Разработка урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».
Разработка урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ представлена по естественнонаучному направлению. Тема «Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления» изучается в базовом курсе информатики, в 9 классе по учебнику Л.Л.Босовой, А.Ю. Босовой в главе 1 «Математические основы информатики». Данный урок является продолжением темы «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика». Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».»
Разработка урока
«Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».
Ламонова Наталья Александровна
учитель физики и информатики и ИКТ
МБОУ «Кокинская ООШ»
ГО Кашира Московской области
2016 г.
Урок 4.
Тема урока: «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления»
Цели урока:
образовательные – выяснить, почему именно двоичная система счисления используется в компьютере; показать связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления; сформировать знания и умения перевода небольших десятичных и двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
развивающие – формирование умения анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности.
воспитательные – воспитание положительного отношения к получению знаний; понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Задачи урока:
1) рассмотрение восьмеричной системы счисления как знаковой системы;
2) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления
3) рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы;
4) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;
5) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления;
6) характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: уроксамостоятельных работ репродуктивного типа
Методы и приемы обучения: диалогический метод, метод программированных заданий.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация прежних знаний.
Формирование новых понятий и способов действия.
Формирование умений и навыков.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
система счисления;
цифра;
алфавит;
основание;
развёрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
восьмеричная система счисления;
шестнадцатеричная система счисления.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
Презентация «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»
Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Она ловила каждый звук Своими 10 ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали.
Когда, пыля 10 ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С 1 хвостом, зато 100-ногий. И 10 темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймешь ты мой рассказ.
А. Н. Стариков
«Необыкновенная девочка»
В чем необычность девочки, по словам автора? В чем загадка стихотворения? (Слайд 1)
В какой системе счисления автор указал количество. (В двоичной)
Где используется эта система счисления? ( В компьютерной технике)
Постановка проблемного вопроса
Какую систему счисления используем мы – люди? (Десятичную) Как вы думаете, с чем это связано? (Да, это обусловлено нашей физиологией.)
Почему же в компьютере используется именно двоичная система счисления?
Слайды 2-5
Сегодня мы рассмотрим еще две системы счисления, которые, как и двоичная, часто используются в информатике.
Как вы думаете, о каких системах счисления идет речь?
– Это восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Слайд 6
Сообщение темы урока
Итак, тема урока «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления».
Слайд 7
III. Формирование новых понятий и способов действия. (10 мин)
Для начала рассмотрим Восьмеричную систему счисления
Слайд 8
Давайте вспомним, как перевести десятичное число в двоичную систему счисления?
А как вы думаете, как можно перевести десятичное число в восьмеричную систему счисления?
Учитель знакомит с правилом перевода из десятичной системы счисления в восьмеричную.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Рассмотрим правило перевода двоичных чисел в восьмеричную систему счисления
Слайд 12
Слайд 13 Знакомство с таблицей триад
Слайд 14
Физкультминутка для глаз.
К нам прилетела божья коровка села на указку, давайте проследим за ней глазками (учитель выполняет некоторые движения указкой с божьей коровкой на кончике, учащиеся следят глазами за движением божьей коровки).
Теперь рассмотрим шестнадцатеричную систему счисления
Слайд 15
А как вы думаете, как можно перевести десятичное число в шестнадцатеричную систему счисления?
Учитель знакомит с правилом перевода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Правило перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.
Рассмотрим правило перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления.
Слайд 17
Правило перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления
Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)
IV. Формирование умений и навыков. (20 мин)
Ученики получают опорные конспекты.
Давайте вспомним, как можно перевести числа из одной системы в другую.
Ученики по опорным конспектам повторяют правила перевода.
Практическая работа.
А сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит переводчисел, работая с электронной тетрадью-тренажером.
Слайд 20, 21, 22.
Работа с электронной рабочей тетрадью на страницах восьмеричная система счисления
и шестнадцатеричная система счисления.
V Домашнее задание (3 мин)
Слайд 23
Заполни таблицу, переведя число из заданной системы счисления в оставшиеся.
Основание 2
Основание 8
Основание 16
1111110
1101010
Основание 10
Основание 8
Основание 16
256
1234
400
2012
VI Рефлексия (5 мин)
Слайд 24 «Плюс, минус, Интересно»
В графу «П» - «плюс» - запишите всё, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» - запишите всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.