Тип урока: Сообщение новых знаний, комбинированный.
Цель урока:
- систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,
- познакомить учащихся с правилами работы и исполнителем Чертежник в системе КуМир
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку
- Актуализация знаний
Исполнители часто встречаются в сказках. В одной из них Иван-Царевич говорит Избушке На Курьих Ножках: “Избушка, избушка! Встань к лесу задом, ко мне передом!”. При этом команда должна быть задана очень точно. В сказке “Али-Баба и сорок разбойников” волшебная дверь открывалась по команде “Сезам, откройся!”. Жадный Косым, тайно проникший в пещеру, забыл эту фразу и не смог выйти из пещеры. И Избушка На Курьих Ножках, и волшебная дверь имеют много общего: они умеют понимать и выполнять некоторые точно заданные команды, то есть являются исполнителями.
- Сообщение новых знаний
Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации («Алгоритм – модель деятельности исполнителя», из предоставленных материалов на сайте http://metodist.lbz.ru).
Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Система Команд Исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнять конкретный исполнитель.
Типы исполнителей
- неформальные (сами отвечают за свои действия);
- формальные (за действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект).
Среда исполнителя – область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.
Исполнителями могут быть
- люди: ученик, рабочий, учитель, бригада;
- животные: дрессированная собака, кошка;
- машины: роботы, компьютеры.
Управление - это процесс направленного воздействия одних объектов на другие
Алгоритм – это точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ исполнителя.
Человек способен понимать смысл команды и часто может «додумать», что от него хотели даже тогда, когда команда задана неточно. Для того, чтобы алгоритм был понятен роботу, компьютеру или другой машине, недостаточно только написать команды, надо еще и оформить алгоритм в таком виде, в котором его понимает машина, то есть записать в формальном виде.
В формальной записи алгоритма можно использовать только те команды, которые входят в СКИ исполнителя. Кроме того, надо соблюдать специальные правила оформления, которые позволят исполнителю распознать команды и определить последовательность их выполнения.
Алгоритм можно записать разными способами и даже на разных языках. Хотя при этом исполнитель может, конечно, их не понять. Вы знаете, что есть специальные виды исполнителей алгоритмов — компьютеры. Они выполняют программы.
Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.
- Практическая работа (сопровождается презентацией – приложение № 1)
Работа с «Системой программирования КуМир» на компьютерах индивидуально, параллельно учитель демонстрирует работу с системой через проектор, отвечает на вопросы учеников.
Учащиеся видят, что в «Системе программирования КуМир» исполнителей несколько, поэтому учитель делает акцент на том, что они будут, сегодня знакомиться с одним – Чертежником.
Объяснение с одновременным показом мультимедийной презентации на экране («Исполнитель Чертежник», см. приложение № 1).
2-7 слайды: Оговаривается круг решаемых задач, среда исполнителя Чертежника, СКИ (приложение № 2 - команды исполнителя Чертежник)
8 слайд: Команду «сместиться в точку» называют командой абсолютного смещения.
Обсуждение вопросов на стр. 121 учебника.
9 слайд: Команду «сместиться на вектор» называют командой относительного смещения. Обсуждение вопросов на стр. 122 учебника.
Разбирается одна задача. (Слайды №10-14). Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетради, а потом сверить решения.
V. Обобщение
Учитель: Перечислите исполнителей, которые вам известны? К какому типу исполнителей относится Чертёжник? (Ответы учащихся)
VI.Домашнее задание
Учебник: §3.1, §3.2(до стр.127);
Рабочая тетрадь: №№1-4 – стр.85-87, №№7-12 на стр.88-92 одно из заданий.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.
Список учебно-методической литературы
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- http://metodist.lbz.ru).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Варениковская средняя общеобразовательная школа № 56»
Крымского района Краснодарского края
Конспект урока по информатике
в 7 классе
«Знакомство с системой программирования КуМир»
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Моисеенко Элла Анатольевна
ст. Варениковская
2014
Тип урока: Сообщение новых знаний, комбинированный.
Цель урока:
систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,
познакомить учащихся с правилами работы и исполнителем Чертежник в системе КуМир
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку
Актуализация знаний
Исполнители часто встречаются в сказках. В одной из них Иван-Царевич говорит Избушке На Курьих Ножках: “Избушка, избушка! Встань к лесу задом, ко мне передом!”. При этом команда должна быть задана очень точно. В сказке “Али-Баба и сорок разбойников” волшебная дверь открывалась по команде “Сезам, откройся!”. Жадный Косым, тайно проникший в пещеру, забыл эту фразу и не смог выйти из пещеры. И Избушка На Курьих Ножках, и волшебная дверь имеют много общего: они умеют понимать и выполнять некоторые точно заданные команды, то есть являются исполнителями.
Сообщение новых знаний
Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации («Алгоритм – модель деятельности исполнителя», из предоставленных материалов на сайте http://metodist.lbz.ru).
Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Система Команд Исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнять конкретный исполнитель.
Типы исполнителей
Среда исполнителя – область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.
Исполнителями могут быть
люди: ученик, рабочий, учитель, бригада;
животные: дрессированная собака, кошка;
машины: роботы, компьютеры.
Ошибки при работе исполнителей
Работа исполнителя не всегда проходит гладко – иногда встречаются ошибки.
Виды ошибок:
“НЕ ПОНИМАЮ” | Заданной команды нет в списке команд исполнителя, и он ее не понял. Вероятно, мы ошиблись в записи текста команды. |
“НЕ МОГУ” | Исполнитель понял команду, но не может ее выполнить. Например, роботу дана команда “вперед”, а впереди стоит стенка, и он не может идти. Или собаке скомандовали “Сидеть!”, а она уже сидит. |
Управление - это процесс направленного воздействия одних объектов на другие
Алгоритм – это точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ исполнителя.
Человек способен понимать смысл команды и часто может «додумать», что от него хотели даже тогда, когда команда задана неточно. Для того, чтобы алгоритм был понятен роботу, компьютеру или другой машине, недостаточно только написать команды, надо еще и оформить алгоритм в таком виде, в котором его понимает машина, то есть записать в формальном виде.
В формальной записи алгоритма можно использовать только те команды, которые входят в СКИ исполнителя. Кроме того, надо соблюдать специальные правила оформления, которые позволят исполнителю распознать команды и определить последовательность их выполнения.
Алгоритм можно записать разными способами и даже на разных языках. Хотя при этом исполнитель может, конечно, их не понять. Вы знаете, что есть специальные виды исполнителей алгоритмов — компьютеры. Они выполняют программы.
Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.
Практическая работа (сопровождается презентацией – приложение № 1)
Работа с «Системой программирования КуМир» на компьютерах индивидуально, параллельно учитель демонстрирует работу с системой через проектор, отвечает на вопросы учеников.
Учащиеся видят, что в «Системе программирования КуМир» исполнителей несколько, поэтому учитель делает акцент на том, что они будут, сегодня знакомиться с одним – Чертежником.
Объяснение с одновременным показом мультимедийной презентации на экране («Исполнитель Чертежник», см. приложение № 1).
2-7 слайды: Оговаривается круг решаемых задач, среда исполнителя Чертежника, СКИ (приложение № 2 - команды исполнителя Чертежник)
8 слайд: Команду «сместиться в точку» называют командой абсолютного смещения.
Обсуждение вопросов на стр. 121 учебника.
9 слайд: Команду «сместиться на вектор» называют командой относительного смещения. Обсуждение вопросов на стр. 122 учебника.
Разбирается одна задача. (Слайды №10-14). Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетради, а потом сверить решения.
Обобщение
Учитель: Перечислите исполнителей, которые вам известны? К какому типу исполнителей относится Чертёжник? (Ответы учащихся)
Домашнее задание
Учебник: §3.1, §3.2(до стр.127);
Рабочая тетрадь: №№1-4 – стр.85-87, №№7-12 на стр.88-92 одно из заданий.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.
Список учебно-методической литературы
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
http://metodist.lbz.ru).
Просмотр содержимого документа
«приложение № 2»
Просмотр содержимого презентации
«приложение № 1»
7 класс
Система программирования КуМир.
Моисеенко Элла Анатольевна
учитель информатики МБОУ СОШ № 56
ст. Варениковской Крымского района Краснодарского края
Окно программы КуМир:
Меню программы КуМир:
Чертежник предназначен для построения рисунков на поле, "размер" которого можно задавать.
Чертежник имеет перо , которое можно поднимать, опускать и перемещать . При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от старого положения исполнителя до нового.
При задании точек на координатной плоскости, в отличие от того, как принято в математике, координаты x и y разделяются запятой: ( x,y) .
Y
Координата точки A ( 3 , 5 )
10
9
8
7
6
5
A
4
3
2
1
О
X
8
1
5
10
2
3
4
6
7
9
СКИ Чертежник
При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения пера до нового.
При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается.
В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0,0).
По команде поднять перо Чертежник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертежник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Каким бы ни было положение пера до команды подними перо, после этой команды оно будет поднятым.
5
СКИ Чертежник
Независимо от первоначального положения, после выполнения команды опустить перо , оно оказывается опущенным, то есть готовым к рисованию.
Рисунки Чертежник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сместиться на вектор .
По команде сместиться в точку ( a,b) Чертежник сдвигается в точку с координатами ( a,b ).
5
Абсолютное смещение
На рисунке показаны результаты выполнения команды сместиться в точку (2,3) при различных положениях пера до этой команды.
7
6
5
4
3
2
1
8
1
2
3
4
5
6
7
0
Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения .
5
Относительное смещение
На рисунке показаны результаты выполнения команды сместиться на вектор (a,b)
y+ b
y
Ч
x
x+ a
Команду сдвинь на вектор называют командой относительного смещения
8
Рабочая тетрадь: задания
- РТ № 7 стр.88
- РТ № 8 стр.89
- РТ № 9 стр.89
- РТ № 11 стр.90
Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.
РТ № 7 стр.88
сместиться в точку (2, 1)
опустить перо
сместиться в точку (4, 6)
сместиться в точку (6, 1)
сместиться в точку (2, 1)
РТ № 8 стр.89
сместиться в точку (2, 1)
опустить перо
сместиться в точку (2,5)
сместиться в точку (7, 5)
сместиться в точку (7, 1)
сместиться в точку (2, 1)
РТ № 9 стр.89
сместиться в точку (3, 5)
опустить перо
сместиться в точку (5, 9)
сместиться в точку (7, 5)
сместиться в точку (5, 1)
сместиться в точку (3, 5)
РТ № 11 стр.90
сместиться в точку (2, 2)
опусти перо
сместиться на вектор (0, 2)
сместиться на вектор (2, 0)
сместиться на вектор (0, -2)
сместиться на вектор (-2, 0)
Домашнее задание
- Учебник: § 3.1, § 3.2(до стр.127);
- Рабочая тетрадь: №№1-4 – стр.85-87,
№№ 7-12 на стр.88-92 одно из заданий.