Анисимова Елена Владимировна,
учитель информатики МБОУ «О(С)ОШ №2» ,
г. Братск, Иркутская область
План-конспект урока информатики нетрадиционной формы
Класс 9 (ФКГОС), 8 (ФГОС)
Раздел программы «Математические основы информатики».
Тема урока «Системы счисления».
Тип урока: урок применения знаний и умений
Цель урока: Обеспечить деятельностное освоение учащимися навыков работы в различных системах счисления посредством интеграции самостоятельной познавательной деятельности учащихся и информационно-коммуникационных технологий.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий систем счисления.
Задачи:
систематизировать и обобщить сведения, полученные обучающимися при изучении темы «Начала программирования».
расширить представления школьников о возможностях компьютера, в частности среды программирования для решения задач.
Планируемые результаты
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра в группе;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и донести свою позицию до других;
умение оформлять свою мысль и умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, проектный, исследовательский.
Оборудование:
средства ИКТ: персональный компьютер учителя, персональный компьютер учащихся, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
программное обеспечение: презентация «Системы счисления», сервис
Список литературы:
- ФКГОС
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 9 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.
- ФГОС
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 8 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.
М.Н. Бородин. Информатика. УМК для основной школы: 5 – 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Интернет-ресурсы:
Л.Л. Босова. Авторская мастерская: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Сервисы построения карт знаний
Поисковые системы: http://www.yandex.ru/ или https://www.google.ru/
Сервисы Google: Google-форма
Ход урока
№ | Этап урока | Продолжительность |
I | Организационный момент | 2 |
1 | Прослушивание стихотворения А.Н. Старикова «Необыкновенная девочка» Слайд 1 Приветствие учителя, объявление темы урока. Слайд 2 Оценка готовности обучающихся к уроку, эмоционального настроя на урок Самооценка и выставление баллов в расчетный лист (максимум 5 баллов). | |
2 | Постановка перед обучающимися цели и задач урока. Инструкция по работе в конструкторском бюро. | |
II | Анализ выполнения домашнего задания | 1 |
3 | Домашним заданием к уроку было: Оформить средствами графического редактора ребус на любой термин, имеющий отношение к системам счисления; Задания №15, 16 (учащиеся в парах проверяют правильность выполнения домашнего задания, выставляют баллы в расчетный лист). Обратить внимание обучающихся на то, что у каждой группы на столах имеются ребусы, которые учащиеся составили дома и их можно попробовать разгадать, если они закончат выполнение практических заданий раньше остальных (и набрать дополнительные баллы). | |
III | Актуализация теоретических знаний по теме “Системы счисления» | 5 |
4 | “Домино-Системы счисления” – устный опрос по “цепочке” с анимационным сопровождением в презентации, в результате которого открываются карточки домино. Все участники получают по одной карточке домино и должны своевременно положить “костяшку” (приложение №1) Обобщение учителя. Самооценка и выставление баллов в расчетный лист (максимум 5 баллов) Слайды 5-7 | |
IV | Практическая работа “Поиск информации” | 10 |
5 | Работа в парах за компьютерами: - Найдите ресурсы, отражающие историю систем счисления. - Запишите в текстовом документе названия различных систем счисления, где они использовались, какие можно использовать в жизни. - Укажите URL-адрес страницы-источника информации. | |
V | Гимнастика для глаз | 1 |
6 | Отвлекитесь от своей работы и выполните упражнения для глаз и спины. | |
VI | Разработка мини-проектов “Системы счисления” | 15 |
7 | Задание для групп: разработать и создать интеллект-карту, в которой отразить все имеющиеся у вас знания о системах счисления. Работают в группах из 4 человек, распределив роли: Конструктор - изучает возможности программ по составлению интеллект-карт (ментальных карт). Выбирает одну из программ и изучает ее возможности. Составляет электронный вариант, разработанной в группе, бумажной интеллект-карты. (Приложение №2) Технолог – изучает историю систем счисления, повторяет теоретический материал и, в соответствии с требованиями к содержанию интеллект-карты, руководит работой группы по составлению бумажного варианта карты. (Собирает и анализирует материал, полученный на этапе поиска информации) Расчетчик – решает предложенные задачи по теме «Системы счисления» и в составе группы помогает разрабатывать бумажный вариант интеллект-карты. (Приложение №3) Чертежник – на координатной плоскости выполняет построение рисунка по точкам, координаты которых записаны в различных системах счисления и в составе группы помогает разрабатывать бумажный вариант интеллект-карты. (Приложение №4) | |
VII | Защита проектов. Оценивание работы группы и участников. | 4 |
8 | Выбор в группе ответственного за представление проекта классу. Защита проекта. Ответы на вопросы учащихся или учителя. Проверка работ Расчетчика и Чертежника по эталону. Группа выставляет оценки каждому ученику, можно заработать дополнительный балл за дополнение или уточнение ответов. Обучающиеся подсчитывают общее количество набранных баллов. В соответствии со шкалой, которая приводится на слайде, обучающиеся оценивают свой результат (максимум 25 баллов): 21-25 баллов – проект может использоваться в дальнейшем. 16-20 баллов – необходимы корректировки проекта. 11-15 баллов - необходимо провести корректировки в проекте. Определяют свою отметку за урок. Заключительное слово учителя | |
VIII | Домашнее задание | 1 |
9 | 1. Ответить на вопросы теста в google-аккаунте; 2. Выделить преимущества и недостатки двоичной системы счисления по сравнению с десятичной, ответ оформить в виде таблицы. | |
IX | Рефлексия | 1 |
10 | Что нового для себя вы открыли на этом уроке? Где вы можете применить полученные знания? Кого бы вы отметили, как самого активного учащегося на уроке? В расчетном листе приклеивают тот смайлик, который соответствует их настроению | |
Приложение 1
“Домино–Системы счисления”
Разложи домино и впиши получившийся код в окно:
2
1
3
4
5
6
9
8
7
12
11
10
13
14
Max- 5 баллов
Приложение 2
Интеллект карта, или карты ментальные (mind-maps) — это отображение эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.
удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам
позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.
Предлагаем свежую подборку из 8 отличных программ для составления интеллект карт. Уверены, что эти программы помогут вам использовать технологию mind-mapping на все 100%. В подборке вы найдете много бесплатных приложений и сможете без труда выбрать наилучший для себя вариант.
1. Google — www.coggle.it
Coggle является бесплатным онлайн приложением, поддерживающим совместную работу над проектами. В этой программе вы можете разрабатывать удобные красивые ментальные карты. Интерфейс программы прост, но в тоже время имеет множество функций, которые делают процесс создания интеллект карты невероятно простым. Программа поддерживает использование изображений, индивидуальные цветовые схемы и возможность просмотра истории документа. Хранение истории изменений позволяет вам вернуться к ранним версиям созданной карты, если в текущей версии вы зашли в тупик. Mind-map, созданные в программе Coggle, могут экспортироваться в формате PNG или PDF.
2. Xmind — www.xmind.net
XMind является популярной кросс-платформенной программой для составления ментальных карт, работает на платформах Windows / Mac / Linux. У программы есть несколько версий: бесплатная с урезанными возможностями и платная с расширенным функционалом. Одним из основным преимуществ программы является ее поддержка и совместимость с пакетом Microsoft Office. И приятным дополнением является возможность программы работать с диаграммами Ганта.
3. Freemind
Программа Freemind является открытым бесплатным приложением, которое работает на любой платформе, поддерживающей Java. В целом программа имеет весь необходимый набор функций для создания качественных mind maps. Единственный минус программы — несовременный дизайн интеллект карт.
4. MindNode — www.mindnode.com
MindNode — платное приложения для создания интеллект карт на Mac / IOS. Программа имеет современный минималистичный дизайн и очень проста в использовании. Она поддерживает интеграцию со всеми устройствами Apple, хорошо работает как на Ipad так и в мобильной версии. Приложение позволяет экспортировать созданные интеллект карты в форматы: JPG, PDF, TIFF, текстовые форматы, а также поддерживает экспорт mind map в формат конкурирующей программы Freemind.
Для незнакомых с программой пользователей доступна пробная версия программы с ограниченным набором функций MindNode Lite.
5. BubblUs — www.bubbl.us
Bubble.us — бесплатное веб-приложение для составления интеллект карт в режиме онлайн. Приложение позволяет составить простые mind-map и экспортировать их в формате изображений. Функционал программы в сравнении с простыми решениями MindNode и Coggle кажется немного навороченным, но все же программа решает поставленную и задачу и создает хорошие интеллект карты. Программа работает на flash и не будет работать на смартфонах.
6. MindMeister - www.mindmeister.com
Программа MindMeister представляет собой платное онлайн-приложение для составления интеллект карт. Предусматривает несколько вариантов абонентской платы, а также предоставляет возможность бесплатного использования программы. На бесплатной основе вы сможете построить 3 mind -карты с ограниченными возможностями экспорта. Приложение имеет удобный интерфейс и весь необходимый набор функций, что позволяет понять всю простоту и удобство технологии интеллект карт. Минусом программы является возможность полноценного использования только при регулярной оплате, поэтому оно скорее подойдет тем, кто использует mind maps регулярно. Программа русифицирована.
7. Mapul — www.mapul.com
Mapul представляет собой платное онлайн-приложения для создания интеллект карт. Как и MindMeister, сервис Mapul работает на основе ежемесячной подписки. Программа выделяется среди всех других приложений своим причудливым дизайном mind — карт.
8. WiseMapping — www.wisemapping.com
Программа WiseMapping является бесплатным онлайн — приложением для создания интеллект карт, работающим на открытом коде HTML5. Программой можно пользоваться прямо на сайте разработчиков, а можно скачать открытый код программы и установить ее на собственный веб-сервер. Приложение имеет весь набор функций для работы с технологией интеллект — карт.
9. Mind42 - www.mind42.com
Бесплатная On-line программа (Beta). Есть также платный доступ
Преимущества:
- Несколько человек могут одновременно работать над картой.
- Возможно импортировать карты из других расширений: Mind42.com (*.m42), Freemind (*.mm), MindManager (*.mmap; *.xml).
- Интегрирован поиск по картинкам Googl, Yahoo, Flickr, он возможен доступен, если нажать на иконку для добавления картинки.
Особенности:
- Требуется регистрация перед доступом к ресурсу.
- Невозможно добавлять картинки из файлов, только в виде ссылки.
10. Mindomo Basic — www.mindomo.com
Mindomo — сервис для создания и хранения концептуальных карт. Имеет две версии работы: бесплатный и платный. У бесплатной версии есть недостатки: ограничение на 3 активных карт, один проект, небольшое количество форматов для импорта и экспорта, а также заявлен показ рекламы. Помимо привычного размещения карты в виде ссылки в свободной версии пакета возможен и ее экспорт в виде картинки, или в форматы RTF и PDF.
Преимущества:
- Поддерживает большинство оперативных систем и браузеров.
- Поддержка нескольких языков
- Возможность импорта ментальных карт в других форматах.
Особенности:
- Невозможно убрать рекламные блоки со страницы, на которой создаётся карта.
- Максимальное количество карт, которые можно сохранить — 3.
Приложение 3
Задания для расчетчика:
Какой знак (, E?
Переведите десятичное число 125 в двенадцатеричную систему счисления.
Какое число записано римскими цифрами MCXLVII?
В саду было 100 кустов смородины, из них 25 черной, 10 белой и 21 красной. В какой системе счисления посчитаны кусты?
в 9-й;
в 7-й;
в 5-й;
в 6-й.
Приложение 4
Задание для чертежника:
№ точки | Координаты |
1 | (12,1012) |
2 | (28,1102) |
3 | (1012,1102) |
4 | (78,10012) |
5 | (10012,10012) |
6 | (1112,68) |
7 | (10102,616) |
8 | (В16,108) |
9 | (С16,108) |
10 | (А16,1002) |
11 | (1112,1002) |
12 | (10012,12) |
13 | (78,18) |
14 | (1012,1002) |
15 | (102,1002) |
16 | (12,1012) |
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в различных системах счисления.
Приложение 5
Приложение 6
РАСЧЕТНЫЙ ЛИСТ
Фамилия Имя ___________________________________________
Класс 9__
Цель этапа: | Этапы урока | Самооценка |
Оценка готовности к разработке проекта | Подготовка к разработке проекта | _____ из 5 баллов |
Актуализация теоретических знаний по теме “Системы счисления”. | “Домино-Системы счисления” | _____ из 5 баллов |
Оценка умений создавать запросы в поисковых системах, анализировать, осуществлять отбор информации. | “Поиск информации” | _____ из 5 баллов |
Разработка интеллект-карт «Системы счисления». (самооценка в группе) | “Конструкторское бюро” | _____ из 5 баллов |
Умение представить свой проект, объяснить идею. (оценивание другими группами). | Защита проекта | _____ из 5 баллов |
Дополнительные баллы | “Ребусы” | _____ из 5 баллов |
ИТОГО | СПАСИБО ЗА УРОК |
_______ из 25 баллов | Оценка за проект _______________ |