kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики на тему "Вложенность множеств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике во 2 классе

Тема:   Вложенность множеств.

Цели:   Изучить отношения между множествами,  включая и равенства.

Познакомить с понятием << вложенность>> (включение)                   множеств.

                  Познакомить с понятием <<подмножество>>.

Ход урока.

1. Эмоциональный  настрой.

 

   - Ребята, сделайте вдох и выдох. Выдохните всё плохое и негативное, а            вдохните радость от встречи друг с другом, от встречи с гостями, радость от того, что светит солнышко. Радость от того, что сегодня на уроке мы будем настоящими исследователями и сделаем новые открытия для себя.

2. Игра<<Рыба, птица, зверь>>  (с мячом).

3. Знакомство с новым материалом.

    - А как вы думаете, кого на свете больше: зверей или тигров?

    - Почему ты так считаешь?

   - Вот все звери,которые есть на свете, у нас будут находиться в этом большом мешке,который называется  множество <<звери>>.

     -А теперь давайте соберём в 1 мешок всех-всех тигров, которые есть на   свете, нарисуем этот мешок и вложим его в большой мешок.

                                          -А каких зверей поместим в другой мешок? 3-ий ?

                                          Вы назвали много зверей, которых знаете. Мы

                                          получили много мешков. А теперь все эти мешоч-

                                          ки сложим в один большой мешок, который  как

                                          мы  назвали? ( звери).

                                          (Учащиеся выбирают мешочки и вкладывают их в

                                          один большой)

                                          Таким образом мы видим, что тигры занимают

                                          только 1 мешок, а все звери – много-много таких

                                          же мешочков, т. е. тигры- это только 1-а часть

                                          всех  зверей. Другая часть всех зверей – слоны,

                                         3-я –волки и т. д.

    -Кто из вас догадался, как называется такое отношение множеств?

    ( включением или вложенностью множеств )

   

     

 

                                              

       При этом маленькие множества ( мешочки) называются подмножествами большого множества(мешка). Все элементы маленьких множеств, например, -тигры  являются элементами большого множества ( звери).

      -Какие ещё подмножества входят в состав этого множества?

      -А сейчас я вам задам проблемный вопрос.

      -А кузнечики могут быть подмножеством этого множества?

( нет, ведь они являются насекомыми)

 4.Самостоятельная работа  (по карточкам)

      -Ребята, у вас на столе лежат карточки, на которых написаны разные мно-

жества, а вам нужно написать подмножества для этих множеств.

      -Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания

друг у друга.

      -Какие подмножества вы написали к множеству электроприборы?

муз. инструменты? …

5.Работа по тетради.

     -А теперь откройте тетрадь на стр.22 и исследуйте схемы в №51.

     -Что вы можете сказать про 1,2,3 схемы?

     -Вы согласны с тем,как нарисованы овалы для множеств ?

     -Почему?

     -Возможны ли другие варианты составления схем именно с этими словами?

     -Кто думает по-другому?

6.Исправь ошибки. ( №54 стр.23)  

    -Теперь исследуйте схемы в № 54.

     -Со всем вы согласны?

-Найдите в схемах ошибки, если они есть, и исправьте их.

                                ( работа в парах)

-У кого возникли трудности в выполнении этого задания?    ( Проверка )

7.Работа у доски.

                                                                      У меня на доске 2 вложенных мно-

                                                                       жества. Впишите свои имена в нуж-

                                                                       ное место чертежа. (Уч-ся выходят

                                                                       к доске и записывают свои имена)

  -Сколько элементов в каждом множестве?   

   -А я тоже хочу вписать своё имя в эту схему, но не знаю куда его написать.

 Может сюда? Или сюда?

    -Как вы думаете?

    -Почему?

-А теперь я попрошу встать с места учеников 1-го ряда.   Садитесь.

-А теперь всех детей 1-го ряда.

 -А теперь всех школьников 1-го ряда.

-Почему произошло так, что встают одни и те же дети?

-Что из этого следует? ( Эти множества равны)

 -Какие примеры равных множеств вы можете привести?

8.Итог урока.

-Какие открытия вы сделали на уроке?

                Я знал…

                Я узнал …

-Как называют пчёлку, которая много работает?

-Вы сегодня  работали как настоящие пчёлки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики на тему "Вложенность множеств" »


Тематическое планирование по окружающему миру


п/п

Тема урока


Элементы содержания

Планируемые результаты

Предметные результаты

Формирование УУД

1 четверть

1. Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе (21 час)

1

Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.


Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей.

Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города.

Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды. Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу.

Классификация объектов окружающего мира.

Составление рассказа на основе представленной схемы.

Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки.

Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники.

Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э.

Определять влияние деятельности человека на окружающую природу.

Понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века (Средневековье), Новое время, Новейшее время.

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Выпускник получит возможность для формирования:

– ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности;

– ориентация на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах

изучаемых природных объектов;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;


2

Первопроходцы в науке. Техника и человек.


Сравнение, классификация транспортных средств.

Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающих человека.

Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке.

Составление тематической экспозиции.

Обсуждение значения

Объяснять влияние промышленности и техники на природу.

Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах.

Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому).

Знать правила безопасного использования электрических приборов.



технического прогресса..

3

Трудный путь становления медицины.

Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь.

Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня.

Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач».

Извлечение информации из познавательного текста.

Называть телефоны экстренной медицинской помощи.

Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.


4

Клетка – основа строения и роста живых организмов.


Различение (опознавание) на рисунках различных клеток.

Схематичная зарисовка строения клетки (ядро, оболочка, цитоплазма).

Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа (под руководством учителя).

Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично.

Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов.

Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная, эпителиальная).



5

.

Рост и развитие

организма человека.

Режим дня в его жизни.



Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека.

Анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявление причин и следствий.

Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня.

Составление режима дня.

Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников.

Понимать причину роста живых организмов.

Осознанно выполнять режим дня.

Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье.

6

Лекарственные растения.


Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами: знакомство с лекарственными растениями и их целебным действием; составление перечня лекарственных растений для лечения простуды и расстройства желудка, которые могут пригодиться в походе.

Изготовление гербарного образца «Лекарственное растение» под руководством учителя.

Изучение лекарственных растений на пришкольном участке.

Узнавать и называть 3–5 местных лекарственных растений (на выбор ученика).

Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений.

7

Средневековье. Где и как жили рыцари.


Работа с картами: определение географического положения Западной Европы и характеристика ее природных условий.

Работа с иллюстрациями и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города.

Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из литературных произведений, кинофильмов, художественных произведений).

Формулирование «правил» рыцарского поступка.

Называть интервал времени, именуемый Средневековьем.

Кратко характеризовать природные условия Западной Европы.

Называть страны Западной и Восточной Европы.

Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации.

Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси.

8

Осанка

Человека


Определение признаков правильной осанки человека.

Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияют на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка для девочек и мальчиков; одинаковые ли упражнения они должны делать.

Разработка серии физических упражнений для поддержания правильной осанки.


Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека.

Называть признаки правильной осанки.

Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки.

9

Скелет

человека.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание и называние на рисунках и муляжах основных костей скелета человека.

Определение значения гибкости позвоночника.

Обсуждение результатов измерения роста утром и вечером.

Называть основные отделы, составляющие скелет человека.

Уметь проводить измерения и оформлять результаты.

Понимать значение позвоночника в организме человека.

10

Скелет че_

ловека (про_

должение).

Оказание

первой по_

мощи при

травмах.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание на рисунках и муляжах основных костей черепа, грудной клетки, конечностей

человека; определение их назначения.

Обсуждение разных травм на основе иллюстрационных материалов.

Составление алгоритма действий при оказании первой помощи человеку, получившему травму.

Понимать взаимосвязь между строением разных отделов скелета и их функции.

Характеризовать строение конечностей человека.

Определять подвижные и неподвижные сочленения костей и их значение.

Знать правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе).

11

Мышцы

тела.

Работа с иллюстрациями: распознавание разных мышц на рисунке (с. 39 учебника), анализ строения мышечной клетки (с. 22).

Сравнение особенностей строения и функций клеток костной и мышечной тканей.

Практическая работа: анализ и сравнение работы мышц-сгибателей и мышц разгибателей на примере руки; наблюдение за работой мышц рук при нагрузке тяжестью.

Обсуждение результатов практической работы

Объяснять назначение мышц в организме.

Понимать зависимость развития костно-мышечной системы от занятий спортом.

Уметь на основе наблюдения делать выводы.

12

Начало

Нового

времени.

Работа с текстом учебника: знакомство с эпохой Возрождения.

Анализ репродукций картин художников эпохи Возрождения: определение сюжета картины, ее настроения.

Нахождение существенных различий в написании картин.

Выявление достижений науки и культуры (изобретение огнестрельного оружия, печатного станка, появление первых печатных книг, изменение облика городов), особенностей новой культуры.

Использовать тексты, иллюстрации в целях получения нужной информации.

Определять эпоху Возрождения как этап развития человечества.

Называть 2–3 имени великих художников эпохи Возрождения (на выбор ученика).

Понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества.

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать другое мнение и позицию,



стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.




13

Расширение знаний о Земле.

Нахождение на картах и глобусе параллелей и меридиан.

Работа с градусной сеткой (системой координат) на примере игры «Морской бой».

Работа с картой: обсуждение маршрута путешествия Колумба.

Нахождение необходимой информации в справочном материале учебника.

Моделирование ситуации: представление себя членом команды Колумба, столкнувшимся с трудностями на незнакомой земле.

Показывать на карте и глобусе параллели и меридианы.

Пользоваться градусной сеткой (системой координат)

Характеризовать значение путешествия Колумба.

Называть имя великого мореплавателя – Христофора Колумба.

Соотносить дату открытия Америки с веком и отмечать на ленте времени.

14

Кругосветное путешествие Магеллана.


Работа с картой: обсуждение маршрута кругосветного путешествия Магеллана, нахождение Магелланова пролива; описание рельефа Южной Америки.

Нахождение информации в справочном материале учебника.

Характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана.

Уметь по карте и тексту учебника составлять описание маршрутов великих географических открытий.

Отмечать на ленте времени историческое событие.

15

Развитие науки. Устройство Вселенной.


Установление связи между живой природой и климатическими условиями Северной Америки.

Сопоставление природы России и Северной Америки.

Работа со справочным материалом учебника.

Составление экспозиции из собранного иллюстрационного материала «Природа Северной Америки».

Находить на карте географические объекты Северной Америки.

Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки.

Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России.

Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Сравнивать природные зоны разных материков.

16

Развитие науки. Устройство Вселенной.


Обсуждение строения Солнечной системы.

Выделение существенных признаков Солнца, Луны, Земли и какой-либо планеты Солнечной системы.

Извлечение необходимой информации из справочного материала учебника.

Создание макета или рисунка Солнечной системы.

Оценивать влияние открытия Коперника на развитие наук и будущее человечества.

Пользоваться справочниками и дополнительной литературой.

Выделять существенные признаки Солнца, Луны, Земли.

Применять полученные знания при изготовлении макета или рисунка.


17

. Законы природы.

Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.

Моделирование ситуации запуска ракеты с Земли и Луны.

Изучение характера падения на землю легких (перышко) и тяжелых (камешек) предметов.

Формулирование вывода.

.


Проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Понимать значение открытия Ньютоном закона всемирного тяготения.

Находить причины различных явлений в окружающем мире и делать выводы.


18

Открытие невидимого мира.


Работа с иллюстративным материалом учебника.

Знакомство с устройством микроскопа.

Рассматривание на рисунках и готовых микропрепаратах (с помощью учителя) микроскопических организмов (по выбору учителя)

Понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники.

Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части.

Проводить наблюдения с помощью простейшего лабораторного оборудования.

19

Победа над эпидемиями.



Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.

Обсуждение путей распространения инфекционных болезней.

Формулирование правил предупреждения распространения инфекционных заболеваний

Иметь представление о понятиях «инфекция», «вакцинация».

Объяснять значение для человечества открытия Дженнера.

Называть 1–2 болезни, против которых детям делают прививки.

Характеризовать пути распространения различных инфекций.

Знать правила предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

20

Правила здорового образа жизни.


Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике.

Сравнение традиций соблюдения личной гигиены разных народов.

Составление правил личной гигиены.

Коллективное обсуждение значения закаливания для здоровья человека.

Характеризовать своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание».

Знать основные правила личной гигиены.

Приводить примеры способов закаливания.

21

Особенности кожного покрова.


Рассматривание кожного покрова: обсуждение результатов наблюдения за кожей, определение строения и функций кожи.

Работа с текстом.

Характеризовать значение кожи.

Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья.




Формулирование правил ухода за кожей, а также правил пребывания человека на пляже и во время зимних прогулок.






2. Преобразования в России. (10 часов)

22

Россия при Петре I.




Знакомство с личностью царя Петра I.

Сравнение детства царевича Петра и современного школьника.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника, исторической и географической картами.

Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях.

Обсуждение причин войны со Швецией.

Знать имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра I.

Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море.

Использовать для поиска нужной информации текст и карты.

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

– принятие образца «хорошего ученика»;

– широкой мотивационной основы учебной деятельности;

– интерес к познанию окружающего мира;

– учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, окружающих людей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

– ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

– чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры;

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения,

выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

– способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров

в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим

требованиям;

– ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,

выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; – осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– задавать вопросы;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать позиции других людей, отличные от собственной;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

23

Строительство Санкт-

Петербурга.


Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга на основе иллюстративного, текстового материала и электронных ресурсов.

Участие в выполнении коллективной компьютерной презентации «Город Петра».

Узнавать и называть 1–2 достопримечательности Санкт-Петербурга.

Характеризовать особенности расположения города.

Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени. Знать исторический промежуток времени, когда Санк-Петербург был столицей России (1712–1918)


24

Пётр I: царь и человек.

Обсуждение изменений в жизни российского народа, произошедших благодаря указам Петра I.

Работа с текстом учебника.

Выявление значения упрощения алфавита и введения арабских цифр. Сбор занимательных историй о жизни Петра I (на основе работы с дополнительными источниками информации)


Иметь представление о преобразованиях Петра I.

Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны.

25

Становление российской

науки. М.В. Ломоносов –

великий русский учёный.


Практическая работа: определение состава и свойств гранита и известняка; оформление полученных данных в таблице.

Работа с текстом учебника: знакомство с основоположником русской науки М.В. Ломоносовым.

Ознакомление с работой ученых и учебными заведениями своего региона.

Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых на карте (с. 140– 141).

Нахождение на карте месторождений полезных ископаемых в своем регионе.

Различать свойства гранита и известняка.

Характеризовать М.В. Ломоносова как выдающегося российского ученого.

Проводить исследования и практические работы.

Оформлять полученные результаты в таблицу Узнавать условные обозначения полезных ископаемых на карте.

Называть крупные месторождения полезных ископаемых.

26

Минералы.


Ознакомление с горными породами и минералами.

Работа с текстом учебника: рассматривание и сравнение образцов полезных ископаемых: твердых, жидких, газообразных.

Обсуждение использования человеком в разные периоды истории природных материалов.

Работа с лентой времени и сравнение с традиционной лентой времени.

Иметь представление о разнообразии полезных ископаемых.

Приводить примеры полезных ископаемых (минералов).

Сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы.

Понимать значение свойств полезных ископаемых и их использования в промышленности и сельском хозяйстве.

27

Кладовая недр Земли.


Практическая работа: исследование свойств известняка и гранита, представление полученных данных в таблице (проведенный ранее опыт).

Обсуждение процессов разрушения горных пород и выявление их причин.

Практическая работа: изучение и сравнение свойств песка и глины.

Формулирование вывода, опираясь на полученные данные.

Работа с текстом учебника.

Иметь представление о происхождении известняка и гранита.

Описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их.

Формулировать выводы по полученным результатам опытов.

Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты.

Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе.

Перечислять 2–3 названия драгоценных минералов (на выбор ученика).

28

Руды металлов и горючие полезные ископаемые.


Практическая работа: изучение свойств металлических предметов.

Формулирование вывода.

Работа с иллюстрациями в учебнике: знакомство с разными рудами и образованием горючих полезных ископаемых.

Узнавание полезных ископаемых в коллекциях. Составление рассказа о нефти от ее добычи до готовой продукции по схеме (с. 120).

Обсуждение правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой.

Приводить примеры руд и горючих ископаемых (на выбор ученика), понимать их значение в народном хозяйстве.

На примере образования полезных ископаемых устанавливать связь между живой и неживой природой.

Составлять рассказ по схеме.

Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой.

29

Добыча полезных ископаемых.


Обсуждение результатов практической работы «Образование кристаллов соли».

Работа с картой: обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых.

Обсуждение особенностей профессии геолога, выявление черт характера.

Понимать значение понятий «геология», «геолог».

Называть черты характера, помогающие людям разных профессий добиваться успеха.

Иметь представление о том, как добывают полезные ископаемые.

Осознавать ценность природы и нести ответственность за ее сохранность.

30

Русское военное искусство.


Знакомство с личностями великих полководцев – А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым.

Поиск познавательной информации о них в различной справочной литературе (в т.ч. в сети Интернет).

Обсуждение хода Отечественной войны 1812 года и значения победы русского народа над Наполеоном.

Понимать значение понятий «полководец», «отечественная война».

Знать имена великих российских полководцев.

Иметь представление об Отечественной войне 1812 года, называть противника России в этой войне.

Соотносить исторические события с местом на ленте времени.

Характеризовать значение для России побед, одержанных полководцами А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым.

31

План местности.


«Чтение» плана Бородинского сражения.

Описание помещения при помощи плана местности.

Практическая работа: составление простейшего плана местности на примере классной комнаты или территории двора.

Характеризовать значение понятия «план местности».

Находить отличия между планом местности и физической картой.

Соотносить увеличение карты с ее масштабом.

Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться.





3. Мир человека в Новое время (10 часа)

32

Северные земли

России.


Прослеживание по карте

маршрута экспедиций В. Бе_

ринга.

Определение и описание

природных зон, по которым

проходили экспедиции В. Бе_

ринга.

Работа с учебником и картой.

Поиск в различных справоч_

ных изданиях информации

об исследователях Крайнего

Севера

Оценивать черты характера чело_

века, необходимые исследовате_

лям Крайнего Севера.

Использовать карты для описания

маршрутов путешественников

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения,

выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения

учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,

выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату

и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так

и в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

33

Открытие Австралии.


Работа с текстом и картами

учебника.

Обсуждение географического

положения, климатических

условий и природы Австра_

лии.

Выявление причин уникаль_

ности природы Австралии.

Поиск дополнительной ин_

формации

Иметь представление об особеннос_

тях природы Австралии.

Узнавать на иллюстрациях пред_

ставителей австралийской фауны


34

Открытие Антарктиды.


Определение по контурам

названия материков.

Описание по карте местопо_

ложения и природных усло_

вий Антарктиды.

Сравнение полярных облас_

тей Северного и Южного по_

лушарий.

Ознакомление с современны_

ми исследованиями Антарк_

тиды и их значением для нау_

ки.

Моделирование ситуации:

с какими трудностями стал_

киваются мореплаватели на

пути к Антарктиде и при ос_

воении ее «земли».

Работа со справочным мате_

риалом учебника

Называть имена первооткрыва_

телей Антарктиды – Ф.Ф. Бел_

линсгаузена и М.П. Лазарева.

Описывать климатические усло_

вия Антарктиды, называть пред_

ставителей ее фауны.

Сравнивать Арктику и Антаркти_

ку: находить сходства и различия.

Понимать значение исследования

Антарктиды для человечества в це_

лом

35

Дальний Восток

России.


Сравнение природных зон

тундры и субтропиков Рос_

сии.

Составление по карте расска_

за о географическом положе_

нии и рельефе Уссурийского

края.

Работа с текстом и иллюстра_

циями в учебнике: знаком_

ство с флорой и фауной Уссу_

рийского края.

Обсуждение причины уни_

кальности природы этого

края

Находить на карте изучаемые гео_

графические области.

Сравнивать природные зоны Рос_

сии.

Называть представителей (по

3–4 примера) флоры и фауны Уссу_

рийского края.

Понимать причину уникальности

этого края.

Осознавать ценность природы и

необходимость нести ответ_

ственность за ее сохранность

36

Природа гор.


Находить и показывать на

карте России горы.

Определение по интенсивнос_

ти окраски на карте высоких

и низких гор.

Фиксирование на рисунке

вертикального расположе_

ния природных зон в горах

или изготовление макета

горы.

Сравнение последовательнос_

ти распределения природных

зон на равнине и в горах; об_

суждение причин этого явле_

ния

Называть части горы.

Характеризовать расположение

природных зон в горах.

Объяснять причину их вертикаль_

ного расположения.

Обнаруживать простейшие взаи_

мосвязи в природных зонах между

живой и неживой природой.

Сравнивать последовательность

расположения зон в горах и на рав_

нине.

Сравнивать особенности труда и

быта людей, живущих в горах и на

равнинах

37

Расы человека.

Работа с иллюстрациями: оп_

ределение расы изображен_

ных людей; выявление их

принадлежности к географи_

ческой территории.

Обсуждение нравственных

норм и взаимоотношений

между людьми разных рас и

национальностей.

Проверка и обобщение зна_

ний, полученных при изуче_

нии темы «Разнообразие при_

роды Земли»

Называть основные расы человека

и их главные признаки.

Проявлять уважение к людям раз_

ных национальностей, их верова_

ниям, обычаям, культуре.

Оценивать характер взаимоотно_

шений между разными народами

38

Развитие науки и техники в XIX–XX веках.


Составление рассказа по ри_

сунку «Развитие промыш_

ленности и транспорта в

XIX–XX веках».

Обсуждение изобретений, под_

сказанных природой.

Поиск дополнительной ин_

формации об изобретении па_

ровоза, самолета или другого

вида транспорта

Осуществлять классификацию

объектов окружающего мира.

Различать прошлое и настоящее,

ориентироваться в историческом

времени.

Сравнивать производительность

ручного и механизированного тру_

да.

Характеризовать значение паро_

вого двигателя как главного техни_

ческого изобретения

39

Новые знания о человеке.


Работа с текстом: отбор ин_

формации по заданной теме,

обобщение информации.

Поиск дополнительной ин_

формации об ученых, изуча_

ющих органы тела человека.

Обсуждение новых достиже_

ний в области медицины

Иметь представление о великих

русских ученых И.П. Павлове и

И.М. Сеченове.

Иметь представление о современ_

ных достижениях медицины

40

Нервная система.


Обсуждение и оценивание со_

общений учеников об органах

чувств.

Анализ работы нервной сис_

темы и способа получения

информации головным моз_

гом.

Работа со схемой в учебнике:

соотнесение органов чувств и

отделов головного мозга.

Обсуждение значения сна

для человека



Иметь представление о нервной

системе: головном и спинном моз_

ге, органах чувств.

Оценивать высказывания однокла_

ссников.

Понимать, что головной мозг –

центр управления работой всего

организма.

Соблюдать правила безопасного

поведения.

Осознавать необходимость здоро_

вого образа жизни (прогулки на

свежем воздухе, хороший сон, лег_

кий ужин)

41

Кровь.

Работа с иллюстрацией и

текстом в учебнике: выявле_

ние функций крови в орга_

низме человека.

Изучение состава крови.

Сравнение знаний о крови до

и после изучения темы.

Распознавание на рисунках

клеток крови.

Ознакомление с правилами

оказания первой помощи

пострадавшему при поверх-

ностном ранении кожи

Понимать значение крови в орга_

низме человека и опасность боль_

ших ее потерь.

Уметь оказывать первую помощь

при поверхностном ранении кожи.

Объяснять необходимость обезза_

раживания ран


42

Путь крови в организме.


Работа с иллюстрацией (с. 35

учебника): изучение крове_

носной системы и работы

сердца.

Практическая работа: измерение

частоты сердечных

ударов в спокойном состоя_

нии и после приседаний.

Формулирование вывода.

Знакомство с выделительной

системой организма.

Сравнение работы органов

выделительной системы с ра_

ботой легких

Объяснять значение физических

нагрузок на сердце.

Называть органы кровеносной сис_

темы.

Иметь представление о значении

сердца, знать его местоположение

в организме.

Понимать, как клетки организма

получают питательные вещест_

ва и кислород.

Обнаруживать взаимосвязи между

системами органов.

Осознавать организм человека как

единое целое.

Осознавать необходимость физи_

ческих упражнений для укрепле_

ния сердца и всего организма.

Называть органы выделительной

системы организма человека


-

43

Россия в начале ХХ века.


Работа с текстом учебника: извлечение информации о важных исторических фактах, соотнесение их с лентой времени.

Поиск необходимой информации в дополнительной литературе, справочных изданиях, интернет- ресурсах.

Иметь представление об основных исторических событиях, произошедших в первой половине ХХ века.

Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего.







44

Великая Отечественная война

Знакомство с ходом Великой Отечественной войны (героические сражения, великие полководцы).

Работа с историческими картами: сравнение карты Европы до и во время ее оккупации гитлеровскими захватчиками.

Составление плана рассказа по тексту.

Называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны.

Иметь представление о ходе Великой Отечественной войны, о советских полководцах.

Иметь представление о героических сражениях Великой Отечественной войны (оборона Брестской крепости, битва под Москвой и др.)


45

Великая Отечественная война

(1941–1945)

(продолжение).


Представление сообщений о героях Великой Отечественной войны.

Обсуждение роли мирного населения в борьбе с врагом.

Определение значения победы российского народа над фашизмом.

Уметь представлять свое сообщение классу, участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.

Понимать значение героической победы советского народа над фашизмом.

Осознавать роль мирного населения страны в борьбе с врагом.

46

Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (подготовка презентации, выставки)

Работа с различными информационными источниками: художественными текстами,

иллюстрациями, фильмами о войне.

Обработка информации, полученной от людей старшего поколения – бабушек, дедушек.

Составление коллективной выставки или компьютерной презентации «Никто не забыт, ничто не забыто».

Оформлять результаты исследовательской работы. Уметь представить их классу.

Описывать подвиги русского народа в Великой Отечественной войне, называть ее героев (2–3 имени).

Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах.

Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края.

47

Беларусь.

Анализ природных условий Беларуси, ознакомление с ее культурой.

Сравнение языка, традиций, образа жизни людей Беларуси, Украины и России.

Называть 2–3 страны, участвовавшие во Второй мировой войне.

Использовать при обсуждении темы подобранный материал.

Характеризовать природные условия Беларуси.

Определять на карте местонахождение Беларуси, называть и показывать на карте ее столицу.

Осознавать связь между российским, белорусским и украинским народами.

Иметь представление о природном заповеднике – национальном парке Беловежская Пуща.

Называть 1–2 памятника древнерусской архитектуры, находящихся на территории Беларуси (города Полоцк, Витебск, Туров).

48

Великобритания.

Работа с картой: определение местонахождения Великобритании.

Извлечение информации из текста учебника.

Обсуждение сведений о достопримечательностях Великобритании.

Характеризовать природные условия Великобритании.

Определять на карте местонахождение Великобритании, называть и показывать на карте ее столицу.

Называть достопримечательности Великобритании. В ходе урока использовать подготовленную информацию.

49

Век научных открытий.


Участие в обсуждении результатов научно-технических достижений в ходе развития общества.

Выявление положительных и отрицательных последствий стремительного развития науки и техники для человека, природы.

Приведение примеров.

Выделение главной мысли из текста учебника.

Объяснение противоречия: уменьшение размеров технических устройств, которыми пользуется человек, и значительное расширение жилищного массива (например, многоэтажные дома в городах).

Сравнивать условия жизни людей в прошлом и настоящем.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.

Выделять главное в тексте.

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения безопасного поведения (в частности при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефоном).

50

Охрана

природы.


Извлечение информации о заповедниках России и охраняемых видах растений и животных из текста учебника и справочной литературы.

Обсуждение взаимоотношений человека и природы.

Анализ зависимости благополучия человека от состояния природы и необходимости беречь и защищать ее.

Фиксирование информации в форме таблицы

Определять характер взаимоотношений человека и природы.

Находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Характеризовать негативное влияние человека на природу.

Знать и соблюдать правила поведения человека на природе.

Иметь представление о способах защиты человеком природных ресурсов.

Уметь фиксировать информацию в форме таблицы.


51

Органы дыхания человека.


Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: определение органов дыхания, составление по рисунку рассказа о прохождении воздуха через

носовую полость.

Практическая работа: измерение и фиксация объемов грудной клетки при вдохе

и выдохе, формулирование вывода.

Обсуждение проблемы загрязненности воздуха.

Моделирование ситуации организации очистки загрязненного воздуха в городах.

Составление правил здорового образа жизни

Называть органы дыхательной системы.

Характеризовать ее значение для работы организма.

Объяснять, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека.

Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах.

Понимать необходимость здорового образа жизни.

52

Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения.


Составление при помощи учителя «паспорта» комнатных растений, произрастающих в классе и дома, с опорой на подготовленные сообщения.

Уход за комнатными растениями.

Называть 2–3 вида комнатных растений (по выбору ученика).

Объяснять значение растений в природе.

Описывать действия по уходу за комнатными растениями.

Собирать, оформлять информацию на заданную тему, представлять ее в виде сообщения.

Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.



53

Сельское хозяйство. Животноводство.


Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: выделение главного в тексте, извлечение необходимой информации, распознавание сельскохозяйственных животных.

Приводить примеры сельскохозяйственных животных, характеризовать их ценность для человека.

Называть продукты, получаемые в сельском хозяйстве.


54

Сельское хозяйство. Растениеводство.


Представление сообщений (или презентаций): обмен собранной информацией и обсуждение полученных знаний.

Распознавание сельскохозяйственных растений.

Соотнесение продуктов животноводства и растениеводства с различными отраслями промышленности.

Обсуждение проблемы развития растениеводства в вашей местности.

Приводить примеры сельскохозяйственных растений, в т.ч. возделываемых в своей местности.

Называть отрасли растениеводства.

Представлять классу подготовленное сообщение (или презентацию).

55

Состав пищи.

Определение содержания питательных веществ и калорийности пищи, срока ее годности по этикетке продукта.

Выявление при помощи справочных таблиц суточного потребления воды и продуктов питания, содержание в продуктах витаминов.

Осознавать необходимость правильного питания для работы организма.

Различать вещества, составляющие основу пищи (белки, жиры, углеводы).

Характеризовать значение витаминов.

Называть 3–4 важных витамина (на выбор ученика) и объяснять их значение для организма.


56

Органы пищеварения.


Работа со схемой и текстом в учебнике: распознавание по рисунку органов пищеварительной системы и их функций.

Знакомство с правилами ухода за полостью рта.

Обсуждение необходимости соблюдения гигиены полости рта, регулярного посещения стоматолога.

Проведение гигиены полости рта.

Называть органы пищеварительной системы.

Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом.

Иметь представление о строении зубов, их видах и назначении.

Понимать необходимость гигиены полости рта.

Уметь правильно чистить зубы.


.

57

Переработка пищи в организме. Правила здорового

питания.

Работа с текстом учебника: извлечение необходимой информации о продвижении пищи по органам пищеварения, анализ полученных сведений

и составление схемы «Дорога бутерброда».

Обсуждение необходимости правильного питания.

Составление правил здорового питания.


Определять назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения.

Объяснять, что такое «аппетит».

Участвовать в составлении схемы «Дорога бутерброда».

Знать и соблюдать правила здорового питания.


58

Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека (урок-обобщение).

Выполнение в группе учебного проекта «Будь здоров!».

Подготовка сообщения (при возможности презентации) и его защита (краткое публичное выступление).

Обсуждение и оценивание качества выполнения собственной работы и работ одноклассников.

Характеризовать своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов».

Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое.

Называть изученные системы органов.

Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье.

Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека.


4.Современая Россия (10 часа).



59

Человек и общество.


Работа с ранее собранной информацией (данными портфолио): с родословным древом, со сведениями о жизни и занятиях предков.

Фиксирование информации о себе.

Обсуждение развития человечества от рода к современному цивилизованному обществу, характера взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Выявление значения государства в развитии общества.

Называть членов своей семьи, описывать роли каждого в совместной жизни.

Осознавать, что любовь, внимание и помощь являются важным условием в жизни каждой семьи.

Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения.

Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе древних людей.

Объяснять, какое значение имеет существование государства для жизни общества.


Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения,

выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения

учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,

выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

и других людей;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– различать способ и результат действия;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общи_

ми приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

60

Россия – наша

Родина.


Обобщение сведений о нашей стране.

Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения.

Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории.

Называть столицу России.

Характеризовать географическое положение России, ее климатические условия, природные богатства, многонациональность.

Называть крупные реки России.

Определять время в различных временных поясах России.

Устанавливать взаимосвязь географического положения местности и наиболее удобного транспорта на ее территории.

61

Москва – столица

России.


Распознавание на фотографиях и рисунках достопримечательностей столицы.

Посещение какого-либо московского музея и написание небольшого сочинения «Моя Москва» (для московских школьников).

Составление компьютерной презентации «Путешествие по Москве» или написание небольшого сочинения «Москва – столица России»

Обобщать ранее полученные знания о Москве как столице нашего государства.

Называть достопримечательности столицы (на выбор учащегося).

Уметь письменно оформлять полученные впечатления, участвовать в обсуждении написанных работ.

62

Устройство государственной власти.

Записывание полной и сокращенной формы названия нашего государства, обсуждение значения слов, образующих его название.

Работа с картой: изучение деления территории

России на административные единицы.

Определение месторасположения своего населенного пункта.

Обсуждение значения и смысла главного закона России – Конституции.

Работа со схемой «Государственная власть Российской Федерации» (с. 105): описание различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) с опорой на текст в учебнике.

Воспроизводить полное и сокращенное название нашего государства.

Объяснять значение слов, образующих его название.

Называть главный закон государства.

Называть президента Российской Федерации.

Характеризовать значение конституции для существования общества.

Иметь представление об основных правах и обязанностях граждан, в т.ч. детей.

Называть компоненты государственной власти России, объяснять их назначение и взаимодействие.


63

Символы и праздники России.


Работа с иллюстрационным материалом: распознавание флага и герба Российской Федерации, регионов нашей страны, символов власти других стран.

Коллективное исполнение гимна России.

Работа с календарем: определение государственных, народных, семейных и профессиональных праздников

Узнавать флаг и герб России, называть ее столицу.

Воспроизводить наизусть слова гимна России.

Объяснять назначение государственных символов России.

Осознавать, почему важно уважать символы власти своего государства, гордиться историей своего народа, знать своих предков.

Называть государственные праздники России.

64

Родной край – часть России.

Экскурсия в краеведческий музей.

Определение на карте территориального расположения своего края, его административного центра.

Использование на уроке собранного детьми краеведческого материала.

Составление коллективной презентации «С чего начинается Родина?»

Называть адрес своего проживания.

Указывать на карте местоположение своего города или села.

Знать, на территории какого района, республики (области, края) он (оно) находится.

Описывать природные условия своей местности, профессиональную занятость его населения.

Характеризовать памятные даты в истории своего края.

Называть имена земляков, прославивших свою Родину.

65

Народы России,

их культура и традиции.


Оценивание характера взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других

людей, уважительного отношения к людям любой национальности.

Подготовка выставки «Культура и традиции народов России – достояние государства»

Называть народы, проживающие в своей местности и на территории России.

Знать имена великих российских писателей, художников, композиторов, ученых.

Объяснять, почему важно передавать народные традиции от поколения к поколению.

Осознавать необходимость культурных и духовных ценностей для развития человека, общества.

66

Человек в современных условиях.

Коллективное обсуждение вопросов: «На что человек должен тратить свое свободное время?», «Умеешь ли ты отдыхать?».

Моделирование ситуации: как найти незнакомую информацию, как себя вести в незнакомом месте (в путешествии, поездке в незнакомый город, в кассе на вокзале, на почте и т.д.)

Осознавать, почему темп современной жизни так отличается от темпа жизни наших предков.

Объяснять, как технические устройства позволяют человеку экономить время.

Называть разные источники получения информации.

67

Нравственные

нормы жизни.


Обсуждение вопроса «Как мы себя ведем, когда на нас смотрят другие люди и когда мы одни?».

Выполнение коллективного проекта «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Работа со справочным материалом учебника.

Характеризовать своими словами значение понятий «нрав», «нравственность».

Соблюдать основные правила поведения в общественных местах.

68

Духовное богатство человека.

Участие в обсуждении вопросов: «Что такое духовное богатство человека?», «Помогает ли духовность выживать человеку и обществу в трудные моменты жизни?»


Характеризовать своими словами значение понятий «достояние», «духовность».

Описывать внутреннее достояние каждого человека (здоровье, память, различные умения и таланты, чувство радости жизни и т.д.).

Называть качества человека, позволяющие ему быть хорошим другом.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока информатики на тему "Вложенность множеств"

Автор: Гусенкова Людмила Николаевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239779


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства