Методическая разработка урока информатики. Рекомендуется использовать на последнем уроке при обобщении материала по теме "Циклы". Может применяться в старших классах средней школы, в учреждениях среднего профессионального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, QBasic, Tester, Microsoft Word, Skype
Дидактический материал: презентация по теме на компьютере.
Квалификационные требования:
Студент должен знать: понятие циклических алгоритмов, виды.
Студент должен уметь: составлять несложные программы, пользоваться современным программным обеспечением для достижения поставленных целей.
Межпредметные связи: математика.
ПЛАН УРОКА.
Организационный момент.
Сообщение темы урока и постановка целей.
Актуализация опорных знаний.
Решение задач.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов работы.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Проверка готовности студентов к уроку, перекличка. Связь с отсутствующими студентами через Интернет.
Сообщение темы урока и постановка целей.
Актуализация опорных знаний.
На проекторе выведены слова. Необходимо сформулировать соответствующие определения:
ЦИКЛ, ТЕЛО ЦИКЛА, СЧЁТЧИК, АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ИТЕРАЦИОННЫЙ ЦИКЛ, ЦИКЛ С ПРЕДУСЛОВИЕМ, ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ
Чтобы проиллюстрировать характерные свойства циклов обратимся к пословице:
«СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ»
Что в этой пословице является телом цикла? Счётчиком? Каково условие выхода из цикла? Сколько раз выполняется цикл?
Заполните блок-схему цикла.
Цикл с предусловием
Цикл может выполняться бесконечное число раз
Может ни разу не выполняться
Указывается условие работы цикла
Используется оператор WHILE
Цикл с постусловием
Цикл может выполняться бесконечное число раз
Обязательно выполняется хотя бы 1 раз
Указывается условие выхода из цикла
Используется оператор DO UNTIL
Цикл с параметром
Цикл выполняется конечное число раз
Может ни разу не выполняться
Используется оператор FOR
Решение задач.
На примере задач предлагается сравнить их решение с помощью различных видов циклов.
а) Составить программу табулирования функции y = x sin сx на [a,b] с шагом 0,15
PRINT “Табулирование функции”
INPUT “Введите параметр a, ”,a
INPUT “Введите границы и h ”,c,b,h
x=c
WHILE x
Y= x*SIN(a*x)
PRINT “x=”;x,”y=”;y
X=x+h
WEND
END
PRINT “Табулирование функции”
INPUT “Введите параметр a, ”,a
INPUT “Введите границы и h ”,c,b,h
x=c
DO
Y= x*SIN(a*x)
PRINT “x=”;x,”y=”;y
X=x+h
LOOP UNTIL xb
END
PRINT “Табулирование функции”
INPUT “Введите параметр a, ”,a
INPUT “Введите границы и h ”,c,b,h
FOR x=c to b STEP h
Y= x*SIN(a*x)
PRINT “x=”;x,”y=”;y
NEXT x
END
Данную задачу можно решить с помощью трёх видов циклов.
б) Известна знаменитая легенда об изобретателе шахматной игры.
Царь Шерам, которому была преподнесена в подарок эта игра, захотел наградить изобретателя Сете и разрешил ему выбрать награду самому. «Дай мне, - сказал мудрец, — только несколько пшеничных зерен. Причем ровно столько, сколько поместится на шахматной доске, если ты на первую клетку положишь одно зернышко, то на вторую - два зернышка и так далее: на каждую клетку вдвое больше, чем на предыдущую». Царь был рассержен из-за этой слишком скромной просьбы мудреца. Но как же он был удивлен, когда ему не хватило запасов пшеницы всей Индии, чтобы ее выполнить.
Математики царя Шерама подсчитали, что количество зерен на последней клетке выражается не поддающимся воображению гигантским числом. Зерно занимало бы два амбара длиной от Земли до Солнца.
Составьте программу, которая бы определяла, сколько клеток смог заполнить царь Шерам своей пшеницей. (Тонна пшеницы состоит из 4000000 зерен).
PRINT “Определение количества клеток”
INPUT “Введите количество зерна в т. ”,T
K=1
Z=1
S=1
WHILE S=T*4000000
k=k+1
z=z*2
S=S+z
WEND
PRINT “можно заполнить ”; k-1; “клеток”
END
PRINT “Определение количества клеток”
INPUT “Введите количество зерна в т. ”,T
K=1
Z=1
S=1
DO
k=k+1
z=z*2
S=S+z
LOOP UNTIL S T*4000000
PRINT “можно заполнить ”; k-1; “клеток”
END
Данную задачу можно решить с помощью цикла с предусловием, с постусловием.
в) Составить программу отгадывания задуманного числа
PRINT “Угадай число от 1 до 1000”
A= 1+INT(1000*RND(1))
I=0
DO
I=I+1
PRINT I;”попытка”
INPUT b
IF ba THEN PRINT “перелёт!”
IF bнедолёт!”
LOOP UNTIL a=b
PRINT “Угадали!!!”
END
PRINT “Угадай число от 1 до 1000”
A= 1+INT(1000*RND(1))
I=0
WHILE ab
I=I+1
PRINT I;”попытка”
INPUT b
IF ba THEN PRINT “перелёт!”
IF bнедолёт!”
WEND
PRINT “Угадали!!!”
END
Данную задачу можно решить с помощью цикла с предусловием, с постусловием.
Физкульминутка.
Самостоятельная работа.
С помощью каких видов циклов можно решить следующие задачи:
а) В гонках участвовало 17 машин (номера их идут по порядку). Каждая вторая машина сошла с дистанции по той или иной причине. Составьте алгоритм определения их номеров.
б) В банк положен вклад в размере N рублей. Каждый месяц он увеличивался на 1%. Определить размер вклада через 5 лет.
в) Банк принял два вклада по 1000$. Один под 2% годовых, другой под 3%. Через сколько лет второй вклад превысит первый но 100$?
г) В лототроне лежат шары с номерами от 100 до 200. Он выбрасывает каждый 7. Определить номера выпавших шаров.
д) Количество рыбы в реке, в которую сбрасывали загрязнённые отходы, уменьшалось на 20% ежегодно. Определите через сколько лет рыбы почти не останется (её количество будет меньше 1)? Известно, что до начала загрязнения её было N особей.
е) В первый день рабочий произвел х деталей. Во второй и в последующие дни он увеличивал норму предыдущего дня в 2 раза. Сколько деталей он делал каждый день данной недели?
ж) Поголовье скота в колхозе увеличивается с каждым годом. Прирост числа коров составляет 7%, а свиней 15%. Определите сколько всего голов скота при таких темпах сможет выращивать колхоз через 5 лет, если на начало этого периода было 100 коров и 100 свиней?
з) В упражнении 5 вычислить, через сколько лет количество свиней будет больше количества коров не менее чем на 100 ?
После разбора студенты решают по 1 задаче на выбор. Преподаватель индивидуально проверяет решение.
Дополнительно.
Задание для 1 варианта: Дано натуральное n. Составьте программу вычисления
Задание для 2 варианта: Дано натуральное n. Составьте программу вычисления
VII. Подведение итогов работы.
А) пробное тестирование с помощью Менеджера тестов.
Назначение циклической структуры:
А) повторение идущих подряд одинаковых команд некоторое число раз;
Б) повторение 1 команды не более 10 раз;
В) проверка условия в тексте.
2. Тело цикла — это
А) группа команд, не входящая в циклическую структуру;
Б) произвольный текст;
В) группа команд, повторяющаяся некоторое число раз.
3. Укажите, сколько раз выполнится тело цикла с заданным заголовком :
FOR i=-1 TO 2
А) 4
Б) 0
В) 3
Г) бесконечное число раз
4. Какой из перечисленных ниже заголовков не содержит ошибок?
А) FOR k=1 TO 5.5
Б) FOR k=10 TO -2
В) FOR k=3 TO 12
Г) FOR k:=0 TO 7
5. Если говорят, что программа «зациклилась», то это значит…
А) тело цикла выполняется бесконечно долго;
Б) тело цикла не выполняется;
В) тело цикла выполняется только 1 раз;
Г) тело цикла выполняется два раза.
6. Определите значение переменной S после выполнения программы:
S=0
FOR a=1 TO 4
S=S + SQR(a)
NEXT a
PRINT “S=”;S
А) 5
Б) 10
В) 16
Г) 30
Оператор цикла, тело которого выполняется как минимум один раз независимо от значения параметра цикла, — это оператор цикла…
А) с предусловием;
Б) с постусловием;
В) с заданным числом повторений.
Оператор цикла, тело которого может не выполниться ни разу, — это оператор цикла…
А) с предусловием и с постусловием;
Б) с предусловием и с заданным числом повторений;
В) с заданным числом повторений и с постусловием.
Операторы цикла, которые можно использовать, если значение параметра цикла изменяется не с единичным шагом, — это операторы цикла…