Предмет: Информатика Класс: 8
Класс | 8 -А | 8 - Б | 8 - В |
Дата проведения урока | 13.12.2014 | 12.12.2014 | 13.12.2014 |
Урок №14.
Тема урока: Циклические алгоритмы и программирование циклических алгоритмов. Циклы с параметром.
Цели урока:
Образовательные.
Развивающие.
развивать навыки работы в коллективе; умения делать выводы, анализируя полученный теоретический материал; развитие логики мышления.
развивать у учащихся аналитических способностей, умения ясно и кратко излагать свою мысль, выделять главное в рассказе учителя.
Воспитательные.
способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, исследовательский и дифференцированный методы.
Оборудование:
компьютеры,
проектор,
видео урок,
интерактивный тест,
раздаточный материал.
ПЛАН УРОКА
№ | Этапы | Время (мин) | Деятельность учащихся |
1 | Организационный этап. | 1 | Постановка целей и задач. Готовятся к уроку. |
2 | Актуализация знаний | 2 |
3 | Проверка домашнего задания | 6 | Выполняют тестовое задание на компьютере. |
4 | Этап получения новых знаний | 11 | Презентация |
5 | Закрепление. Практическая работа | 20 | Работа учащихся в парах за компьютером. |
6 | Домашнее задание | 1 | Записывают домашнее задание. |
7 | Рефлексия | 2 | Оценивание результатов. Подведение итогов урока. |
8 | Заключительный этап | 2 |
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
(приветствие, проверка присутствующих и их готовности к уроку).
Здравствуйте, ребята! Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учится можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!».
Так давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Алгоритмизация и программирование». Тема нашего урока «Циклические алгоритмы и программирование циклических алгоритмов. Циклы с параметром.». И для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить основные понятия, изученные нами ранее.
Вспоминаем правила техники безопасности.
Прошу занять места за компьютерами, на рабочих столах находится Папка 8 класс, и там файл “Тест ”.
Запустите этот файл и ответьте на предложенные вопросы. На выполнение этой работы вам отводится 5минут, а после мы продолжим.
3. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания осуществляется с помощью электронного теста, который в конце показывает оценку тестируемого ученика. Также у учащихся есть возможность просмотреть свои ошибки (правильные ответы можно просмотреть) или еще раз пройти тестирование для повышения балла.
4. Этап получения новых знаний.
Новый материал объясняется с помощью видео урока.
Цикл – это процесс многократного повторения каких-либо действий.
Язык Паскаль имеет три оператора, с помощью которых можно организовать циклическую структуру:
Цикл с параметром (счетчиком)
“Для” (For ... )
Цикл с предусловием “Пока”
(While ... do)
Цикл с постусловием “До”
(Repeat ... until)
Очень часто мы встречаемся с ситуацией, когда нам нужно много кратно повторить одни и те же действия. И хорошо, когда мы знаем сколько раз нам нужно, повторять эти действия. Но бывает еще такие ситуации, когда мы не знаем, сколько нам нужно проделать действия, например:
Вы создали какого-то робота. Он у вас перемещается в рамках какой-то комнаты. Так вот, если вы ему скажете делать 100 шагов, а до стенки всего 3 шага. То он будет 97 шагов буксовать у вас возле стенки.
А это не совсем хорошо. То есть вы должны сказать своему роботу, что как только встретишь стенку повернуть направо или налево, чтобы он пошел в другую сторону, встретился опять со стенкой и опять повернул куда-то. Таким образом, он у вас не будет буксовать возле стенки, и будет действовать правильно.
Другой пример, когда нам нужно 10 или больше раз вывести на экран слово «Привет». И сейчас мы рассмотрим этот пример в задаче. То есть самый простой способ решения этой задачи, который вы уже знаете на данный момент, это просто 10 раз написать вывод слова «Привет».
Выполним программу и видим что «Привет» у нас вывелся 10 раз. Но если нам скажут 100 раз вывести, мы можем скопировать этот код и вставить его сколько угодно раз.
Это я думаю, каждый из вас понимаете, что не выход и такая программа нам не нужна. Потому что, она работает нерационально.
Если мы точно знаем количество повторений, то мы с вами можем использовать цикл с параметром. И делается это следующим образом, то есть мы выведем на экран 100 раз слово «Привет» всего лишь тремя строчками.
For i:=1 To 100 do
Writeln (‘Привет’);
Естественно, поскольку мы используем переменную i, то мы ее должны описать в разделе описания переменных. Тип обязательно будет целым. Поскольку этот счетчик.
Выполним программу. 10 раз выходит слово «Привет», если мы хотим 100 раз вывести, мы просто меняем параметр до ста. И у нас выводится 100 раз.
И таким образом мы можем выводить с помощью двух этих строк сколько угодно раз это действие.
Это позволяет нам осуществлять цикл с параметром.
А теперь, давайте разберем пример, что же такое параметр, и посмотрим, как этот цикл работает.
Смотрите, допустим, вы пришли на стадион и хотите пробежать 10 кругов. То есть, вы задаете себе задание, что нужно пробежать 10 кругов. Вы пробежали один круг, и вы в себе память отмечаете «Я пробежал один круг». Побежали дальше, сделали еще 1 круг и уже в памяти у себя отмечаете, что вы уже пробежали 2 круга. Пробежали третьи круг и уже в памяти отмечаете 3 круга и т.д.
То есть, вот эта переменная i, она у нас является счетчиком и как только вы пробежите 10-й круг у вас i станет равно N, то есть вы скажете себе что задание выполнено.
Обратите внимание на то что Цикл с параметром у нас используется только в том случае, когда мы точно знаем число повторений. И в программе мы указываем что от кого-то количества до какого-то делать какое-то действие.
И опять же, как в условном операторе, если мы выполняем несколько действий, то мы должны написать BEGIN END;
Закрепление. Практическая работа.
Начиная с уровня А выполняют задания. Ученикам раздаются карточки.
Работа за компьютером.
Уровень А | program prA_3; uses crt; var s, n: integer; begin clrscr; S:=0; for n:=1 to 10 do s:=s+n; writeln('сумма чисел от 1 до 10 равна ', s); end. |
Уровень В | program prB_3; uses crt; var p, n,a,b: integer; begin clrscr; writeln ('vvedite a, b = '); readln (a,b); P:=1; for n:=a to b do p:=p*n; writeln('произведение чисел от a до b равно ', p); end. |
Уровень С | program prC_3; uses crt; var sm: integer; begin clrscr; writeln('sm', 'metr':10); for sm:=1 to 10 do writeln(sm, sm/100:10:2); end. |
6. Домашнее задание.
Учащимся раздаются карточки с домашним заданием.
Написать программу, вычисления значения выражения:
7. Рефлексия.
Учащимся раздаются карточки
На уроке я работал | активно /пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротки /длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
полезен / бесполезен |
интересен / скучен |
8. Заключительный этап.
Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: | Домашнее задание: Написать программу, вычисления значения выражения: |
Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. | Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. |
Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. | Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. |
Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. | Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. |
Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. | Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. |
Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. | Уровень А. Выведите на экран значение суммы натуральных чисел от 1 до 10. Уровень В. Выведите на экран значение произведения натуральных чисел от а до b. Уровень С. Напечатайте таблицу соответствия между длиной в метрах и сантиметрах. |