Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему « Электронные таблицы» »
Министерство образования Пензенской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
Торгово-экономическое отделение
Методическая разработка открытого
урока по дисциплине
«Информатика и ИКТ»
на тему « Электронные таблицы»
Автор-составитель:
Е.В. Комарова
Пенза, 2014 г.
Педагог Комарова Елена Валерьевна
Предмет Информатика и ИКТ
Возраст учащихся: 1 курс, группа 13 ТЭО-12к
Тема урока Электронные таблицы.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с программным приложением MS Excel, предназначенным для обработки числовых данных;
сформировать знания о структуре электронных таблиц (ЭТ);
сформировать первичные навыки работы с электронной таблицей.
Развивающие:
Развитие логического мышления.
Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Развитие у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:
формирование ответственного отношения к интеллектуальному труду,
воспитание творческого подхода к работе.
Знания, умения, навыки:
1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.
2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.
3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.
Основные понятия:Строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка, тип данных ячейки, ссылка, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка.
преподаватель – проверить готовность учащихся к выполнению учебных действий;
учащиеся – проверить свою готовность к учебной деятельности.
– Преподаватель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, отмечает отсутствующих, знакомит с предварительным планом работы.
Актуализация знаний и умений учащихся. Предъявление учебной цели.( 5 минут)
Цель этапа:
преподаватель – организовать учебную деятельность учащихся, направленную на самостоятельный анализ данных;мотивировать познавательную активность студентов посредством вопроса для размышления; предъявить тему и учебную цель занятия;
учащиеся – провести анализ первичных знаний по электронным таблицам, ответив на вопросы учителя; научиться правильно излагать свои мысли.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них , не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.
Если вы станете экономистом, бухгалтером или менеджером?
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, а что делать, если вычисления сложные? Для этого используют специальную программу, называемую электронной таблицей либо табличным процессором. В пакете прикладных программ Office табличный процессор называется MicrosoftExcel.
. Изучение нового материала. ( 30 мин)
Цель этапа:
преподаватель – организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению нового материала;
учащиеся – в процессе самостоятельной работы познакомиться с новым материалом, оценить степень его новизны для себя; сделать обобщающие выводы.
«Сегодня мы рассмотрим электронные таблицы (ЭТ). Но сначала предлагаю вопрос для размышления: «Чем похожи игра «Морской бой», шахматы и ЭТ?» Ответ на этот вопрос прошу дать в конце урока».
Электронные таблицы – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчётом вносимых данных. Сформулируйте алгоритм запуска программы и выполните его.
После активации ярлыка осуществляется запуск программы, окно которой имеет вид, аналогичный текстовому редактору, который включает текстовое меню, графическое меню, рабочее поле. Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы.
Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой. Отдельными элементами книги являются листы. Книга первоначально содержит три листа, но при необходимости листы можно добавить с помощью команды Вставка/Лист. Рабочее поле электронной таблицы состоит из столбцов и строк.
Как обозначаются строки таблицы ? Как обозначаются столбцы?
Каждый столбец имеет буквенное обозначение, начиная с буквы А.(Используются буквы латинского алфавита.) А каждая строка имеет свой номер.(Используются арабские цифры.)
На пересечении строки и столбца находится ячейка. Имя ячейки формируется по имени столбца и строки. Например, А1 – адрес самой первой ячейки.Ячейка, в которой находится курсор и выделена рамкой, называется активной.
Несколько выделенных ячеек образуют диапазон ячеек,который обозначается именем левой верхней ячейки и именем правой нижней ячейки, разделённых двоеточием. Например, А1:D4.
Устная работа : назвать активные ячейки и диапазоны ячеек.
Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста или выбрав в локальном меню команду «формат ячеек».
Оновные информационные объекты электронной таблицы:
- число
- текст
- формула
Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. (Выравниваются по правому краю ячейки). Специальный вид: дата, время, денежный.
Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки).
Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними.
Изменить тип данных можно, выбрав в локальном меню команду «формат ячеек».
Правила записи формулы:
1.Формула начинается со знака =;
2.Адреса ячеек пишутся латинскими буквами;
3.Конец формулы отмечается клавишей Enter.
Что означает формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?
Содержимое ячеек А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2. Посмотреть формулу можно в Строке формул.
Виды ссылок на адреса ячеек: относительные, абсолютные, смешанные.
Относительная адресация. При обращении к ячейке можно использовать такие ссылки как D3, А1:Н9 и т.д. Такая адресация называется относительной, т.е. Excel запоминает расположение ячеек, используемых в формулах, относительно текущей ячейки.
Абсолютная адресация. Если при копировании формул необходимо сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Абсолютная ссылка формируется с помощью знака $.
Запись $C$15 означает, что независимо от того, куда мы потом переместим формулу, она всегда будет искать значения, помещённые в ячейку С15.
Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим.
Пример: $C15 или C$15, тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой – нет.
Копирование относительной ссылки:
вертикально (меняется номер строки),
горизонтально (меняется имя столбца),
по диагонали (меняется номер строки и имя столбца).
Копирование абсолютной ссылки: адреса заморожены, поэтому при копировании во всех трех направлениях, они не меняются.
Копирование смешанной ссылки: замороженная ссылка не меняется, а относительная может меняться в зависимости от направления копирования.
В ЭТ есть группы встроенных функций: математические, статистические, финансовые, дата и время.
Среди математических: суммирование, степенная функция, квадратный корень.
Как можно использовать функцию суммирования? Используя кнопку Автосумма.
V. Первичное закрепление изученного материала. (15 мин )
Цель этапа:
преподаватель – организовать деятельность, направленную на формирование обобщенных способов работы с электронными таблицами;
учащиеся – в процессе наблюдения над действиями формировать умения работы с электронными таблицами.
Учащимся предлагается открыть документ Овощи и фрукты.xls.
В этом документе вместе с преподавателем учащиеся записывают формулу расчета стоимости = С4*D4, в ходе работы учащиеся знакомятся с новым инструментом для копирования формул
Для копирования
Рассчитывают строку ИТОГО, используя функцию автосуммирования
В этом же документе учащиеся вместе с учителем учатся вставлять строки и столбцы.
V. Гимнастика для глаз( 5 мин)
Комплекс №1.
1). Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
2). Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить 4-5 раз.
3). Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4). Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
5). В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону,
столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1.
6). Повторить 1-2 раза.
VI. Тренировочные упражнения. ( 20 мин)
Цель этапа:
преподаватель – организовать деятельность, направленную на формирование умений и навыков работы с электронными таблицами;
учащиеся – в ходе выполнения тренировочных упражнений работать над закреплением изученного материала, приобретением навыков работы с электронными таблицами.
Учащимся предлагается открыть файл Сведения об учениках.xls
И выполнить следующие упражнения :
1.Заполнить данными диапазон (B11:C12).
2.С помощью кнопки Автосумма заполнить столбец Всего учеников.
3.С помощью суммирования заполнить ячейки (B16:D16).
4.Для сильных учеников отформатировать таблицу по образцу, используя подсказки в памятке.
Образец отформатированной ЭТ:
Команды для форматирования:
Объединить и поместить в центре
Границы
Выбрать размер шрифта
Выравнивание по левому краю
Выравнивание по центру
Выравнивание по правому краю
Полужирный
Курсив
Подчеркнутый
Цвет заливки
Цвет шрифта
Денежный формат
Увеличить разрядность
Уменьшить разрядность
VII Подведение итогов. Рефлексия. ( 7 мин)
Цель этапа:
преподаватель – подвести итоги занятия, дать оценку проделанной учащимися работе, создать условия для анализа учащимися своей учебной деятельности;
учащиеся – осмыслить свою учебную деятельность на занятии.
Преподаватель подводит итоги деятельности учащихся на занятии, выставляет оценки, обосновывает их, дает рекомендации по устранению ошибок.
Преподаватель предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока: в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.
Проанализировав свою деятельность на занятии, продолжите высказывания ( высказываются по цепочке, выбрав понравившееся начало фразы) :
«Сегодня мы познакомились с….. и научились…», «Наиболее трудным для меня оказалось…», «Знание электронных таблиц необходимо для…», «Наиболее полезной для меня оказалась информация о ...»
V. Домашнее задание. ( 5 мин)
Цель этапа:
преподаватель – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;
учащиеся – записать д.з.; выяснить непонятные для себя моменты.
Домашнее задание: повторить конспект, заполнить таблицу, указав направление копирования стрелками , и записав формулу в новой ячейке.