предметные – понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп;
метапредметные – понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;
личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.
1) обобщение представлений, учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;
2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;
4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся с выходом в интернет.
презентация «Программное обеспечение компьютера».
Этап | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Метапредметные: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других | Включение в деловой ритм игры. Устное сообщение учителя -Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Надеюсь, наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей |
Актуализация опорных знаний и умений . | Предметные: - основные понятия прошлых уроков Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; Регулятивные: - самопроверка Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение, синтез | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Предлагает задание на соответствие. Даны устройства ПК (картинки), надо поставить в соответствие название устройства | Система охлаждения процессора | | Процессор | | видеокарта | | Оперативная память | | Блок питания | | Привод DVD | | корпус | | Звуковая карта | | Материнская плата | Ответьте на вопрос: хватит ли комплектующих, чтобы собрать системный блок? Критерии для самопроверки: 8-9 правильных ответов – «5» 6-7 – «4» 5 – «3» | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. (задание на соответствие, индивидуальная работа с последующим само обменом заданиями и проверкой по критериям, данным учителем) Отвечают на вопрос |
Целеполагание и мотивация | познавательные: - выполнять анализ; сравнение обобщение; регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; коммуникативные: - слушать и понимать речь других | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Описание ситуации: Семья, состоящая, из пяти человек приобрели персональный компьютер. Сын увлекается компьютерными играми, дочь учится в университете, папа инженер-программист, мама дизайнер, бабушка любит общаться в сети интернет. После включения компьютера, каждый из членов семьи, поработав немного за компьютером, пришел к выводу, что на данный момент времени компьютер бесполезен. Почему? Попробуйте назвать тему урока? («Программное обеспечение компьютера») Урок будет необычный, а проведем его в форме деловой игры. Мы будем работать в компьютерной фирме «Интер сфера». В этой фирме есть руководитель – это я; и сотрудники фирмы – это вы. Уважаемые сотрудники, наша фирма будет заниматься поставкой программного обеспечения компьютеров. Сформулируйте цели нашей деловой игры. Мы будем подбирать программы в соответствии с требованиями наших клиентов и формировать базу (папку) выполненных запросов. | Предлагают свои варианты ответов. Формулируют (уточняют) тему урока, ставят цель деловой игры. |
Открытие нового знания | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: - представление текстовой информации в виде схем, - умение структурировать знания, - сравнение - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | Чтобы работа была эффективной, предлагаю разделиться на пять отделов фирмы и в составе отделов определить должности: «креативного директора отдела» (того, кто организует обсуждения, работу всего отдела); «компьютерного дизайнера» (того, кто выполняет работу за ПК); «PR-менеджера» (того, кто представляет устные отчеты о работе отдела фирмы). Распределите должности в своих отделах. Каждая группа должна составить кластер по данной теме. «PR-менеджер», каждой группы предоставляет устный отчет о проделанной работе. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Обучающимся предоставляется общие сведения о программном обеспечении (при объяснении используется презентация-http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php) Работа в группах (отвечают по опорному конспекту). |
Первичное закрепление | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: -выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера - слушать и понимать речь других; - умение участвовать в групповой работе, руководить и подчиняться, распределять роли - излагать свое мнение личностные - понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности. | Возвращаемся к задаче, данной в начале урока Описание ситуации: Семья, состоящая, из пяти человек приобрели персональный компьютер. Сын увлекается компьютерными играми, дочь учится в университете, папа инженер-программист, мама дизайнер, бабушка любит общаться в сети интернет. После включения компьютера, каждый из членов семьи, поработав немного за компьютером, пришел к выводу, что на данный момент времени компьютер бесполезен. Вопрос: Какое программное обеспечение необходимо установить для каждого члена семьи? Какие способы решения проблемы вы можете предложить? Устанавливает осознанность ситуации. | Делятся на группы и определяют перечень ПО, необходимого каждому члену семьи 1 группа. Компьютерные игры 2 группа. Для обучения 3 группа. Инженер- программист 4 группа. Дизайнер 5 группа. Домашнего пользования (общее назначение) Рисуют и составляют инфографику программ, которые обязательны для каждого из члена семьи, дают название и назначение программ. Организация работы: «креативный директор отдела» - распределяет и контролирует работу своей группы; «компьютерный дизайнер» -выполняет инфографику на онлайн сервисе; «PR-менеджер» - выступает перед классом, отвечает на вопросы, т.е. защищает свою инфографику. |
Применение новых знаний | Личностные: - формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации Предметные: -формирование умений представлять информацию на компьютере Регулятивные УУД: самоконтроль | Организует деятельность по применению новых знаний. Определите, разновидностью системного или прикладного программного обеспечения является каждый из приведённых ниже видов программного обеспечения (распределите по 2 столбцам, указывая только числа). Прикладное программное обеспечение | Системное обеспечение | | | Системы автоматизировавшего проектирования Антивирусные программы Архиваторы Операционные системы Мультимедиа проигрыватели Программы обслуживания дисков Системы управления базами данных Бухгалтерские программы Электронные учебники Игры MS Office Word Paint Windows WinRar DrWeb Антивирус Касперского Opera Total Commander Adobe Photoshop Linux Табличный процессор Критерии: 19-21 правильных ответов – «5» 15-18 – «4» 12-14 – «3» Меньше 12 – «2» | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выставляют баллы, оценки |
Подведение итогов урока. Рефлексия Запись домашнего задания | Личностные УУД: подведение итогов урока Регулятивные УУД: самоконтроль | Организует рефлексию. "Три М" Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Поднимите карточку того цвета, что соответствует пониманию темы урока. Красный – п. 1.4. Желтый – п. 1.4.,зд. 1.7 Зеленый – п. 1.4.,зд. 1.7, выполнить инфографику по теме: «Программное обеспечение компьютера» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Образовательные задачи УЗ | Возможные методы и приёмы выполнения |
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения |
|
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
|
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
|
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия | Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
|
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум Повышенный Творческий |
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
|
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |