Цель: ввести понятия переменные, величина, тип, значение; дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними; развивать память, алгоритмическое мышление школьников; воспитывать последовательность действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Объекты алгоритмов"»
Класс: 8
Тема: Объекты алгоритмов
Цель: ввести понятия переменные, величина, тип, значение; дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними; развивать память, алгоритмическое мышление школьников; воспитывать последовательность действий.
Алгоритмы описывают последовательность действий над некоторыми информационными объектами.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект. Величины делятся на постоянные (константы) и переменные.
Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения.
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. При исполнении алгоритма в каждый момент времени переменная обычно имеет значение, называемое текущим значением.
Операции над величинами(схема);
Величины, выражающие количество дней в неделе, ускорение свободного падения, количество дней в первой декаде месяца, являются константами. Величины, выражающие количество дней в месяце, пульс человека, количество дней в третьей декаде месяца, являются переменными. В алгоритмах над величинами выполняются некоторые операции.
Например:
– арифметические операции +, -, * (умножение), / (деление),
– операции отношения , =, =,
– логические операции И, ИЛИ, НЕ.
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами.
Типы величин (схема);
Множество величин, объединённых определённой совокупностью допустимых операций, называют величинами определённого типа. При составлении алгоритмов используют величины числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.
В математике и физике оперируют числовыми величинами - натуральными, целыми, действительными числами. При составлении алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.
В задачах, возникающих в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых являются символы, слова, тексты и др. При составлении алгоритмов обработки текстовой информации используют величины символьного (сим) и литерного (лит) типов. Значением символьной величины является один символ: русская или латинская буква, цифра, знак препинания или другой символ. Значением литерной величины является последовательность символов. Иногда эту последовательность называют строкой или цепочкой. Литерные значения в алгоритме записывают в кавычках, например: ‘алгоритм’, ‘литерная величина’, ‘2011’.
Величины логического (лог) типа могут принимать всего два значения:
– ДА (ИСТИНА, TRUE, 1);
– НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0).
Имя величины (схема);
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: Al, M, АР.
Рекомендуется выбирать мнемонические имена, имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например SUMMA, PLAN, CENA и т. д.
Если величину представить как ящик, содержимым которого является некоторое значение, то имя величины — это ярлык, повешенный на ящик.
Выражение (схема);
Выражение – языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Различают арифметические, логические и строковые выражения. Арифметические выражения служат для определения числового значения. Например, 2*х+3 — арифметическое выражение, значение которого при х = 1 равно пяти, а при х = -1 — единице. Выражение sqrt(х) служит для обозначения операции извлечения квадратного корня из х.
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, логическое выражение (х 5) и (х
При х = 6 значение этого выражения — ИСТИНА, а при х = 12 — ЛОЖЬ.Строковые выражения состоят из величин (констант, переменных) символьного и литерного типов, соответствующих функций и операций сцепления (присоединения). Операция сцепления обозначается знаком «+» и позволяет соединить в одну последовательность несколько последовательностей символов. Значениями строковых выражений являются последовательности символов. Например, если А = ‘том’, то значение строкового выражения ‘а’+А есть ‘атом’.
Команда присваивания (схема);
Задать конкретное значение величины можно с помощью операции присваивания, которая записывается так: :=
Знак «:=» читается: «присвоить». Например, запись А := В + 5 читается так: «переменной А присвоить значение выражения В плюс 5 ».
Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:
– знак «=» означает равенство двух величин, записанных по обе стороны от этого знака;
– знак «:=» предписывает выполнение операции присваивания.
Например, запись А := А + 1 выражает не равенство значений А и А + 1, а указание увеличить значение переменной А на единицу.
При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака, затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.
Свойства присваивания:
1) пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;
2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
3) если мы присваиваем некоторой переменной очередное значение, то предыдущее её значение теряется безвозвратно.
Алгоритм обмена значений переменных (пример с решением);
Алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями. Аналогия с перемещением (пример с решением);
Алгоритм перемещения зайца из клетки 1 в клетку 2, а волка – из клетки 2 – в клетку 1. Нужна клетка 3.
Табличные величины (схема);
В практической деятельности человека часто используются всевозможные таблицы.
Это, например, список учащихся в классном журнале, табель успеваемости, таблица результатов спортивных соревнований и т. д. При этом наиболее часто встречаются линейные и прямоугольные таблицы.
Примеры линейных таблиц;
Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются. Например, с помощью линейной таблицы могут быть представлены дни недели или количество уроков, пропущенных учеником в течение 5-дневной учебной недели.
Пример прямоугольной таблицы;
Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою. Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 9 класса в течение 5-дневной учебной недели.
Просмотр и обсуждение демонстрации «Понятие величины, типы величин».
Первичное закрепление знаний
В ыполнения заданий в тетрадях:
Обобщения и систематизация знаний
Задание 1. “Ответить на вопросы”.
Переменная – это область оперативной памяти компьютера, которая может … во время работы программы (хранить данные);
Зависит ли имя переменной от её типа? (нет: X(имя): Real(тип));
Зависит ли значение переменной от её имени? (нет:X(имя): Real(тип); Х:=2.6 (значение););
Зависят ли хранимые в переменной данные от её типа? (да: X(имя): Real(тип);Х:=2.6 (значение)).
Задание 2. “Определите тип величины”.
Определите тип величины, если её значение равно:
2010 - integer целый;
14,48 – real вещественный;
'нет' – string строковый;
#123– char символьный;
48,2 - real вещественный;
'пять' – string строковый;
'48' – string строковый;
't' – char символьный.
Задание 3. “Выберите значения, допустимые для величин целого типа ”.