kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОЗДАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронные учебники начинают занимать все большее место в нашей жизни. Появлению и распространению электронных учебников способствует быстрое развитие электронной промышленности, микроэлектроники, компьютерных технологий и Интернет технологий.

Электронные учебники имеют ряд преимуществ.  По сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации, при маленьких размерах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОЗДАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ »


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»



Секция «Информационно-технологическая»







ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


СОЗДАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ






АВТОР:

преподаватель

Сухорослова Людмила Валентиновна










Челябинск 2014



.



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 4

    1. Общие сведения об электронных учебниках 4

    2. Требования к системе «электронный учебник» 6

    3. Постановка задачи создания электронного учебника по

электротехнике 15

    1. Средства создания электронного учебника по электротехнике 21

    2. Режимы работы электронного учебника в обучении 26

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

АННОТАЦИЯ 31



ВВЕДЕНИЕ

В ХХI веке общество стало информационным. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям современного образования.

Электронные учебники начинают занимать все большее место в нашей жизни. Появлению и распространению электронных учебников способствует быстрое развитие электронной промышленности, микроэлектроники, компьютерных технологий и Интернет технологий.

Электронные учебники имеют ряд преимуществ. По сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации, при маленьких размерах.

Цель данного проекта – разработать обучающее пособие, позволяющее дистанционно, самостоятельно или на учебных занятиях изучать один из сложных и важных разделов физики.

В ходе проектирования решались следующие задачи:

  • изучить специальную литературу;

  • разработать структуру электронного обучающего пособия по Электротехнике

  • создать электронный учебник, используя современные программные средства;

  • проиллюстрировать данный раздел физики с помощью web-технологий.







2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    1. Общие сведения об электронных учебниках

Электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник, часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

В нашем колледже многие преподаватели стали создавать электронные учебники при подготовке к переходу использования дистанционных технологий при заочном обучении. Но постепенно электронные учебники стали внедрятся и в очном обучении. Удобство применения электронного учебника очевидна, особенно это касается дисциплин, содержание которых постоянно обновляется в связи с прогрессом, например, информатика, экономические и правовые дисциплины. Каждый год можно обновлять электронный учебник.

Данный проект предполагает создание Электронного учебника по Электротехнике, который необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала. Электронный учебник так же, допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он

  • позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он

  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

  • освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом.

Приступая к работе над данным проектом, участники НОУ провели опрос сокурсников по вопросу: «Каким ты видишь современный урок?» в созданной в социальной сети интернета группе. И предложили три возможных варианта ответа:

  • использование интерактивной доски

  • использование самостоятельной работы на уроке

  • использование электронных учебников

Были получены следующие результаты:

Результаты опроса

Каким ты видишь современный урок?

использование интерактивной доски

24 (36.4%)

использование самостоятельной работы на уроке

13  (9.1%)

использование на уроке электронных учебников

37 (54.5%)


















2.2 Требования к системе «электронный учебник»

Традиционное построение электронных учебников это структурированное предъявление учебного материала, практические работы и тестовые задания.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1.Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована.

2.Каждый фрагмент, наряду с текстом, лучше дополнить в аудио- или видео формате ("живые лекции").

3.Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых

лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,

должна быть мгновенная подсказка.

5.Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации.

По назначению программных продуктов различают два класса задач:

  • технологические;

  • функциональные.

Технические задачи – задачи, которые ставятся и решаются при организации процесса передачи и обработки данных. Они применяются для обеспечения работоспособности компьютера, в разработке других программ или обработке данных функциональных задач.

Функциональные задачи – задачи, которые требуют решения при реализации функций управления в рамках информационных систем различных предметных областей. Совокупность функциональных задач полностью определяет предметную область и ее специфику.

Согласно определению государственного стандарта, в зависимости от функционального назначения выделяются следующие виды программ:

  • системная программа – программа, предназначенная для поддержания работоспособности системы обработки информации или повышения эффективности ее использования в процессе выполнения прикладных программ;

  • управляющая программа – системная программа, реализующая набор функций управления, в который включают управление ресурсами и взаимодействием с внешней средой системы обработки информации, восстановление работы системы после проявления неисправностей в технических средствах;

  • супервизор – часть управляющей программы, координирующая распределение ресурсов системы обработки информации;

  • прикладная программа – программа, предназначенная для оказания услуг общего характера пользователям и обслуживающему персоналу системы обработки информации;

  • программа обслуживания – программа, предназначенная для решения задачи или класса задач в определенной области применения системы обработки информации.

В зависимости от типа решаемых задач все программы могут быть разделены на два класса:

  1. Утилитарные программы – комплекс взаимосвязанных программ, решающих технологические задачи.

  2. Программные продукты – представляют собой комплекс взаимосвязанных программ и сопроводительных документов (лицензионного свидетельства, паспорта, инструкции пользователя и им подобных) и предназначенные для решения функциональных задач.

Программы, решающие функциональные задачи также часто называют пакетами прикладных программ.

Пакет прикладных программ – комплект взаимосвязанных программ, предназначенных для решения задач из определенной проблемной области. Его отличительной особенностью является их системность, т.е. функциональная полнота и законченность реализуемых функций обработки, которая применяются в совокупности.

При определении функциональных задач программы учитываются требования заказчика:

  • отображения списка существующих тем;

  • предоставление теоретического материала на одну из выбранных ранее тем;

  • тестирование на основе теоретического материала;

  • вывод оценки, после пройденного теста;

  • содержание видеоматериалов.

Программа, представляющая из себя электронный учебник, должна обладать следующими характеристиками:

  • Четкая структура;

  • Быстрый переход к любому элементу;

  • Возможность поиска;

  • Читабельность;

  • Краткость.

Мультимедийный (электронный) учебник - это представление учебного материала в электронном виде, с использование следующих объектов:

  • форматированный гипертекст;

  • графические изображения;

  • анимация;

  • аудио- и видеозаписи;

При разработке электронных учебников целесообразно подбирать в качестве источников, такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе; лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач.

Поскольку электронный учебник отличается от «бумажного» интерактивностью и мультимедийностью, то в систему оценки мы привносим следующие требования:

  • соблюдение полиграфических норм качества мультимедиа;

  • наглядность представления информации средствами мультимедиа;

  • контроль знаний учащихся (текущий контроль, организация итоговой аттестации, возможность сохранения результатов контроля).

Учитывая пропускную способность линий связи, а также то, что в пользовании еще довольно много низкоскоростных компьютеров, суммарный размер отдельного HTML-файла (вместе с графикой), как показала практика работы в Internet, не должен быть большим. Эта цифра особенно критична при работе с учебником в режиме "On Line". При больших размерах файл будет загружаться очень долго, и работать с ним студенту будет крайне неудобно. Отсюда следует вывод, что учебник должен состоять из набора файлов небольшого размера, объединенных общей навигационной системой гиперссылок.

Если учебник предназначен для использования в кейс-технологии или в режиме "Off Line", то размер отдельного файла может быть и больше. Но и здесь надо быть очень осторожным. Практика показывает, что с файлами, насыщенными графикой и имеющими размер до 50Мб, можно работать достаточно комфортно даже при оперативной памяти 1 Гб.

На процесс восприятия (а значит, и понимания) текста, расположенного на экране дисплея, влияет целый набор факторов:

  • ширина текстовой зоны,

  • способ выравнивания текста,

  • его расположение на экранной странице,

  • начертание, стиль и размер шрифта.

Восприятие текста идет значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не от­дельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или, в идеале — абзац. Этот факт давно известен полиграфистам и является одним из определяющих при вы­боре длины строки текста. Недаром при больших размерах страниц текст в печатных изда­ниях делится на колонки, а страницы книг альбомного формата никогда не заполняются це­ликом от края до края.

Применительно к тексту на экране дисплея и с учетом технических ограничений, приводит к тому, что ширина текстовой зоны должна быть в пределах 540÷570 pix, текстовая зона должна центрироваться по горизонтали,

размер шрифта должен быть не менее 12 пунктов.

При невыполнении этих требований, особенно на мониторах с диагональю более 14 дюймов, длинная строка заставляет глаз перемещаться в пределах большого угла — иногда даже при­ходится поворачивать голову от начала к концу строки. В результате повышается утомляе­мость, что, как следствие, дает резкое снижение понимания материала учебника.

Необходимо так же учесть правила выравнивания текста. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень эффективный прием оформления текста. При­менение того или иного способа выравнивания позволяет не только решить задачу привле­чения внимания к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения учебника, за­медляя или ускоряя его в нужных местах. Например, какие- либо замечания можно выровнять по центру (правому краю), а весь текст по ширине.

При выборе шрифта необходимо учесть, что все имеющиеся шрифты можно разделить на две большие группы: шрифты с засечками (Serif) и гладкие шрифты (San Serif — без засечек):

к первым (Serif) относятся шрифты типа Times New Roman,

ко вторым (San Serif ) — Arial.

По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «за­цепиться» при чтении текста — засечки как бы служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он устает меньше.

Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении. В результате прочитанное лучше запоминается. Отсюда можно сделать вывод, что в тех небольших фрагментах текста учебника, на которые надо обратить внимание обучаемого (формулировки, определения и так далее), следует использовать преимущественно гладкие шрифты.

Для печатных документов выбор шрифта иногда становится тяжелой задачей и часто реша­ется личными предпочтениями автора — настолько много в настоящее время разработано шрифтов.

В принципе, HTML-документы имеют те же возможности выбора. Однако не надо забывать, что электронный учебник должен нормально воспроизводиться на компьютере пользователя, на котором ассортимент шрифтов может быть очень ограничен. Учитывая этот факт, следует тщательно подойти к выбору нужного комплекта шрифтов, продумав возможные варианты замены.

Сделаем выводы при выборе шрифта желательно использовать:

  • Шрифт среднего размера

  • «Шрифт с засечками» и различной шириной знаков и интервалов между ними

  • Стандартный, четкий, легко читаемый шрифт

  • Светлый фон приятного мягкого цвета

  • Достаточно контрастные по отношению к цвету фона символы

  • Символы комфортных для чтения цветов (черные, темно-серые, темно-синие, темно-зеленые)

Нежелательно:

  • Шрифт слишком мелкого или слишком крупного размера

  • Декоративный или оформительский шрифт с причудливым начертанием букв

  • Яркий (в том числе и чисто белый!) фон

  • Малоконтрастное изображение

  • Символы светлых или ярких цветов (желтые, оранжевые, красные)

При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей, которые предоставляет компьютер.

В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема понимания текстов. Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране:

  • информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;

  • рекомендуется минимизировать на экране использование терминов

  • компьютерной терминологии;

  • не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;

  • на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.

Рекомендуется: вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране. Различные виды сообщения необходимо отделять друг от друга, в зоне вспомогательной информации.

На сегодняшний день существуют два основных направления проектирования компьютерных учебников: Internet-технологии и Case-технологии. Учебник, реализованный средствами Internet-технологии, представляет собой гипертекстовый документ. Реализуется он с помощью языков HTML (HyperTextMarkupLanguage) и Java .

Электронные учебники, созданные студентами, используются преподавателями уже не один учебный год. Многие из этих программ занимали призовые места на конкурсах различного уровня, в том числе и Российских.

Например, электронный учебник по математическим методам, русскому языку и культуре речи, физике, гидравлике, электротехнике, математике и т.д.


Рис.1 Электронный учебник по физике


Рис.2 Электронный учебник по математическим методам

Рис.3 Обучающее пособие по физике «Магнитик»


Электронные учебники  являются эффективным средством обучения, позволяющим на высоком уровне реализовать основные принципы дидактики.

Программы по созданию электронных учебников дают возможность каждому из учеников независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса, независимо от внешних мотивационных факторов.

В колледже активно используются электронные учебники для закрепления и изучения материала, как стандартные, так и разработанными студентами.


    1. Постановка задачи создания электронного учебника по Электротехнике

Технология создания электронных учебников достаточно трудоемка и включает следующие этапы.

1.    Определение целей и задач разработки.
2.    Разработка структуры электронного учебника.
3.    Разработка содержания по разделам и темам учебника.
4.    Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
5.    Программирование.
6.    Апробация.
7.    Корректировка содержания электронных учебников  по результатам апробации.
8.    Подготовка методического пособия для пользователя

Студенты специальности «Программирование в компьютерных системах» в рамках творческого проектирования наряду с другими программами занимаются и разработкой компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам.

При разработке электронного учебника нужно первоначально выработать его структуру, порядок следования учебного материала, вид навигации по разделам, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.
Разработка содержания  по разделам и темам электронного учебника.

Содержание электронного учебника может разработать опытный педагог-предметник, педагог – новатор.


При разработке содержания отдельных тем нужно  ранжировать учебный материал:
•    по степени сложности восприятия,
•    по степени сложности подачи.
В ходе этой работы нужно:
•    выделить основное ядро учебного материала,
•    выделить второстепенные моменты в изучении учебного материала,
•    выделить связи с другими темами учебного курса,
•    подобрать практические разноуровневые  многовариантные задания по каждой теме,
•    подобрать иллюстрации, графики, демонстрации,  анимационные видеофрагменты к понятиям, формулировкам, событиям и т.д.

При создании электронного учебника в первую очередь производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения дисциплиной. Затем перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливается проект гипертекста для компьютерной реализации.

Следующим этапом, гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Разрабатывается компьютерная поддержка. Вырабатываются инструкции для пользователей по применению электронных учебников.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию, т.е. озвучиванию и визуализации с помощью мультимедийных средств.

При подготовке материала в первую очередь изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами. Разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации. Производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации. Например, в учебнике по физике используется внедренный видеофайл, демонстрирующий некоторые процессы работы электрического тока. Так информация лучше усваивается, проста в понимании и наглядна.

На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

 Сценарий электронного учебника – это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части  разного уровня и назначения.
Программные структуры  разного уровня –это  компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п.
Использование  этих средств носит целенаправленный характер: для  развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
Программирование начинается с создания основных шаблонов кадров будущего электронного учебника. Кадры различаются в зависимости от назначения:  размещение познавательного материала, подкрепление его рисунком, анимацией графиком и т. п. Иной вид имеет шаблон кадра для заданий, тестов.

Структура наших учебников имеет следующий вид: лист делится на 2 вертикальные 2 горизонтальные части. В левой части (фрейме), записано оглавление с использованием гипертекста, в правой, содержание выбранной темы, сверху страницы название учебника.

Некоторые разработчики создают титульный лист, где представлена информация о названии, авторе, учебном заведении.

После создания  основных шаблонов кадров процесс программирования упрощается, делается более целенаправленным.  Электронный  учебник  нужно апробировать в условиях реального учебного процесса. Во время апробации выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки: некорректность, неудобства в эксплуатации и.т.п.

По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника (его структуры,  неточностей и ошибок в ответах при работе с заданиями и т.п.)
  Подготовка методического пособия для разработчика включет  следующие материалы:

  • содержание отдельных программных модулей;

  • задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы;

  • примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебника;

  • инструкцию для работы с электронным  учебником;

  • необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции электронного учебника.

Пособие может быть записано на электронном носителе или  издано на бумажном носителе. 

Учебник, как правило, начинается с «Главной» страницы, где написано название учебника. Нажав на него, пользователь продолжает работу с учебником.

Пользователь попадает на основную страницу сайта. В верхней части находиться заголовок учебника, с левой стороны располагается меню. В нижней части учебника находиться «Главное окно», в котором отображается текст учебника. В качестве цвета для «Главного окна» был выбран фон в клеточку.

Основные цвета учебника – черный, белый, оттенки синего и голубого. Эти цвета позволяют отделить панель навигации от области основного текста, оно же «Главное окно». Весь текст написан шрифтом Times New Roman, так как этот шрифт наиболее привычен глазу пользователя. Интерфейс создавался с целью, чтобы работа с электронным учебником была максимальна комфортна.


Рисунок 4. Интерфейс учебника - Главная страница

Все нюансы важно продумать и определить на начальном этапе проектирования.

Целью разработки проекта «Электронный учебник по дисциплине «Электротехнике» послужило задание выданное преподавателем физики.

Помимо обычных занятий и производственной практики, студенты колледжа выполняют практические занятия в специализированных компьютерных классах, занимаясь с программами Microsoft Office, Microsoft Visio, КОМПАС-3D V9, Win Machine, MathCAD, Electronic workbench. Проверка знаний и умений осуществляется с использованием специальной программы Tester.

Данный учебник по Электротехнике облегчит процесс обучения и сократит число учебников на бумажных носителях и позволит выполнить проверку полученных знаний с помощью специального теста.

Данная программа необходима для дистанционного обучения.

Облегчит процесс преподавания, позволит самостоятельно проверять студентами собственные знания средствами теста, так же разработанного в данном учебнике.

Входными данными являются те данные, которые вводятся вручную. В данной работе входные данные – это ответы на тесты.

В случае с тестами данные вводятся с помощью выбора правильного ответа. Затем ответы обрабатываются с помощью специального языка программирования (Delphi) и выводиться результат.

Выходные данные, используемые в программе, приведены в таблице

Выходные данные представлены в виде отчета полученным знаниям. Этот отчет содержит количество правильных и неправильных ответов, а так же оценку за выполнение теста.

Таблица 1 – Выходные данные

Наименование

Тип

Значение

k

Real

Количество правильных ответов

m

Real

Количество неправильных ответов

o

Real

Оценка




При создании подобных программ, большое значение придается пользовательскому интерфейсу.

Графический интерфейс пользователя это система средств, для взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на представлении всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом, в отличие от интерфейса командной строки, пользователь имеет произвольный доступ (с помощью клавиатуры или устройства координатного ввода типа «мышь») ко всем видимым экранным объектам.

Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х, но получила коммерческое воплощение лишь в продуктах корпорации Apple Computer. В операционной системе AMIGAOS ГИП с многозадачностью был использован в 1985 г. В настоящее время ГИП является стандартной составляющей большинства доступных на рынке операционных систем и приложений.

Данный электронный учебник должен удовлетворять следующим требованиям:

  • обладать быстродействием;

  • обладать легкостью переноса на различные вычислительные платформы;

  • обладать интуитивно понятным интерфейсом.

    1. Средства создания электронного учебника по Электротехнике


Сейчас есть множество программ для создания электронного учебника. Самым доступным способом – является использование программы редактора web-страниц для создания HTML-файлов. Так же необходимо знать язык гиперразметки HTML, уметь внедрять java-скрипты для динамики функциональных возможностей страниц учебника. Например, для создания меню или формы.

Для реализации данного электронного учебника были выбраны средства гипертекст (HTML, JAVA и др.) и гипермедиа. Выбор обусловлен следующим фактором:

  • данные средства являются свободно распространяемыми;

  • данные средства имеют кросс платформенную природу, благодаря этому электронный учебник может быть доступен с сервера с любой архитектурой и набором ПО;

  • учебник, выполненный указанными средствами, может использоваться как на локальном компьютере (но без возможности обновления контента), так и может быть выложен в internet и быть доступным в интерактивном режиме (т.е. доступно следующее: пополнение/изменение контента, отправка e_mail и т.д.).

Выбранные средства позволяют полностью реализовать все заявленные на этапе проектирования функции электронного учебника.

Для создания электронного учебника использовался редактор Microsoft FrontPage.

Данный редактор имеет понятный интерфейс, что позволяет быстро создавать сайты любой сложности. В ходе редактирования страниц как текстовом редакторе, при вводе и форматировании текста, добавлении рисунков, таблиц и других элементов страницы, теги языка HTML автоматически добавляются в фоновом режиме конструктора.

Редактор web-страниц FrontPage позволяет самостоятельно просматривать, записывать и редактировать теги HTML. Используя средства оптимизации кода можно создать чистый код HTML, также упрощается процедура удаления не нужного кода.

Можно просматривать внешний вид страницы в web-обозревателе, не сохраняя ее. Данное представление рекомендуется использовать для просмотра результатов изменений, внесенных в web-страницу вовремя ее создания, что облегчает дальнейшую работу.

Таким образом, данный редактор позволяет ускорить разработку страниц сайта самостоятельно.

Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром.

Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении.

Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Нужно помнить, что электронный учебник не точная копия какого-либо книжного издания. Такой учебник плохо воспринимается и неинтересен студенту.

При желании в учебник включаем видеозапись выступления автора. Где рассказывается о целях и задачах дисциплины, о структуре учебника, о правилах представления практических работ и заданий контрольных срезов или тестов. Затем идут главы учебника. Главы разбиты на темы. К каждой теме есть своя гиперссылка. Нужно помнить, что текстовой информации на одну тему не должно превышать 2-3 страницы. Иначе тема не будет восприниматься, студент очень быстро устанет, начнет «прыгать» от темы к теме.

Одним из требований к программам подобного типа является наличие возможности проверки полученных знаний с помощью теста. Для реализации этой возможности необходимо использовать программирование в чистом виде. Традиционные средства создания страниц не позволяют осуществить эту функциональную задачу. Поэтому иногда необходимо использовать среду программирования DELPHI. Ниже приведен программный код для тестирования и подсчета результата в электронном учебнике по физике.

var

Form1: TForm1;

k,n,m,o,a,p:real;


implementation


{$R *.dfm}


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Form1.FormStyle := fsStayOnTop;

Form1.Show;

n:=10; //количество вопросов.

k:=0; //счетчик правильных ответов.

if radiobutton2.Checked

then k:=k+1;

Подсчет правильных ответов

if radiobutton4.Checked

then k:=k+1;

if radiobutton7.Checked

then k:=k+1;

if radiobutton12.Checked

then k:=k+1;

if radiobutton14.Checked

then k:=k+1;

if radiobutton16.Checked

then k:=k+1;

Подсчет правильных ответов

if radiobutton19.Checked

then k:=k+1;

if radiobutton24.Checked

then k:=k+1;

if radiobutton26.Checked

then k:=k+1;

if radiobutton30.Checked

then k:=k+1;

a:=(100/n); //кол-во процентов за один правильный ответ.

p:=a*k; //кол-во процентов за все правильные ответы.

if p=90

then o:=5

else

if p=70

расчет оценки

then o:=4

else

if (p50)

then o:=3

else o:=2;

m:=n-k; //кол-во неправильных ответов.

Showmessage('Число правильных ответов '+floattostr(k)+'; '+'Число неправильных ответов '+floattostr(m)+';'+ ' Ваша оценка: '+floattostr(o)); // вывод результатов.

Close;

end;


end.

Для работы с учебником необходим минимальный уровень пользования браузера. Пользователями приложения являются студенты колледжа. Электронный учебник так же подходит для обучения в домашних условиях и для использования в других учреждениях среднего и профессионального образования.

К недостаткам электронных учебников можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

2.5 Режимы работы электронного учебника в обучении

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число

обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность".

Можно выделить несколько основных режимов работы электронного учебника:

  • обучение без проверки;

  • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы

  • (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько

  • вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

  • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний выставлением оценки.

Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник? Преподаватели, использующие в своей работе электронные учебники, отмечают следующие аспекты:

  • при самостоятельной работе учащихся электронный учебник облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

  • предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;

  • выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

  • на практических занятиях позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта

  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;

  • сложности контрольного мероприятия позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

  • а так же позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

  • высвобождает преподавателя от незапланированных дополнительных занятий со студентами, пропускающими, по тем или иным причинам, занятия;

  • позволяет студентам получать всегда новую информацию, не тратя денежных средств;

  • позволяет учебным заведениям экономить денежные средства на покупку печатной литературы для каждого студента.

Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам, которые являются как профессиональными, так и профилирующими в профессиональной подготовке и фактически кроме нашего колледжа нигде в городе не используются. Конечно, заказчиком программ в первую очередь выступает преподаватель-предметник, чьи идеи реализованы в компьютерном обучении, но оформление и подача информации, как текстовой, так и графической выполняется студентами.







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная степень развития коммуникационных ресурсов открыла перед разумным человечеством новые горизонты на поле образовательной деятельности, но при этом поставила и новые задачи.

Бурное развитие информационных технологий, рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно консервативную область, как отечественное образование.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

  1. http://help.adobe.com;

  2. http://learn-flash.ru;

  3. http://ru.wikipedia.org;

  4. http://actionscript.pablobablo.com;

  5. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Гипертекстовый школьный учебник: польза или вред? / Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании // Тезисы докладов семинара (7 сентября 2008 года, г.Москва). - М.: Издательство МЭСИ, 2009. - 140

  6. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. / Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании // Тезисы докладов семинар (7 сентября 2000 года, г.Москва). - М.: Издательство МЭСИ, 2010. - 140 с.

  7. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин)": Монография. - Астрахань: Изд-во "ЦНТЭП", 2009. - 364 с.

  8. Колин Мук, ActionScript 3.0 для Flash. Подробное руководство. – СПб: Питер, 2011. – 456 с.;

  9. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2011. - 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СОЗДАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Автор: Сухорослова Людмила Валентиновна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Использование мультимедиакурсов (электронных учебников) в учебном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_mul_timiediakursov_eliektronnykh_uchiebnikov_v_uchiebnom_protsies"
    ["file_id"] => string(6) "454020"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1517466571"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Доклад, тема "Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке компетентных специалистов" "
    ["seo_title"] => string(117) "doklad-tiema-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-pri-podghotovkie-kompietientnykh-spietsialistov"
    ["file_id"] => string(6) "222009"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435763095"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "“Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования” "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh-informatiki-kak-odno-iz-rieshienii-zadach-modiernizatsii-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "237870"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444409690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства