Использование мультимедиакурсов (электронных учебников) в учебном процессе
Использование мультимедиакурсов (электронных учебников) в учебном процессе
В докладе рассмотрена наиболее распространенная структура современных мультимедиакурсов (электронных учебников)В докладе рассмотрена наиболее распространенная структура, предлагаемых в качестве дидактического средства по дистанционной технологии обучения. Предлагается усовершенствование как содержания электронных учебников, так и приемы и методы, способствующие повышению эффективности использования электронных учебников в дистанционном обучении. В частности, использование таких «ключей» как: варьирование типов содержимого, создание взаимодействия, которое занимает внимание, поощрение взаимодействия с другими обучаемыми и инструкторами, мотивация, обеспечение обратной связи. Особое внимание уделяется установлению обратной связи с обучающимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедиакурсов (электронных учебников) в учебном процессе»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИАКУРСОВ (ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
АННОТАЦИЯ
В докладе рассмотрена наиболее распространенная структура современных электронных учебников, предлагаемых в качестве дидактического средства по дистанционной технологии обучения. Предлагается, на основе обзора работ разных авторов, усовершенствование как содержания электронных учебников, так и приемы и методы, способствующие повышению эффективности использования электронных учебников в дистанционном обучении. В частности, использование таких «ключей» как: варьирование типов содержимого, создание взаимодействия, которое занимает внимание, поощрение взаимодействия с другими обучаемыми и инструкторами, мотивация, обеспечение обратной связи. Особое внимание уделяется установлению обратной связи с обучающимися.
Любые, а тем более коренные, прогрессивные изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования существующих форм обучения, а также появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические условия жизни в Казахстане характеризуются потребностью значительной части учащихся всех форм обучения (дневной, вечерней и заочной) сочетать учебу с работой.
Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса.
Специалисты подсчитали, что дистанционное обучение учащихся по индивидуальному графику, в удобное время и самостоятельно выбираемые сроки и последовательность обучения по месту жительства на платной основе оказывается для обучающихся выгоднее, чем периодические выезды в учебное заведение на сессии, пересылку по почте учебно-методических и других учебных материалов. Кроме того, хорошо организованное дистанционное обучение может быть не только более эффективным, но и более комфортным для обучающегося.
Несомненно, данная форма обучения вызывает потребность использования совершенно иных современных педагогических технологий. Так, одной из наиболее часто встречающихся форм представления нового учебного материала является электронный учебник.
Электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные, практические работы, а также тесты; т.е. одновременно – это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю. Ядром ЭУМК является учебное пособие, выполняющее функции учебника и электронного тренажера. Доступ по разделам и темам реализован с помощью инструмента , представляющего все темы курса в виде иерархической структуры.
Электронное учебное пособие включает:
- теоретический материал;
- практикум для выработки умения и навыков, где представлены пошаговые решения типовых задач и упражнений по изучаемой дисциплине;
- методические рекомендации по изучению курса;
- глоссарий.
Типичный для наших учебных заведений путь компьютеризации учебного процесса - постепенный, пошаговый. Сначала - создание электронных версий лекций и учебных пособий (слайды, цветная графика), затем - размещение этих материалов в Интернет или в виде кейсов.
В лучшем случае, сами преподаватели, не обладая достаточной квалификацией по созданию электронных учебных материалов, играют пассивную роль. Как следствие, развитие или даже поддержание в актуальном состоянии таких ресурсов требует большого штата технического персонала (веб-мастеров). В некоторых технических учебных заведениях, эти функции выполняют студенты, тогда как в гуманитарных таких возможностей нет.
Электронный курс создается в специально разработанных шаблонах с соблюдением международных стандартов. При этом учитывается принцип модульности, то есть каждая его часть является тематически завершенной, содержит элементы учебно-методического комплекса и за счет этого может легко обновляться.
Многие исследователи пытаются найти ответ на вопрос: «Каким должен быть современный электронный учебник?» Очевидно, что для лучшего усвоения содержание предлагаемого курса дистанционного обучения должно быть педагогически отработано и систематизировано, и состоять из комплекса психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который будет удовлетворять принципам организации учебного процесса обучения. Некоторые исследователи предлагают:
- первоначально обучающемуся высылать комплекс психологических тестов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирования обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет обучающегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.
- учитывать, что человек, вовлеченный в открытую информационную среду, как правило, предъявляет высокие требования к содержанию и техническому уровню учебных программ. Однако, существует еще одно условие: учебный материал должен быть увлекательным. Следовательно, чтобы повысить интерес обучающегося к электронному курсу, надо вызвать у него положительные эмоции. Это введение анимационных персонажей, игровых элементов, выполнение различных упражнений.
Кроме того, для того чтобы обучение было эффективным, создателям программ нельзя забывать о том, что существуют разные типы восприятия информации.
Так, например, проще всего "зрителям", особенно если в электронном курсе разумно использованы рисунки, схемы, диаграммы, интеллект-карты. В то же время изобилие графики может отвлекать и даже утомлять. "Слушателям" необходимо, чтобы текст курса был озвучен, но не монотонно. Разумеется, в курсе может быть и музыка, вместе с тем должна быть возможность отключить звук, поскольку всегда найдутся «визуалы», которым он мешает воспринимать текст и т.д.
Электронное обучение может включать множество элементов, которые делают изучение нового материала, процесса или программы более легким и шутливым. Делая процесс изучения более веселым – или интересным – мы делаем его более эффективным. Если обучающиеся не втянуты в материал, не увлечены его изучением, в действительности, то они мало что запомнят. Очевидно, каждый тип подготовки не может быть включен в электронное обучение, но многое возможно с отличными результатами. Ключами к успеху электронного обучения служат:
- Варьирование типов содержимого – Образы, звуки, тексты работают вместе на то, чтобы сохранять информацию в различных областях памяти, и результатом будет лучшее запоминание материала.
- Создание взаимодействия, которое занимает внимание – Игры, опрос и даже простая обработка чего-либо на экране увеличивают интерес, что в свою очередь улучшит запоминание материала.
- Поощрение взаимодействия с другими обучаемыми и инструкторами – «Дискуссионные комнаты» (чаты), форумы, системы мгновенного обмена сообщениями, электронная почта – все это служит хорошей заменой дискуссий в классной комнате и повышает эффект взаимодействия между обучаемыми.
-Мотивация: мотивировать в начале обучения – это еще полдела. Знание того, что в курс обучения включены некоторые элементы юмора, вызывают больший интерес и любопытство в процессе изучения материала. Это тоже, в конце концов, способствует лучшему усвоению материала и более быстрому изучению.
- Обеспечение обратной связи – в курсы электронного обучения должна быть встроена система обратной связи, чтобы корректировать неправильно понятый материал. Мгновенная обратная связь лучше, поскольку каждый шаг обучения строится на основе анализа эффективности предыдущего шага. Если обратная связь отсутствует, тогда следующий шаг может строиться на неправильной интерпретации пройденного материала.
Технологии дистанционного обучения в значительной мере рассчитаны на самостоятельную работу студента. Практически все известные нам мультимедиа учебники не обеспечивают обратной связи между преподавателем и студентом. Не отрицая пользы самостоятельной работы, заметим, что постоянный контакт с преподавателем может повысить эффективность обучения: даже мелкие недочеты студента сразу становятся видны и поддаются корректировке.
Фактически общепринятой является следующая структура длямультимедиа курсов:
1. Введение в дисциплину (история предмета, актуальность, место и
взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности);
2. Учебную программу по дисциплине (курсу);
3. Цель и задачи изучения дисциплины;
4. Методические указания по самостоятельному изучению курса;
5. Оглавление;
6. Основное содержание, структурированное по разделам (модулям);
7. Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам);
8. Итоговый тест;
9. Практические задания для самостоятельной работы;
10. Тематика для небольших научно-исследовательских работ (Мини-НИР);
11. Толковый словарь терминов;
12. Список сокращений и аббревиатур;
13. Заключение;
14. Список литературы (основной, дополнительной, факультативной);
15. Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике курса;
16. Краткая творческая биография автора пособия.
С точки зрения организации обратной связи наиболее важны пункты
6-9. Данные пункты необходимо дополнительно структурировать. Например: Итоговый тест наверняка будет состоять не из одного задания, а тогда преподавателю стоит знать, как именно отвечал ученик на разные части итогового теста. Основное содержание, структурированное по разделам, также будет состоять из нескольких больших частей, в которых так же необходимо отслеживать, сколько времени студент работал с каждой главой. Расставить контрольные точки, в которых будут собираться данные об успеваемости студента, чтоб повысить эффективность обучения с мультимедиа учебником.
Таким образом, можно резюмировать, что повышению эффективности использования электронных учебников способствует:
1. Первоначальное проведение с обучающимися психологического тестирования и пробного урока с последующей обработкой результатов для выбора метода и индивидуальной стратегии обучения.
2. Наличие обратной связи между обучающимся и преподавателем (в автоматическом режиме информировать преподавателя о действиях студента) должен обеспечить встраиваемый в курс программный модуль. Эту проблему на начальном этапе можно снять путем активного использования теле- и видеоконференций, создания виртуальных групп обучающихся как отдельно по каждой дисциплине, так и в целом по конкретной программе подготовки.
3. Использование в дистанционных курсах иллюстративных материалов самого разного типа от простых рисунков до анимационных и видео фрагментов, позволяющих легче понять суть происходящего. Здесь
особенно важен принцип "лучше один раз увидеть".
4. Модульный характер построения компьютерных учебников, который является самым распространенным в мире, и представляется обоснованным, т.к. дает возможность сделать учебник привлекательным для пользователей различных квалификаций, а наличие в учебнике смысловых гиперссылок между модулями позволит сформировать целостную систему обучения.
5. Наряду с используемыми методиками представляется целесообразным больше внимания уделить самостоятельной работе обучающихся, представив ее в различных видах, таких как построение алгоритмов решения, проектирование, решение расчетно-аналитических задач, оценка результатов проведенных расчетов и экспериментов, сравнительный анализ результатов, полученных различными способами и другое.