МУ «Отдел образования администрации МР Кигинский район РБ».
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Нижние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан
Разработка урока
по информатике по теме «Системы счисления»
для 9 класса
Выполнила:
учитель информатики и математики
МОБУ СОШ с. Нижние Киги
МР Кигинский район РБ
Валиева Альфиня Рафаиловна
2012 г.
Краткая аннотация. Урок информатики на тему «Системы счисления» - это урок изучения нового материала. В данной теме рассматривается вопрос представления чисел в различных системах счисления.
Уровень образования школьников: 9 класс общеобразовательной школы, второй год изучения предмета.
Раздел программы: Кодирование и обработка числовой информации
Место урока в изучении раздела: первый урок.
Форма учебной работы – классно-урочная.
Продолжительность урока: 45 минут.
Технологические особенности:
Дидактическое оснащение урока и ТСО: компьютер учителя, проектор, рабочие листы учащихся, компьютеры учащихся для выполнения групповой работы, файл Вариант1 (2) на каждый ученический компьютер, на доске: тема и цели урока.
Основные понятия: системы счисления, двоичное кодирование чисел в компьютере, действия над двоичными числами
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: традиционный урок.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, наглядно-практический.
Приобретаемые навыки детей: навыки самостоятельной работы по приобретению новых знаний, навыки работы с двоичными числами.
Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная работа.
Применение современных компьютерных технологий и специально разработанного программного обеспечения развивает и закрепляет интерес учащихся к предмету.
Тема: «Системы счисления»
Эпиграф урока: “Всё есть число”.
Цели урока:
расширить представления школьников о системах счисления;
указать особенности и преимущества двоичной системы счисления;
научить выполнять простейшие действия в двоичной системе счисления;
объяснить учащимся о представлении информации в компьютере.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная – знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязь между системами счисления.
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Объявление темы и цели урока. (1 мин)
Фронтальный опрос (мотивационное начало урока) (5 мин.).
Изложение нового материала. Составление учениками во время урока краткого конспекта текста лекции (20 мин).
Закрепление и проверка изученного материала. Самостоятельная работа (12 мин.).
Итог урока. Рефлексия (4 мин.).
Домашнее задание (2 мин.).
Оборудование и программное обеспечение:
Мультимедийный комплекс, презентация, созданная в программе MS PowerPoint.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих. При выполнении работы должны соблюдаться правила ТБ при работе за ПК и правила поведения в компьютерном классе.
Объявление темы и цели урока. (Слайд 1 и 2)
Фронтальный опрос
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с основными принципами записи информации в компьютере, узнаем о новом для нас понятии – системе счисления. В течение урока я буду иллюстрировать свой рассказ слайдами, а в конце мы выполним небольшую самостоятельную работу. Итак, начнем!
Давайте вспомним:
Ответ: это сведения, знания, получаемые нами из окружающего мира.
Учитель:
Ответ: с помощью органов чувств.
Учитель:
Ответ: информация может быть дискретной и непрерывной. Пример дискретной информации – книга, непрерывной – телевизионная передача.
Изложение нового материала
Учитель: Люди научились считать еще в незапамятные времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много». Постепенно появилось слово для обозначения двух предметов. Счет парами очень удобен. И не случайно у некоторых племен Австралии и Полинезии до самого последнего времени было только два числительных «один» и «два». А все числа, больше двух, получали название в виде сочетаний этих двух числительных. Например, три– это «один, два», четыре – «два, два», пять – «два, два, один».
Почему люди разных стран говорят на разных языках, а считают одинаково?
В первую очередь это связано с торговыми расчетами. Еще в древности при покупке и продаже разных товаров люди пришли к выводу, что считать и записывать количество товаров удобней одинаково, так как это значительно облегчает вычисления.
Но так было не всегда!
Начнем с того, что выясним:
Как считали в древности?
Слайд 3. Арифметика каменного века
Наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. И даже в наше время еще пользуются этим «счетным прибором», который всегда при нас. На пальцах рук можно решать примеры не только в пределах десяти. В древние времена люди ходили босиком. Поэтому они могли пользоваться для счета пальцами как рук, так и ног. Таким образом они могли, казалось бы, считать лишь до двадцати. Но с помощью этой «босоногой машины» люди могли достигать значительно больших чисел, так как они фактически пользовались двадцатеричной системой счисления: 1 человек – это 20, 2 человека – это два раза по 20 и т.д.
Слайд 4. Пальцы – первое вычислительное устройство
В основном все люди пользовались счетом на десятки, но записывали цифры по разному.
Слайд 5. Как записывали числа
Посмотрите, как записывали цифры у разных народов в глубокой древности. В Древнем Египте цифры записывали иероглифами. Иероглифическая система счисления имеет основание 10 и не является позиционной: для обозначения чисел 1, 10, 100 и т.д. в ней используются разные символы, каждый символ повторяется определенное число раз, и, чтобы прочитать число, нужно просуммировать значения всех символов, входящих в его запись. Таким образом, их порядок не играет роли, и они записываются либо горизонтально, либо вертикально.
Слайд 6. Как записывали цифры в Древнем Египте
В Древнем Вавилоне цифры записывались с помощью клинописных знаков. Вавилонская система счисления :
является комбинацией шестидесятеричной и десятичной систем с применением позиционного принципа;
используется всего два символа для обозначения числа 1 и числа10 .
шестидесятеричной системой пользуются до сих пор при измерении времени и углов.
Слайд 7. Как записывали цифры в Древнем Вавилоне
Была своя система записи и у славян. На Руси их называли ТИТЛО. При этом числовые значения букв возрастали в том же порядке, в каком следовали буквы в греческом алфавите. (Порядок букв славянского алфавита был несколько иным). В России Славянская нумирация сохранялась до конца Семнадцатого века. При Петре I возобладала так называемая АРАБСКАЯ НУМИРАЦИЯ, которая сохранилась только в богослужебных книгах.
Слайд 8. Как записывали цифры славяне
В пятом веке до нашей эры появилась алфавитная нумерация.
Слайд 9. Как записывали цифры в Древней Греции
До нас дошла римская система записи чисел, которая в некоторых случаях применяется в нумерации (века, тома в собрании сочинений и др.). В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Эта система непозиционная. В ней цифры записываются слева направо. Если слева записана меньшая цифра, а справа - большая, то их значения вычитаются. Наоборот - складываются.
Слайд 10. Как записывали цифры в Риме
А теперь дадим определение системам счисления.
Слайд 11. Определение
Существуют два вида систем счисления: позиционные системы счисления и непозиционные системы счисления (римские цифры).
В 595 году (уже нашей эры) – в Индии впервые появилась знакомая всем нам сегодня десятичная система счисления.
Знаменитый персидский математик Аль-Хорезми выпустил учебник, в котором изложил основы десятичной системы индусов. После перевода его на латынь и выпуска книги Леонардо Пизано (Фибоначчи) эта система стала доступна европейцам.
Слайд 12. Десятичная система счисления
Кроме привычной десятичной системы счисления существуют системы счисления с различными основаниями.
Например, измерение времени и градусной меры углов основывается на шестидесятеричной системе счисления древних шумеров.
Слайд 13. Шестидесятеричная система счисления шумеров (Вавилон)
О существовании двенадцатеричной системы счисления говорит и тот факт, что сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 или 12 штук.
Слайд 14. Двенадцатеричная система счисления
Кроме приведенных систем счисления следует отметить и более экзотические, такие как одиннадцатеричная система счисления на островах Океании, пятеричная система счисления японцев и счисление в Древнем Китае.
Слайд 15. Счисление в Древнем Китае
Кроме этого, в настоящее время существуют и такие системы счисления, как восьмеричная, шестнадцатеричная, двоичная.
Слайд 16. Двоичная система счисления
В настоящий момент – наиболее употребительная в информатике, вычислительной технике и смежных отраслях система счисления. Использует две цифры – 0 и 1, а также символы «+» и «–» для обозначения знака числа и запятую (точку) для разделения целой и дробной части.
Рассмотрим правила выполнения арифметических действий над двоичными числами, которые задаются таблицами сложения, вычитания и умножения. Слайд 17.
Сложение Вычитание Умножение
0 + 0 = 0 0 - 0 = 0 0 * 0 = 0
0 + 1 = 1 1 - 0 = 0 0 * 1 = 1
1 + 0 = 1 1 - 1 = 0 1 * 0 = 1
1 + 1 = 10 10 - 1 = 1 1 * 1 = 1
Пример сложения:
1101+110=10011
П разность
ример вычитания:
1000100-100011=100001
уменьшаемое
вычитаемое
1) 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1
2) а) 1 0 1 1 1 0 0 – обратный код
+
б) 1 0 1 1 1 0 0
1 – дополнительный код
1 1 1
1 0 1 1 1 0 1
3 +
) 1 0 0 0 1 0 0
1 0 1 1 1 0 1
1 0 1 0 0 0 0 1
4) 1 0 1 0 0 0 0 1
Пример умножения:
1 1 0
1 0 1
+
1 1 0
+
0 0 0
1 1 0
1 1 1 1 0
Закрепление и проверка изученного материала
(Самостоятельная работа. Действия над двоичными числами)
Учитель: Для проведения самостоятельной работы используем электронную программу, созданную на языке Visual Basic. При введении правильного ответа в текстовое поле и нажатие на кнопку на кнопке появляется надпись Верно или Неверно.
Ученики выполняют работу.
Ответы:
100010111
10101101
10101111
10110000
1011011
Ответы:
10110100
100000101
11100
11000001
110111
Учитель: Подведем итоги и ответим на вопросы. Отвечать на вопросы нужно одним словом – да или нет.
1) Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? Нет
2) Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов? Нет
3) Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? Нет
4) Верно ли, что римская система счисления была непозиционной? Да
5) Верно ли, что в компьютерах используется двоичная система счисления? Да
Итог урока. Рефлексия
Учитель: С какими новыми понятиями сегодня познакомились? Попробуйте сформулировать эти понятия. Чему научились?
Проверяются работы, выставляются оценки.
Домашнее задание. Слайд 18. Дома повторить изученный материал, воспользовавшись конспектом урока.
Выполнить упражнения:
101111 + 11101
110011101 + 1000111
101111 ∙ 1111
11110110 – 1110100
1110101111 – 10000010
Слайд 19. Спасибо за урок!
Используемая литература
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класс. Базовый уровень. 4-е изд. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Газеты « Информатика».
Журналы «Информатика и образование».
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98656958
http://kollegi.kz/publ/53-1-0-3126
http://www.twirpx.com/files/informatics/newbie/lectures/