kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Способы записи алгоритмов", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность обучающихся по приобретению теоретических знаний в области алгоритмики и первоначальной практики  использования и  составления  алгоритмов  на алгоритмическом языке в программе Кумир.

Задачи урока:

1. формировать понятие алгоритмов, их свойств, способов описания;

2. посредством проблемных вопросов  побудить обучающихся к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, контролю и оцениванию процесса и результата собственной деятельности;

3. создать условия для практического использования теоретических знаний в области алгоритмики в программе Кумир;

4. использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов.

Тип урока: изучение нового материала.

На первом этапе урока я актуализировала знания обучающихся об алгоритмах посредством проверки домашнего задания. В ходе данной работы была организована беседа с обучающимися, направленная на выявление конкретных знаний: определение алгоритма  и его свойства, применение  алгоритма при решении задач. Была начата работа по побуждению обучающихся к контролю и оценке собственного результата деятельности с помощью заполнения оценочных листов.

Для того, чтобы подвести детей к самостоятельному формулированию темы и цели урока, мною была организована работа по сравнению различных способов записи алгоритмов. Дальнейшее изучение нового материала происходило на основе опорного конспекта с привлечением конкретных примеров, поясняющих термины  опорного конспекта.

Так как словесная и графическая запись не вызывает затруднения у обучающихся, язык программирования и блок-схемы будут изучаться в дальнейшем, на уроке я решила более подробно остановиться на школьном алгоритмическом языке. Моей задачей было дать понятие, организовать практику применения алгоритмов на данном языке для конкретного исполнителя, и по возможности написания собственного алгоритма по данному рисунку.  Для организации практической работы обучающихся мною были использованы карточки, содержащие разноуровневые задания. Каждый ребёнок должен был оценить свои возможности и выбрать соответствующие задания.

В ходе подведения итога урока дети осуществили рефлексию собственной деятельности, продолжив работу с оценочными листами. Также был организован контроль усвоения нового материала с помощью сопоставления термина с примерами различных способов записи алгоритмов.

Я считаю, что выбор теоретического, практического материала урока и использование словесных, наглядных и практических методов обучения было обоснованным. Урок цели достиг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«оценочный лист»

Лист оценки знаний

21.12.2015 г. Фамилия, имя ученика _______________________

Этапы урока

Критерии

Баллы

1

Домашнее задание

Задача № 15 ответ___________________________________

Задача № 18 б. Ответ ________________________________

За две правильные задачи – 5 баллов

За одну задачу – 3 балла

Приступал к решению, но неправильные ответы – 1 балл

Не приступал – 0 баллов



2

Свойства алгоритмов

1.

2.

3.

4.

5.

Все свойства распределены правильно – 5 баллов

2 ошибки – 3 балла

Более 2 ошибок – 0 баллов


3

Практическое

Задание

Синяя – 3 балла

Зелёная – 4 балла

Красная – 5 баллов



4

Тест (максимум – 6 баллов)



 

Итого


 

 

Оценка

 

20-21 балл – «5», 17-19 баллов – «4», 11-16 баллов – «3»


Опорный конспект урока

Тест «Способы записи алгоритмов»


Словесные (словесное описание)

Алгоритм нахождения среднего арифметического чисел:

  1. Найдите сумму чисел

  2. Разделить сумму на количество чисел





Словесные (построчная запись)






Графические (последовательность рисунков)


Алгоритм открывания двери ключом: Достать ключ, затем вставить его в замочную скважину и повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. Вынуть ключ. Открыть дверь.






Графические (блок-схема)

Программа, написанная на языке Pascal.









Школьный алгоритмический язык







Язык программирования












Практическая работа. Карточка 1

Исполнитель – Робот

СКИ: вверх, вниз, вправо, влево, закрасить:

Алгоритм рисования квадрата:

Сохраните документ в личной папке под названием КВАДРАТ



Практическая работа. Карточка 1

Исполнитель – Робот

СКИ: вверх, вниз, вправо, влево, закрасить:

Алгоритм рисования квадрата:

Сохраните документ в личной папке под названием КВАДРАТ




Практическая работа. Карточка

Исполнитель – Робот

Составьте программу рисования рисунка по образцу.

Сохраните программу под названием «Рисунок»






































































































































































Практическая работа. Карточка

Исполнитель – Робот

Составьте программу рисования рисунка по образцу.

Сохраните программу под названием «Рисунок»






































































































































































Практическая работа. Карточка

Исполнитель – Робот

Составьте программу рисования рисунка по образцу.

Сохраните программу под названием «Рисунок»






































































































































































Практическая работа. Карточка

Исполнитель – Робот

Составьте программу рисования рисунка по образцу.

Сохраните программу под названием «Рисунок»






































































































































































Практическая работа. Карточка

Исполнитель – Робот

Составьте программу рисования рисунка по образцу.

Сохраните программу под названием «Рисунок»




































































































































































Практическая работа. Карточка

Исполнитель – Робот

Составьте программу рисования рисунка по образцу.

Сохраните программу под названием «Рисунок»





































































































































































Просмотр содержимого документа
«конспект»

Класс: 8. Тема: Способы записи алгоритмов

Цель урока: организация деятельности обучающихся по приобретению теоретических знаний в области алгоритмики и первоначальной практики использования и составления алгоритмов на алгоритмическом языке в программе Кумир.

Задачи урока:

1. формировать понятие алгоритмов, их свойств, способов описания;

2. посредством проблемных вопросов побудить обучающихся к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, контролю и оцениванию процесса и результата собственной деятельности;

3. создать условия для практического использования теоретических знаний в области алгоритмики в программе Кумир;

4. использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, установлена ОС Linux и система КуМир, в которой используется школьный алгоритмический язык.

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания (10 мин)

  2. Постановка цели. Изучение нового материала.(10 мин)

  3. Работа на ПК. (20 мин)

  4. Итог урока. (5 мин)

Ход урока

Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

  1. Проверка домашнего задания

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? – Алгоритмы.

- Что было задано на дом? – Задача № 15, задача №18 (б)

- Давайте проверим. Для этого у вас на столах у каждого есть оценочные листы, в которых вы поставите соответственно баллы.

Напротив этапа проверка д/з впишите ответы на задачи, которые вы решали дома. Готово? Посмотрим на экран. Разберём задачи. (Наводящие вопросы по задаче)

Домашнее задание. Задача № 15

Сравните свой ответ в оценочном листе и на доске. Если есть ошибки, исправьте.

Слайд __________

Задача №18 (б)

Сравните свой ответ и поставьте баллы. Если оба ответа правильны, поставьте 5 баллов, если одна задача правильна, поставьте – 3 балла, если вы приступали к решению, но нет правильного ответа – 1 балл. И 0 баллов, если вообще ничего не делали.

Поднимите руки у кого 5 баллов, у кого 3 балла?

Эти задачи решались при помощи алгоритмов, а что такое алгоритм?



Сколько свойств алгоритмов мы изучили? -5

На экране перечислены эти свойства. Назвать определение каждого свойства, чтобы дети выбрали ответ из предложенного списка.



  1. Разбиение алгоритма на шаги –

2) Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на понятном языке для исполнителя –

3) В алгоритме нет команд, смысл которых может быть истолкован исполнителем неоднозначно –

4) Получение правильного результата за конечное число шагов –

5) Алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения любой задачи из некоторого класса задач –



Давайте посмотрим на ключ к заданию "Свойства алгоритма" (показать ответы) и поставим баллы за это задание по критериям в оценочные листы.

  1. Постановка цели. Изучение нового материала.

На экране представлены разные алгоритмы. Чем они отличаются?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?



Сегодня мы с вами должны выяснить, а какими способами можно представить алгоритм? Поэтому тема сегодняшнего урока "Способы записи алгоритма".

Вы видите опорный конспект урока, он есть у вас на распечатке ниже оценочной таблицы.

Обратимся снова к экрану. Пример алгоритма, домашняя задача, какой это способ записи алгоритмов? – Словесный .

Ещё один пример – к какому способу записи алгоритмов он относится? Словесный (пошаговая запись)

Чем они отличаются, какой алгоритм воспринимается лучше? – пошаговая запись.

Показывается пример блок-схема и последовательность рисунков. Дети называют по опорному конспекту термины по примерам.

Способ записи – на алгоритмических языках: язык программирования – формальный язык, предназначенный для написания программ. С одним из них мы познакомимся на уроках информатики. А сегодня разберём, как выглядит алгоритм на алгоритмическом языке.

(Рассказать и показать на экране, как в системе Кумир набрать программу и выполнить её)

  1. Работа на ПК

Карточки : белая, синяя, зелёная и красная. (см. приложение). Сначала дети выполняют программу по готовому образцу, затем составляют сами, при этом выбирают одну из цветных карточек, оценив свои возможности.

  1. Итог работы.

Чему вы научились на этом уроке?

Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока. (обсудить)

С другой стороны оценочного листа выполните задание, сопоставьте способы записи и примеры – соедините линиями.

Осмысление и анализ изученного и практического материала. Выставление оценок.



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Основы алгоритмизации ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ информатика 8 класс

Основы алгоритмизации

ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ

информатика

8 класс

Проверка домашнего задания. Задача № 15 Некоторый алгоритм получает из одной цепочки символов новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Если в исходной цепочке на последнем месте стоит буква Я, то в качестве следующей буквы записывается буква А. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ДОМ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДОММОДН. Дана цепочка символов КОМ. Сколько букв О будет в цепочке символов, которая получится, если применить алгоритм к данной цепочке, а затем ещё раз применить алгоритм к результату его работы?

Проверка домашнего задания. Задача № 15

Некоторый алгоритм получает из одной цепочки символов новую цепочку следующим образом.

Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Если в исходной цепочке на последнем месте стоит буква Я, то в качестве следующей буквы записывается буква А.

Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ДОМ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДОММОДН.

Дана цепочка символов КОМ. Сколько букв О будет в цепочке символов, которая получится, если применить алгоритм к данной цепочке, а затем ещё раз применить алгоритм к результату его работы?

Проверка домашнего задания. Задача № 15 Дано: Алгоритм получения новой цепочки : 1. Записать исходную цепочку. 2. Затем добавить исходную цепочку в обратном порядке. 3. Записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте.  - результат применения алгоритма Применим алгоритм ещё раз: Ответ:

Проверка домашнего задания. Задача № 15

Дано:

Алгоритм получения новой цепочки :

1. Записать исходную цепочку.

2. Затем добавить исходную цепочку в обратном порядке.

3. Записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте.

- результат применения алгоритма

Применим алгоритм ещё раз:

Ответ:

Проверка домашнего задания. Задача № 18(Б) Исполнитель – Вычислитель СКИ исполнителя: вычти 1 Умножь на 3 Получить из числа 1 число 25 1*3=3 (2) 3*3=9 (2) 9*3=27 (2) 27-1=26 (1) 26-1=25 (1 ) Ответ: 22211

Проверка домашнего задания. Задача № 18(Б)

Исполнитель – Вычислитель

СКИ исполнителя:

  • вычти 1
  • Умножь на 3

Получить из числа 1 число 25

1*3=3 (2)

3*3=9 (2)

9*3=27 (2)

27-1=26 (1)

26-1=25 (1 )

Ответ: 22211

Свойства алгоритма Дискретность Понятность Определённость Результативность Массовость  Понятность Массовость Результативность Определённость Дискретность Алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения любой задачи из некоторого класса задач – Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на понятном языке для исполнителя – В алгоритме нет команд, смысл которых может быть истолкован исполнителем неоднозначно – Получение правильного результата за конечное число шагов – Разбиение алгоритма на шаги –

Свойства алгоритма

Дискретность

Понятность

Определённость

Результативность

Массовость

Понятность

Массовость

Результативность

Определённость

Дискретность

Алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения любой задачи из некоторого класса задач –

Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на понятном языке для исполнителя –

В алгоритме нет команд, смысл которых может быть истолкован исполнителем неоднозначно –

Получение правильного результата за конечное число шагов –

Разбиение алгоритма на шаги –

Примеры алгоритмов

Примеры алгоритмов

  • Подойти к терминалу по оплате платежей
  • Выбрать оператора связи
  • Ввести номер телефона
  • Проверить правильность введённого номера
  • Вставить денежную купюру в купюроприёмник
  • Дождаться сообщения о зачислении денег на счёт
  • Получить чек
Способы записи алгоритмов Цели:

Способы записи алгоритмов

Цели:

  • научиться определять способы записи алгоритмов
  • познакомиться с системой Кумир при практическом использовании алгоритмов
Основные способы записи алгоритма Графические Словесные На алгоритмических языках Язык программирова-ния Словесное описание Последователь-ность рисунков Построчная запись Школьный алгоритмический язык Блок-схема

Основные способы записи алгоритма

Графические

Словесные

На алгоритмических языках

Язык программирова-ния

Словесное описание

Последователь-ность рисунков

Построчная запись

Школьный алгоритмический

язык

Блок-схема

Пример 1  Пример 2:  1. Записать исходную цепочку. 2. Затем добавить исходную цепочку в обратном порядке. 3. Записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте.

Пример 1

Пример 2:

1. Записать исходную цепочку.

2. Затем добавить исходную цепочку в обратном порядке.

3. Записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте.

y a = y a = x a Конец" width="640"

Графические способы

Последовательность рисунков

Блок-схема

Начало

x, y

да

нет

x y

a = y

a = x

a

Конец

На алгоритмических языках Язык программирования  – формальный язык, предназначенный для написания компьютерных программ. Школьный алгоритмический язык Pascal, Basic и другие .

На алгоритмических языках

Язык программирования – формальный язык, предназначенный для написания компьютерных программ.

Школьный алгоритмический язык

Pascal, Basic и другие .

Окно системы Кумир

Окно системы Кумир

Программа на алгоритмическом языке:

Программа на алгоритмическом языке:

Программа на алгоритмическом языке:

Программа на алгоритмическом языке:

Цели: научиться определять способы записи алгоритмов познакомиться с системой Кумир при практическом использовании алгоритмов Домашнее задание: § 2.2 стр. 62 вопросы 2,3,4 (устно), 5(письменно)

Цели:

  • научиться определять способы записи алгоритмов
  • познакомиться с системой Кумир при практическом использовании алгоритмов

Домашнее задание:

§ 2.2 стр. 62 вопросы 2,3,4 (устно), 5(письменно)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Способы записи алгоритмов", 8 класс

Автор: Погорелова Оксана Сергеевна

Дата: 26.12.2015

Номер свидетельства: 270423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Открытый урок  "Решение логических задач".  Урок-путешествие "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-rieshieniie-loghichieskikh-zadach-urok-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "149510"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420214816"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ «ТАБЛИЧНОЕ ВЫЧИТАНИЕ», ПРОГРАММА "ШКОЛА 2100" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-matiematiki-v-1-klassie-tablichnoie-vychitaniie-programma-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "153334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420994367"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект  урок " Применение распределительного свойства умножения" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-urok-primienieniie-raspriedielitiel-nogho-svoistva-umnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155398"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421262746"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный твёрдый знак" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-razdielitiel-nyi-tviordyi-znak-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414152463"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации". "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-np-tiemu-osnovnyie-kompozitsionnyie-skhiemy-v-narodnoi-ornamientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "100189"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402370786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства