kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока информатики по теме "Тексты в памяти компьютера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Тексты в памяти компьютера" в 8 классе  разработан в январе 2016 года. Разработка соответствует требованиям ФГОС. Соблюдены все этапы современного урока. Во- первых, учащиеся самостоятельно определяют тему урока, во-вторых, самостоятельно разбираются с поставленной проблемой, используя методический прием дебаты. В-третьих самостоятельно решают задачи в группах и в заключении делают рефлексию в виде лестницы успеха. Урок современный, динамичный, используются карточки, презентация, разноуровневое домашнее задание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока информатики по теме "Тексты в памяти компьютера"»

ФОРМА 3.

КОНСПЕКТА УРОКА

Тема: Тексты в компьютерной памяти.

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 8

Базовый учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 8 кл. : Учебник .- М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.

Тип занятия: Усвоения новых знаний.

Цели:

  • познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;

  • научить определять числовые коды символов;

  • воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры поведения на уроке, умение слушать;

  • развитие познавательных интересов, умения конспектировать.

Формы организации работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Планируемые результаты:

предметные: сформировать представление о преимуществах компьютерного документа, как представлены тексты в памяти компьютера, представление о гипертексте; овладение навыками пользования таблицами кодировок, декодирования и кодирования символов;

метапредметные: развивать навыки коллективной работы, умение работать с таблицами кодировок;

личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы; содействовать воспитанию информационной культуры учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Дидактическое и техническое обеспечение: видеопроектор, ПК, презентация, раздаточный материал.

Структура занятия

Этапы занятия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели результативности

Организационный

1.Уметь ставить уч.задачи, прогнозировать результат деятельности 2. способность к саморегуляции;


Познавательные, коммуникативные

Организация начала занятий.


Предлагаю игру «Четвертый лишний» (Приложение 1) на доске написаны слова в два столбика.

Что может объединять эти слова? (Тема урока – «Тексты в памяти компьютера»)

Настрой на деловой ритм

Учащиеся отвечают, аргументируя свой ответ. Методом исключения они могут найти ответ, не зная его определения.




Сформулировали тему урока

Актуализация знаний

1.Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

2.Формул-е собств.т.зр, умение аргументировать её. 3.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологические контекстные высказывания. 4.Понимать значение материала, его конкретно-предметную направленность 5.Постановка и формулирование проблемы,

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Задаю вопрос: Удобно ли хранить тексты в компьютерной памяти?





Использую дебаты. Предлагаю используя текст учебника с. 68 аргументировать свою точку зрения.














А теперь сделайте вывод на мой вопрос.





Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.

Где можно встретиться с таким текстом?

Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".

Ребята, как вы думаете, почему это происходит?

Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос.

- Да, удобно.

- Нет, неудобно.

Мнения разделились, учащиеся разделились на 2 группы.

1и 2 группы читают предложенный текст. Далее высказывают свои аргументы за то, в чем удобства хранения текстов в памяти компьютера. Вторая – высказывает аргументы о том, почему неудобно хранить тексты в памяти компьютера.









Делают вывод и записывают в тетради.





















- В Интернете











Записали в тетрадь достоинства хранения текстов в памяти ПК:

возможность редактирования, быстрое копирование на другие носители, передача по линиям связи.

Недостатки: прочесть текст можно только при наличии ПК.

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.














Правильные ответы обучающихся

Усвоение новых знаний и способов действий

1Поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта с целью выделения признаков 2.Структурирование заданий, синтез, формулирование проблемы;

3. выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач; 4.Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

А теперь «заглянем» в память компьютера и разберемся, как представлена в нем текстовая информация.

(Приложение 2) Новый материал даю в виде беседы с обучающимися.


Знакомятся с таблицами кодировки, задают вопросы, отвечают на вопросы

Понимание учителя, осмысленные правильные ответы на вопросы.



Основной этап

1.определять последовательность своих действий; внесение дополнительных корректив в план собственных действий 2.организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. 3.Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. 4.построение логической цепочки рассуждения; 5.Самостоятельное создание алгоритма деятельности


Регулятивные, коммуникативные, познавательные

Попробуем с помощью таблицы ASCII представить, как будут выглядеть слова file, disk в памяти компьютера. Стр. 72. Ответы прописываем в тетрадь не озвучивая, учитель у каждого проверяет.

Ребята, какие будут вопросы по теме урока?

А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:

Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?

К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.


Сейчас мы решим несколько примеров. Организует работу учащихся по группам, координирует деятельность групп и участников; при необходимости оказывает помощь.

(Приложение №3).


Задание выполняет каждый и находит коды слов

file - 01100110 01101001 01101100 01100101.

disk - 01100100 01101001 01110011 01101011.









Ожидаемый ответ. На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.



















Получают задания и работают в группах. Сообщают о выполнении и выписывают на доску результаты решения. Получают правильные решения и сравнивают с полученными.

Самостоятельно осуществляют логические операции сравнения, анализа, устанавливают аналогию по известным признакам.




Правильные ответы обучающихся






















умение использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач

самооценка

правильности решения.

Рефлексия

1Понимание основных моральных норм общества, умение вписать себя в эти моральные нормы. 2.Оценивать уровень своих знаний и своих одноклассников 3.Уметь делать самокоррекцию деятельности;

Регулятивные

Организует рефлексию.

Выставляет оценки за урок.

Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Лестница успеха».

(Приложение №4)

Определяют свое место на «лестнице успеха» и вписывают свои инициалы.

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Домашнее задание


Параграф 13 прочитать; закодировать предложение из нескольких слов с помощью порядковых номеров таблицы 3.2.



Раздаточный материал к учебному занятию:


Приложение №1

Ввод Принтер

Память Клавиатура

Вывод Мышь

Обработка Текст

Приложение №3

  1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?

  1. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105?

  1. С помощью последовательности десятичных кодов: 225 232 242 зашифровано слово бит. Найти последовательность десятичных кодов этого же слова, записанного заглавными буквами.



Ответы:

1. Решение. Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.

2. Решение. Вспомним порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107 и и.д. Следовательно, закодировано слово link.

3. Решение. При решении учтем, что разница между десятичным кодом строчной буквы кириллицы и десятичным кодом соответствующей заглавной буквы равна 32. Если букве б соответствует код 225, заглавная буква Б имеет десятичный код 225-32=193. Следовательно, слову БИТ соответствует последовательность кодов: 193 200 210.

Приложение №2

С точки зрения компьютера текст состоит из отдельных символов. К числу символов принадлежат не только буквы (заглавные или строчные, латинские или русские), но и цифры, знаки препинания, спецсимволы типа "=", "(", "%" и даже пробелы между словами.

Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы.

Множество символов, с помощью которых записывается текст, называется алфавитом. Число символов в алфавите – это его мощность.

Формула определения количества информации: N = 2b,

где N – мощность алфавита (количество символов),

b – количество бит (информационный вес символа).

В алфавит мощностью 256 символов можно поместить практически все необходимые символы. Такой алфавит называется достаточным.

Т.к. 256 = 28, то вес 1 символа – 8 бит.

Единице измерения 8 бит присвоили название 1 байт: 1 байт = 8 бит.

Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.

Тексты вводятся в память компьютера с помощью клавиатуры. На клавишах написаны привычные нам символы. В оперативную память они попадают в двоичном коде. Это значит, что каждый символ представляется 8-разрядным двоичным кодом.

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный код.

Теперь возникает вопрос, какой именно восьмиразрядный двоичный код поставить в соответствие каждому символу.

Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (Американский стандартный код для информационного обмена).

Таблица кодов ASCII делится на две части.

Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками. Стандартная часть таблицы (английский) символы с номерами от 32 до 127. Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.

Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.

Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования.

Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.



Приложение №4

УМЕЮ



ПОНИМАЮ



ЗНАЮ



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока информатики по теме "Тексты в памяти компьютера"

Автор: Гуляева Светлана Николаевна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Разработка урока  "Защита информации" "
    ["seo_title"] => string(38) "razrabotka-uroka-zashchita-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "148079"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419576427"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока в 5 классе «Назначение буфера обмена.  Действия с фрагментами текста: вставка, замена, удаление, перемещение» "
    ["seo_title"] => string(157) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-5-klassie-naznachieniie-bufiera-obmiena-dieistviia-s-fraghmientami-tieksta-vstavka-zamiena-udalieniie-pieriemieshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "214126"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432215970"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка урока "Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-linieinyi-alghoritm-poniatiie-priedstavlieniie-v-vidie-blok-skhiemy"
    ["file_id"] => string(6) "212914"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431951854"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка урока "Научно-технический прогресс" "
    ["seo_title"] => string(68) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nauchno-tiekhnichieskii-proghriess"
    ["file_id"] => string(6) "165180"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422782361"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства