"Модель, как отражение существенных свойств реального объекта"
"Модель, как отражение существенных свойств реального объекта"
В своей деятельности человек очень часто использует модели, то есть создает образ того объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело.
Модель – это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.
Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом.
Вопрос: почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель?
Назовем несколько причин, по которым прибегают к построению моделей.
В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности.
Пример: теория вымирания динозавров, Атлантиды ...
Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их.
Примеры: карта местности, модели живых организмов...
Оригинал либо очень велик, либо очень мал.
Примеры; глобус, модель Солнечной системы, модель атома...
Процесс протекает очень быстро или очень медленно.
Примеры: модель двигателя внутреннего сгорания ...
Исследование объекта может привести к его разрушению.
Примеры: модель самолета или автомобиля...
(Дети могут назвать другие причины)
Моделирование– это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Что можно моделировать? Ответим на этот вопрос. (Учащиеся приводят примеры)
Моделировать можно:
1. Объекты
Назовем примеры моделей объектов:
копии архитектурных сооружений;
копии художественные произведения;
наглядные пособия;
модель солнечной системы;
глобус;
модель, демонстрирующая одежду;
и т.д.
2. Явления
Примеры моделей явлений:
модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и электрических сил...;
геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясения, модель оползней...
3. Процессы
Примеры моделей процессов:
модель развития вселенной;
модели экономических процессов;
модели экологических процессов...
4. Поведение
При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом или решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход – он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других живых существ на земле. Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Например, рассмотрим объект “человек” с точки зрения различных наук:
в механике человек – это материальная точка;
в химии – это объект, состоящий из различных химических веществ;
в биологии – это система, стремящаяся к самосохранению;
и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Модель, как отражение существенных свойств реального объекта" »
Тема: "Модель, как отражение существенных свойств реального объекта"
Цели урока:
сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания;
рассмотреть различные классификации моделей;
сформировать у учащихся понятие “информационная модель”;
научить учащихся описывать информационные модели.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент. Взаимодействие учителя и учеников
Постановка целей урока
Проблемный вопрос:
Макет здания, детская мягкая игрушка, математическая формула, теория развития общества - это все модели. Как же назвать такие разные понятия одним словом?
Можно привести огромное количество примеров моделей. Как их классифицировать?
Наиболее полно отразить существенные свойства объекта можно с помощью информационной модели. Как ее построить?
Какова степень необходимости использования формализации при описании информационных моделей?
II. Изложение нового материала
Введение понятия “модель”
В своей деятельности человек очень часто использует модели, то есть создает образ того объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело.
Модель – это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.
Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом.
Вопрос: почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель?
Назовем несколько причин, по которым прибегают к построению моделей.
В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности.
Пример: теория вымирания динозавров, Атлантиды ...
Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то конкретное свойство, иногда полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их.
Примеры: карта местности, модели живых организмов...
Оригинал либо очень велик, либо очень мал.
Примеры; глобус, модель Солнечной системы, модель атома...
Процесс протекает очень быстро или очень медленно.
Примеры: модель двигателя внутреннего сгорания ...
Исследование объекта может привести к его разрушению.
Примеры: модель самолета или автомобиля...
(Дети могут назвать другие причины)
Моделирование– это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Что можно моделировать? Ответим на этот вопрос. (Учащиеся приводят примеры)
Моделировать можно:
1. Объекты
Назовем примеры моделей объектов:
копии архитектурных сооружений;
копии художественные произведения;
наглядные пособия;
модель солнечной системы;
глобус;
модель, демонстрирующая одежду;
и т.д.
2. Явления
Примеры моделей явлений:
модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и электрических сил...;
геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясения, модель оползней...
3. Процессы
Примеры моделей процессов:
модель развития вселенной;
модели экономических процессов;
модели экологических процессов...
4. Поведение
При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом или решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход – он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других живых существ на земле. Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Например, рассмотрим объект “человек” с точки зрения различных наук:
в механике человек – это материальная точка;
в химии – это объект, состоящий из различных химических веществ;
в биологии – это система, стремящаяся к самосохранению;
и т.д.
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Например, в механике различные материальные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки.
Таким образом, совершенно неважно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с их помощью удается отразить наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса.
Моделирование – это метод научного познания объективного мира с помощью моделей.
Классификация моделей
Объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо все это классифицировать, то есть каким-либо образом упорядочить, систематизировать.
При классификации объектов по “родственным” группам необходимо правильно выделить некий единый признак (параметр, а затем объединить те объекты, у которых он совпадает). Рассмотрим наиболее распространенные признаки, по которым можно классифицировать модели (демонстрация компьютерной презентации Приложение 1)
Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму. Например, мелодия, родившаяся в голове композитора, будет представлена в виде нот на бумаге.
Для создания моделей используется огромный спектр инструментов. Если модель имеет материальную природу. То для ее создания используются традиционные инструменты: фотоаппарат, кисть художника, карандаш, и.т.д., и, наконец самый совершенный в наши дни инструмент - компьютер.
III. Закрепление изученного материала.
1. Задание (устно).
Составьте различные знаковые модели для геометрических фигур треугольник, квадрат, круг.
3. Задание (Приложение 2)
Выполнение задания по карточкам в группах из 4 учащихся.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание
Выучить определение основных терминов и понятий (словарь урока).
Составьте различные по типу модели объектов: самолет, человек.