kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Модель, как отражение существенных свойств реального объекта".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Модель, как отражение существенных свойств реального объекта» является первым из отведенных на изучение данной темы по плану занятий. Это урок формирования новых умений. Он позволяет, опираясь на ранее полученные знания о моделировании.

Данный урок проводился в 6 «а» классе, класс общеобразовательный. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Модель, как отражение существенных свойств реального объекта". »

Конспект урока информатики

Тема: Модель, как отражение существенных свойств реального объекта.

Класс: 6 «А»

Учитель: Оспанова Раушангуль Балгашевна

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  1. Формирование у учащихся понятия моделирования как метода познания;

  2. Рассмотрение форм представления моделей.

Задачи урока:

Обучающая:

  1. Сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания;

  2. Сформировать у учащихся понятия «модель», «моделирование», «информационная модель»;

  3. Научиться строить информационные модели (словесные, графические и табличные);

  4. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая:

  1. Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;

  2. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты;

  3. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

Воспитывающая:

  1. Осуществлять эстетическое воспитание;

  2. Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

Планируемые результаты:

Знать:

  1. Понятие модели

  2. Классификацию моделей по типам

  3. Зависимость между правильным выбором модели и получением верного результата

  4. Необходимость уточнения модели для получения более точного результата

Уметь:

  1. Выделить исходные данные и результаты в простейших моделях

  2. Строить простейшие компьютерные модели

  3. Анализировать соответствующие модели и исходные задачи

Основные понятия:

Модель, моделирование

Межпредметные связи:

Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием.

Организация учебного процесса:

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютеры, ПО: MS Office – Word’2010, Excel’2010; графический редактор Paint.

Методы работы: Информационный (словесный), наглядный, иллюстративный, практический

Структура урока:

  1. Организационный момент и постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация деятельности

  4. Введение нового материала;

  5. Физическая минутка;

  6. Обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;

  7. Практическая работа;

  8. Подведение итогов урока;

  9. Домашнее задание;

  10. Рефлексия.


Ход урока

1. Организационный момент

Цель этапа:

  • Включение учащихся в учебную деятельность

  • Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организация учебного процесса на данном этапе:

Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем, встаньте, пожалуйста.

Проверка домашнего задания.

А теперь вспомним то что мы проходили на предыдущих уроках. (фронтальный опрос).

Уч-ль: (на слайде изображены модели – часы на стене, кристаллическая решетка, формула квадратного уравнения). Ребята, скажите, что вы видите перед собой

Уч-ся: различные игрушки

Уч-ль: Скажите, пожалуйста, а что объединяет все эти игрушки?

Уч-ся: Эти игрушки являются моделями более больших вещей.

Уч-ль: Вы, верно, определили, что это модели более крупных объектов. Как вы думаете, а какова тема нашего сегодняшнего урока?

Уч-ся: Тема нашего сегодняшнего урока – модели.

Уч-ль: Да, верно. Но модели должны же из чего-то получаться. Скажите, как называется процесс построения моделей?

Уч-ся: Процесс построения моделей называется моделированием.

Уч-ль: Верно. Запишите тему нашего урока «Модель, как отражение существенных свойств реального объекта».

2. Актуализация деятельности

Организация учебного процесса на данном этапе:

Сегодня будем изучать модели. А как вы думаете, что такое модель? (учащиеся приводят свои примеры). В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.

Уч-ль: В своей деятельности человек очень часто использует модели. Приведите примеры моделей.  (модель машины, макет здания, фотомодель, и т.д.). А что же такое модель?

Уч-ся: (дают свои варианты ответов).

Уч-ль: Да, верно. Я вам предлагаю найти определение точное определение модели. У вас на столах лежат листы с текстовым материалом, в котором предложены различные определения моделей. Ваша задача найти определение и выписать его себе.

Уч-ся: (работают самостоятельно с предложенной литературой)



3. Введение нового материала

Организация учебного процесса на данном этапе:

Уч-ль: Итак, ребята, вы нашли определения модели? Давайте зачитаем у кого какое определение.

Уч-ся: (зачитывают свои определения)

Уч-ль: Модель – это новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления.

Уч-ль: Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реального, более сложного объекта, процесса или явления.

Почему возникает необходимость строить модель, а не  исследовать сам оригинал?

Ученики дают свои варианты ответов.

Рассмотрим причины создания моделей: (Слайд 3)

1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. (пример, теория вымирания динозавров).

2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных. (пример, карта местности, модель живых организмов)

3. Оригинал либо очень велик, либо очень мал. (пример, глобус, модель атома)

4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно. (пример, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели)

5. Исследование объекта может привести к его разрушению. (пример, модель самолета).

Уч-ль: Ребята, давайте вспомним, а что такое моделирование?

Уч-ся: Процесс построения моделей

Уч-ль: Верно, процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений называется моделированием

Запишем определение моделирования в тетрадь.

Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их классифицировать, т.е. это систематизировать, разделять объекты на родственные группы, имеющие один или несколько общих признаков.

Существуют  различные способы классификации: по области использования, по временному фактору, по способу представления.

Ребята у вас на компьютерах предложена презентация или слайд на котором вы попробуете классифицировать различные модели. А затем мы проверим это на слайде у доски.

1. По области использования:

- учебные (обучающие программы, наглядные пособия);

- опытные (модель корабля);

- научно - технические (динамо-машина, осциллограф);

- игровые (игра “Зарница”, военные учения);

- имитационные (мышь Шеннона).

2. По временному фактору:

- статические (фотография, кристаллическая решетка);

- динамические (в физике - движение тел, в химии - химические реакции).

Классификации информационных моделей по форме представления: (Слайд 8)

1.      Словесные модели (устные и письменные описания и т.д.).

2.      Математические модели (математические формулы и т.д.).

3.      Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции и т.д.).

4.      Структурные модели (схемы, графики, таблицы и т.д.).

5.      Специальные модели (ноты, химические формулы и т.д.)

 

Учитель: Выполните задание устно:

1)      Какие из следующих моделей являются материальными, а какие информационными?

-  Математическая формула

- Манекен

- Муляж

- Сборочный чертеж

- Оглавление книги

- Блок-схема алгоритма

- Авиамодель

- Карта местности

Ответ:

2) Составьте различные информационные модели квадрата.

Ответ: чертеж, текст, формула. 

                              КВАДРАТ                 S=a2

 

 

5.  Практическая работа на компьютере.

Учащимся раздаются технологические карты практической работы.

Учитель: Все получат оценки за практическую работу на уроке. 

1 модель – оценка «3»,

2 модели – оценка «4»,

3 модели – оценка «5»,


Задания для практической работы.

1. Создать графическую модель светофора в графическом редакторе Paint

 

2. Создать графическую модель человека в графическом редакторе Paint.

 

3 .Создать графическую модель орнамента графическом редакторе Paint.


Уч-ль ребята, давайте проверим что у вас получилось. И выставим себе оценки за практическую работу

6. Физминутка: упражнения для глаз.

Цель этапа: использование здоровьесберегающих элементов для снятия напряжения с учащихся и более продуктивной работы на следующем этапе урока.

 

Закрепление изученного материала.

Задание 1. Какая модель? В какой программе, из изученных нами, ее можно создать?

Задание 2. Ниже приведены некоторые виды моделей, с которыми человеку нередко приходится иметь дело. Укажите у каждой модели к какому виду она относится.

  1. План местности

  2. Формула химического вещества

  3. Литературная повесть

  4. Формула равноускоренного движения

  5. Классный журнал

  6. Железнодорожное расписание движения поездов

  7. Электрическая схема

  8. Второй закон Ньютона

  9. Прямоугольный параллелепипед.

Задание № 4

Вставьте пропущенные слова, выбрав их из ниже предложенного списка.

  1. Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется …

  2. Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.

  3. В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.

  4. Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный …

  5. Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки.

  6. Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание.

  7. Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения.

  8. Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.

  • муляж

  • макет

  • таблица

  • химической формулой

  • словесному описанию

  • схему

  • чертеж

  • план действий


7. Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить проект.

Цель учителя: концентрация внимания учащихся на изученном материале, постановка задач для продолжения работы дома.

Задание на дом: Карта учебного проекта для домашнего задания.


8. Итог урока.

  • С чем мы сегодня познакомились?

  • Что такое модель?

  • Что такое моделирование?


9. Рефлексия





































Самоанализ урока информатики в 6 классе,

проведенного учителем информатики,

Оспановой Раушангуль Балгашевной.


Урок «Модель, как отражение существенных свойств реального объекта» является первым из отведенных на изучение данной темы по плану занятий. Это урок формирования новых умений. Он позволяет, опираясь на ранее полученные знания о моделировании.

Данный урок проводился в 6 «а» классе, класс общеобразовательный.

Цель урока:

  1. Формирование у учащихся понятия моделирования как метода познания;

  2. Рассмотрение форм представления моделей.

Задачи урока:

Обучающая:

  1. Сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания;

  2. Сформировать у учащихся понятия «модель», «моделирование», «информационная модель»;

  3. Научиться строить информационные модели (словесные, графические и табличные);

  4. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая:

  1. Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;

  2. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты;

  3. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

Воспитывающая:

  1. Осуществлять эстетическое воспитание;

  2. Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.

Для учителя:

  • организовать деятельность учащихся для развития теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления;

  • продолжить формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;

  • способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять действия самооценки и самоконтроля;

  • создать условия для развития познавательного интереса, воспитания информационной культуры.

Для учащихся:

  • грамотно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять действия самооценки и самоконтроля.

В классе 12 человек. В классе обучаются дети разного уровня подготовки и восприятия (средний уровень - 4, хорошо подготовленные - 8).

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Данный урок иллюстрирует реализацию системы работы по формированию ключевых компетенций обучающихся в действии. Основываясь на психологических особенностях детей, уровне их развития, урок был построен так, чтобы все дети чувствовали себя комфортно и удалось достичь поставленной цели.

Моделирование является одним из ключевых умений не только информатики, но и других дисциплин, таких как химия, физика, математика. Поэтому умение составлять математические модели и применять при решении практических задач трудно переоценить. Урок проводится в рамках КТП, рабочей программы по предмету и направлен на повышение информационной культуры учащихся, а значит, на развитие личности каждого ребенка.

Рассмотрим этапы урока.

Организационный момент реализовывал цель учителя: психологический настрой учеников на урок, знакомство с планом урока. Цель учащихся: позитивный настрой на работу, организация рабочего места. Учитель в сотрудничестве с детьми осуществляет формулировку личных целей учащихся, конкретизируя сформулированные ранее задачи.

На этапе «Постановка целей урока» учитель ставил цель повторения понятия моделирования, этапов моделирования.

Цель учеников: повторить и закрепить новые и изученные ранее знания о моделировании.

На данном этапе формировались познавательные универсальные учебные действия, такие как осуществление выбора наиболее эффективных способов решения информационной задачи, структурирование информации.

Регулятивные универсальные учебные действия: определяют роль учебной деятельности, осуществляют поиск ее достижения, работа по составленному плану в соответствии с поставленной задачей.

Личностные универсальные учебные действия: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, мотивационная основа учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватное использование речевых средств, для решения коммуникативных задач, формулирование собственного мнения в позицию, умение договориться с людьми иного мнения, изменять свою точку зрения.

На этапе «Введения нового материала» учитель ставил перед собой цель повторить и актуализация учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия нового материала, актуализация мыслительных операций, необходимых для восприятия нового материала, мотивирование к самостоятельному выполнению учебных действий

Физкультминутка

Цель учителя на данном этапе урока – использование здоровьесберегающих элементов для снятия напряжения с учащихся и более продуктивной работы на следующем этапе урока.

Цель учащихся: дать отдых для некоторых групп мышц, задействованных во время работы за компьютером и снятие умственного напряжения.

Практическая работа. Дети запускают готовый проект и вводят значения, предлагаемые учителем. В графическом поле появляется траектория движения тела. При таких данных снаряд в стенку не попадает. Меняя угол, производят пристрелку. На данном этапе обучающиеся осуществляли констатирующий и предвосхищающий контроль по предположительному результату и по способам действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

В рамках закрепления изучаемой темы обучающимся было предложено сравнить исследования в различных программных средах. Они сделали вывод о преимуществах визуальной среды программирования при исследовании моделей различных процессов.

Цель учителя на данном этапе урока – проверить уровень сформированности ключевых компетенций по информатике с опорой на уже изученный материал и актуализацию новых знаний, получение учащимися знаний о других способах решения задач на моделирование. Цель учащихся: показать полученные знания и умения по данной теме.

Регулятивные универсальные учебные действия: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила.

Познавательные универсальные учебные действия: установление аналогии с изученными правилами, сопоставление и отбор нужной информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом различных ситуаций, отстаивать свою точку зрения, обосновывая ее, подтверждая фактами.

Домашнее задание.

Цель учителя: концентрация внимания учащихся на изученном материале, постановка задач для продолжения работы дома.

Целеполагание учащихся: выделение главного в изученном материале, позитивный психологический настрой на работу дома.

РефлЕксия урока. Адекватная самооценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в процессе работы на каждом этапе урока, обучающиеся выделили альтернативные способы решения компьютерной задачи и грамотно оценили возможности каждого, адекватно оценили свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности, соотнесли целеполагание урока с результатом его достижения и разрешения учебной задачи.

В качестве результата урока можно рассматривать следующее. Обучающиеся в течение всего занятия демонстрировали активность, высокую мотивацию, организованность. Высокий темп урока позволил рационально расходовать учебное время, сделать урок плотным, содержательным, мобильным, интересным. Ценным для обучающихся явилось то, что ярко проявилась практическая направленности информатики и связь предмета с физикой. Практическая и самостоятельная работа, выполненная обучающимися, явилась показателем хорошего качества усвоения учебного материала, повышенного информационного кругозора и культуры навыков программирования.

На протяжении всего урока осуществлялось формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся. Также на протяжении всего занятия осуществлялся контроль и самоконтроль, развивающая и воспитательная задачи урока решались в единстве с образовательной. Считаю, что урок цели достиг.



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Модель, как отражение существенных свойств реального объекта".

Автор: Оспанова Раушангуль Балгашевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства