kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План конспект тематического урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока:

  • пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере;
  • развитие алгоритмического и объектного стиля мышления;
  • формирование мотивации к получению образования в ИТ- сфере посредством организации практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План конспект тематического урока»

План конспект тематического урока приуроченного Всероссийской акции «Час кода».


Возраст учащихся: 9 класс

Учитель: Галятдинова Э.Ф.


Цель данного урока:

  • пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере;

  • развитие алгоритмического и объектного стиля мышления;

  • формирование мотивации к получению образования в ИТ- сфере посредством организации практической деятельности.


Основные образовательные результаты:

- предметные:

  • освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;

  • практические навыки реализации основных алгоритмов;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

  • умение создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

- личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.

- метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.


Онлайн тренажер включает ряд практических упражнений-головоломок для освоения/закрепления базовых понятий программирования, рассчитанных на прохождение за 15-25 минут (в зависимости от уровня подготовки и возраста учащихся). Задания построены на основе практикоориентированного подхода по принципу дидактической спирали:

  • первоначальное знакомство обучающихся с определенными понятиями (характеристиками, свойствами объектов и т.п.) или видами деятельности через выполнение конкретных практических заданий;

  • развитие содержания обучения на качественно новой основе (более подробное изучение понятий или объектов с включением некоторых новых функций, свойств и т.п.).





№ п/п

Пункт плана

Примерное содержание и раскрытие пункта: тезисы, примеры, факты, умозаключения, логические переходы и связки


Блок №1. Просмотр мотивационного ролика, который раскрывает имидж ИТ как молодой и инновационной индустрии.

1.

Информационные технологии играют и будут играть определяющую роль в жизни человека 21 века.

(4 минуты)



В начале урока просмотрим видео ролик (просмотр видео-ролика с участием звезды российского кино)

Оглянитесь вокруг - все, что нас окружает: от проектора в классе, светофоров и автомобилей на улицах, микроволновых печей, холодильников дома, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр, спецэффектов в кино до поддержания работы электростанций, спутников, космических кораблей, роботов управляется и создано при помощи компьютерных программ.

Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее, но самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее. Только представьте, если бы сегодня вам пришлось умножать 20-значные числа в уме или на бумаге, тратить или ждать десятки часов, чтобы найти нужную информацию или набрать текст, отправить письмо- сообщение другу или родственнику в другой город.

ИТ дают моментальный доступ к любой информации и знаниям, которые были накоплены человечеством за тысячи лет, оставляя человеку больше времени и пространства для творчества, личной жизни, общения и новых свершений.

Технологии развиваются очень быстро! Наши родители, бабушки и дедушки еще 20-15 лет назад даже не могли себе представить, насколько технологии изменят нашу жизнь сегодня. Многие до сих пор сталкиваются с трудностями при общении с компьютером и Интернетом и просят нас помочь. А знаете ли вы каким будет мир в будущем, когда вы закончите школу и вуз, начнете работать и с какими технологиями предстоит столкнуться вам?


Блок №2. Обращение учителя и совместный просмотр видео-лекции + обсуждение.

2.
































































Тренды и перспективы развития ИТ (3 минуты)






















































Просмотр видео-лекции

(10 минут)


Мы будем жить в удивительное время: многие вещи, которые вы видите в фантастических фильмах, станут повседневной реальностью.

Первый тренд: облачные технологии и эволюция интернета: эпоха “интернета вещей”.

Сегодня во многом смартфоны и планшеты заменили нам компьютеры, но и они исчезнут в привычном для нас виде - все окружающие нас вещи (бытовая техника транспорт, квартиры) станут умными (“смарт”), смогут самостоятельно следить за собой и связываться через интернет со своим хозяином. Постепенно умными станут не только вещи, но и дома, улицы, города. По нашей команде смарт-вещи будут выполнять повседневные задачи, общаться друг с другом и отправлять нам сообщения с вопросами и напоминаниями по разным вопросам. Согласитесь, здорово, когда ваш автомобиль без вашей помощи съездит на заправку, а холодильник сам определит отсутствие молока, овощей и хлеба в доме, сам найдет эти продукты по выгодной цене, отправит заказ в интернет-магазин и согласует удобное для вас время доставки.

Работой умных вещей будут управлять программы, запущенные удаленно на супер мощных компьютерах в центрах облачных вычислений и обработки данных, - так называемые облачные технологии.

Второй тренд: развитие центров хранения и обработки данных и обеспечение их безопасности (потому что) вся наша жизнь, работа, счета в банках, приятные воспоминания будут храниться только в цифровом формате. Уже сейчас, каждый день люди создают терабайты информации: фотографии, видео, музыка, документы, 3D модели, свои игровые миры, и будут создавать еще больше. Согласитесь, гораздо спокойней жить, зная, что с вашей информацией ничего не случится.

Третий тренд: искусственный интеллект и роботы, которые будут помогать нам все больше на работе и дома.

Четвертый тренд - биоинформатика, киборги и ИТ в медицине. Совсем скоро при помощи технологий человечество сможет победить и вылечить множество болезней и недугов и бороться со старением. При помощи нано роботов можно точечно лечить и доставлять к клеткам и органам необходимые лекарства, производить сложнейшие операции. Люди с нарушениями слуха, зрения и движения смогут снова видеть и слышать, свободно передвигаться при помощи специальных устройств и экзоскелетов (супер-протезов).

Пятый тренд изменение реальности. Виртуальная реальность, голографические 4D дисплеи, 3D сканирование и печать, свободное межязыковое общение при помощи онлайн переводчиков. С помощью этих технологий вы сможете легко пообщаться (провести встречу) с человеком из другой страны, не зная его языка, и видеть его голограмму в полный рост в своей комнате.

Удивительно, но все эти вещи будут создаваться людьми, которые сегодня учатся в школах и вузах, т.е. вами! ИТ-технологии могут воплотить в жизнь любые фантазии, а их разработчики всегда становятся первыми обладателями всех новинок и всегда находятся в тренде. Возможно у вас уже сейчас есть невероятные идеи, которые вы сможете воплотить в жизнь, изучая программирование и информационные технологии.

Почти во всех сферах и бизнесе специалистам потребуются знания в области программирования или информационных технологий. К ним на замену придут новые профессии, которым пока еще не учат в вузах: биоробототехники, космические дизайнеры и борцы со старением — возможно, в недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. При этом больше всего будут цениться мультиспециалисты - люди, которые хорошо разбираются как в технологиях так и, например, в медицине, дизайне рекламе, и маркетинге, менеджменте и гос управлении, в строительстве, образовании, но прежде всего специалисты, работающие на стыке информационных технологий и естественных наук (физика, химия, биология).

Вот только некоторые профессии, которые появятся совсем скоро:

  • ИТ-медик и Клинический биоинформатик

  • Биороботехник

  • Цифровой лингвист

  • ИТ проповедник (евангелист)

  • Разработчик моделей больших данных (Big Data)

  • Организатор интернет-сообществ и дизайнер виртуальных миров

  • ИТ-генетик

  • Проектировщик нейроинтерфейсов

  • Специалист по гиперпротезированию

  • Архитектор информационных систем

  • Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации и авто и морского транспорта.

  • Архитектор-строитель умных домов

Кстати, если Вы внимательно прочитаете атлас новых профессий, то с удивлением обнаружите, что некоторые из них уже существуют ... Всё дело в том, что сейчас их единицы, а вот после 2020 года их потребуется значительно больше!

Давайте поближе познакомимся с людьми и компаниями, которые сегодня задают и создают технологические тренды, и помогают человечеству жить лучше. Посмотрим видео-лекцию. (просмотр видео-лекции)


4.

Значимость работы ИТ- специалистов (3 минуты)


Комментарии и ответы из видео лекции на следующие вопросы:

  1. Как выглядят и где работают ИТ-специалисты (программисты) в каких компаниях и бизнесах они востребованы?

  2. В каких условиях работают? Какие условия труда предлагают ИТ-компании и стартапы своим сотрудникам (например, суперсовременные комфортные офисы и удобный график работы, условия для развития, общения, творчества, воплощения собственных идей и отдыха, перспективы карьерного роста).

  3. Как создаются полезные сервисы и устройства, как проходит работа над проектами? (Обрисуйте один день из жизни программиста или ИТ специалиста: атмосфера в коллективе, распределение обязанностей, командная работа).

  4. Почему компании создают программистам самые лучшие условия для работы и жизни?

Работа ИТ-специалиста позволяет создавать или поддерживать уникальные, необходимые людям вещи и удобные сервисы, которыми пользуются сотни тысяч, миллионов человек каждый день, как в повседневной жизни так и на работе (примеры: wi-fi, поисковик, социальные сети, бронь билетов, интернет магазины мобильные приложения)...

Люди этих профессий нужны сегодня в любой стране, компании, в любой сфере. От работы этих специалистов напрямую зависит процветание и доходы, скорость развития всех сфер жизни, эффективность работы и общения сотрудников, одним словом - конкурентоспособность (страны, города, предприятий и бизнесов, школ, семьи, человека).

Факт: один сотрудник в ИТ-отрасли в год создает продукцию и услуги на сумму в среднем более 2 млн руб.

Развитие новых технологий (внедрение которых помогает государству и компаниям выбиваться в лидеры) порождает необходимость в большем количестве ИТ специалистов. Сегодня в России количество ИТ-специалистов уже почти в 2 раза меньше, чем необходимо.

В среднем, на одного специалиста приходится 1,5-2 предложения о работе: работодатели буквально борются и переманивают ценных сотрудников друг у друга, повышают зарплаты и улучшают условия труда.

Мы привыкли, что IT-технологии — это что-то само собой разумеющееся и порой даже не задумываемся, что они - результат чьего-то труда. Современные школьники и студенты чаще всего не знают или не замечают востребованности и перспектив работы в ИТ-сфере (хотя каждый день пользуются ИТ-продуктами и услугами), а учителя и родители не могут посоветовать или направить молодых людей в эту область. Результат - всего 7% старшеклассников сдавали ЕГЭ по информатике в 2014 году, которая требуется для поступления в вуз на ИТ - специальности.

Когда вы закончите школу или вуз, количество требуемых специалистов увеличится еще в несколько раз, а ИТ-профессии войдут в четверку самых престижных и высокооплачиваемых в стране и мире. К 2020-2025 г. России потребуется не менее 1 000 000 программистов, чтобы оставаться одной из ведущих ИТ-государств мира.

Сегодня в нашей стране около 350 тысяч высококвалифицированных ИТ- специалистов. В среднем ежемесячная зарплата ИТ-специалиста в зависимости от уровня подготовки и должности в нашей стране составляет от 40 000 до 250 000


Блок №3. Работа учащихся с онлайн-тренажером при поддержке учителя.

5.

Самостоятельная работа учащихся с онлайн тренажером (22 минуты)

При выполнении работы будем использовать «Блокли» - визуальный язык программирования, в котором программа создаётся путем собирания необходимых блоков. Большинство программ состоят из строк кода, но «Блокли» - визуальный язык программирования, где каждый блок представляет строчку «реального» кода.

Итак, мы начнем с того, что сразу напишем нашу первую программу. Программа - это набор команд, по которым должен работать компьютер.

Цель нашей первой программы - помочь персонажу одного из самых популярных игровых приложений, Ам Няму, добраться до леденца. Он питается только конфетами и очень проголодался, пока ты читал этот текст.

  1. Левая часть экрана - это лабиринт, в котором будет работать твоя программа из блоков. Инструкции для каждой головоломки написаны под лабиринтом

  2. Средняя часть экрана - это панель с командами (блоками) для управления нашим зеленым персонажем. Эти команды ты будешь использовать для создания своей программы и решения головоломок.

  3. Справа на экране — рабочее пространство, куда ты будешь переносить блоки из средней панели для создания программы. Чтобы удалить блок, перенеси его в корзину, которая находится в правом нижнем углу.

Каждый блок - это одна команда (строчка кода). Если ты перенесёшь блок «Шагнуть вперед» в рабочую область и нажмешь кнопку «Запустить программу», Ам Ням продвинется по дорожке на один шаг вперед.

Чтобы выполнить более одного действия, можно перенести мышкой несколько блоков в рабочую область и собрать их вместе. Ам Ням будет выполнять только те действия, которые указаны в блоках, по порядку, сверху вниз.

  1. Если ты запустил программу, а потом захотел что-то исправить и снова ее запустить, нажми кнопку «Сбросить».

С помощью цикла ты можешь сказать компьютеру, чтобы он повторил любой
набор твоих команд в программе снова и снова, тысячи или даже миллиарды
раз.

Циклы очень помогают программистам и делают процесс написания программ
гораздо быстрее. Представь, что прямая дорожка, которая ведет Ам Няма к
конфете, равна тысяче шагов. Решая головоломку обычным способом, ты бы
потратил кучу времени, чтобы перетащить 1000 блоков «Шагнуть вперед», а с
циклом тебе понадобится перетащить всего два блока.

Согласись, что написать всего одну-две строчки кода, используя цикл, гораздо
быстрее, чем написать 10 или 1 миллион строчек кода с одинаковыми командами.

Цикл пригодится нам и в том случае, когда мы не знаем, какое расстояние должен прошагать Ам Ням, чтобы добраться до своей конфеты. В головоломке №3 мы хотим добиться того, чтобы Ам Ням продвинулся вперед на нужное количество шагов и добрался до леденца. В этом нам очень поможет цикл, который представлен в виде блока «Повторять, пока не».

Если мы поместим блок "Шагнуть вперед” внутрь блока "Повторять, пока не...", Ам Ням будет двигаться вперед, ПОКА он не дойдет до леденца (или пока не врежется в препятствие).

Давай опробуем наш новый блок-команду под названием "Повторять, пока не (наступит
какой-то момент, событие, условие при выполнении программы)".
Я называю этот блок
«умным циклом», потому что он делает то, что мне нужно, самостоятельно.

Не забывай, что ты можешь помещать любое количество блоков-команд внутрь блока "Повторять, пока не..." и они все будут повторяться в той последовательности, которую мы зададим. Например, повторять команды «Шагнуть вперед» + «Повернуть налево», пока Ам Ням не дойдет до конфеты. Теперь ты знаешь, что такое циклы и сможешь объяснить их даже первокласснику.


В жизни мы используем это "Если" постоянно. Утром перед выходом на
улицу ты действуешь по принципу: «ЕСЛИ на улице дождь, то мне следует
надеть куртку/взять зонт», «ЕСЛИ завтра отменят первый урок, то я посплю на час дольше».

В следующих головоломках лабиринты становятся сложнее, поэтому нам
очень пригодится команда-блок «Если». С его помощью мы можем сделать так, чтобы наш милый монстр по пути проверял, есть ли путь налево/направо, и ЕСЛИ путь в нужном направлении открыт, мы можем направить его туда знакомой нам командой «Повернуть налево/направо».

Обрати внимание!

Чтобы решить головоломку №6, понадобится перенести блок "Повернуть налево" внутрь блока "Если".
А если мы еще поставим вначале блок «Шагнуть вперед» и поместим все эти команды внутрь блока
«Повторять, пока не...» вокруг всех блоков, наш Ам Ням на каждом шагу будет проверять, есть ли путь
налево и повернёт тогда, когда поворот налево будет.

Не забывай про циклы - блок «Повторять, пока не...» необходим в этом задании для проверки возможности поворота в нужную сторону на каждом шагу. Применение условия "Если” очень важно в программировании.

Компьютерная игра "крестики-нолики", например, была построена по принципу "Если". Программа просила компьютер сделать следующее: ЕСЛИ противник в одном шаге от победы, займи нужную ему для победы клетку.

Желаю удачи с использованием блока «Если»!

ь объяснить их даже первокласснику.



Давай узнаем больше о блоке "Если-Иначе". Этот блок напоминает блок "Если”, но содержит
дополнительную часть - команду "Иначе". Эта команда помогает компьютеру принять другое
решение, если первая команда, которую мы ему задали, невыполнима.

Если я поставлю блок "Шагнуть вперед" внутрь блока там, где стоит условие "Если", и поставлю
блок "Повернуть налево" туда, где сказано "Иначе", это будет означать, что наш персонаж будет

выбирать между двумя вариантами. Если путь впереди свободен, Ам Ням пройдет вперед, а ИНАЧЕ (если вперед никак не пройти) он повернет налево.

Эти блоки помогут нам сэкономить время при написании программы и добиться цели за более короткий срок.

Так же, как блок "Если", блок "Если-Иначе" можно поместить внутрь блоков "Повторять, пока не...", чтобы наш герой с помощью блока «Если-Иначе» постоянно проверял во время движения возможность повернуть и выбирал самостоятельно правильное решение.







Блок №4. Подведение итогов и получение сертификата участника.

6.

Подведение итогов и ретроспективной рефлексии

(3 минуты)


Что такое программирование на самом деле? (простыми словами)

Программирование - это когда ты объясняешь компьютеру (устройству), что тебе нужно, чтобы он сделал для тебя.

Программистэто тот, кто учит компьютер делать необходимые человеку вещи. Программист должен подстраиваться под окружающие его проекты и действительность, непрерывно получая новые знания и обучая этому компьютер.

Нужно ли быть гением, иметь особый склад ума, чтобы научиться программировать? (доступно для мальчиков и девочек, практически в любом возрасте, доступно для “гуманитариев” - примеры). Какими качествами должен обладать будущий ИТ-специалист?

Программировать может каждый! Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами». Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений. Поэтому способность к самообучению - один из главных навыков, которым должен обладать программист. Второй важный навык - умение работать в команде.

Что дает изучение программирования человеку?

Изучение программирования открывает новые возможности и инструменты для самовыражения (превращает идеи в реальность, расширяет кругозор, развивает мышление и учит нас думать)


Одним из ключей к успеху в современном мире является владение информационными технологиями и пониманию того, как они устроены. Какое бы занятие и направление вы ни выбрали во взрослой жизни (бизнес или работу по профессии), возможность добиться успеха в XXI веке будет во многом зависеть от понимания того, как устроены и работают высокотехнологичные устройства и программы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План конспект тематического урока

Автор: Галятдинова Эльвира Фирдусовна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План конспект тематического урока приуроченного Всероссийской акции «Час кода»."
    ["seo_title"] => string(79) "plankonspiekttiematichieskoghourokapriurochiennoghovsierossiiskoiaktsiichaskoda"
    ["file_id"] => string(6) "264564"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449748629"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "План - конспект открытого урока по  английскому языку в 5 классе (по сингапурской методике) Тема урока «Our plans for the  Weekend». "
    ["seo_title"] => string(132) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-v-5-klassie-po-singhapurskoi-mietodikie-tiema-uroka-our-plans-for-the-weekend"
    ["file_id"] => string(6) "159759"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421943390"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "План-конспект проектного урока в 3 классе о английскому языку."
    ["seo_title"] => string(58) "plankonspiektproiektnoghourokav3klassieoanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "301744"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456985084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "план-конспект к уроку географии в 9 классе "Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность""
    ["seo_title"] => string(126) "plan-konspiekt-k-uroku-ghieoghrafii-v-9-klassie-toplivno-enierghietichieskii-komplieks-nieftianaia-i-ghazovaia-promyshliennost"
    ["file_id"] => string(6) "276703"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452777756"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Интегрированный урок физической культуры и истории для 5 класса "На Олимпийских играх в древности" (план-конспект)"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_fizichieskoi_kul_tury_i_istorii_dlia_5_klassa_na_olimpiis"
    ["file_id"] => string(6) "382193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485036256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства