Урок по теме: «Формы записи алгоритмов. 6 класс»
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о различных формах записи алгоритмов;
метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
закрепить представления об алгоритмах и исполнителях;
систематизировать имеющие представления учащихся о формах записи алгоритмов;
ввести понятие блок-схемы как формы записи алгоритма.
образовательная: продолжить формирование терминологического словаря учащихся по предмету, познакомить с формами записи алгоритмов, изучить способы описания алгоритмов.
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;формирование информационной культуры, чувство товарищества, ответственности за совместно выполняемую работу.
развивающая: развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы, развитие познавательных умений; развивать логическое мышление, память, внимание; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; умение выполнять алгоритм по известным шагам.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм;
исполнитель;
блок-схема.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска;
ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Алгоритмы и исполнители»;
2) плакат «Алгоритмы и исполнители»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) виртуальная лаборатория «Переливания» (156438);
2) интерактивное задание «Задачи на переливание» (195738);
Ход урока:
1.Организационный момент.
Определение психологического настроя учащихся (Определяют настрой на работу, на слайде с помощью утилиты множественного клонирования размещают смайлики разных цветов: красный цвет - отлично, синий - хорошо, зелёный – волнуюсь.)
2. Вступительное слово учителя: (слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас. Сегодня на уроке у нас гости, желаем им приятного времяпровождения. А вам я желаю удачи, если мы хорошо поработаем, то урок получится содержательным.
Скажите, что вы от урока ожидаете? (получить новые знания, интересной информации…). Если мы постараемся, то всего этого достигнем.
“Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, - говорила Алиса из сказки “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата и результат оказывался положительным.
В течение урока вы будете работать и сами оценивать свою работу в рабочих листах.
Мы с вами продолжаем изучение интересной и важной темы «Алгоритмы и исполнители».
3. Повторение изученного материала:
Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?
Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя.
Учитель: Правильно! Давайте вспомним более подробно. (Выполнение задания №1 в рабочем листе).
Соедини стрелками понятия и их значения
Понятие | | Значение понятия |
Алгоритм | Обстановка, в которой может действовать исполнитель |
Среда исполнителя | Человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды |
Система команд исполнителя | Одну и ту же команду выполняет одинаково |
Исполнитель | Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату |
Формальный исполнитель | Набор команд, которые исполнитель «понимает» и может выполнить |
Проверили, оценили себя.
Вопрос: Кто является исполнителем алгоритмов? (Учащимся предлагается выполнить последовательность действий: встаньте, повернитесь, сядьте). Это алгоритм? Почему? (В алгоритме команды должны быть сформулированы однозначно).
Важна ли последовательность команд в алгоритме?
Где встречаются алгоритмы?
Предлагаю вам найти алгоритмы в вещах, окружающих нас в повседневной жизни. (Работают в группах – упаковки товара: коробка каши, инструкция к веб-камере, текст сказки)
4. Изучение нового материала:
Итак, если алгоритмы бывают разными, помогают нам выполнять разнообразные задачи, то можно сделать вывод, что и записать их можно по-разному.
Предлагаю вам решить пример, записав ход решения разными способами.
- Что вы можете сказать о возможных способах записи решения задач?
- Это не просто решение задачи, а пошаговый алгоритм, приводящий от исходных данных к результату и записанный в разных формах.
Значит и тема урока: («Формы записи алгоритмов»)
Вопрос. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока? Каждый поставьте себе свою цель. Запишите в рабочем листе.
Учитель: Разберем подробнее как же записываются алгоритмы.
(слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.
(слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.
Какие геометрические фигуры используются для записи алгоритма в блок-схеме ? (с помощью рабочего листа)
1. овал – начало и конец алгоритма
2. параллелограмм - ввод и вывод данных
3. ромб – логическое условие
4. прямоугольник – выполнение действия
Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры, обозначающие шаги алгоритма.
Давайте разберем как записывается алгоритм «Переход улицы» в блок-схеме. (объяснение учителя).
Подумайте и скажите, пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры.
Ответ учащихся: в словесной форме - список покупок, список дел, распорядок дня…
Учитель: Да, все правильно! Запишите это в рабочих листах
А какая форма записи наиболее наглядная?
(слайд 11) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования.
4. Первичное закрепление
А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Работа в группах).
После выполнения задания учащимися, проверка осуществляется с помощью документ-камеры.
5. Творческое задание
А теперь вам предстоит написать алгоритм для исполнителя, оформить его любым способом. Ребята другой группы будут исполнителями вашего алгоритма и проверят его правильность. Не забудьте указать исходные данные и конечный результат. Помним о правилах работы в группе.(Работа в группах)
1 группа: ЗАДАЧА «ПЕРЕПРАВА 1»
Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.
Решение:
2 группа: ЗАДАЧА «ПЕРЕПРАВА 2»
Два солдата подошли к реке. По реке катались на лодке два мальчика. Лодка выдерживает одного солдата или двух мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег и вернуть лодку мальчикам?
3 группа: ЗАДАЧА «ПЕРЕЛИВАНИЯ»
Имеются два сосуда вместимостью 3л и 5л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 4 л воды?
Решение:
Наполняем из крана 5-литровый сосуд (1 шаг).
Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра.
Выливаем из 3-литрового сосуда воду в раковину (3 шаг).
Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра воды в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд водой (5 шаг).
И из 5-литрового сосуда дополняем водой 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра воды в 5-литровом сосуде (6 шаг).
Задача решена.
6. Домашнее задание
Письменная часть домашнего задания будет 3-х уровневое. 1-й уровень – базовый, 2-й уровень – средний, 3-й уровень – повышенный. Есть затруднения – уровень 1, небольшие затруднения, но я справлюсь – уровень 2, затруднений нет – уровень 3. Каждый из вас должен выбрать уровень с учетом результата освоения материала урока. В помощь вам, я предлагаю воспользоваться следующим алгоритмом.
Уровень 1: РТ. №182, 179 (а)
Уровень 2: РТ. №180, 179 (б)
Уровень 3: РТ. №182*
Вспомним слова Алисы: “Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”.
Я желаю, чтобы дома при выполнении дом заданий вы планировали свою деятельность и у вас всё получалось.
7. Рефлексия.
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Какие формы представления алгоритмов теперь вы знаете?
- Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке.