kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие Алгоритма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Понятие алгоритма.

Цели:

образовательные – сформировать понятия алгоритма, исполнителя, изучить свойства и способы описания алгоритмов;

развивающие – развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;

воспитательные – воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения учеников, самостоятельность.

Тип занятия: комбинированный урок.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учеников.

2.1. Фронтальная устная беседа.

3. Изучение нового материала.

3.1. Понятие алгоритма.

3.2. Свойства алгоритма.

3.3. Способы описания алгоритма.

4. Закрепление.

5. Итоги занятия.

6. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Добрый день сегодня мы с вами познакомимся с понятием Алгоритм, его свойствами и узнаем  кто такой исполнитель.

Понятие алгоритма такое же основополагающее для информатики, как и понятие информации. Именно поэтому важно в нем разобраться.

2. Проверка знаний учеников.

Наводящие вопросы по теме.

3. Изучение нового материала (беседа).

3.1. Понятие алгоритма.

1.      Скажите, где вы уже встречались с термином “алгоритм”? (При решении задач по физике, химии, математике.)

2.      Как вы понимаете этот термин? (Порядок действий, последовательность действий, план решения и т.д.)

Решить задачу последовательности прохождения тока в кабинете информатики.

Вывод: Будет ли решена задача, зависит от исполнителя – электрик поймёт и решит, а школьник – нет.

Приведите примеры из различных областей где встречаются алгоритмы. (Инструкции, рецепты и т.д.)

Записать в тетради.

Алгоритм – это базовое понятие информатики, не имеет строгого определения, но описать его можно так:

Алгоритм - это конечная последовательность действий исполнителя, направленная на решение поставленной задачи.

Учитель. Давайте составим алгоритм как вы собираетесь в школу

1.      проснулись

2.      почистили зубы

3.      позавтракали

4.      собрали портфель

5.      оделись

6.      пошли в школу.

Каждый из вас этот алгоритм будет исполнять по своему, так как алгоритм зависит от исполнителя, кем вы и являетесь в данном задании.

Человек ежедневно встречается с необходимостью следовать тем или иным правилам, выполнять различные инструкции и указания. Например, переходя через дорогу на перекрестке без светофора надо сначала посмотреть направо. Если машин нет, то перейти полдороги, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, затем перейти полдороги. После этого посмотреть налево и, если машин нет, то перейти дорогу до конца, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, а затем перейти дорогу до конца.

Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Исполнителя хаpактеpизуют:

сpеда;

элементаpные действия;

cистема команд;

отказы.

Сpеда (или обстановка) — это "место обитания" исполнителя. Напpимеp, для исполнителя Pобота из школьного учебника сpеда — это бесконечное клеточное поле. Стены и закpашенные клетки тоже часть сpеды. А их pасположение и положение самого Pобота задают конкpетное состояние среды.

Система команд. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некотоpого стpого заданного списка — системы команд исполнителя.

Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.

Обычно исполнитель ничего не знает о цели алгоpитма. Он выполняет все полученные команды, не задавая вопросов "почему" и "зачем".

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

3.2. Основные свойства алгоритмов.

Мы рассмотрели разные последовательности действий. Как же среди них выделить алгоритмы? (Они должны иметь общие свойства.)

Записать в тетрадях (и на доске).

Свойства алгоритмов.

1.      Дискретность – разрывность, отделённость одного действия от другого.

2.      Конечность – каждое отдельное действие (и весь алгоритм) должно быть выполнено (имеет предел).

3.      Результативность – получение результата после конечного числа шагов, предусматривающее все возможные варианты.

4.      Массовость – возможность решать множество однотипных задач.

5.      Понятность для исполнителя — исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнять.

В какой форме записываются алгоритмы?

В основном распространены следующие формы представления алгоритмов: словесная (на естественном языке), графическая (состоящая из графических символов и фигур), псевдокоды (описания происходят на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения, программная (тексты на языках программирования)

3.3. Способы записи алгоритмов.

Учитель. Как мы сейчас представили алгоритм "сбор в школу"? (Словами)

А как записать алгоритм для компьютера, чтобы ему это было понятно? (В виде программы)

Записать в тетрадях.

Программа – это алгоритм, предназначенный для исполнителя-компьютера.

Учитель. Подробно графический способ записи алгоритмов мы изучим на следующем занятии.

4. Закрепление.

Привести примеры алгоритмов для каждого ученика из окружающего нас мира.  

5. Итоги занятия.

Учитель. Что нового узнали на уроке? (Понятие алгоритма, его свойства и способы описания.)

Вы хорошо сегодня поработали, мы изучили с вами очень важное понятие-Алгоритм, привели много примеров при изучении новой темы. Я вами горжусь!

6. Домашнее задание:

1) выучить основные понятия и определения;

2) записать в тетради алгоритм из окружающего нас мира.

Спасибо за урок все свободны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие Алгоритма »

Тема. Понятие алгоритма.

Цели:

образовательные – сформировать понятия алгоритма, исполнителя, изучить свойства и способы описания алгоритмов;
развивающие – развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;
воспитательные – воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения учеников, самостоятельность.

Тип занятия: комбинированный урок.

План занятия:

1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учеников.
2.1. Фронтальная устная беседа..
3. Изучение нового материала.
3.1. Понятие алгоритма.
3.2. Свойства алгоритма.
3.3. Способы описания алгоритма.
4. Закрепление.
5. Итоги занятия.
6. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Добрый день сегодня мы с вами познакомимся с понятием Алгоритм, его свойствами и узнаем кто такой исполнитель.

Понятие алгоритма такое же основополагающее для информатики, как и понятие информации. Именно поэтому важно в нем разобраться.

2. Проверка знаний учеников.

Наводящие вопросы по теме.

3. Изучение нового материала (беседа).

3.1. Понятие алгоритма.

  1. Скажите, где вы уже встречались с термином “алгоритм”? (При решении задач по физике, химии, математике.)

  2. Как вы понимаете этот термин? (Порядок действий, последовательность действий, план решения и т.д.)

Решить задачу последовательности прохождения тока в кабинете информатики.

ВыводБудет ли решена задача, зависит от исполнителя – электрик поймёт и решит, а школьник – нет.

Приведите примеры из различных областей где встречаются алгоритмы. (Инструкции, рецепты и т.д.)

Записать в тетради.

Алгоритм – это базовое понятие информатики, не имеет строгого определения, но описать его можно так:

Алгоритм - это конечная последовательность действий исполнителя, направленная на решение поставленной задачи.

Учитель. Давайте составим алгоритм как вы собираетесь в школу

    1. проснулись

    2. почистили зубы

    3. позавтракали

    4. собрали портфель

    5. оделись

    6. пошли в школу.

Каждый из вас этот алгоритм будет исполнять по своему, так как алгоритм зависит от исполнителя, кем вы и являетесь в данном задании.

Человек ежедневно встречается с необходимостью следовать тем или иным правилам, выполнять различные инструкции и указания. Например, переходя через дорогу на перекрестке без светофора надо сначала посмотреть направо. Если машин нет, то перейти полдороги, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, затем перейти полдороги. После этого посмотреть налево и, если машин нет, то перейти дорогу до конца, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, а затем перейти дорогу до конца.

Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Исполнителя хаpактеpизуют:

  • сpеда;

  • элементаpные действия;

  • cистема команд;

  • отказы.

Сpеда (или обстановка) — это "место обитания" исполнителя. Напpимеp, для исполнителя Pобота из школьного учебника сpеда — это бесконечное клеточное поле. Стены и закpашенные клетки тоже часть сpеды. А их pасположение и положение самого Pобота задают конкpетное состояние среды.

Система команд. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некотоpого стpого заданного списка — системы команд исполнителя.

Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.

Обычно исполнитель ничего не знает о цели алгоpитма. Он выполняет все полученные команды, не задавая вопросов "почему" и "зачем".

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

3.2. Основные свойства алгоритмов.

Мы рассмотрели разные последовательности действий. Как же среди них выделить алгоритмы? (Они должны иметь общие свойства.)

Записать в тетрадях (и на доске).

Свойства алгоритмов.

    1. Дискретность – разрывность, отделённость одного действия от другого.

    2. Конечность – каждое отдельное действие (и весь алгоритм) должно быть выполнено (имеет предел).

    3. Результативность – получение результата после конечного числа шагов, предусматривающее все возможные варианты.

    4. Массовость – возможность решать множество однотипных задач.

    5. Понятность для исполнителя — исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнять.

В какой форме записываются алгоритмы?

В основном распространены следующие формы представления алгоритмов: словесная (на естественном языке), графическая (состоящая из графических символов и фигур), псевдокоды (описания происходят на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения, программная (тексты на языках программирования)

3.3. Способы записи алгоритмов.

Учитель. Как мы сейчас представили алгоритм "сбор в школу"? (Словами)

А как записать алгоритм для компьютера, чтобы ему это было понятно? (В виде программы)

Записать в тетрадях.

Программа – это алгоритм, предназначенный для исполнителя-компьютера.

УчительПодробно графический способ записи алгоритмов мы изучим на следующем занятии.

4. Закрепление.

Привести примеры алгоритмов для каждого ученика из окружающего нас мира.

5. Итоги занятия.

Учитель. Что нового узнали на уроке? (Понятие алгоритма, его свойства и способы описания.)

Вы хорошо сегодня поработали, мы изучили с вами очень важное понятие-Алгоритм, привели много примеров при изучении новой темы. Я вами горжусь!

6. Домашнее задание:

1) выучить основные понятия и определения;
2) записать в тетради алгоритм из окружающего нас мира.

Спасибо за урок все свободны.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Понятие Алгоритма

Автор: Власюк Анна Владимировна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок на тему: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-na-tiemu-poniatiie-alghoritma-svoistva-alghoritma"
    ["file_id"] => string(6) "187205"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426489094"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к уроку информатики на тему "Понятие алгоритма" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-uroku-informatiki-na-tiemu-poniatiie-alghoritma"
    ["file_id"] => string(6) "111913"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408040921"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Понятие алгоритма"
    ["seo_title"] => string(18) "poniatie_algoritma"
    ["file_id"] => string(6) "591193"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1636739980"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. "
    ["seo_title"] => string(40) "poniatiie-alghoritma-svoistva-alghoritma"
    ["file_id"] => string(6) "138649"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417587838"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов "
    ["seo_title"] => string(65) "svoistva-alghoritma-i-iegho-ispolnitieli-blok-skhiemy-alghoritmov"
    ["file_id"] => string(6) "122168"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414163285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства