kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Объекты алгоритмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ввести понятия переменные, величина, тип, значение; дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними; развивать память, алгоритмическое мышление школьников; воспитывать последовательность действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Объекты алгоритмов"»

Класс: 8

Тема: Объекты алгоритмов

Цель: ввести понятия переменные, величина, тип, значение; дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними; развивать память, алгоритмическое мышление школьников; воспитывать последовательность действий.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Объекты алгоритмов».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организация начала урока

  2. Проверка ранее изученного материала

    1. Актуализация опорных знаний

-Что такое алгоритм? Исполнитель?

-Какие формы записи алгоритмов вы знаете?

  1. Сообщения темы, цели и задач уроку

  2. Изучение нового материала

Алгоритмы описывают последовательность действий над некоторыми информационными объектами.

Величина в информатике – это отдельный информационный объект. Величины делятся на постоянные (константы) и переменные.

Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения.

Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. При исполнении алгоритма в каждый момент времени переменная обычно имеет значение, называемое текущим значением.

Операции над величинами(схема);

Величины, выражающие количество дней в неделе, ускорение свободного падения, количество дней в первой декаде месяца, являются константами. Величины, выражающие количество дней в месяце, пульс человека, количество дней в третьей декаде месяца, являются переменными. В алгоритмах над величинами выполняются некоторые операции.

Например:

– арифметические операции +, -, * (умножение), / (деление),

– операции отношения , =, =,

– логические операции И, ИЛИ, НЕ.

Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами.

Типы величин (схема);

Множество величин, объединённых определённой совокупностью допустимых операций, называют величинами определённого типа. При составлении алгоритмов используют величины числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.

В математике и физике оперируют числовыми величинами - натуральными, целыми, действительными числами. При составлении алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.

В задачах, возникающих в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых являются символы, слова, тексты и др. При составлении алгоритмов обработки текстовой информации используют величины символьного (сим) и литерного (лит) типов. Значением символьной величины является один символ: русская или латинская буква, цифра, знак препинания или другой символ. Значением литерной величины является последовательность символов. Иногда эту последовательность называют строкой или цепочкой. Литерные значения в алгоритме записывают в кавычках, например: ‘алгоритм’, ‘литерная величина’, ‘2011’.

Величины логического (лог) типа могут принимать всего два значения:

– ДА (ИСТИНА, TRUE, 1);

– НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0).

Имя величины (схема);

Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: Al, M, АР.

Рекомендуется выбирать мнемонические имена, имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например SUMMA, PLAN, CENA и т. д.

Если величину представить как ящик, содержимым которого является некоторое значение, то имя величины — это ярлык, повешенный на ящик.

Выражение (схема);

Выражение – языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.

Различают арифметические, логические и строковые выражения. Арифметические выражения служат для определения числового значения. Например, 2*х+3 — арифметическое выражение, значение которого при х = 1 равно пяти, а при х = -1 — единице. Выражение sqrt(х) служит для обозначения операции извлечения квадратного корня из х.

Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, логическое выражение (х 5) и (х

При х = 6 значение этого выражения — ИСТИНА, а при х = 12 — ЛОЖЬ.Строковые выражения состоят из величин (констант, переменных) символьного и литерного типов, соответствующих функций и операций сцепления (присоединения). Операция сцепления обозначается знаком «+» и позволяет соединить в одну последовательность несколько последовательностей символов. Значениями строковых выражений являются последовательности символов. Например, если А = ‘том’, то значение строкового выражения ‘а’+А есть ‘атом’.

Команда присваивания (схема);

Задать конкретное значение величины можно с помощью операции присваивания, которая записывается так: :=

Знак «:=» читается: «присвоить». Например, запись А := В + 5 читается так: «переменной А присвоить значение выражения В плюс 5 ».

Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:

– знак «=» означает равенство двух величин, записанных по обе стороны от этого знака;

– знак «:=» предписывает выполнение операции присваивания.

Например, запись А := А + 1 выражает не равенство значений А и А + 1, а указание увеличить значение переменной А на единицу.

При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака, затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.

Свойства присваивания:

1) пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;

2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;

3) если мы присваиваем некоторой переменной очередное значение, то предыдущее её значение теряется безвозвратно.

Алгоритм обмена значений переменных (пример с решением);

Алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями.
Аналогия с перемещением (пример с решением);

Алгоритм перемещения зайца из клетки 1 в клетку 2, а волка – из клетки 2 – в клетку 1. Нужна клетка 3.

Табличные величины (схема);

В практической деятельности человека часто используются всевозможные таблицы.

Это, например, список учащихся в классном журнале, табель успеваемости, таблица результатов спортивных соревнований и т. д. При этом наиболее часто встречаются линейные и прямоугольные таблицы.

Примеры линейных таблиц;

Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются. Например, с помощью линейной таблицы могут быть представлены дни недели или количество уроков, пропущенных учеником в течение 5-дневной учебной недели.

Пример прямоугольной таблицы;

Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою. Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 9 класса в течение 5-дневной учебной недели.

Просмотр и обсуждение демонстрации «Понятие величины, типы величин».

  1. Первичное закрепление знаний

В ыполнения заданий в тетрадях:






  1. Обобщения и систематизация знаний

Задание 1. “Ответить на вопросы”.

  1. Переменная – это область оперативной памяти компьютера, которая может … во время работы программы (хранить данные);

  2. Зависит ли имя переменной от её типа? (нет: X(имя): Real(тип));

  3. Зависит ли значение переменной от её имени? (нет: X(имя): Real(тип); Х:=2.6 (значение););

  4. Зависят ли хранимые в переменной данные от её типа? (да: X(имя): Real(тип);Х:=2.6 (значение)).

Задание 2. “Определите тип величины”.

Определите тип величины, если её значение равно:

  1. 2010 - integer целый;

  2. 14,48 – real вещественный;

  3. 'нет' – string строковый;

  4. #123– char символьный;

  5. 48,2 - real вещественный;

  6. 'пять' – string строковый;

  7. '48' – string строковый;

  8. 't' – char символьный.

Задание 3. “Выберите значения, допустимые для величин целого типа ”.

  1. -5 (Byte)

  2. 3,7

  3. 38 (Byte, Integer)

  4. 'три'

  5. 20,2

  6. '23'

  7. 6,0

  8. 589 (Integer)

  1. Рефлексия

  2. Оценивание

  3. Сообщение домашнего задания




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Объекты алгоритмов"

Автор: Куринская Марина Николаевна

Дата: 19.12.2020

Номер свидетельства: 567730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методическая разработка урока для 5 класса "Знакомство с орфоэпией" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-dlia-5-klassa-znakomstvo-s-orfoepiiei"
    ["file_id"] => string(6) "148678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419796551"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Разработка урока по теме: "Табличные модели" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-po-tiemie-tablichnyie-modieli"
    ["file_id"] => string(6) "243825"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445812511"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Знакомство с системой программирования КуМир" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-znakomstvo-s-sistiemoi-proghrammirovaniia-kumir"
    ["file_id"] => string(6) "103085"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566638"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Исполнитель алгоритма.Понятие программы "
    ["seo_title"] => string(43) "ispolnitiel-alghoritma-poniatiie-proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "148325"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419662295"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка  урока на  Тему " Обработка накладного кармана" (Технологическая карта изучения темы) "
    ["seo_title"] => string(101) "razrabotka-uroka-na-tiemu-obrabotka-nakladnogho-karmana-tiekhnologhichieskaia-karta-izuchieniia-tiemy"
    ["file_id"] => string(6) "235422"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443704159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства