Просмотр содержимого документа
«Урок информатики в 6 классе "Модель, как отражение существенных свойств реального объекта"»
Урок информатики в 6 классе. Модель, как отражение существенных свойств реального объекта Учитель информатики Бегишева Т.А.
Цель: формирование представление о модели, как отражении существенных свойств реального объекта
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с новыми понятиями моделирования, видами моделей, формировать навык определять моделируемый объект и модель.
Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов учащихся, умения формулировать свои мысли, выделять существенные стороны объекта.
Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости.
Тип урока: изучение нового материала.
Методическое оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, карточки с заданиями, ПК, интернет ресурс learningapps.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра, практический метод.
Ход урока
I. Организационный момент. (2мин.)
-Тема нашего урока: Модель, как отражение существенных свойств реального объекта. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой:
II. Объяснение нового материала. (15мин.)
Вопрос: для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал?
Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жизненных задач.
Видеофрагмент.
Почему не использовать сам оригинал?
1. В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности
Теория вымирания динозавров, Атлантида, "Ядерная зима"
2. Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказываются от менее существенных.
Двигатель в автомобиле
3. Объект очень велик, очень мал
Глобус, модель Солнечной системы, модель атома
4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно
Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель
5. Исследование объекта может привести к разрушению
Модель самолета, автомобиля
Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе, или явлении.
Моделирование – построение модели для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. Человек:(реальный объект – оригинал)
Модели:
Кукла
Манекен
Скелет
Скульптура
Схема показывает, что моделирование занимает центральное место в исследовании объекта.
Дидактическая игра «Назови модель объекта» учитель называет реальные объекты, а учащиеся, в свою очередь, называют их модели. Человек-манекен, яблоко-его муляж, машина- машинка, дом-рисунок дома, планета Земля- глобус.
Признаки классификации моделей.
1. По области использования;
Учебные
Опытные
Научно-технические
Игровые
Имитационные
2. С учетом временного фактора;
Статические (описывают состояние системы в момент времени) Примеры: глобус; мягкие игрушки; учебники.
Динамические (описывают процессы изменения и развития систем) П/р: заводные игрушки
3. По способу представления моделей.
Материальные (Отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты)
Информационные (Строятся на информации)
Материальные - воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.
Информационная модель- описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорным или формальном), представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д.
Образные модели(рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.) На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники географии).
Знаковые информационные моделистроятся с использованием различных языков (знаковых систем). Словестные описанияэто письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка. (информация в учебниках, текстовое описание объектов и процессов). Формула выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике Р=а+в+с).
Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. (графические карты, блок-схемы, графы).
Давайте разберём такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь? (внешний вид). В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома _ карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств(справа). Это полная информация об Объекте? (нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …).
Закрепление изученного материала. (20мин.)
Задание.Какая модель? В какой программе, из изученных нами, ее можно создать?
Задание. Заполните таблицу: Возможное решение:
Объект
Человек
Земля
Автомобиль
Модели
Кукла
Глобус
Игрушечный
Манекен
Географический атлас
Сувенир
Скелет
Карта
Опытный образец
Скульптура
Макет местности
Тренажер для водителя
Укажите информационные модели
Физическая карта+
Глобус
График зависимости расстояния от времени+
Макет здания
Схема узора для вязания крючком+
Муляж яблока
Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель».