Образовательная: закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; ознакомление с линейными алгоритмами; получение навыков в составлении компьютерных программ на основе приобретённых сведений.
Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе XXI века.
Развивающая: Активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления. Расширение кругозора учеников, как в области компьютерных наук, так и в остальных сферах человеческих знаний.
Средства обучения: проектор, персональный компьютер, раздаточные материалы (опорные конспекты, листинги программ), специализированное программное обеспечение (среда программирования «PascalABC», программа для контрольного тестирования «Программирование. Паскаль»).
- Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу улыбку и мысленно пожелаем удачи.
- Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы.
Я хотела бы рассказать вам известную притчу “Всё в твоих руках”. Эта притча не простая в ней есть два типа алгоритмов, которые мы изучили. Внимательно послушайте притчу и найдите в ней эти алгоритмы.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”.
- Ребята, все в наших с вами руках! Итак, какие два типа алгоритма вы встретили, слушая притчу. (два линейных, один разветвляющийся)
- На прошлом уроке мы изучили структуру программы. Сегодня мы научимся программировать линейные алгоритмы. Но прежде, чем начать урок, давайте вспомним…
Актуализация знаний (8 минут)
а) Фронтальный опрос по материалу прошлого урока: («+»)
1. Из каких разделов состоит программа на языке Паскаль?
2. Из чего состоит заголовок?
3. Какие символы можно использовать в имени программы?
4. Какие символы нельзя использовать в имени программы? Какие зарезервированные слова мы знаем на данный момент?
5-8.
9. Для чего необходимо описывать данные в программах?
10. Какие два основных типа переменных вы знаете?
11-12.
13. Что такое «тело программы»? Какими словами оно ограничивается?
б) Практическая работа на компьютере (261-267) (свыше 50% - «+») (5+30)
3. Физкультминутка. 1 мин
- Ребята, все алгоритмы, которые вы выполнили, вы вычисляли на калькуляторе, но сегодня мы научимся создавать программу, и все решения при правильном составлении программы будет выполнять компьютер.
4. Объяснение нового материала (12 минут).
Раскрытие ключевых слов на доске по теме. - Ребята на доске написаны 7 ключевых слов по теме. За 30 секунд вы должны запомнить и записать эти слова в том порядке, в котором они записаны на доске.
Запись по памяти. (30 сек) - Запись по памяти ключевых слов.
program
var
real
begin
writeln
readln
end
Ввести в МПМ отметки (6-7 слов = отметка «+»)
Объяснение нового материала по ОСУД.
- Мы создали работающую программу на языке Рascal, в ней все операторы выполнялись по очереди, в том порядке, в котором записывались. Такие программы называются линейными.
F9 – запуск программы.
5. Самостоятельная работа на компьютере (18 минут). Работа по ОСУД.