kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Знакомство с системой программирования КуМир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  Сообщение новых знаний,  комбинированный.

Цель урока:  

  • систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,
  • познакомить учащихся с правилами работы и исполнителем Чертежник  в системе КуМир

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку

  1. Актуализация знаний

Исполнители часто встречаются в сказках. В одной из них Иван-Царевич говорит Избушке На Курьих Ножках: “Избушка, избушка! Встань к лесу задом, ко мне передом!”. При этом команда должна быть задана очень точно.  В сказке “Али-Баба и сорок разбойников” волшебная дверь открывалась по команде “Сезам, откройся!”. Жадный Косым, тайно проникший в пещеру, забыл эту фразу и не смог выйти из пещеры. И Избушка На Курьих Ножках, и волшебная дверь имеют много общего: они умеют понимать и выполнять некоторые точно заданные команды, то есть являются исполнителями.

  1. Сообщение новых знаний

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации («Алгоритм – модель деятельности исполнителя», из предоставленных материалов на сайте http://metodist.lbz.ru).

Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.

Система Команд Исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнять конкретный исполнитель.

Типы исполнителей

  • неформальные (сами отвечают за свои действия);
  • формальные (за действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект).

Среда исполнителя – область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.

Исполнителями могут быть

  • люди: ученик, рабочий, учитель, бригада;
  • животные: дрессированная собака, кошка;
  • машины:  роботы, компьютеры.

Управление - это процесс направленного воздействия одних объектов на другие

Алгоритм – это точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ исполнителя.

Человек способен понимать смысл команды и часто может «додумать», что от него хотели даже тогда, когда команда задана неточно. Для того, чтобы алгоритм был понятен роботу, компьютеру или другой машине, недостаточно только написать команды, надо еще и оформить алгоритм в таком виде, в котором его понимает машина, то есть записать в формальном виде.

В формальной записи алгоритма можно использовать только те команды, которые входят в СКИ исполнителя. Кроме того, надо соблюдать специальные правила оформления, которые позволят исполнителю распознать команды и определить последовательность их выполнения.

Алгоритм можно записать разными способами и даже на разных языках. Хотя при этом исполнитель может, конечно, их не понять. Вы знаете, что есть специальные виды исполнителей алгоритмов — компьютеры. Они выполняют программы.

Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.

  1. Практическая работа   (сопровождается презентацией – приложение № 1)

Работа с «Системой программирования КуМир»  на компьютерах индивидуально, параллельно учитель демонстрирует работу с системой через проектор, отвечает на вопросы учеников.

Учащиеся видят, что в «Системе программирования КуМир» исполнителей несколько, поэтому учитель делает акцент на том, что они будут, сегодня знакомиться с одним – Чертежником.

Объяснение с одновременным показом мультимедийной презентации на экране («Исполнитель Чертежник», см. приложение № 1).

2-7 слайды: Оговаривается круг решаемых задач, среда исполнителя Чертежника, СКИ (приложение № 2  - команды исполнителя Чертежник)

8 слайд:  Команду «сместиться в точку» называют командой абсолютного смещения.

Обсуждение вопросов на стр. 121 учебника.

9 слайд: Команду «сместиться на вектор» называют командой относительного смещения.  Обсуждение вопросов на стр. 122 учебника.

Разбирается одна задача. (Слайды №10-14). Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетради, а потом сверить решения.

V.                Обобщение

Учитель: Перечислите исполнителей, которые вам известны? К какому типу исполнителей относится Чертёжник? (Ответы учащихся)

VI.Домашнее задание

Учебник: §3.1, §3.2(до стр.127);

Рабочая тетрадь: №№1-4 – стр.85-87, №№7-12 на стр.88-92 одно из заданий.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Список учебно-методической литературы     

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. http://metodist.lbz.ru).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Варениковская средняя общеобразовательная школа № 56»

Крымского района Краснодарского края











Конспект урока по информатике
в 7 классе

«Знакомство с системой программирования КуМир»





подготовила

учитель информатики и ИКТ

Моисеенко Элла Анатольевна













ст. Варениковская
2014



Тип урока: Сообщение новых знаний, комбинированный.

Цель урока:

  • систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,

  • познакомить учащихся с правилами работы и исполнителем Чертежник в системе КуМир


Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку

  1. Актуализация знаний

Исполнители часто встречаются в сказках. В одной из них Иван-Царевич говорит Избушке На Курьих Ножках: “Избушка, избушка! Встань к лесу задом, ко мне передом!”. При этом команда должна быть задана очень точно. В сказке “Али-Баба и сорок разбойников” волшебная дверь открывалась по команде “Сезам, откройся!”. Жадный Косым, тайно проникший в пещеру, забыл эту фразу и не смог выйти из пещеры. И Избушка На Курьих Ножках, и волшебная дверь имеют много общего: они умеют понимать и выполнять некоторые точно заданные команды, то есть являются исполнителями.

  1. Сообщение новых знаний

Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации («Алгоритм – модель деятельности исполнителя», из предоставленных материалов на сайте http://metodist.lbz.ru).

Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.

Система Команд Исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнять конкретный исполнитель.

Типы исполнителей

  • неформальные (сами отвечают за свои действия);

  • формальные (за действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект).

Среда исполнителя – область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.

Исполнителями могут быть

  • люди: ученик, рабочий, учитель, бригада;

  • животные: дрессированная собака, кошка;

  • машины: роботы, компьютеры.

Ошибки при работе исполнителей

Работа исполнителя не всегда проходит гладко – иногда встречаются ошибки.

Виды ошибок:

НЕ ПОНИМАЮ”

Заданной команды нет в списке команд исполнителя, и он ее не понял. Вероятно, мы ошиблись в записи текста команды.

НЕ МОГУ”

Исполнитель понял команду, но не может ее выполнить. Например, роботу дана команда “вперед”, а впереди стоит стенка, и он не может идти. Или собаке скомандовали “Сидеть!”, а она уже сидит.


Управление - это процесс направленного воздействия одних объектов на другие

Алгоритм – это точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ исполнителя.


Человек способен понимать смысл команды и часто может «додумать», что от него хотели даже тогда, когда команда задана неточно. Для того, чтобы алгоритм был понятен роботу, компьютеру или другой машине, недостаточно только написать команды, надо еще и оформить алгоритм в таком виде, в котором его понимает машина, то есть записать в формальном виде.

В формальной записи алгоритма можно использовать только те команды, которые входят в СКИ исполнителя. Кроме того, надо соблюдать специальные правила оформления, которые позволят исполнителю распознать команды и определить последовательность их выполнения.

Алгоритм можно записать разными способами и даже на разных языках. Хотя при этом исполнитель может, конечно, их не понять. Вы знаете, что есть специальные виды исполнителей алгоритмов — компьютеры. Они выполняют программы.

Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.


  1. Практическая работа (сопровождается презентацией – приложение № 1)

Работа с «Системой программирования КуМир» на компьютерах индивидуально, параллельно учитель демонстрирует работу с системой через проектор, отвечает на вопросы учеников.

Учащиеся видят, что в «Системе программирования КуМир» исполнителей несколько, поэтому учитель делает акцент на том, что они будут, сегодня знакомиться с одним – Чертежником.

Объяснение с одновременным показом мультимедийной презентации на экране («Исполнитель Чертежник», см. приложение № 1).

2-7 слайды: Оговаривается круг решаемых задач, среда исполнителя Чертежника, СКИ (приложение № 2 - команды исполнителя Чертежник)

8 слайд: Команду «сместиться в точку» называют командой абсолютного смещения.

Обсуждение вопросов на стр. 121 учебника.

9 слайд: Команду «сместиться на вектор» называют командой относительного смещения. Обсуждение вопросов на стр. 122 учебника.

Разбирается одна задача. (Слайды №10-14). Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетради, а потом сверить решения.

  1. Обобщение

Учитель: Перечислите исполнителей, которые вам известны? К какому типу исполнителей относится Чертёжник? (Ответы учащихся)

  1. Домашнее задание

Учебник: §3.1, §3.2(до стр.127);

Рабочая тетрадь: №№1-4 – стр.85-87, №№7-12 на стр.88-92 одно из заданий.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.



Список учебно-методической литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. http://metodist.lbz.ru).



Просмотр содержимого документа
«приложение № 2»

Команды исполнителя Чертёжник

опустить перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения с рисованием

поднять перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения без рисования

установить цвет («цвет»)

Устанавливает цвет пера: черный, белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

сместиться на вектор (Х, У)

Перемещает перо на Х шагов вправо и на У шагов вверх

сместиться в точку (Х, У)

Перемещает перо в точку с координатами (х, у)

надпись (ширина, «текст»)

Выводит на экран текст начиная от текущей позиции пера



Команды исполнителя Чертёжник

опустить перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения с рисованием

поднять перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения без рисования

установить цвет («цвет»)

Устанавливает цвет пера: черный, белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

сместиться на вектор (Х, У)

Перемещает перо на Х шагов вправо и на У шагов вверх

сместиться в точку (Х, У)

Перемещает перо в точку с координатами (х, у)

надпись (ширина, «текст»)

Выводит на экран текст начиная от текущей позиции пера





Команды исполнителя Чертёжник

опустить перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения с рисованием

поднять перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения без рисования

установить цвет («цвет»)

Устанавливает цвет пера: черный, белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

сместиться на вектор (Х, У)

Перемещает перо на Х шагов вправо и на У шагов вверх

сместиться в точку (Х, У)

Перемещает перо в точку с координатами (х, у)

надпись (ширина, «текст»)

Выводит на экран текст начиная от текущей позиции пера



Команды исполнителя Чертёжник

опустить перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения с рисованием

поднять перо

Переводит Чертёжника в режим перемещения без рисования

установить цвет («цвет»)

Устанавливает цвет пера: черный, белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

сместиться на вектор (Х, У)

Перемещает перо на Х шагов вправо и на У шагов вверх

сместиться в точку (Х, У)

Перемещает перо в точку с координатами (х, у)

надпись (ширина, «текст»)

Выводит на экран текст начиная от текущей позиции пера



Просмотр содержимого презентации
«приложение № 1»

7 класс Система программирования КуМир. Моисеенко Элла Анатольевна учитель информатики МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской Крымского района Краснодарского края

7 класс

Система программирования КуМир.

Моисеенко Элла Анатольевна

учитель информатики МБОУ СОШ № 56

ст. Варениковской Крымского района Краснодарского края

Окно программы КуМир:

Окно программы КуМир:

Меню программы КуМир:

Меню программы КуМир:

Чертежник предназначен для построения рисунков на поле,

Чертежник предназначен для построения рисунков на поле, "размер" которого можно задавать.

Чертежник имеет перо , которое можно поднимать, опускать и перемещать . При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от старого положения исполнителя до нового.

При задании точек на координатной плоскости, в отличие от того, как принято в математике, координаты x и y разделяются запятой: ( x,y) . Y Координата точки A ( 3 , 5 ) 10 9 8 7 6 5 A 4 3 2 1 О  X 8 1 5 10 2 3 4 6 7 9

При задании точек на координатной плоскости, в отличие от того, как принято в математике, координаты x и y разделяются запятой: ( x,y) .

Y

Координата точки A ( 3 , 5 )

10

9

8

7

6

5

A

4

3

2

1

О

X

8

1

5

10

2

3

4

6

7

9

СКИ Чертежник  При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения пера до нового.  При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается.  В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0,0). По команде поднять перо Чертежник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертежник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Каким бы ни было положение пера до команды подними перо, после этой команды оно будет поднятым. 5

СКИ Чертежник

При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения пера до нового.

При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается.

В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0,0).

По команде поднять перо Чертежник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертежник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Каким бы ни было положение пера до команды подними перо, после этой команды оно будет поднятым.

5

СКИ Чертежник Независимо от первоначального положения, после выполнения команды опустить перо , оно оказывается опущенным, то есть готовым к рисованию. Рисунки Чертежник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сместиться на вектор . По команде сместиться в точку ( a,b)  Чертежник сдвигается в точку с координатами ( a,b ). 5

СКИ Чертежник

Независимо от первоначального положения, после выполнения команды опустить перо , оно оказывается опущенным, то есть готовым к рисованию.

Рисунки Чертежник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сместиться на вектор .

По команде сместиться в точку ( a,b) Чертежник сдвигается в точку с координатами ( a,b ).

5

Абсолютное смещение На рисунке показаны результаты выполнения команды сместиться в точку (2,3) при различных положениях пера до этой команды.  7  6  5 4  3  2  1  8    1  2  3 4  5  6  7  0 Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения . 5

Абсолютное смещение

На рисунке показаны результаты выполнения команды сместиться в точку (2,3) при различных положениях пера до этой команды.

7

6

5

4

3

2

1

8

1

2

3

4

5

6

7

0

Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения .

5

Относительное смещение На рисунке показаны результаты выполнения команды сместиться на вектор (a,b) y+ b y Ч x x+ a Команду сдвинь на вектор называют командой относительного смещения 8

Относительное смещение

На рисунке показаны результаты выполнения команды сместиться на вектор (a,b)

y+ b

y

Ч

x

x+ a

Команду сдвинь на вектор называют командой относительного смещения

8

Рабочая тетрадь: задания РТ № 7 стр.88 РТ № 8 стр.89 РТ № 9 стр.89 РТ № 11 стр.90    Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.

Рабочая тетрадь: задания

  • РТ № 7 стр.88
  • РТ № 8 стр.89
  • РТ № 9 стр.89
  • РТ № 11 стр.90

Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.

РТ № 7 стр.88 сместиться в точку (2, 1) опустить перо сместиться в точку (4, 6) сместиться в точку (6, 1) сместиться в точку (2, 1)

РТ № 7 стр.88

сместиться в точку (2, 1)

опустить перо

сместиться в точку (4, 6)

сместиться в точку (6, 1)

сместиться в точку (2, 1)

РТ № 8 стр.89 сместиться в точку (2, 1) опустить перо сместиться в точку (2,5) сместиться в точку (7, 5) сместиться в точку (7, 1) сместиться в точку (2, 1)

РТ № 8 стр.89

сместиться в точку (2, 1)

опустить перо

сместиться в точку (2,5)

сместиться в точку (7, 5)

сместиться в точку (7, 1)

сместиться в точку (2, 1)

РТ № 9 стр.89 сместиться в точку (3, 5) опустить перо сместиться в точку (5, 9) сместиться в точку (7, 5) сместиться в точку (5, 1) сместиться в точку (3, 5)

РТ № 9 стр.89

сместиться в точку (3, 5)

опустить перо

сместиться в точку (5, 9)

сместиться в точку (7, 5)

сместиться в точку (5, 1)

сместиться в точку (3, 5)

РТ № 11 стр.90 сместиться в точку (2, 2) опусти перо сместиться на вектор (0, 2) сместиться на вектор (2, 0) сместиться на вектор (0, -2) сместиться на вектор (-2, 0)

РТ № 11 стр.90

сместиться в точку (2, 2)

опусти перо

сместиться на вектор (0, 2)

сместиться на вектор (2, 0)

сместиться на вектор (0, -2)

сместиться на вектор (-2, 0)

Домашнее задание Учебник: § 3.1, § 3.2(до стр.127); Рабочая тетрадь:  №№1-4 – стр.85-87, №№ 7-12 на стр.88-92 одно из заданий.

Домашнее задание

  • Учебник: § 3.1, § 3.2(до стр.127);
  • Рабочая тетрадь: №№1-4 – стр.85-87,

№№ 7-12 на стр.88-92 одно из заданий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Знакомство с системой программирования КуМир"

Автор: Моисеенко Элла Анатольевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103085


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства