kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структуры данных. Понятие о массивах. Стандартные алгоритмы обработки одномерного массива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9 
Дата:
Тема урока:
Структуры данных. Понятие о массивах. Стандартные алгоритмы обработки одномерного массива. 
Цель урока: формирование знаний и умений учащихся по теме “Массивы”; 
выработка первичных навыков решения задач с применением одномерных массивов. 
Задачи урока: 
Образовательная: формирование понятия массива, знаний характеристик массивов и их элементов, овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива. 
Развивающая: развитие структурного мышления учащихся, предлагаемых учителем, развитие способностей к формализации. 
Воспитательная: привитие исследовательского подхода в познании нового, формирование умения применять на практике полученные знания. 
Тип урока: комбинированный, лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой. 
Ход урока 
1. Организационный момент. 

2.Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала.

3. Объяснение нового теоретического материала.

Формирование понятия “массив”, знаний характеристик массивов и их элементов. 
Одномерные массивы. 
С понятием “массив” приходится сталкиваться при решении научно-технических и экономических задач обработки совокупностей большого количества значений. В общем случае массив – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип.

Название регулярный тип (или ряды) массивы получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элемента в массиве. “Массив – это составной объект, образованный из элементов (компонент) одного и того же типа.” 
Такой тип данных применяется в программировании для обозначения объектов, аналогичных числовым последовательностям в математике, где сразу целая группа чисел обозначается одним именем (чаще всего буквой), а для обращения к каждому отдельному числу данной последовательности используются различные индексы (номера элементов). В математике это может выглядеть, например, так: a1, а2, а3, …, аn. 
Все компоненты массива (то есть составляющие его элементы) обозначаются элементами упорядоченного множества индексов, принадлежащих к одному из порядковых типов. 
Порядковые типы могут быть различными, но чаще всего для этого используется ограниченный тип (диапазон) целых чисел, например, 1.100. Тип же самих элементов может быть любым, в том числе и составным. Количество элементов массива называется его размерностью. Несложно подсчитать, что при последнем способе описания множества индексов размерность массива равна: максимальное значение индекса – минимальное значение индекса + 1. 
При использовании переменных для обозначения индекса их значения к моменту использования должны быть определены, а в случае арифметических выражений их результат не должен выходить за границы массива (минимальное и максимальное значения индекса). Индексы элементов массива могут начинаться с любого целого числа, в том числе и отрицательного, например: Typebb = Array [-5.3] OfBoolean. Массивы данного типа будут содержать 9 логических переменных, пронумерованных от -5 до 3”. 
“Одномерный массив – это фиксированное количество элементов одного и того же типа, объединенных одним именем, причем каждый элемент имеет свой уникальный номер, и номера элементов идут подряд. Например, введем 30 целых чисел от 25 до 54 и объединим их общим именем А. Имя А – общее имя для всех элементов. Элементы массива – целые числа, их 30. 
Опишем в разделе типов свой тип – одномерный массив, состоящий из 30 целых чисел. 
Typemyarray = Array [1.30] OfInteger; 
Напомним, что раздел типов начинается со служебного слова Type, после него идут имя нового типа и его описание. 
Между именем типа и его описанием ставится знак “равно” (в разделе описания переменных между именем переменной и ее описанием ставится двоеточие). Здесь 
myarray – это имя нового типа; 
Array – служебное слово (в переводе с английского означает “массив”, “набор”); 
[1.30] – в квадратных скобках указывается номер первого элемента, затем, после двух точек, номер последнего элемента массива; 
в этом примере первый элемент имеет номер 1, а последний – номер 30; 
Of – служебное слово (в переводе с английского означает “из”); 
Integer – тип всех элементов массива. 
Таким образом, одномерный массив описывается следующим образом: 
Array [n1.n2] Of<тип элементов>; 
где n1 – номер первого элемента, 
n2 – номер последнего элемента массива. 
Для того чтобы обратиться к элементу этого массива, необходимо указать имя массива и в квадратных скобках – номер элемента. Например, первый элемент массива. А – A[1], а пятый – A[5]. Теперь составим программу решения нашей задачи. И решение, простое решение без 30 переменных. Обратите внимание, что заполнение и вывод массива можно осуществлять только поэлементно, то есть можно сначала присвоить значение первому элементу, затем второму и т.д. Аналогично обстоит дело и с выводом массива на экран – мы станем выводить на экран первый элемент, второй, третий и так до последнего.

4. Практическая работа.

Задача 1. Вывести на экран элементы массива

Program p13; 
var 
a:array [1.5] of integer; 
i:integer; 
Begin 
Writeln ('Введитеэлементымассива'); 
for i:=1 to 5 do 
readln (a[i]); 
for i:=1 to 5 do 
writeln('a[',i,']= ',a[i]); 
end.

Задача 2. Найтисреднееарифметическоечисло 
Program srednee; 
var 
a:array [1.5] of integer; 
i:integer; 
s,sr:real; 
begin 
s:=0; 
writeln ('Введитеэлементымассива'); 
for i:=1 to 5 do 
begin 
readln(a[i]); 
s:=s+a[i]; 
sr:=s/5; 
end; 
writeln ('среднеарифметическое = ', sr:7:2); 
end.

5. Подведение итогов урока. 
Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас порадуют наши юные программисты. Еще раз обратим наши взоры на экраны компьютеров и посмотрим, у кого что получилось. Какие работы вам понравились больше всего и почему? Обоснуйте свои ответы. Для определения качества выполненных работ воспользуемся критериями оценки выполненной работы. 
Учитель обращает внимание ребят на творческие находки, типичные ошибки, рациональное и нерациональное выполнение работ, оценивает деятельность каждого и группы в целом, отмечает лучшие работы. Сегодня сделали большой шаг вперед.

6. Тестирование.

1. Что есть у каждого элемента массива, чтобы к нему можно было обратиться? 
а) Каждый элемент массива имеет номер (индекс). 
б) Каждый элемент массива имеет тип. 
в) Каждый элемент массива имеет описание.

2. Элементы массива… 
а) могут быть только одного типа. 
б) должны иметь название из английских, русских букв и цифр. 
в) перечисляются подробно в разделе описания переменных.

3. Номером элементов массива может быть: 
а) выражение любого типа определенной длины. 
б) целочисленное выражение типа integer, char, перечисления и диапазоны. 
в) выражение базового типа.

4. Укажите цикл ввода массива b, состоящего из n элементов, с клавиатуры. 
а) for i:=1 to n do read b [i]. 
б) for i:=1 to n do read b (b[i]). 
в) for i:=1 to n doarray(b [i]).

5. Зачем нужны массивы? 
а) Для обработки большого количества информации. 
б) Для сохранения элементов в определенном порядке. 
в) Для упорядочивания значений в ячейках памяти.

7. Домашнее задание: Проработать данные задачи дома. Запомнить ход их решения. 
Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Структуры данных. Понятие о массивах. Стандартные алгоритмы обработки одномерного массива.»

Класс: 9 
Дата:
Тема урока:
Структуры данных. Понятие о массивах. Стандартные алгоритмы обработки одномерного массива. 
Цель урока: формирование знаний и умений учащихся по теме “Массивы”; 
выработка первичных навыков решения задач с применением одномерных массивов. 
Задачи урока: 
Образовательная: формирование понятия массива, знаний характеристик массивов и их элементов, овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива. 
Развивающая: развитие структурного мышления учащихся, предлагаемых учителем, развитие способностей к формализации. 
Воспитательная: привитие исследовательского подхода в познании нового, формирование умения применять на практике полученные знания. 
Тип урока: комбинированный, лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой. 
Ход урока 
1. Организационный момент. 

2.Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала.

3. Объяснение нового теоретического материала.

Формирование понятия “массив”, знаний характеристик массивов и их элементов. 
Одномерные массивы. 
С понятием “массив” приходится сталкиваться при решении научно-технических и экономических задач обработки совокупностей большого количества значений. В общем случае массив – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип.

Название регулярный тип (или ряды) массивы получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элемента в массиве. “Массив – это составной объект, образованный из элементов (компонент) одного и того же типа.” 
Такой тип данных применяется в программировании для обозначения объектов, аналогичных числовым последовательностям в математике, где сразу целая группа чисел обозначается одним именем (чаще всего буквой), а для обращения к каждому отдельному числу данной последовательности используются различные индексы (номера элементов). В математике это может выглядеть, например, так: a1, а2, а3, …, аn. 
Все компоненты массива (то есть составляющие его элементы) обозначаются элементами упорядоченного множества индексов, принадлежащих к одному из порядковых типов. 
Порядковые типы могут быть различными, но чаще всего для этого используется ограниченный тип (диапазон) целых чисел, например, 1..100. Тип же самих элементов может быть любым, в том числе и составным. Количество элементов массива называется его размерностью. Несложно подсчитать, что при последнем способе описания множества индексов размерность массива равна: максимальное значение индекса – минимальное значение индекса + 1. 
При использовании переменных для обозначения индекса их значения к моменту использования должны быть определены, а в случае арифметических выражений их результат не должен выходить за границы массива (минимальное и максимальное значения индекса). Индексы элементов массива могут начинаться с любого целого числа, в том числе и отрицательного, например: Type bb = Array [-5..3] Of Boolean. Массивы данного типа будут содержать 9 логических переменных, пронумерованных от -5 до 3”. 
“Одномерный массив – это фиксированное количество элементов одного и того же типа, объединенных одним именем, причем каждый элемент имеет свой уникальный номер, и номера элементов идут подряд. Например, введем 30 целых чисел от 25 до 54 и объединим их общим именем А. Имя А – общее имя для всех элементов. Элементы массива – целые числа, их 30. 
Опишем в разделе типов свой тип – одномерный массив, состоящий из 30 целых чисел. 
Type myarray = Array [1..30] Of Integer; 
Напомним, что раздел типов начинается со служебного слова Type, после него идут имя нового типа и его описание. 
Между именем типа и его описанием ставится знак “равно” (в разделе описания переменных между именем переменной и ее описанием ставится двоеточие). Здесь 
myarray – это имя нового типа; 
Array – служебное слово (в переводе с английского означает “массив”, “набор”); 
[1..30] – в квадратных скобках указывается номер первого элемента, затем, после двух точек, номер последнего элемента массива; 
в этом примере первый элемент имеет номер 1, а последний – номер 30; 
Of – служебное слово (в переводе с английского означает “из”); 
Integer – тип всех элементов массива. 
Таким образом, одномерный массив описывается следующим образом: 
Array [n1..n2] Of ; 
где n1 – номер первого элемента, 
n2 – номер последнего элемента массива. 
Для того чтобы обратиться к элементу этого массива, необходимо указать имя массива и в квадратных скобках – номер элемента. Например, первый элемент массива. А – A[1], а пятый – A[5]. Теперь составим программу решения нашей задачи. И решение, простое решение без 30 переменных. Обратите внимание, что заполнение и вывод массива можно осуществлять только поэлементно, то есть можно сначала присвоить значение первому элементу, затем второму и т.д. Аналогично обстоит дело и с выводом массива на экран – мы станем выводить на экран первый элемент, второй, третий и так до последнего.

4. Практическая работа.

Задача 1. Вывести на экран элементы массива

Program p13; 
var 
a:array [1..5] of integer; 
i:integer; 
Begin 
Writeln ('Введите элементы массива'); 
for i:=1 to 5 do 
readln (a[i]); 
for i:=1 to 5 do 
writeln('a[',i,']= ',a[i]); 
end.

Задача 2. Найти среднее арифметическое число 
Program srednee; 
var 
a:array [1..5] of integer; 
i:integer; 
s,sr:real; 
begin 
s:=0; 
writeln ('Введите элементы массива'); 
for i:=1 to 5 do 
begin 
readln(a[i]); 
s:=s+a[i]; 
sr:=s/5; 
end; 
writeln ('среднеарифметическое = ', sr:7:2); 
end.

5. Подведение итогов урока. 
Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас порадуют наши юные программисты. Еще раз обратим наши взоры на экраны компьютеров и посмотрим, у кого что получилось. Какие работы вам понравились больше всего и почему? Обоснуйте свои ответы. Для определения качества выполненных работ воспользуемся критериями оценки выполненной работы. 
Учитель обращает внимание ребят на творческие находки, типичные ошибки, рациональное и нерациональное выполнение работ, оценивает деятельность каждого и группы в целом, отмечает лучшие работы. Сегодня сделали большой шаг вперед.

6. Тестирование.

1. Что есть у каждого элемента массива, чтобы к нему можно было обратиться? 
а) Каждый элемент массива имеет номер (индекс). 
б) Каждый элемент массива имеет тип. 
в) Каждый элемент массива имеет описание.

2. Элементы массива… 
а) могут быть только одного типа. 
б) должны иметь название из английских, русских букв и цифр. 
в) перечисляются подробно в разделе описания переменных.

3. Номером элементов массива может быть: 
а) выражение любого типа определенной длины. 
б) целочисленное выражение типа integer, char, перечисления и диапазоны. 
в) выражение базового типа.

4. Укажите цикл ввода массива b, состоящего из n элементов, с клавиатуры. 
а) for i:=1 to n do read b [i]. 
б) for i:=1 to n do read b (b[i]). 
в) for i:=1 to n do array(b [i]).

5. Зачем нужны массивы? 
а) Для обработки большого количества информации. 
б) Для сохранения элементов в определенном порядке. 
в) Для упорядочивания значений в ячейках памяти.

7. Домашнее задание: Проработать данные задачи дома. Запомнить ход их решения. 
Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Баймулдин Серик Сарварович

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства