kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ представлена по естественнонаучному направлению. Тема «Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления» изучается в базовом курсе информатики, в 9 классе по учебнику Л.Л.Босовой, А.Ю. Босовой в главе 1 «Математические основы информатики».  Данный урок является продолжением темы «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика». Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».»











Разработка урока

«Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».





Ламонова Наталья Александровна

учитель физики и информатики и ИКТ

МБОУ «Кокинская ООШ»

ГО Кашира Московской области








2016 г.

Урок 4.

Тема урока: «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления»

Цели урока:

  • образовательные – выяснить, почему именно двоичная система счисления используется в компьютере; показать связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления; сформировать знания и умения перевода небольших десятичных и двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

  • развивающие – формирование умения анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности.

  • воспитательные – воспитание положительного отношения к получению знаний; понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Задачи урока:

1) рассмотрение восьмеричной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления

3) рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы;

4) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;

5) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления;

6) характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок самостоятельных работ репродуктивного типа

Методы и приемы обучения: диалогический метод, метод программированных заданий.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация прежних знаний.

  3. Формирование новых понятий и способов действия.

  4. Формирование умений и навыков.

  5. Домашнее задание.

  6. Рефлексия.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • система счисления;

  • цифра;

  • алфавит;

  • основание;

  • развёрнутая форма записи числа;

  • двоичная система счисления;

  • восьмеричная система счисления;

  • шестнадцатеричная система счисления.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Презентация «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»

  2. Электронная рабочая тетрадь-тренажер «Системы счисления»

ХОД УРОКА

I Организационный момент (2 мин)

II Актуализация прежних знаний (5 мин)

Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.  
Она ловила каждый звук
Своими 10 ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля 10 ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С 1 хвостом, зато 100-ногий.  
И 10 темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймешь ты мой рассказ.

А. Н. Стариков

«Необыкновенная девочка»

В чем необычность девочки, по словам автора? В чем загадка стихотворения? (Слайд 1)

В какой системе счисления автор указал количество. (В двоичной)

Где используется эта система счисления? ( В компьютерной технике)

Постановка проблемного вопроса

Какую систему счисления используем мы – люди? (Десятичную) Как вы думаете, с чем это связано? (Да, это обусловлено нашей физиологией.)

Почему же в компьютере используется именно двоичная система счисления?

Слайды 2-5





Сегодня мы рассмотрим еще две системы счисления, которые, как и двоичная, часто используются в информатике.

Как вы думаете, о каких системах счисления идет речь?

– Это восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Слайд 6

Сообщение темы урока

Итак, тема урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».

Слайд 7

III. Формирование новых понятий и способов действия. (10 мин)

Для начала рассмотрим Восьмеричную систему счисления

Слайд 8

Давайте вспомним, как перевести десятичное число в двоичную систему счисления?

А как вы думаете, как можно перевести десятичное число в восьмеричную систему счисления?

Учитель знакомит с правилом перевода из десятичной системы счисления в восьмеричную.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Рассмотрим правило перевода двоичных чисел в восьмеричную систему счисления

Слайд 12

Слайд 13 Знакомство с таблицей триад

Слайд 14

Физкультминутка для глаз.

К нам прилетела божья коровка села на указку, давайте проследим за ней глазками (учитель выполняет некоторые движения указкой с божьей коровкой на кончике, учащиеся следят глазами за движением божьей коровки).

Теперь рассмотрим шестнадцатеричную систему счисления

Слайд 15

А как вы думаете, как можно перевести десятичное число в шестнадцатеричную систему счисления?

Учитель знакомит с правилом перевода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Правило перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.

Рассмотрим правило перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления.

Слайд 17

Правило перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления

Слайд 18

Знакомство с таблицей тетрад (Слайд 19)

Физкультминутка

А теперь, я предлагаю немного отдохнуть!

Под музыку выполняют предложенное упражнение.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево - вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

IV. Формирование умений и навыков. (20 мин)

Ученики получают опорные конспекты.

Давайте вспомним, как можно перевести числа из одной системы в другую.

Ученики по опорным конспектам повторяют правила перевода.

Практическая работа.

А сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит переводчисел, работая с электронной тетрадью-тренажером.

Слайд 20, 21, 22.

Работа с электронной рабочей тетрадью на страницах восьмеричная система счисления





и шестнадцатеричная система счисления.


V Домашнее задание (3 мин)

Слайд 23

Заполни таблицу, переведя число из заданной системы счисления в оставшиеся.

Основание 2

Основание 8

Основание 16

1111110



1101010




Основание 10

Основание 8

Основание 16

256



1234



400



2012




VI Рефлексия (5 мин)

Слайд 24 «Плюс, минус, Интересно»

В графу «П» - «плюс» - запишите всё, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» - запишите всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Плюс

Минус

Интересно












Урок закончен. Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Ламонова Наталья Александровна

Дата: 16.12.2016

Номер свидетельства: 370351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства