развивать у учащихся умения анализировать, выделять существенные признаки и свойства объектов.
Воспитывающие:
осуществление эстетического воспитания;
способствовать обогащению внутреннего мира школьников.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
правила поведения в компьютерном классе;
правила использования компьютерной техники;
основные понятия “модель”, “моделирование”;
виды моделей.
зависимость между правильным выбором модели и получением верного результата
что такое моделирование;
понятия «модель», «материальная (натурная) модель», «информационная модель»;
что такое формализация;
что такое визуализация.
Учащиеся должны уметь:
работать с одним из браузеров по поиску требуемой информации в Интернете;
приводить примеры моделирования;
приводить примеры информационных и натурных моделей объектов; приводить примеры различных моделей;
знать отличительные признаки различных моделей;
классифицировать модели по различным признакам.
Ход урока:
Организационный этап.
Мотивационная часть:
В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...
Постановка урока:
Вопросы, на которые мы сегодня будем искать ответы:
Что такое модель?
Для чего нужны модели?
Что такое моделирование?
Как классифицируют модели?
Изучение нового материала:
С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т.д.).
Никакая модель не может заменить сам объект, но при решении какой-либо проблемы, для изучения свойств объекта модель бывает очень полезна. Итак, моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса.
Почему не исследовать сам оригинал?
К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо велик (Солнечная система), либо очень мал (атом), когда процесс протекает очень быстро (двигатель внутреннего сгорания), или очень медленно (геологические модели), исследования очень дороги (запуск ракеты), в реальном времени оригинал уже не существует (теория вымирания динозавров).
Примеры моделей:
объектов:
- копии архитектурных зданий;
- копии художественных сооружений;
- наглядные пособия;
- модель атома водорода или солнечной системы;
- глобус;
- детские игрушки;
И т.д.
явлений:
землетрясение
солнечное затмение
цунами
и т.д.
процессов:
- модель экологических процессов;
Модель экономических процессов;
-модель развития Вселенной
- модель развития общества;
Классификация моделей:
Статические – рост учеников класса в день исследования
Дискретные – рост учащихся данного класса за 10 лет
Материальные(натурные) - Используются в ситуации, когда объект или явление недоступны для непосредственного исследования (очень маленькие и большие, медленные и быстрые и т. д.).
Примеры: глобус, игрушки, наглядные пособия в школе.
образные модели (рисунки, фотографии и т. д.). Зрительные образы, зафиксированные на каком-либо носителе;
знаковые модели - при их создании используются различные языки (программирование, формулы);
таблицы - структурированная информация;
блок-схемы - в них используются графические элементы и знаковые системы;
иерархические системы - для их наглядного представления используются графы;
вербальные – мысленно или устно.
Геометрические – графические формы и объемные конструкции, географические карты, план здания, макет местности.
Словесные – устные и письменные описания с использованием иллюстраций.
Математические – математические формулы, неравенства, системы и т.п.
Структурные – схемы, графики, таблицы, деревья, сетевые модели
Логические – модели, в которых на основе анализа условий принимают решения.
Специальные – ноты, химические формулы и т.п.
Для создания моделей используются различные инструменты. Для создания модели материального объекта используют и фотоаппарат, различные станки, кисть художника, пилу, карандаш и т.д. и т.п. и, самый совершенный в наши дни инструмент – компьютер.
Программное обеспечение – инструменты компьютерного моделирования.
Текст – текстовые редакторы
Графика – графические редакторы
Табличные – электронные таблицы
Звук – программы для работы со звуком
Алгоритмы – языки программирования
Практическая работа
Задание 1. Приведите пример объекта, для которого можно создать несколько моделей. Задание 2. Приведите пример объектов, для которых подойдет одна модель. Задание 3. Постройте иерархическую модель животного мира. Задание 4. Ознакомьтесь в Интернете по адресу www.college.ru с визуализированными моделями.