Тема урока: «Множество». 2 класс
Цели урока:
Образовательные:
продолжить знакомство с понятиями “множество”, “элемент множества”;
познакомить со схематичным изображением множеств, состоящих из элементов;
научить сравнивать множества по числу элементов.
Развивающие:
способствовать развитию у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ;
развитие познавательного интереса;
развитие памяти, внимания;
формирование информационной культуры.
Воспитательные:
Тип урока: урок изучения новой темы.
Вид урока: комбинированный урок с элементами игры.
Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная,; устная, письменная, практическая работа на компьютере.
Оборудование урока:
Презентация (Приложение 1)
Дидактический материал: игрушки: елочные, медвежонок, мышки, поросята, машинки (количество элементов разное), наборы карточек со схемой множеств, карточки со знаками , =, ? – наборы карточек с различными картинками.
Персональные компьютеры;
Мультимедийный проектор
План урока:
Сообщение темы и постановка целей урока (1 мин.)
Игра «Пойми меня» – графический диктант (3 мин.)
Разминка для ума (8 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Практическая работа с учебником-тетрадью (5 мин.)
Физкульминутка: гимнастика перед работой на компьютере (2 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Подведение итогов урока (2 мин.)
Практическая работа на компьютере (10 мин.)
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и постановка целей урока
– Здравствуйте ребята, на прошлом уроке мы познакомились с множествами, которые содержат различные элементы. Сегодня наша задача научиться сравнивать данные множества.
2. Игра «Пойми меня» (графический диктант – построение изображения в рабочей тетради по клеткам, Приложение 1,)
Инструкция детям:
Поставили точку: вверх 4 клетки, влево 1, вверх 1, вправо 2, вниз 4, вправо 3, вниз 1, влево 1, вниз 2, влево 1, вверх 1, влево 1, вниз 1, влево 1, вверх 2.
Учащиеся проверяют рисунок и оценивают себя.
– Что мы нарисовали? На какое животное похожа наша фигурка? Вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
С высоты трехэтажного роста
Разглядеть ему нас не просто!
Дети все для него – лилипутки
Любознатики и почемутики.
Верно, это жираф.. 3. Разминка для ума (устная работа, Приложение 1, )
Задание 1. Назовите множество, в которое входит наш элемент жираф. Подсчитайте количество элементов в данном множестве?
Задание 2. Назовите множество и сколько элементов в нем? (Приложение 1, слайды)
Задание 3. Мы с вами заселим пирамиду множеств. На нижнем этаже пирамиды будет жить самое “большое” множество: в нём 12 элементов. На верхнем этаже – множество из одного элемента, а на чердаке – пустое множество.
– Я буду называть множество, а вы попытайтесь определить, сколько в этом множестве элементов. При правильном ответе наша пирамида засияет разноцветным цветом.(Приложение 1, слайд).
Учитель называет множество, на слайде закрашивается этаж:
Давайте нарисуем схему каждого из этих множеств.
Учащимся раздаются индивидуальные карточки со схемой множеств, на которые они наносят точки-элементы каждого множества. Один из учащихся рисует данные элементы на доске.
Множество мышек: 4 элемента.
Множество поросят: 3 элемента.
Множество елочных игрушек: 5 элементов.
Множество мишек: 1 элемент.
Множество машинок: 13 элементов.
Скажите, какое из множеств самое большое и почему?
Какое самое маленькое?
Есть ли множество с одинаковым количеством элементов? Скажите, что мы сейчас с вами выполнили, верно – мы сравнили множество по количеству элементов. Вспомните, какие знаки мы можем использовать при сравнении чисел. Знаки «больше», «меньше», «равно». Эти же знаки мы можем использовать и при сравнении множеств.
Нарисуем на доске схему каждого множества и поставим между ними знаки .
А почему у нас нигде не стоит знак равенства? Как вы думаете?
Учащиеся по очереди выходят к доске и рисуют схемы.
6. Упражнение на закрепление понятия «Сравнение» (устная работа)
Задание: Назвать множество, назвать количество элементов и поставить знак между множествами. (Приложение 1, слайды 7-9)
(Появляется слайд с заданием. Учащиеся поднимают знаки на карточках.)
7. Работа в тетради (индивидуальная самостоятельная работа)
Упражнение № 21. Сравнить множество (ответы сверяем со слайдами 10-13).Оцениваем себя. Ученики, которые справились с заданием, получают дополнительную карточку с заданием: назвать множество и сравнить элементы множеств и поставить знак.
8. Физкультминутка
Информатику мы учим
Много знаний мы получим
Думай, думай голова
Изучаем множества
Руки вверх и раз, два, три
А теперь наклоны вниз
Ну-ка рыбка, покажись
Повороты вправо, влево
Сели и взялись за дело. 9. Домашнее задание: упражнение 22 (разбор домашнего задания обязательно)
10. Подведение итогов урока
– Чему научились на уроке?
– Что узнали нового?
Отмечаем всех учащихся, кто хорошо работал, подбадриваем остальных.
11. Практическая работа на компьютере в программе «Наставник» \ 02-03
Необходимо разделить предметы на два множества. В процессе работы отрабатывается навык работы с мышью операция «перетаскивание объекта». Ученики, справившиеся с заданием, могут поработать с прикладной программой «Страна Фантазия». FANTASY \FANTASY2\ GWORD\chain.exe
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку:
Прикладной пакет средств «Наставник» «АСТ-ПРЕСС»-школа 2002 год
Прикладной пакет «Страна Фантазия». FANTASY\FANTASY2\GWORD\chain.exe
А.В.Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс, часть 2, БАЛАСС, 2007 г.