Цель урока:
? Образовательная: Создание условий для формирования понятия массива, основных алгоритмов обработки массива.
? Развивающая: формирование умения описывать массив, выделять элементы массивы и обрабатывать одномерные массивы на Паскале.
? Воспитательная: Воспитание потребности обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы, слушать и слышать окружающих.
Задачи урока:
? Повторить особенности работы с циклами.
? Познакомить уч-ся с понятием «массивы»,88 одномерные массивы», изучить свойства массива.
? Научить уч-ся формировать массивы в программах; применять их при составлении программ
Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 минуты)
2. Актуализация знаний. (9 минут)
Работа происходит в гетерогенных группах (смешанных) группах. Разделение происходит путем вытягивания жетона определенного цвета (к,с,ж,з), после чего образуются команды, участникам которой достались жетоны соответствующих цветов. Каждая команда состоит из 4-5 человек. Учитель следит за тем, чтобы в каждой группе присутствовали учащиеся с разными когнитивными стилями и при необходимости может изменить состав групп. Результаты работы каждой группы мы зафиксируем в таблице, а затем постараемся выбрать победителя.
3.Выход на тему урока, целеполагание (3 минуты)
Итак, ребята, у нас имеется несколько команд, которые образуют массивы, элементами которых являетесь вы, как участники.
Ребята, а вы встречались с этим понятием на каком –либо предмете или в жизни?
(В географии, например жилой массив, горный массив, лесной массив, информационный массив).
А сегодня на уроке, мы узнаем как связано понятие «массив» с предметом информатика.
4.Изучение нового материала (15 минут)
Записываем в тетрадях дату и тему урока «Массивы»
5.Закрепление материала. Работа на ПК. (5-7 минут)
Задание: запустите Pascal АВС и откройте файл по адресу shar:\учебная\9 класс\sorevn.pas. Измените программу таким образом, чтобы она стала работоспособной
6.Итог урока (2 – 3 минуты)
В качестве итога урока. Для каждой команды подсчитываются полученные баллы, и подводится итог.
7.Постановка Д/З. (1-2 минуты)
Прочитать конспект, разобраться и запомнить определение массива, его свойства, описание в программе.
Составить 5 вопросов по данной теме (знать ответ на каждый вопрос).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о массиве.»
Класс: 9
Дата: 24.11;25.11
Тема урока: «Понятие о массивах».
Цель урока:
Образовательная: Создание условий для формирования понятия массива, основных алгоритмов обработки массива.
Развивающая: формирование умения описывать массив, выделять элементы массивы и обрабатывать одномерные массивы на Паскале.
Воспитательная: Воспитание потребности обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы, слушать и слышать окружающих.
Задачи урока:
Повторить особенности работы с циклами.
Познакомить уч-ся с понятием «массивы»,88 одномерные массивы», изучить свойства массива.
Научить уч-ся формировать массивы в программах; применять их при составлении программ
Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент. (1 минуты)
Актуализация знаний. (9 минут)
Работа происходит в гетерогенных группах (смешанных) группах. Разделение происходит путем вытягивания жетона определенного цвета (к,с,ж,з), после чего образуются команды, участникам которой достались жетоны соответствующих цветов. Каждая команда состоит из 4-5 человек. Учитель следит за тем, чтобы в каждой группе присутствовали учащиеся с разными когнитивными стилями и при необходимости может изменить состав групп. Результаты работы каждой группы мы зафиксируем в таблице, а затем постараемся выбрать победителя.
А) Задания командам (2 минуты):
Придумать название команды, девиз
На листе регистрации вписать участников каждой команды под соответствующим номером
Представление команд-участников (2 минуты)
У вас на столах имеются карточки с заданиями, которые вы должны выполнить.
B) Задание на циклы (7 минут)
Установите соответствие (за каждое правильное соответствие – 1 балл)
Цикл с предусловием
Цикл с постусловием
Цикл с параметром
Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов (2 балла):
S:=128;
for i:=1 to 4 do
S:=S div 2;
Writeln (s);
Ответ. S=8
Постройте блок-схему к этой части программы.
Найдите ошибки в программе
Вывести четные числа из заданного промежутка [a,b] (каждую правильно найденную ошибку 1 балл, всего – 3 балла)
Program 2pr; Var a,b: integer; Begin Writeln ( ‘Введите границы промежутка, a
readln (a,b); repeat
If a mod 2=1 then write (i:5); a:=a+1; Until a Readln; End.
Выход на тему урока, целеполагание (3 минуты)
Итак, ребята, у нас имеется несколько команд, которые образуют массивы, элементами которых являетесь вы, как участники.
Ребята, а вы встречались с этим понятием на каком –либо предмете или в жизни?
(В географии, например жилой массив, горный массив, лесной массив, информационный массив).
А сегодня на уроке, мы узнаем как связано понятие «массив» с предметом информатика. Давайте вместе попробуем сформульровать те вопросы, на которые нам предстоит найти ответы в течение урока
Что такое массив в языке программирования?
Какие характеристики имеет массив?
Как описать массив на языке Паскаль?
Какие операции можно производить с элементами массива?
Изучение нового материала (15 минут)
Записываем в тетрадях дату и тему урока «Массивы»
Массив – множество однотипных элементов, объединенных общим именем и занимающим в компьютере определенную область памяти.
Массив имеет следующие свойства (презентация):
Свойства массива:
Массив имеет имя – по правилам языка;
Массив имеет размер– кол-во элементов в массиве;
Массив имеет размерность – кол-во индексов, необходимых для однозначной идентификации элементов массива;
Массивы, элементы которых определяет один индекс, называют одномерными.
Обращение к элементам массива: Имя [номер элемента в массиве]
Приведите примеры массива (полка с книгами, телефонный справочник, список класса в журнале и т.д.)
Почему данные последовательности можно назвать массивом (содержат однотипные элементы)
Какими свойствами обладают массивы (имя, тип элементов, размер, размерность )
Какую алгоритмическую конструкцию используют при обработке массива?
За каждый правильный ответ на вопрос учителя, команда, чей участник дал верный ответ, получает жетон.
Обратитесь к опорному листу. Внимательно изучите таблицу условных обозначений элементов массива в Pascal и попытайтесь самостоятельно описать массивы (время выполнения 3-4 минуты).
Условные обозначения элементов массива на языке Pascal
Обозначение
Смысл
А[1..10]
Массив с именем А и размером 10
ST[1..R], R=7
Массив с именем ST, состоящий из 7 элементов
A[3]
Третий элемент массива А
B23[6]
Шестой элемент массива В23
A[3]:=7
Третьему элементу массива А присвоено значение 7
L[2]:=0
Значение второго элемента массива L равно 0
F[I]
I – тый элемент массива F
Описание массива на языке Паскаль.
Вспомните, в каком разделе программы описываются переменные, константы? (в разделе Var).
Массив также задаётся в разделе Var. Запишите формат описания:
Имя массива: array [размер] of тип данных;
(гдеarray и of – ключевые слова, размер: [начальный индекс . . конечный индекс ])
Пример:spisok:array [1..5] ofstring; (массив с именем spisok может вместить 5 элементов строкового типа).
Закрепление материала. Работа на ПК. (5-7 минут)
Задание: запустите Pascal АВС и откройте файл по адресу shar:\учебная\9 класс\sorevn.pas. Измените программу таким образом, чтобы она стала работоспособной
(Текст программы на языке Pascal:
program basket;
uses crt;
var
N,i,k:integer;
BEGIN
Clrscr;
writeln('Введите количество учеников');
readln(N);
writeln('Введите фамилию и рост ученика');
for i:=1 to N do
begin
write('fam[',i,']= ');
read(fam[i]);
write('rost[',i,']= ');
readln(rost[i]);
end;
k:=0;
for i:=1 to N do
if rost[i]=170 then begin
k:=k+1;
kom[k]:=fam[i];
end;
if k=0 then
writeln('кандидатов нет')
else
writeln('Список претендентов в сборную школы');
Writeln;
for i:=1 to k do
writeln(kom[i]);
readln
end. )
(ученики, советуясь и помогая друг другу, дописывают недостающие строки программы враздел var
fam:array[1..10] of string;
rost:array[1..10] of integer;
kom:array[1..10] of string; , вводят данные и получают результат)
Так почему не работала программа? (учащиеся отвечают) Правильно. Потому что в ней не были описаны массивы.
Итог урока (2 – 3 минуты)
В качестве итога урока. Для каждой команды подсчитываются полученные баллы, и подводится итог.
Постановка Д/З. (1-2 минуты)
Прочитать конспект, разобраться и запомнить определение массива, его свойства, описание в программе.
Составить 5 вопросов по данной теме (знать ответ на каждый вопрос).
Практическая работа по теме: Массивы
А) Задания командам (2 минуты):
Придумать название команды, девиз
На листе регистрации вписать участников каждой команды под соответствующим номером
Представление команд-участников (2 минуты)
У вас на столах имеются карточки с заданиями, которые вы должны выполнить.
B) Задание на циклы (7 минут)
Установите соответствие (за каждое правильное соответствие – 1 балл)
Цикл с предусловием
Цикл с постусловием
Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов (2 балла):
S:=128;
for i:=1 to 4 do
S:=S div 2;
Writeln (s);
Постройте блок-схему к этой части программы.
Задание: запустите Pascal АВС и наберите программу. Измените программу таким образом, чтобы она стала работоспособной