Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Правила работы с текстом"»
Дата: 1.02 – 5а, б Проверено:
Тема урока: Правила набора текста
Цель урока: познакомить учащихся с различными формами представления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другой.
Задачи урока: 1. Образовательная:
произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме;
обобщить знания по формам представления информации;
сформировать у учащихся представление о процессе кодирования информации;
сформировать у учащихся представление об операции перекодирования как способе перехода от одной формы представления информации к другой;
закрепить на практике правила набора текста и навыки выполнения операций с фрагментами текста.
2. Развивающая:
развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
развитие познавательного интереса;
развитие информационной культуры.
3. Воспитательная:
воспитание взаимоуважения;
воспитание самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютеры
Программное обеспечение:текстовый редактор Microsoft Office Word, презентация к уроку (Приложение 1).
Раздаточный материал:бланки для ответов на задания письменного опроса (Приложение 2), задания для практической работы (Приложение 3).
Таблица деятельности:
Информация на экране
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Тема урока
“Кодирование информации” (слайд №1)
(Приложение 1),
цель урока (слайд №2)
(Приложение 1)
Организационный этап
1 мин.
Приветствует учеников.
Знакомит с целью урока.
Приветствие учителя.
Вопросы при необходимости.
Вопросы письменного опроса (слайд №3)
(Приложение 1)
Контроль знаний
7 мин.
Раздает бланки для ответов(Приложение 2).
Объясняет задания и критерии оценки контроля знаний.
Отвечает на вопросы по формулировке вопросов письменного опроса.
Наблюдает за работой учеников.
Выслушивают задание, задают вопросы.
Приступают к выполнению задания на бланках ответов.
Ответы на задания для взаимопроверки (слайд №4)
(Приложение 1)
По окончании выполнения задания учащимися объясняет процедуру проверки ответов – взаимопроверка самими учащимися.
Выполняют взаимопроверку.
Объяснение нового материала
20 мин.
Тема урока “Кодирование информации” (слайд №5)
(Приложение 1)
Напоминает тему урока.
Записывают тему урока в тетрадь
Определение понятия “кодирование”
(слайды №6, 7)
(Приложение 1)
Объясняет связь процесса кодирования с процессами передачи и хранения информации. Дает определение понятию “кодирование” информации.
Слушают, записывают определение в тетрадь.
Понятие “длина кода”
(слайд №8)
(Приложение 1)
Вводит понятие “длина кода”. Показывает пример расчета длины кода.
Слушают, записывают определение в тетрадь.
Понятие “перекодирование” (слайды №9, 10)
(Приложение 1)
Знакомит с сутью процесса перекодирования.
Участвуют в беседе, записывают определение в тетрадь.
Формы представления информации (слайд №11)
(Приложение 1)
Обобщает материал по формам представления информации.
Участвуют в беседе, записывают основные формы представления в тетрадь.
Примеры информации, представленной в различных формах (слайды №12-14)
(Приложение 1)
Приводит пример информации, представленной в различных формах (текст, звук, число).
Слушают, участвуют в беседе.
Примеры определения длины кода информации (слайды №15)
(Приложение 1)
Знакомит с заданием для расчета длины кода.
Определяют длину кода информации.
Вопросы для подведения итогов (слайд №16)
(Приложение 1)
Озвучивает вопросы для обобщения материала урока.
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание
1 мин.
Домашнее задание: §1.2.3, устно ответить на вопросы
(слайд №17)
(Приложение 1)
Задает домашнее задание.
Записывают домашнее задание в дневник.
Практическая работа
15 мин.
Алгоритм копирования фрагментов
(слайд №18)
(Приложение 1)
Раздает задания для выполнения практической работы (Приложение 3), объясняет суть задания, этапы выполнения и способы действия. Разбивает учащихся на пары для выполнения практической работы.
Благодарит учащихся за работу на уроке. Подводит итоги урока, выставляет оценки в журнал и дневники учащихся.
Дата: 8.02 – 5а, б Проверено:
Тема урока: Выделение фрагмента текста. Шрифт
Цель урока: расширить представления и сформировать навыки учащихся по вводу и редактированию текста, дать представление о фрагменте текстового документа.
Задачи.
Обучающая:
совершенствовать умение удалять и вставлять, копировать и перемещать буквы, фрагменты текста;
способствовать воспитанию нравственных качеств: толерантность, взаимовыручка, взаимоуважение и чувство сопереживания;
учить реально оценивать себя и других;
организовывать свою работу, действовать самостоятельно, в парах и группах;
контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа с элементами обобщения
Оборудование:
компьютеры с программой WordPad, запущенной и свернутой на панели задач;
файлы-заготовки для практикума в папке Мои документы/5 класс;
плакаты “Правила работы на компьютере”, “Знакомство с клавиатурой”, “Техника безопасности”, “Подготовка текстовых документов”;
презентация к уроку;
материалы ЦОР;
таблица на доску, индивидуальные карточки для учащихся;
карточки с текстами практической работы.
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин.):
Приветствие учителя и учащихся, отметить отсутствующих.
Вступительное слово учителя: Чтоб было все у нас в порядке, Чтоб шла работа веселей, Отгадайте-ка загадки И отвечайте поскорей!
Тексты загадок (раздать детям – учат наизусть, остальные отгадывают) – слайды презентации 2-4:
Мы с вами осваиваем азы компьютерной грамотности: изучаем основные устройства компьютера, учимся работать с мышью, с клавиатурой, выполнять вычисления, набирать текст, выполнять операции редактирования с отдельными символами. Сегодня на уроке вы должны научиться работать с фрагментами текста:
как выделить произвольный фрагмент, слово, строку, абзац, весь текст;
как фрагмент можно удалить в буфер, копировать в буфер и вставить из буфера;
как отменить ошибочно выполненную операцию.
Объявить тему урока, дети записывают её в тетрадях (слайд презентации 5).
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.):
Чтоб к работе приступить Нам очень важно повторить: Где и как, в какой программе Документ мы можем сами, На компьютере создать, Ничего не растерять! Предлагаю не зевать, А на вопросы отвечать:
Устная работа:
Какая программа называется текстовым редактором? (Программа, предназначенная для создания текстового документа)
В программе-редакторе можно создавать информацию. К какому информационному процессу можно отнести создание информации: хранение, передача, обработка? (Обработка, хранение)
Каким образом текст попадает в память компьютера?
Каковы правила ввода текста? Для решения этого вопроса выполним устно небольшой тест. Внимание на экран (слайды презентации 6-20)
Какие операции редактирования вы знаете? (Удаление, вставка, замена, копирование, перемещение)
Ну а теперь должны вы вспомнить, Таблицу на доске заполнить: Кнопок сих предназначенье Назовите без мучений.
Работа с таблицей на доске: заполнить таблицу на доске с помощью карточек, на которых написаны соответствующие названия кнопок на панели инструментов и меню (Приложение 3):
Меню
Кнопка
Назначение кнопки
Файл – создать …
Создать
Файл – открыть …
Открыть
Файл – сохранить …
сохранить
Файл – печать …
Печать
Файл – предварительный просмотр
Предварительный просмотр
Правка – найти …
Найти
Правка – вырезать
Вырезать
Правка – копировать
Копировать
Правка – вставить
Вставить из буфера
Правка - отменить
отменить
Вставка – дата и время
Дата/время
III. Объяснение нового материала (7 мин.):
Готовы мы без промедленья Продолжить наш процесс ученья. Вы слушайте, запоминайте, На ус свой молодой мотайте!
Ребята! При редактировании можно работать не только с отдельными символами, как это делали мы на прошлом уроке, но и с целыми фрагментами текста.
Что за слово странное, Вроде иностранное?! Слышать - слышали не раз, Только что оно для нас? Время мы терять не станем И в учебник наш заглянем. Словарик на странице 190. Ах, до чего же это просто!
Работа с учебником стр. 190: учащиеся находят определение фрагмента в учебнике, читают его вслух, записывают в тетрадь (один ученик диктует вслух) слайд презентации 21.
Фрагмент (текстовый) – это произвольная последовательность символов (произвольный участок, слово, строка или блок строк, абзац, страница, весь текст).
Устное задание: (слайды презентации 22-26): определить, чем является выделенный текст
Для справки: произвольный участок, слово, строка (блок строк), абзац, весь текст.
Быстро справились с заданьем. Ждет вас другое испытанье. Всего прежде нужно знать - Как фрагмент нам выделять? На вопрос и этот тоже Учебник дать ответ поможет. Страница сто девяносто два – Узнать ответ настала пора!
Работа с учебником: стр. 192: учащиеся зачитывают способы выделения фрагментов текста (по желанию, по очереди по одному способу) слайды презентации 27-31.
IV. Практическое задание (18+2 мин.):
Теперь мы знаем все, что нужно. Работать с текстом будем дружно. Пройти нам нужно испытанья, Не обойтись здесь без старанья! Уж больно с вами засиделись. Компьютеры ведь никуда не делись? Мы встанем, вытянемся дружно, Нам обязательно проделать нужно: Наклон вперед, назад, ногами дрыгнуть, В ладоши хлопнуть и подпрыгнуть. Закрыть глаза и помечтать. Ну что, готовы приступить к работе вы опять?
Работа учащихся на ПК:
Испытание 1: на экране каждого ПК заранее подготовленный текст загадки, поочередно выполнить выделение произвольного участка, слова, строки (блока строк), абзаца, всего текста (по образцу на экране) слайд презентации 32.
Физкультминутка (упражнения для глаз – слайд презентации 33-34)
Испытание 2: (Практическая работа №8 стр. 158 учебника, задание №2) Откройте документ Лукоморье.rtf (Мои документы\5класс\заготовки); удалите лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихов А. С. Пушкина; сохраните документ с изменениями в папке 5 класс по именем Лукоморье1.rtf. (слайд презентации 35)
Испытание 3:(Практическая работа №8 стр. 158, задание №3) Откройте документ Фраза. rtf, содержащий фразу Теперьяподнимитетоже; выделите эту фразу и скопируйте в буфер обмена; установите курсор в конец строки и перейдите на новую строку нажатием клавиши Enter; вставьте буквосочетание из буфера обмена 7 раз; разделите его пробелами и запятыми по образцу (слайд презентации 36):
Сохраните документ с изменениями в папке 5 класс под именем Фраза1. rtf.
V. Итог урока (3 мин.):
Прошли вы с честью испытанья, Плоды я вижу вашего старанья. Но знать хотели б мы с гостями Все ль поняли, смогли, всему ли вняли? Вы сразу нам не отвечайте, Подумайте, потом ответ давайте.
(Выслушать впечатления детей, подвести итоги) слайд презентации 37:
Редактировать можно и фрагменты текста (слово, абзац, строку, весь текст);
Фрагмент необходимо выделить;
Выполнять нужные операции редактирования: удаление, вставка, копирование, перемещение).
Рефлексия (Приложение 1)
Вот теперь, дружок, немного Ты с компьютером знаком. Если дальняя дорога Приведет его в твой дом, То скажи ты всем вокруг: “Вот компьютер – лучший друг!” А в подтвержденье этих слов Плакат украсить ты готов? Если солнышко сияет - понял тему хорошо. Ну а тучка набежала – поработать бы еще! Выходите, не стесняйтесь, И друг другу улыбайтесь!
Дети выходят к доске, прикрепляют свои символы.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, мы уже всему научились при работе с текстом? Конечно, нет. Нас с вами ждёт ещё не один урок по этой теме.
Оценивание работы учащихся – самооценка, взаимооценка. (Приложение 2):
Преодолели все преграды. Теперь, конечно, и награды Хочу вручить без промедленья. Диплом за знанья и уменья, В журнал оценка вне сомненья. Какая, спросите меня?
Я вам отвечу, не тая: “Пятерка” – это красный лист, А если синий – ты взбодрись, “Четверка” - тоже хорошо! Да и “пятерочку” получишь ты еще!
VI. Домашнее задание (2 мин.):
Узнали много вы, старались. Чтоб знанья с вами оставались, Не забывались никогда, Работу на дом записать пора!
(На доске записано домашнее задание: п. 2.9, справочные материалы стр. 192, РТ №48, №50 стр. 81) слайд презентации 38:
Пункт 2.9 прочитайте, И про словарь не забывайте. И в справку тоже загляните Вам это нужно, вы поймите! А чтоб гадать загадки вам Кроссворд вам интересный я раздам. Ну что ж, Сегодняшней работе вышел срок, До скорого свидания, Спасибо за урок!
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида "
["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-otiechiestva-po-tiemie-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-v-7-klassie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "120134"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413625168"
}
}