kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по электронным таблицам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичка по электронным таблицам. Содержит теоретические и практические уроки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по электронным таблицам.»

Методическая разработка по теме:


«Электронные таблицы»



(теория + лабораторные работы)



Автор - составитель:

Фещенко Екатерина Владимировна








Хабаровск


2008 г.

































Теория № 1:

«Электронные таблицы: назначение и основные форматы данных»

Цель: Научиться определять адрес любой ячейки в ЭТ.

I) Определение: Электронные таблицы – это приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Р

строка

ассмотрим фрагмент ЭТ: столбец


А

В

С

1

5



2


май

С2


цифры выр-ся текст выр-ся ячейка ЭТ

по правому краю по лев. краю С2 (адрес

ячейки ЭТ),

пишется

по англ-ки.

Excel – программа, предназначенная для обработки числовой и текстовой информации. С её помощью можно решать экономические, мат-кие, инженерно-расчётные з-чи, проводить статистическую обработку данных, а также отображать числовую информацию в виде различных графиков и диаграмм.

Ячейка ЭТ – это область пересечения столбца и строки ЭТ.

Лист ЭТ – это рабочая страница, состоящая из двумерной прямоугольной таблицы.

Рабочие листы (их обычно три: Лист 1, Лист 2, Лист 3) объединяются в одну рабочую книгу, к-рая хр-ся в отдельном файле, например Книга 1.xls

Рабочие листы можно добавлять в рабочую книгу: Вставка / Лист. Также их можно переименовывать: Щёлкнуть пр. кн. мыши по названию листа (Лист 1) / В контекстном меню выбрать команду - Переименовать / Ввести новое название.

II) Форматы данных.

  1. числа: Формат / Ячейки.

    • числовой (105)

    • финансовый (1500,00 р.)

    • дата (25.09.06)

    • время (13:30:56)

  2. текст

  • любой текст

  • «2034» (воспринимается как текст)

    1. формулы (всегда нач-ся со знака =)

  • операции (+, - , * (умножить), / (разделить), ^ (возведение в степень))

    1. копирование данных (Выделить ячейку / В контекстном меню выбрать команду Копировать / Выделить ячейку куда вставляем данные / В контекстном меню выбираем команду Вставить).

III) Операции в формулах.

Рассмотрим фрагмент ЭТ:


А

В

С

D

E

1


8


10

12

2

?

?

7


2

3


?


?

?

В ячейке А2: найдите сумму 8 и 7. (=В1+С2).

В3: найдите произведение 10 и 12. (=D1*E1).

D3: найдите частное от деления чисел 12 и 2. (=Е1/Е2).

Е3: найдите разность 7 и 2. (=С2 – Е2).

В2: возведите цифру 7 в четвёртую степень. (=С2^4).

Каждый раз после ввода формулы, нажимайте клавишу Enter. В данной ячейке появится результат, а в строке формул появится сама формула.

с

=В1+С2

трока

формул


Лабораторная работа № 1 (Excel) по теме:

Ввод данных и формул В Э.Т.”

Цель: Научиться вводить текст, числа и формулы в ЭТ.

1. (Лист 1).

Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:


А

В

1

6

3

2

А1+В1

А1/В1

  1. Что будет выведено в ячейки А2 и В2 в режиме отображения значений?

  2. Как будут меняться числа в А2 и В2, если последовательно заносить в А1 число 2, в В1 число 4?

  3. Какое значение нужно занести в В1, чтобы в В2 появилось сообщение об ошибке?

2. (Лист 2).

Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения значений:


А

В

1

1

2

2

6

1

  1. Известно, что в первой строке находятся числа, во второй – формулы.

Какие формулы могут находиться в ячейках А2 и В2?

  1. Известно, что если в ячейку В1 занести 1, то в ячейке В2 появится сообщение об ошибке. Какая формула может храниться в ячейке В2?

3. (Лист 3).

Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:


А

В

1

144

12

2

?

?

  1. В ячейке А2 вычислите квадрат числа 12, а в В2: найдите частное от деления двух данных чисел.

4. (Лист 4).

Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:


А

В

С

1

12

12

3

2

?

?

?

Введите формулы так, чтобы в ячейке А2 получилась цифра 1, в В2: число 24, а в ячейке С2: цифра 4.

5. (Лист 5).

Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения значений:


А

В

1

1

2

2

3

2

Известно, что в первой строке находятся числа, во второй – формулы. Если в ячейки А1 и В1 занести величины 10 и 15 соответственно, то значения в А2 и В2 станут равны 25 и 150. Какие формулы могут храниться в ячейках А2 и В2?


6. (Лист 6).

Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:


А

В

С

1

1

2

3

2

?

?

?

  1. В ячейке А2 найдите сумму квадратов трёх данных цифр, в В2 разность кубов третьей и второй цифры, а в С2 произведение данных цифр разделите на сумму квадратов этих же цифр.


Теория № 2:

«Ввод и редактирование данных в электронных таблицах»

Цель: Научиться записывать формулы для ЭТ.

I) Формула – последовательность символов, начинающаяся со знака «=» и состоящая из знаков арифметических операций, числовых данных, ссылок на ячейки и функций.

Если при вводе формулы допущены ошибки, в ячейке появится сообщение об ошибке.

Диагностика ошибок в программе Excel.

Ошибка

Причины

Пояснения

#ЗНАЧ!

Используется недопустимый тип аргумента или операнда.

=А1+А2

При этом в А1 находится число, в А2 – текст.

#ИМЯ?

Появляется, когда программа не может распознать имя, используемое в формуле.

=А1+А

А – не является именем ячейки.

#ДЕЛ/0!

Появляется, когда в формуле делается попытка деления на ноль.

=А1/А2

При этом в А2 содержится 0.

#ССЫЛКА!

Появляется, когда используется недопустимая ссылка на ячейку.

Использовалась формула =А1+5, после удаления ячейки А1 появляется сообщение об ошибке.

# # # # #

Ошибка появляется, когда вводимое числовое значение не умещается в ячейке.

Необходимо просто расширить столбец.

II) Индивидуальное задание. (тетрадь)

1.

Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из электронной таблицы, предварительно ответив на вопрос: в какой последовательности будут выполняться математические операции?

1) =С2 + А5/3; 3) =(C2+A5)/3;

2) =А1*А2/D12*D3; 4) =A1*A2/D12/D3;

5) =C2/(A5+3).

2.

Запишите в традиционной математической форме следующие формулы из электронной таблицы, предварительно ответив на вопрос: в какой последовательности будут выполняться математические операции?

  1. =А1^(2+3*A2)/(A1+B2)*(14*B2)/25;

  2. =A1*A2/(D12*D3);

  3. =B2^2 – D3^5;

  4. =C5*B5/A5^2+B2^2;

  5. =F4^3*A4.


Лабораторная работа № 2 (Excel) по теме:

Составление и решение задач в ЭТ”

Цель: Научиться вводить и копировать формулы.

1.

Найдите высоту трапеции, если известны её основания (5 см и 3 см) и площадь (4 см2). В какие ячейки таблицы заносятся числа, в какие – формулы? Заполнить таблицу исходными данными и формулами.


А

В

С

D

1

А-основание трапеции

В-основание трапеции

Н-высота трапеции

S-площадь трапеции

2





2.

Найдите площадь и периметр квадрата, по заданной стороне.

3.

Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если даны два его катета.

4.

Найдите площадь и периметр прямоугольника, если даны две его стороны.

5.

Найдите скорость, если даны путь и время велосипедиста.

6.

Из уравнения Ах+В=0, выразите и найдите х, задав коэффициенты самостоятельно.

7.

Из уравнения Ах2+Вх+С=0, выразите и найдите х.

8.

Следующие математические выражения записать в виде формул в электронной таблице. Предварительно решив вопрос о размещении переменных в ячейках таблицы.

1) 3,4х+y; 3) (x+y)z;

2) (x+z)y+0,1x; 4) (x – z)z+yx;

5) 0,8x+0,9y – xy.

9.

К таблице применяется команда копирования:




А

В

С

1

5

3

=А1+В1

КОПИРОВАТЬ С1 в D1.

Какая формула занесется в ячейку D1 и какое значение отразится в этой ячейке в режиме отражения значений?


Теория № 3: «Основные функции, используемые в электронных таблицах»

Цель: Научиться записывать формулы, содержащие основные встроенные функции в ЭТ.

I) Основные функции. (Вставка / Функция).

  1. Математические. (ABS(число)-модуль числа, COS(число), SIN(число), LOG(число; основание) и др.).

  2. Статистические. (МАКС(число1; число2;…), МИН(число1; число2;…), СРЗНАЧ(число1; число2;…) и др.).

  3. Текстовые (ПОВТОР(текст; число_повторений)-повторяет текст заданное число раз, ПРОПИСН(текст)-делает все буквы в строке текста прописными и др.).

  4. Логические (И(логическое_значение1; логическое_значение2;…)-логическое умножение, ИЛИ(логическое_значение1; логическое_значение2;…)-логическое сложение, НЕ(логическое_значение)-логическое отрицание и др.).

  5. Дата и время. (ВРЕМЯ(часы; минуты; секунды) и др.).

II) Функция Автосуммирования диапазона ячеек. (кнопка на стандартной панели инструментов; выделить ячейку, щелкнуть по данной кнопке два раза).

Или второй способ: Вставка / Функция / Мат-кие / СУММ(число1; число2;…).

Диапазон ячеек.


А

В

С

1




2




3





Диапазон ячеек А1:С1 Диапазон ячеек В2:С3


Лабораторная работа № 3 (Excel) по теме:

Решение расчётных задач.

Составление таблиц истинности

логических операций”

Цель: Научиться вставлять формулы при помощи маркера автозаполнения и использовать встроенные функции в формулах.




Задание 1.


Лист1.

Дана таблица.



A

B

C

1

3

5

2

2

3

12

1

3

4

7

6

Вычислить:

  • D1: содержимое ячейки В1 умножить на 3, и результат сложить с содержимым ячейки А1;

  • D2: содержимое ячейки В3 вычитается из А2, а затем к результату добавляется содержимое С2;

  • D3: С1 умножается на А2, а затем В2 делится на полученный результат;

  • D4: В1 возводится в степень, определяемую содержимым ячейки С1, от данного результата вычесть частное от деления В2 на А3.

Задание 2.

Лист 2.

Найдите сумму диапазона чисел (задание 1) используя функцию автосуммы. А также максимальное число из данного диапазона чисел.

Вставка / Функция / Статистические / Макс.

Задание 3.

Лист 3.

Постройте таблицы истинности операции логического умножения.

  • в пары ячеек (А1,В1), (А2, В2), (А3, В3), (А4, В4) ввести пары значений аргументов логической операции (ложь, ложь), (ложь, истина), (истина, ложь) и (истина, истина);

  • в ячейку С1 ввести формулу логической функции «И» ( = И (А1; В1)). Вставка / Функция / Логические / И;

  • Скопировать формулу в ячейки С2, С3 и С4.

Задание 4.

Лист 4.

Получите таблицы истинности операций логического сложения («ИЛИ») и логического отрицания («НЕ»).

Задание 5.

Лист 5.

Создайте и рассчитайте таблицу.

Заголовок 1 столбца: Объём продаж;

заголовок 2 столбца: Цена;

Заголовок 3 столбца: Себестоимость; Заголовок 4 столбца: Прибыль.

Введите данные:

Объём продаж: 14007, 5843, 12981. Цена: 56, 32, 45. Себестоимость: 15,46; 15,89; 13,46.

Найдите прибыль каждой фирмы.

(D2: = (В2 – С2)* А2).

Задание 6.

Лист 6.

Вычислить значения функции в зависимости от значений аргумента на интервале [ - 5, 5] с

шагом 0,5.

у =

х . х – 4, для х

х + 5, для х 0 или х = 0.



А

В

1

х

у

2

- 5

=если(А2 A2*A2 – 4; A2+5)

3

↓ до

4

5



Построить график данной функции. Определить, при каких значениях х функция у принимает значение нуль.




Теория № 4: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Цель: Научиться отличать относительные, смешанные и абсолютные ссылки в ЭТ.

I) Ссылки в формулах. (Ссылка определяет адрес ячейки, где находится нужное значение).

  1. Относительные. (Относительный адрес ячейки определяет не только местоположение ячейки, но и относительное взаиморасположение ячеек. При копировании формулы из данной ячейки в другую, относительные адреса изменяются так, что на новом месте относительное взаиморасположение ячеек-аргументов и ячейки с формулой сохраняется.)

Рассмотрим данный вопрос на примере:


А

В

5

100


6

200

=А5+1

7


?

Скопируем формулу из ячейки В6 (результат по данной формуле: 101) в ячейку В7, в ней окажется формула (=А6+1).

  1. Абсолютные. (Абсолютный адрес позволяет определить местоположение нужного значения в данной ячейке, адрес которой остаётся фиксированным при любых операциях с таблицей. В записи абсолютного адреса ячейки перед именем столбца и перед номером строки пишется знак $. Например, $В$19 или $L$123.При копировании формул абсолютные адреса ячеек не меняются.)

Рассмотрим данный вопрос на примере:


В

С

7

300


8

600

=$В$8*7

9



Скопируем формулу из ячейки С8 в ячейку С7, то в С7 будет находиться таже самая формула.

  1. Смешанные. (В смешанных ссылках знак $ ставится либо перед буквой адреса, либо перед его цифрой, т.е. фиксируется либо столбец, либо строка. Например, $С1 или А$2.)


Лабораторная работа № 4 (Excel) по теме:

Абсолютная и относительная адресация ”

Цель: Научиться вставлять в формулы абсолютные, относительные и смешанные ссылки и копировать формулы, содержащие данные ссылки.

  1. Принцип относительной адресации обозначает следующее: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.

1) Пусть к таблице применяется команда:

КОПИРОВАТЬ А1: С1 в А2:С2


А

В

С

1

5

3

=А1+В1

2




К таблице применяется команда копирования: КОПИРОВАТЬ С1 в D1. Какая формула занесется в ячейку D1 и какое значение отразится в этой ячейке в режиме отражения значений?

К таблице применяется команда копирования: КОПИРОВАТЬ С1 в D2:D4. Какие формулы занесутся в ячейки блока D2:D4 ?

К таблице применяется команда копирования: КОПИРОВАТЬ С1 в С3:С5. Какие формулы занесутся в ячейки блока С3:С5 ?

К таблице применяется команда копирования: КОПИРОВАТЬ С1 в D1:F1. Какие формулы занесутся в ячейки блока D1:F1 ?

К таблице применяется команда: ПЕРЕМЕСТИТЬ А1:С1 в С2:Е2. Какие формулы занесутся в ячейку Е2 ?

Введите данные в нужные ячейки так, чтобы в ячейках с формулами не было сообщений об ошибках.

  1. Абсолютная адресация. Применяется прием, который называется замораживанием адреса. Например: $B$2. Можно заморозить только столбец ($B2) или только строку (В$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть - нет.

2) Требуется построить таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путевок в разные страны мира. Необходимо указать стоимость в долларах и в рублях.



А

В

С

1

Курс доллара:

29

рублей

2

Страна

Цена в долларах:

Цена в рублях:

3

Англия

600

=В3*$В$1

4

Болгария

250

?

5

Бельгия

420

?

6

Бразилия

1100

?

3) При копировании клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы =$А1+С1 и =$А2+В2 соответственно. Что было записано в клетке А2? В какие ячейки необходимо ввести числа, чтобы не было сообщений об ошибках?

4) При копировании клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы В1+$С1 и А2+$С2 соответственно. Что было записано в клетке А2? В какие ячейки необходимо ввести числа, чтобы не было сообщений об ошибках?


5) Дано исходное состояние таблицы:


А

В

1

1

5

2

=А1+1

=А2*В$1

3



Какой вид примет таблица после выполнения команды: КОПИРОВАТЬ А2:В2 в А3:В7? Запишите таблицу в режиме отображения формул и значений.

  1. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул.



А

В

1

20

=$А$1+1

2



3




Какой вид примет таблица после выполнения команды: КОПИРОВАТЬ В1 в В2:В3?

  1. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:


А

В

1

10

=$А$1+A1

2

20


3

30


Чему будут равны значения клеток В2 и В3 (после выхода из режима отображения формул) после выполнения команды: КОПИРОВАТЬ В1 в В2:В3?

  1. В ЭТ получена таблица умножения на 5 следующего вида:


A

B

C

D

E

1

1

x

5

=

5

2

2

x

5

=

10

3






4






5







Таблица была построена путем заполнения лишь первых двух строк и выполнения команды КОПИРОВАТЬ А2:Е2 в А3:Е5. Представьте данную таблицу в режиме отображения формул. (Сервис / Зависимости формул / Режим проверки формул).

  1. Стандартные (встроенные) функции. Математические (sin(x) – синус, cos(x) - косинус, tan(x) – тангенс, ln(x) – натуральный логарифм, корень(х), СУММА() и т.д.), статистические (СРЗНАЧ(), МИН(), МАКС() и т.д.), функции даты и времени и т.д.

9) На отрезке [0;1] вычислить значения функции f(x)=x3+0,5*√х с шагом 0,2.

Решение:



А

В

1

Шаг табуляции:

0.2

2

аргумент х

Функция F(x)

3

0

=А3^3+0.5*корень(А3)

4

=А3+$В$1


5



6



7



8



Скопируем формулу из клетки А4 в клетки А5:А8, из В3 в клетки В4:В8.


Теория № 5:

«Обработка списков в Excel»

Цель: Научиться различать сортировку и фильтрацию данных .

I) Список – это множество строк листа, содержащих однотипные данные.

Заголовки столбцов списка обязательно должны отличаться от основного текста.

Для обработки данных, содержащихся в списке используются встроенные операции:

  1. Сортировка.

  2. Фильтрация.

Перед выбором операции курсор должен стоять в ячейке, содержащей данные или заголовок столбца. В противном случае программа не сможет определить список, над которым необходимо произвести действия.

II) Сортировка.

При помощи этой операции данные можно упорядочить по возрастанию или по убыванию значений выбранного столбца.

Сортировка по возрастанию

чисел текста дат

от наим. отр. знаки от наим.

к наиб. пол. лат. алф. к наиб.

рус. алф.

пустые ячейки

III) Фильтрация. (поиск данных).

Чтобы выбрать из списка часть данных, удовлетворяющих некоторым условиям, применяют автофильтр.

Включение режима Автофильтр осуществляется из пункта меню Данные / Фильтр / Автофильтр. При этом команда Автофильтр будет отмечена галочкой, а справа от каждого заголовка столбца появится кнопка раскрывающегося списка.

Условия в фильтрах

для чисел для текста

=, , =. - равно;

- начинается с (сравниваются первые символы);

- заканчивается на (ср-ся последние символы);

- содержит (ср-ся символы в любой части текста).


Лабораторная работа № 5 (Excel) по теме:

Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах”

Цель: Научиться создавать гиперссылки и кнопки в электронных таблицах. Уметь производить сортировку и фильтрацию данных в ЭТ.

Задание № 1.

Заполните приведённую ниже таблицу.

Наименование

Фирма

Оптовая цена

Розничная цена

Дата продажи

Телевизор

Sony

6000 р.

6500 р.

12 авг

Телевизор

Samsung

5700 р.

6100 р.

17 авг

Телевизор

Panasonic

6200 р.

6650 р.

12 сен

Телевизор

Panasonic

6600 р.

6800 р.

10 окт

Видео

Samsung

2200 р.

2400 р.

12 окт

Видео

Sony

2650 р.

2800 р.

09 ноя

Видео

Panasonic

2370 р.

2600 р.

08 дек

Электрическая плита

Ariston

8500 р.

8800 р.

12 окт

Электрическая плита

Ariston

8600 р.

8900 р.

09 ноя

Электрическая плита

Indesit

8100 р.

8600 р.

08 дек

Стиральная машина

Ariston

9600 р.

9900 р.

12 окт

Стиральная машина

Indesit

9800 р.

10200 р.

11 дек

Стиральная машина

Bosh

10700 р.

11200 р.

17 дек

  • Отсортируйте данные по убыванию даты продажи.

  • Отсортируйте данные так, чтобы товары были в алфавитном порядке, а одинаковые товары были отсортированы ещё и по оптовой цене по убыванию.

  • Выдайте только данные о телевизорах фирмы Panasonic с помощью Автофильтра.

  • Выдайте на лист только те товары, розничная цена которых меньше либо равна 6500 р.

Задание № 2. Периметр и площадь.

С помощью MS Excel вычислите периметр и площадь прямоугольников, стороны которых равны 2 см и 4 см; 1 см и 5 см; 3 см и 6 см; 5 см и 4 см; 10 см и 3 см (первая цифра – длина, вторая – ширина).

1. В программе МS Ехсеl создайте таблицу следующей структуры:

2. В ячейку D3 введите формулу =2*(В3+С3) для вычисления пе­риметра первого прямоугольника.

  1. Скопируйте формулу из ячейки С3 в ячейки диапазона С4:С7.

  2. В ячейку Е3 введите формулу =В3*С3 для вычисления площади
    первого прямоугольника.

  3. Скопируйте формулу из ячейки Е3 в ячейки диапазона Е4:Е7.

Задание 3. Магический квадрат.

1. С помощью программы МS Ехсеl проверьте, будет ли магическим квадрат, представленный ниже:

14

49

42



63

35

7


28

21

56



Для этого:

  1. создайте таблицу требуемой структуры;

  2. введите расчетные формулы в соответствующие ячейки.

Задание 4. Анализ контрольных работ.

  1. В программе МS Ехсеl создайте таблицу следующей структуры:



Результаты контрольных работ

Ученик

Русский

Алгебра

Инфор-мтика

История

Сумма

баллов

Сред-ний балл

Баутин Коля

4

4

4

5

?

?

Голубев Миша

4

3

4

5

?

?

Куликов Иван

5

4

5

4

?

?

Радугина Алла

5

4

5

4

?

?

Максимальные результаты:

?

?

2. Вычислите Сумму баллов при помощи кнопки Автосумма, прежде установив курсор в ячейку, где будете считать сумму.

3. Вычислите максимальные результаты и средний балл при помощи команды: Вставка / Функция / Категория / Статистические / МАКС, а затем выполните аналогичные действия для функции СРЗНАЧ.


Теория № 6:

«Деловая графика

(диаграммы различных видов)»

Цель: Научиться различать виды стандартных диаграмм.

I) Основные типы стандартных диаграмм:

  1. Гистограмма (столбчатая диаграмма) применяется для отражения изменения одной или нескольких величин (У) в разных точках (при разных Х).

  2. График отображает развитие процесса во времени и по категориям.

  3. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Применение этой диаграммы бывает особенно наглядным, если величины в сумме составляют нечто единое целое (100 %).

  4. Точечная диаграмма позволяет сравнить пары значений.

  5. Кольцевая подобна круговой, но может отображать несколько рядов данных.

II) Нестандартные диаграммы:

  1. Блоки с областями. (объёмная гистограмма с областями).

  2. Вырезанные сектора. (объёмная диаграмма с вырезанным сектором).

  3. График/гистограмма. (классическая смешанная гистограмма; график и гистограмма, построенные на одной оси).

Алгоритм построения диаграммы:

Заполнить таблицу, выделить её, Вставка /Диаграмма, Выбрать вид диаграммы.



Лабораторная работа № 6 (Excel) по теме:

«Создание диаграмм и графиков»

Цель: Научиться по готовым диаграммам и графикам составлять таблицы, а затем по ним строить графики и диаграммы аналогичные данным.

Задание 1.

В телевизионном ток-шоу ведущий показал представленную ниже диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 2005 г. в 2006 г. резко возросло число ограблений».

Согласны ли вы с выводом журналиста, сделанным на основании этой диаграммы? Обоснуйте свой ответ.

Задание 2.

По ярусной диаграмме, характеризующей размеры выручки кафе «Ласточка» за счёт продажи напитков (чай, сок, лимонад), мороженого, пирожных и чипсов, выясните как изменяются запросы покупателей в зависимости от времени года? Как вы думаете, почему это происходит?

Задание 3.

Группы крови.

Постройте круговую диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови О(I) в мире около 46 %, с кровью группы А(II) – около 34 %, группы В(III) – приблизительно17 %, а сколько людей с самой редкой АВ(IV) группой крови посчитайте сами. Если знаете свою группу крови, то запишите её под диаграммой. Кстати, выясните дома (прочитайте в энциклопедиях или в Интернете), почему именно так назвали каждую группу крови, ответ принесите на следующий урок.

Задание 4.

Наш лес.

На основании приведенных данных представьте с помощью круговых диаграмм доли пород деревьев по занимаемым площадям и запасам древесины.

  1. Вычислите недостающие значения.

  2. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общей площади лесов России». Для этого:

выделите диапазон ячеек А2:В8, а затем создайте круговую диаграмма на новом листе.

  1. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общероссийских запасах древесины». Для этого:

перемещая мышь при нажатой клавише Ctrl, выделите несмежные диапазоны ячеек А2:А8 и С2:С8, , а затем создайте круговую диаграмма на отдельном листе.

Задание 5.

Единицы длины.

Дюйм:

  1. дольная единица длины в системе английских мер. 1 дюйм = 1/12 фута = 0,0254 м.

  2. русская дометрическая единица длины.

1 дюйм = 1/28 аршина = 1/12 фута =2,54 см.

Вершок, русская мера длины, равная 1 ¾ дюйма (4,45 см). 4 вершка = 1 пяди.

Аршин, мера длины в ряде стран, в России с XVI в., равная 16 вершкам.

На основании этой информации создайте в Excel таблицу, рассчитайте меры длины, а затем постройте диаграмму, показывающую соотношения между всеми названными единицами длины.

Задание 6.

Визуализация многорядных данных.

Дана таблица:



 

А

В

С

D

Е

1

Прибыль торговых предприятий

2

Торговое предприятие

Прибыль

Городской налог

Федеральный налог

Чистая прибыль

3

Ромашка

42500000




4

Ветерок

84200400




5

Ласточка

38946500




6

Весна

58000420




Эти предприятия из своих денег уплатили налог на прибыль в размере 30 %, причём из них 13 % были перечислены в федеральный бюджет, а 17 % - в городской.

Заполните таблицу. Для этого:

  1. введите формулы для расчёта значений в диапазонах С3:С6, D3:D6,E3:E6.

  2. Пример: С3: =В3*17/100 и т.д.

D3: =В3*13/100 и т.д.

Для несмежных диапазонов А2:А6 и С2:Е6 на одном листе постройте диаграмму.

Постройте круговые диаграммы, отражающие вклад каждого предприятия в городской и федеральный бюджет.



Теория № 7:

«Вставка гиперссылок и кнопок

в электронные таблицы»

Цель: Научиться различать гиперссылки и кнопки в ЭТ.

I) Вставка гиперссылок и кнопок в ЭТ.

Гиперссылка – это выделенный (цветом или подчёркиванием) участок текста или графическое изображение, которое связано с другим место в этом документе или другим документом, находящимся на данном компьютере или на другом сервере.

Отличить гиперссылку можно по следующему признаку – при указании на гиперссылку курсор мыши, обычно имеющий форму стрелки, принимает вид руки с вытянутым указательным пальцем. При щелчке мышью на гиперссылке происходит переход к соответствующему документу или месту в документе. Благодаря наличию гиперссылок документ становится как бы многомерным, гипертекстовым.

Алгоритм создания гиперссылки (между документами): Выделите ячейку с текстом / Вызовите контекстное меню (пр. кн. мыши) / Выберите команду Гиперссылка / В раскрывшемся окне выберите кнопку: Файлом, веб-страницей / Выберите документ из списка документов / Нажмите кнопку ОК.

Алгоритм создания гиперссылки (в одном документе): Выделить ячейку / Гиперссылка / Местом в документе / Например, Лист 2 / Введите адрес ячейки, С2 / ОК.

Кнопка в ЭТ – это графическое представление гиперссылки.

Алгоритм создания кнопки:

Выберите любое изображение, допустим

/ Залейте её любым цветом при помощи заливки / Выделите фигуру / Контекстное меню / Добавить текст / Введи нужный текст / Гиперссылка / Файлом, веб-страницей / Название документа / ОК


Лабораторная работа № 7 (Excel) по теме:

«Построение таблиц по заданным диаграммам»

Цель: Научиться осуществлять переходы между документами при помощи гиперссылок и кнопок.

Задание 1. Лист 1 → Количество учащихся.

Начертите таблицу и постройте по этой таблице диаграмму:












Задание 2.

Лист 2 → Даты рождения.

Постройте круговую диаграмму дат рождения учеников класса, приходящихся на времена года. Измените данные в таблице и проанализируйте изменения в диаграмме. Вставьте Заголовок, Метки данных и Легенду.

12%

Задание 3.

Лист 3 → Плотность.

Постройте диаграмму распределения плотности населения различных стран.

Задание 4.

Лист 4 → Единицы длины.

Постройте диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Выразите данные величины в метрах.

Задание 5.

Создайте на Рабочем столе документ Excel. Скопируйте и вставьте в него 3 задание. Создайте гиперссылки: Лист 1→ Новый документ, Новый документ → Лист 2.

Для этого создайте кнопки:

на Листе 1:


(для перехода на новый документ).



в Новом документе:

(Аналогичный объект, для перехода на Лист 2 Старого документа).




Чтобы создать гиперссылку, необходимо:

Выделите звезду, нажать на правую кнопку мыши на данном объекте (появится контекстное меню), в нём выбрать команду Гиперссылка. Затем выбрать документ или Лист на который должны перейти.



Теория № 8:

«Самостоятельная работа по теме:

«Электронные таблицы»


Цель: Провести контроль усвоения учащимися темы: «Электронные таблицы».

I вариант II вариант

1. Дайте понятие электронной 1. Дайте понятие листа

таблицы. электронной таблицы.

2. Перечислите основные 2. Перечислите основные

форматы данных, операции, применяемые

используемые в ЭТ. в ЭТ.

3. Перечислите основные 3. Расскажите об

функции, используемые основных ссылках,

в ЭТ. применяемых в ЭТ.

4. Запишите выражение в 4. Запишите выражение в виде формулы для ЭТ. в виде формулы для ЭТ.

– 2 : 12х + у 3+у – 2 + 12ху

10ху 3х – у5+2х 10 – ху 3х + у

5. Дан фрагмент ЭТ. 5. Дан фрагмент ЭТ.


А

В

1

1

5

2

=А1+1

=А2*В1

3




А

В

1

20

=$A$1+ 1

2



3




- Какой вид примет таблица - Какой вид примет

после выполнения команды: таблица после

КОПИРОВАТЬ А2:В2 в выполнения команды

А3:В7 ? КОПИРОВАТЬ В1 в

- Запишите полученную В2:В3 ?

таблицу в режиме - Запишите полученную

отображения формул и таблицу в режиме

в режиме отображения отображения формул

значений. и в режиме отображения

значений.



Лабораторная работа № 8 (Excel) по теме:

«Построение графиков различных функций»

Цель: Научиться строить графики различных функций при помощи точечной диаграммы.

Задание 1. На отрезке [-5;5] вычислить значения функции у=cos(x) с шагом 0,5. А затем постройте график данной функции (при помощи точечной диаграммы).

Задание 2. На отрезке [-7;11] вычислить значения функции у=|x|+2 с шагом 0,7. А затем постройте график данной функции (при помощи точечной диаграммы).

Задание 3. Постройте график функции у= х2+3х-5 на отрезке [-15;15].

Задание 4. Дракон.

1. Продумайте структуру для решения следующей задачи:

В пещере у реки поселился огнедышащий дракон. Всех, кто пытался его прогнать, он прогонял сам, полыхая на них огнем. Количество полыханий зависело от того, на кого надо было полыхать. На царевича дракон полыхал 5 раз, на ко­ролевича — 4 раза, на простого рыцаря — 3.

За первые сто лет дракона пытались прогнать 2 царевича, 3 коро­левича и 5 простых рыцарей. За второе столетие на него покушались 3 царевича, 2 королевича и 7 простых рыцарей. За третий век дракона беспокоили 7 царевичей, 5 королевичей и 6 простых рыцарей. За следу­ющее столетие дракону пришлось иметь дело с 3 царе­вичами, 6 королевичами и 10 простыми рыцарями. После этого его в конце концов оставили в покое и объявили гору, на которой он жил, заповедником для охраны редких видов животных.

Сколько человек пытались прогнать дракона за каждое из столе­тий в отдельности и за все 4 века вместе? Сколько среди них было царевичей, сколько королевичей и сколько простых рыцарей?

Сколько раз дракону пришлось полыхать на них огнем в тече­ние каждого века и за все 4 столетия вместе? Сколько полыханий досталось царевичам, сколько королевичам и сколько простым ры­царям?

2. Введите необходимые данные, формулы и проведите по ним расчёты.

3. Постройте диаграмму к этой задаче.

4. Сохраните таблицу в своей папке под именем Дракон.

Задание 5.

Сформируйте ведомость студентов. Выдайте диаграмму с долей учащихся, имеющих повышенную стипендию. В группе обучается 15 студентов.


А

B

C

D

ФИО студента

Успе

вае

мость

Сумма

Надбавки

Андреев Иван Сергеевич

4

300

=ЕСЛИ(В3С3+200;С3+400)









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка по электронным таблицам.

Автор: Фещенко Екатерина Владимировна

Дата: 04.09.2017

Номер свидетельства: 427225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока по химии: "Периодическое изменение свойств элементов" "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-pieriodichieskoie-izmienieniie-svoistv-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "119128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413340760"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Презентация к уроку на тему: Использование различных возможностей электронных таблиц  Excel "
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-ispol-zovaniie-razlichnykh-vozmozhnostiei-eliektronnykh-tablits-excel"
    ["file_id"] => string(6) "115629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412054623"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методическая разработка урока по информатике "Работа с электронными таблицами" "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-informatikie-rabota-s-eliektronnymi-tablitsami"
    ["file_id"] => string(6) "132250"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416315464"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по теме «Обобщающее занятие по теме «Электронные таблицы». Урок-игра «Морское путешествие»» "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-obobshchaiushchieie-zaniatiie-po-tiemie-eliektronnyie-tablitsy-urok-ighra-morskoie-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "108160"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403594785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка открытого  урока  на тему « Электронные таблицы» "
    ["seo_title"] => string(76) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-eliektronnyie-tablitsy"
    ["file_id"] => string(6) "192865"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427536038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства