных людей на написание вирусов, это комплекс неполноценности, который проявляет себя в компьютерном хулиганстве.

Став старше и опытнее, но так и не повзрослев, многие из подобных вирусописателей попадают в третью, наиболее опасную группу, которая создает и запускает в мир «профессио­нальные» вирусы. Эти очень тщательно продуманные и отлаженные программы создаются профессиональными, часто очень талантливыми программистами. Такие вирусы нередко ис­пользуют достаточно оригинальные алгоритмы, недокументированные и мало кому известные способы проникновения в системные области данных. «Профессиональные» вирусы часто вы­полнены по технологии «стелс» и(или) являются полиморфик-вирусами, заражают не только файлы, но и загрузочные сектора дисков, а иногда и выполняемые файлы Windows и OS/2. Несколько отдельно стоит четвертая группа авторов вирусов - «исследователи». Эта группа состоит из довольно сообразительных программистов, которые занимаются изобретени­ем принципиально новых методов заражения, скрытия, противодействия антивирусам и т.д. Они же придумывают способы внедрения в новые операционные системы, конструкторы виру­сов и полиморфик-генераторы. Эти программисты пишут вирусы не ради собственно вирусов, а скорее ради «исследования» потенциалов «компьютерной фауны».

Отношение к авторам вирусов тройственное. Во-первых, все, кто пишет вирусы или спо­собствует их распространению, являются «кормильцами» антивирусной индустрии. Во-вторых, несколько жаль авторов вирусов, особенно «профессионалов». Ведь для того, чтобы написать подобный вирус, необходимо: а) затратить довольно много сил и времени, при­чем гораздо больше, чем требуется для того, чтобы разобраться в вирусе занести его в базу данных или даже написать специальный антивирус; и б) не иметь другого, более привлекатель­ного, занятия. И в третьих, отношению к авторам вирусов довольно сильно подмешаны чувства нелюб­ви и презрения как к людям, заведомо и бесцельно тратящим себя во вред всем остальным.


Итак, тема сегодняшнего урока: «Вредоносные программы и их классификации».


3.2. Понятие компьютерного вируса.

Что такое компьютерный вирус?

Вирус - едва ли не главный враг компьютера. Крохотные зловредные программки могут в одночасье испортить плоды вашего многомесячного труда, уничтожить текстовые файлы и электронные таблицы, а то и вообще испортить файловую систему на жёстком диске...

Ведут себя компьютерные вирусы точно так же, как вирусы живые: они прячут свой код в теле «здоровой» программы и при каждом её запуске активируются и начинают бурно «размножаться», бесконтрольно распространяясь по всему компьютеру. Это - одна сторона деятельности вируса. Не самая страшная. Если бы вирус просто размножался, не мешая работе программ. Но, помимо размножения, у вируса есть ещё и другое – разрушать. Степень вреда вируса может быть разная - одни ограничиваются тем, что выводят на экран навязчивую картинку, мешающую вашей работе, другие - полностью уничтожают данные на жёстком диске.

Как и обычные вирусы, вирусы компьютерные - паразиты, для размножения им нужен «носитель»-хозяин, здоровая программа или документ, в тело которой они прячут участки своего программного кода. Сам вирус невелик - его размер редко измеряется килобайтами. Однако натворить эта «кроха» может немало. В тот момент, когда вы, ничего не подозревая, запускаете на своём компьютере заражённую программу или открываете документ, вирус активизируется и заставляет компьютер следовать не вашим, а его, вируса, инструкциям. Мало того, современные вирусы исхитряются портить не только программы, но уничтожают содержимое BIOS материнской платы или калечат жёсткий диск.

Вирус - программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.


3.3. Виды компьютерных вирусов.

В настоящее время известно несколько тысяч программных вирусов, их можно классифицировать по следующим признакам:

  • среде обитания

  • способу заражения среды обитания

  • воздействию

  • особенностям алгоритма

В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить на:

    1. Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

    2. Файловые вирусы - это вирусы, использующие файловую систему.

    3. Загрузочные вирусы - это вирусы, заражающие загрузочный сектор диска (Boot-сектор)

    4. Макро-вирусы - это вирусы, заражающие документы

Пo способу заражения вирусы делятся на:

      1. Резидентные вирусы находятся в памяти и являются активными вплоть до выключения или перезагрузки компьютера.

      2. Нерезидентные вирусы не заражают память компьютера и являются активными ограниченное время.

По степени воздействия вирусы можно разделить на следующие виды:

  • неопасные, не мешающие работе компьютера, но уменьшающие объем свободной оперативной памяти и памяти на дисках, действия таких вирусов проявляются в каких-либо графических или звуковых эффектах.

  • опасные вирусы, которые могут привести к различным нарушениям в работе компьютера.

  • очень опасные, их действие может привести к потере программ, уничтожению данных, стиранию информации в системных областях диска.

По особенностям алгоритма вирусы трудно классифицировать из-за большого разнообразия.

    1. Простейшие вирусы - они могут быть достаточно легко обнаружены и уничтожены.

    2. Вирусы-репликаторы, называемые червями, которые распространяются по компьютерным сетям.

    3. Полиморфные вирусы - они шифруют свой код, но и содержат код расшифровщика

    4. Вирусы- невидимки, которые обманывают антивирусные программы и

в результате остаются незамеченными.

    1. «Троянские» программы, которые очень опасны, так как, маскируются под полезную программу, например игры, развлекательные программы, музыку, картинки.


Стелс-вирусы



В ходе проверки компьютера антивирусные программы считывают данные - файлы и системные области с жестких дисков и дискет, пользуясь средствами операционной системы и базовой системы ввода/вывода BIOS. Ряд вирусов, после запуска оставляют в оперативной па­мяти компьютера специальные модули, перехватывающие обращение программ к дисковой подсистеме компьютера. Если такой модуль обнаруживает, что программа пытается прочитать зараженный файл или системную область диска, он на ходу подменяет читаемые данные, как будто вируса на диске нет.

Стелс-вирусы обманывают антивирусные программы и в результате остаются незамечен­ными. Тем не менее, существует простой способ отключить механизм маскировки стелс- вирусов. Достаточно загрузить компьютер с не зараженной системной дискеты и сразу, не за­пуская других программ с диска компьютера (которые также могут оказаться зараженными), проверить компьютер антивирусной программой.

При загрузке с системной дискеты вирус не может получить управление и установить в оперативной памяти резидентный модуль, реализующий стелс-механизм. Антивирусная про­грамма сможет прочитать информацию, действительно записанную на диске, и легко обнару­жит вирус.

Троянский конь - это программа, содержащая в себе некоторую разрушающую функ­цию, которая активизируется при наступлении некоторого условия срабатывания. Обычно та­кие программы маскируются под какие-нибудь полезные утилиты. Вирусы могут нести в себе троянских коней или "троянизировать" другие программы - вносить в них разрушающие функции.

«Троянские кони» представляют собой программы, реализующие помимо функций, опи­санных в документации, и некоторые другие функции, связанные с нарушением безопасности и деструктивными действиями. Отмечены случаи создания таких программ с целью облегчения распространения вирусов. Списки таких программ широко публикуются в зарубежной печати. Обычно они маскируются под игровые или развлекательные программы и наносят вред под красивые картинки или музыку.

Программные закладки также содержат некоторую функцию, наносящую ущерб ВС, но эта функция, наоборот, старается быть как можно незаметнее, т.к. чем дольше программа не будет вызывать подозрений, тем дольше закладка сможет работать.

Если вирусы и «троянские кони» наносят ущерб посредством лавинообразного самораз­множения или явного разрушения, то основная функция вирусов типа «червь», действующих в компьютерных сетях, - взлом атакуемой системы, т.е. преодоление защиты с целью нарушения безопасности и целостности.

В более 80% компьютерных преступлений, расследуемых ФБР, "взломщики" проникают в атакуемую систему через глобальную сеть Internet. Когда такая попытка удается, будущее компании, на создание которой ушли годы, может быть поставлено под угрозу за какие-то секунды.

Этот процесс может быть автоматизирован с помощью вируса, называемого сетевой червь.

Червями называют вирусы, которые распространяются по глобальным сетям, поражая целые системы, а не отдельные программы. Это самый опасный вид вирусов, так как объектами нападения в этом случае становятся информационные системы государственного масштаба. С появлением глобальной сети Internet этот вид нарушения безопасности представляет наибольшую угрозу.


3.4. Пути проникновения вирусов в компьютер и механизм заражения вирусных программ.


Основными путями проникновения вирусов в компьютер являются съемные диски, а также компьютерные сети. Заражение жесткого диска вирусами может произойти при загрузке программы с диска, содержащей вирус. Заразить съёмный носитель гораздо проще. На него вирус может попасть, даже если его просто вставили в зараженный компьютер и, например, прочитали её оглавление. После запуска программы, содержащей вирус, становится возможным заражение других программ.

Рассмотрим работу очень простого загрузочного вируса, заражающего диск.

Что происходит, когда вы включаете компьютер? Первым делом управление передается программе начальной загрузки, которая хранится в постоянно запоминающем устройстве (ПЗУ) т.е. ПНЗ ПЗУ. Эта программа тестирует оборудование и при успешном завершении проверок пытается найти диск. Диск размечен на т.н. секторы и дорожки. Секторы объединяются в кластеры. Среди секторов есть несколько служебных, используемых операционной системой для собственных нужд (в этих секторах не могут размещаться ваши данные). Среди служебных секторов нас интересует сектор начальной загрузки (boot-sector). В секторе начальной загрузки хранится информация о диске - количество поверхностей, количество дорожек, количество секторов и пр. Но нас сейчас интересует не эта информация, а небольшая программа начальной

загрузки (ПНЗ), которая должна загрузить саму операционную

систему и передать ей управление.

Таким образом, нормальная схема начальной загрузки следующая:

ПНЗ (ПЗУ) - ПНЗ (диск) - СИСТЕМА

Теперь рассмотрим вирус. В загрузочных вирусах выделяют две части: голову и т.н. хвост. Хвост может быть пустым.

Пусть у вас имеются чистая дискета и зараженный компьютер, под которым мы понимаем компьютер с активным резидентным вирусом. Как только этот вирус обнаружит, что в дисководе появилась подходящая жертва - в нашем случае не защищенная от записи и еще не зараженная дискета, он приступает к заражению. Заражая дискету, вирус производит следующие действия:

  • выделяет некоторую область диска и помечает ее как недоступную операционной системе, это можно сделать по-разному, в простейшем и традиционном случае занятые вирусом секторы помечаются как сбойные (bad)

  • копирует в выделенную область диска свой хвост и оригинальный (здоровый) загрузочный сектор

  • замещает программу начальной загрузки в загрузочном секторе (настоящем) своей головой

  • организует цепочку передачи управления согласно схеме.

Таким образом, голова вируса теперь первой получает управление, вирус устанавливается в память и передает управление оригинальному загрузочному сектору. В цепочке

ПНЗ (ПЗУ) - ПНЗ (диск) - СИСТЕМА

появляется новое звено:

ПНЗ (ПЗУ) - ВИРУС - ПНЗ (диск) - СИСТЕМА

Заражение дисков производится единственным известным способом — вирус записывает свой код вместо оригинального кода boot-сектора диска.

вирус «заставляет» систему при ее перезапуске отдать управление не оригинальному коду загрузчика, а коду вируса.


    1. Методы профилактики и борьба с компьютерными вирусами: сканеры, мониторы, ревизоры, иммунизаторы, блокираторы.


Признаки появления вирусов

При заражении компьютера вирусом важно его обнаружить. Для этого следует знать об ос­новных признаках проявления вирусов. К ним можно отнести следующие:

  • прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших про­грамм

  • медленная работа компьютера

  • невозможность загрузки операционной системы

  • исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого

  • изменение даты и времени модификации файлов

  • изменение размеров файлов

  • неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске

  • существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти

  • вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений

  • подача непредусмотренных звуковых сигналов

  • частые зависания и сбои в работе компьютера

Следует отметить, что вышеперечисленные явления необязательно вызываются присут­ствием вируса, а могут быть следствием других причин. Поэтому всегда затруднена правильная диагностика состояния компьютера.

Каким бы не был вирус, пользователю необходимо знать основные методы защиты от компьютерных вирусов.

Для защиты от вирусов можно использовать:

  • общие средства защиты информации, которые полезны также и как страховка от физиче­ской порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользова­теля;

  • профилактические меры, позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом;

  • специализированные программы для защиты от вирусов.

Общие средства защиты информации полезны не только для защиты от вирусов. Имеются две основные разновидности этих средств:

  • копирование информации - создание копий файлов и системных областей дисков;

  • разграничение доступа предотвращает несанкционированное использование информации, в частности, защиту от изменений программ и данных вирусами, неправильно работающи­ми программами и ошибочными действиями пользователей.

Несмотря на то, что общие средства защиты информации очень важны для защиты от вирусов, все же их недостаточно. Необходимо и применение специализированных программ для защиты от вирусов. Эти программы можно разделить на несколько видов: детекторы, док­тора (фаги), ревизоры, доктора-ревизоры, фильтры и вакцины (иммунизаторы).

ПРОГРАММЫ-ДЕТЕКТОРЫ позволяют обнаруживать файлы, зараженные одним из не­скольких известных вирусов. Таким образом, из того, что программа не опознается детекторами как зараженная, не следует, что она здорова - в ней могут сидеть какой-нибудь новый вирус или слегка модифи­цированная версия старого вируса, неизвестные программам-детекторам.

Большинство программ-детекторов имеют функцию "доктора", т.е. они пытаются вер­нуть зараженные файлы или области диска в их исходное состояние. Те файлы, которые не уда­лось восстановить, как правило, делаются неработоспособными или удаляются.

Большинство программ-докторов умеют "лечить" только от некоторого фиксированного набора вирусов, поэтому они быстро устаревают. Но некоторые программы могут обучаться не только способам обнаружения, но и способам лечения новых вирусов.

ПРОГРАММЫ-РЕВИЗОРЫ – проверяют файлы на изменение.

Чтобы проверка состояния программ и дисков проходила при каждой загрузке операци­онной системы, необходимо включить команду запуска программы-ревизора в командный файл AUTOEXEC.BAT. Это позволяет обнаружить заражение компьютерным вирусом, когда он еще не успел нанести большого вреда. Более того, та же программа-ревизор сможет найти поврежденные вирусом файлы. Многие программы-ревизоры являются довольно "интеллектуальными" - они могут от­личать изменения в файлах, вызванные, например, переходом к новой версии программы, от изменений, Но они могут лечить не от всех вирусов, а только от тех, которые используют "стан­дартные", известные на момент написания программы, механизмы заражения файлов.

В последнее время появились очень полезные гибриды ревизоров и докторов, т.е. ДОК- ТОРА-РЕВИЗОРЫ,- программы, которые не только обнаруживают изменения в файлах и сис­темных областях дисков, но и могут в случае изменений автоматически вернуть их в исходное состояние. Такие программы могут быть гораздо более универсальными, чем программы- доктора, поскольку при лечении они используют заранее сохраненную информацию о состоя­нии файлов и областей дисков. Это позволяет им вылечивать файлы даже от тех вирусов, ко­торые не были созданы на момент написания программы.

Но они могут лечить не от всех вирусов, а только от тех, которые используют "стан­дартные", известные на момент написания программы, механизмы заражения файлов.

Существуют также ПРОГРАММЫ-ФИЛЬТРЫ, которые располагаются резидентно в опе­ративной памяти компьютера и перехватывают те обращения к операционной системе, кото­рые используются вирусами для размножения и нанесения вреда, и сообщают о них пользова­теля. Пользователь может разрешить или запретить выполнение соответствующей операции.

Некоторые программы-фильтры не "ловят" подозрительные действия, а проверяют вы­зываемые на выполнение программы, на наличие вирусов. Это вызывает замедление работы компьютера.

Однако преимущества использования программ-фильтров весьма значительны - они по­зволяют обнаружить многие вирусы на самой ранней стадии, когда вирус еще не успел раз­множиться и что-либо испортить. Тем самым можно свести убытки от вируса к минимуму.

ПРОГРАММЫ-ВАКЦИНЫ, или ИММУНИЗАТОРЫ, модифицируют программы и диски таким образом, что это не отражается на работе программ, но тот вирус, от которого производится вакцинация, считает эти программы или диски уже зараженными. Эти про­граммы крайне неэффективны.



3.6. Антивирусные программы.

Ан­тивирус - это тоже программа, конечно, написанная профессионалом. Но эти программы спо­собны распознавать и уничтожать только известные вирусы. То есть антивирус против кон­кретного вируса может быть написан только в том случае, когда у программиста есть в наличии хотя бы один экземпляр этого вируса. Вот и идет эта бесконечная война между авторами виру­сов и антивирусов, правда, первых в нашей стране почему-то всегда больше, чем вторых. Но и у создателей антивирусов есть преимущество! Дело в том, что существует большое количество вирусов, алгоритм которых практически скопирован с алгоритма других вирусов. Как правило, такие вариации создают непрофессиональные программисты, которые по каким-то причинам решили написать вирус. Полностью отсечь вирусы о вашего компьютера вряд ли удастся, разве что вы удалите из системы дисковод, перестанете работать в Интернете и будете пользоваться только легальным программным обеспечением. Но в наших условиях все эти советы - особенно последний - выглядят либо утопией, либо издевательством.

Остаётся один способ: снабдить вашу ОС надёжными сторожами - антивирусными программами, которые смогут вовремя распознать и обезвредить прокравшегося вируса.

Практически все программы, описанные далее, просты и удобны в пользовании, способны отлавливать практически все существующие на сегодня группы вирусов. Большинство антивирусов способны не просто проверять по запросу пользователя диск на наличие вирусов, но и вести незаметную проверку всех запускаемых на компьютере файлов. Наконец, все современные антивирусы снабжены механизмом автоматического обновления антивирусных баз данных через Интернет.

Наиболее распространенные программы-антивирусы Антивирус Касперского,(К AV) Доктор Web (Dr. Web)


Антивирус Касперского,(КАУ) - мощный, отечественный, высоко ценится на мировой сцене. Программа «подстроена» под российскую «вирусную атмосферу» и способна дать отпор вирусам отечественного производства

Состоит из модулей:

1. Сканер - Программа, проверяющая все файлы на диске на наличие вирусов .

2. Монитор( сторож) - Программа, проверяющая все открываемые, запускаемые и копируемые файлы .

3. Инспектор - программа , отлавливает неизвестные вирусы

У Антивируса Касперского масса достоинств - удобство управления, регулярность и частота выпуска обновлений, а также большое количество версий для различных операционных систем. Возможно, именно поэтому Антивирус Касперского лидирует на корпоративном рынке - большинство фирм используют для защиты своих локальных сетей именно этот продукт.

Однако назвать «Касперского» идеальным антивирусом для дома мешает его громоздкость и медлительность - KAV очень требователен к аппаратным ресурсам. К тому же цену на новые версии KAV трудно назвать низкой. Авторов программы можно понять - в условиях практически стопроцентного пиратства иначе просто не получается. И всё же...


Доктор Web(Dr.Web)

Dr.Web относится к классу детекторов - докторов, имеет так называемый "эвристический анализатор" - алгоритм, позволяющий обнаруживать неизвестные вирусы. "Лечебная паутина", как переводится с английского название программы, стала ответом отечественных программи­стов на нашествие самомодифицирующихся вирусов-мутантов. Последние при размножении модифицируют свое тело так, что не остается ни одной характерной цепочки байт, присутство­вавшей в исходной версии вируса.

Управление режимами осуществляется с помощью ключей. Пользователь может указать программе, тестировать как весь диск, так и отдельные подкаталоги или группы файлов, либо же отказаться от проверки дисков и тестировать только оперативную память. В свою очередь молено тестировать либо только базовую память, либо, вдобавок, ещё и расширенную (указыва­ется с помощью ключа /Н). Doctor Web может создавать отчет о работе (ключ /Р), загружать знакогенератор Кириллицы (ключ /R), поддерживает работу с программно-аппаратным комплексом Sheriff (ключ /Z).

Но, конечно, главной особенностью "Лечебной паутины" является наличие эвристическо­го анализатора, который подключается ключом /S. Баланса между скоростью и качеством мож­но добиться, указав ключу уровень эвристического анализа: 0 - минимальный, 1 - оптимальный, 2 - максимальный; при этом, естественно, скорость уменьшается пропорционально увеличе­нию качества. Если ключ /U не установлен, то Doctor Web может пропустить вирус, забравшийся в запакованную программу.

Важной функцией является контроль заражения тестируемых файлов резидентным виру­сом (ключ /V). При сканировании памяти нет стопроцентной гарантии, что "Лечебная паути­на" обнаружит все вирусы, находящиеся там. Так вот, при задании функции /V Dr.Web пытает­ся воспрепятствовать оставшимся резидентным вирусам, заразить тестируемые файлы.


ADINF (Advanced Diskinfoscope)

ADinf относится к классу программ-ревизоров. Антивирус имеет высокую скорость ра­боты, способен с успехом противостоять вирусам, находящимся в памяти. Он позволяет кон­тролировать диск, читая его по секторам через BIOS и не используя системные прерывания DOS, которые может перехватить вирус.

Для лечения заражённых файлов применяется модуль ADinf Cure Module, не входящий в пакет ADinf и поставляющийся отдельно. Принцип работы модуля - сохранение неболь­шой базы данных, описывающей контролируемые файлы. Работая совместно, эти программы позволяют обнаружить и удалить около 97% файловых вирусов и 100% вирусов в загрузоч­ном секторе. К примеру, нашумевший вирус SatanBug был легко обнаружен, и заражённые им файлы автоматически восстановлены. Причем, даже те пользователи, которые приобрели ADinf и ADinf Cure Module за несколько месяцев до появления этого вируса, смогли без труда от него избавиться.

В отличие от других антивирусов Advansed Diskinfoscope не требует загрузки с эталон­ной, защищённой от записи дискеты. При загрузке с винчестера надежность защиты не умень­шается.

ADinf имеет хорошо выполненный дружественный интерфейс, который реализован в графическом режиме. Программа работает непосредственно с видеопамятью, минуя BIOS, при этом поддерживаются все графические адаптеры. Наличие большого количества ключей по­зволяет пользователю создать максимально удобную для него конфигурацию системы. Можно установить, что именно нужно контролировать: файлы с заданными расширениями, загрузоч­ные сектора, наличие сбойных кластеров, новые файлы на наличие Stealth-вирусов, файлы из списка неизменяемых и т.д. По своему желанию пользователь может запретить проверять неко­торые каталоги (это нужно, если каталоги являются рабочими и в них всё время происходят изменения). Имеется возможность изменять способ доступа к диску (BIOS, Intl3h или Int25h/26h), редактировать список расширений проверяемых файлов, а также назначить каждо­му расширению собственный вьюер, с помощью которого будут просматриваться файлы с этим расширением. В традициях современного программного обеспечения реализована работа с мышью. Как и вся продукция фирмы "ДиалогНаука", ADinf поддерживает программно- аппаратный комплекс Sheriff.

При инсталляции ADinf в систему имеется возможность изменить имя основного файла ADINF.EXE и имя таблиц, при этом пользователь может задать любое имя. Это очень полез­ная функция, так как в последнее время появилось множество вирусов, "охотящихся" за ан­тивирусами (например, есть вирус, который изменяет программу Aidstest так, что она вместо заставки фирмы "ДиалогНаука" пишет: "Лозинский - пень"), в том числе и за ADinf.

Полезной функцией является возможность работы с DOS, не выходя из программы. Это бывает полезно, когда нужно запустить внешний антивирус для лечения файла, если у поль­зователя нет лечащего блока ADinf Cure Module.

Ещё одна интересная функция - запрещение работы с системой при обнаружении измене­ний на диске. Эта функция полезна, когда за терминалами работают пользователи, не имею­щие ещё большого опыта в общении с компьютером. Такие пользователи, по незнанию или по распространения вируса по адресам вашей адресной книги. Именно поэтому при подозрении на заражение лучше всего сразу отключиться от интернета. Установите рекомендуемый уровень настроек антивирусной программы.

Другие Антивирусные программы - на самостоятельное изучение.


3.7. Правила «компьютерной гигиены». Раздаются памятки всем обучающимся.

3.8. Выполним гимнастику для глаз. При работе за компьютером для пользователей и программистов самым уязвимым органом является зрение.


  1. Самостоятельная работа обучающихся. Поиск материала в Интернете. Задача: Скачать новые версии автоматического обновления.антивирусных программ.

    1. Закрепление нового материала с элементами игровых ситуаций

5.1 Эстафета по вирусам (контрольные вопросы командам):

Программа, проверяющая все файлы на диске на наличие вирусов Сканер

Программа, проверяющая все открываемые, запускаемые

и копируемые файлы Монитор

Вирусы, использующие файловую систему Файловые

Вирусы, заражающие Boot-ceктор Загрузочные

Вирусы, заражающие документы Макро-вирусы

Вирусы, которые шифруют свой код и содержат код расшифровщика

Полиморфные

Вирусы, которые обманывают антивирусные программы и в результате остаются незамеченными Невидимые

Программа, проверяющая файлы на изменение Ревизор

Программы, блокирующие заражение вирусом Иммунизатор


Наиболее распространенные программы-антивирусы Антивирус Касперского,

Доктор Web

Признаки классификации вирусов Среда обитания

Способ заражения

Степень воздействия

Особенности алгоритма работы

По особенностям алгоритма работы вирусы делятся на Простейшие Репликаторные

Невидимые

Полиморфные

«Троянские»


    1. Промежуточное подведение итогов.

    1. Дискуссия «Вредоносные программы: ЗА и ПРОТИВ»

Сколько бы не говорили о вреде вирусов, только испытав на себе его пагубные действия, любой вирусописатель осознаёт всю ответственность за написание и распространение вредных программ.

Заключение

Ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов.

Лучшей стратегией защиты от вирусов является многоуровневая оборона. Средствам разведки в "обороне" от вирусов соответствуют программы-детекторы, позволяющие проверять вновь полученное программное обеспечение на наличие вирусов. На переднем крае обороны находятся программы- фильтры. Эти программы могут первыми сообщить о работе вируса и предотвратить заражение программ и дисков. Второй эшелон обороны составляют программы-ревизоры, программы-доктора и доктора-ревизоры. Самый глубокий эшелон обороны - это средства разграничения доступа. Они не позволяют вирусам и неверно работающим программам, даже если они проникли в компьютер, испортить важные данные.

В "стратегическом резерве" находятся архивные копии информации. Это позволяет восстановить информацию при её повреждении.

Необходимо соблюдать Правила «компьютерной гигиены».


Что будет завтра?

Чего ожидать от вирусописателей.в последующие годы? Но все проблемы, когда-либо встававшие в истории развития вирусов, были довольно успешно решены.

Скорее всего, так же успешно будут решаться и будущие проблемы, пока еще только витающие идеями в воспаленном разуме вирусописателей.

Что будет послезавтра?

Что будет послезавтра и как долго вообще будут существовать вирусы?

Исходя из вышесказанного напрашивается единственный вывод:

Вирусы успешно внедрились в повседневную компьютерную жизнь и покидать ее в обозримом будущем не собираются.

  1. Подведение итогов занятия:

Выставление оценок с комментариями, с учётом работы по домашнему заданию и за работу на уроке.

  1. Домашнее задание:

Самостоятельно подготовить информацию из Интернет «Ответственность за

написание вредоносных программ».


  1. Рефлексия.

Какое значение имеют для вас полученные сегодня знания?

Выясним, какой эмоциональный настрой остался у каждого от урока.

18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Вредоносные программы и их классификация

Автор: Кондратьева Наталья Валерьевна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Классификация компьютерных вирусов"
    ["seo_title"] => string(36) "klassifikatsiiakompiutiernykhvirusov"
    ["file_id"] => string(6) "293754"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455542146"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока информатики для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-informatiki-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "116960"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412670444"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Единый урок Интернет-безопасности"
    ["seo_title"] => string(37) "iedinyi-urok-intierniet-biezopasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "253843"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447674279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства