kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Как образуются понятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Как образуются понятия                  6 класс , УМК Босовой Л. Л.        

Цель урока:

  • дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;

Основные понятия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели

III. Проверка домашнего задания:

– С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков)
– Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.
– Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством  признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).
– Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.

IV. Объяснение нового материала  (презентация в приложении)

– В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
– Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).
Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия):
карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...);
велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать):
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ.
А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом.
«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Выполнить задание № 7 (стр. 42)
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс растений…)
Объедините, представленные на доске предметы в группы.
Приведите свои примеры обобщения.
Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.

V. Решение задач (задания представлены на карточках в приложении)

РТ №11 с. 45 (проверить).
Учебник №№4, 5, 8 (с 41)
РТ №13 (с.46)

VI. Практическая работа ( компьютерный практикум, учебник Л. Л. Босовой, 6 кл)

При выполнении практической работы № 7 (задание 3, 4) закрепляются навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.

VII. Домашнее задание

§2.3 (стр. 38-40), РТ: № 15 — стр. 45, № 17 — стр. 48.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«карточки с заданиями - 2»

6 класс Тема «Формирование понятий» _________________________________________ кл, ________

  1. Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?

Подчеркните нужное.

  1. Сравните числовые последовательности и найдите такие, которые образованы при помощи общего свойства. Что это за свойство?

а) 2, 4, 6, 8, 10…… б) 2, 4, 8, 16, 32, … в) 1, 2, 3, 4, 5, … г) 2, 5, 8, 11, 14, …



Ответ_____________ свойство ______________________________________________________________



  1. Какие числа закодированы геометрическими фигурами, если учесть , что приведенные ниже равенства верны?



: 9 = + = 8 3 ∙ = 162 9 - =





6 класс Тема «Формирование понятий» _________________________________________ кл, ________

  1. Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?

Подчеркните нужное.

  1. Сравните числовые последовательности и найдите такие, которые образованы при помощи общего свойства. Что это за свойство?

а) 2, 4, 6, 8, 10…… б) 2, 4, 8, 16, 32, … в) 1, 2, 3, 4, 5, … г) 2, 5, 8, 11, 14, …



Ответ_____________ свойство ______________________________________________________________



  1. Какие числа закодированы геометрическими фигурами, если учесть , что приведенные ниже равенства верны?



: 9 = + = 8 3 ∙ = 162 9 - =





6 класс Тема «Формирование понятий» _________________________________________ кл, ________

  1. Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?

Подчеркните нужное.

  1. Сравните числовые последовательности и найдите такие, которые образованы при помощи общего свойства. Что это за свойство?

а) 2, 4, 6, 8, 10…… б) 2, 4, 8, 16, 32, … в) 1, 2, 3, 4, 5, … г) 2, 5, 8, 11, 14, …



Ответ_____________ свойство ______________________________________________________________



  1. Какие числа закодированы геометрическими фигурами, если учесть , что приведенные ниже равенства верны?



: 9 = + = 8 3 ∙ = 162 9 - =



Просмотр содержимого документа
«карточки с заданиями -1»

Ф. И., класс ___________________________________________________________

Логические приемы формирования понятий

  1. Установите соответствие:

Синтез

Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других

Сравнение

Мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс

Абстрагирование

Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта

Анализ

Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков

Обобщение

Мысленное установление сходства или различия объектов по его признакам



Ф. И., класс ___________________________________________________________

Логические приемы формирования понятий

  1. Установите соответствие:

Синтез

Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других

Сравнение

Мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс

Абстрагирование

Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта

Анализ

Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков

Обобщение

Мысленное установление сходства или различия объектов по его признакам





Ф. И., класс ___________________________________________________________

Логические приемы формирования понятий

  1. Установите соответствие:

Синтез

Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других

Сравнение

Мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс

Абстрагирование

Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта

Анализ

Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков

Обобщение

Мысленное установление сходства или различия объектов по его признакам

  1. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

Решение:


2 марта

17 мая

2 июля

20 марта

Катя





Соня





Галя





Тамара







  1. Найдите закономерности и продолжите последовательности:

  • а, б, в, г, _______

  • а, в, д, ё, _______

  • Анна, Борис, Валентина, Геннадий, _______________________

  • о, д, т, ч, п, ____________

  • Москва, Абакан, Норильск, Киев, ________________________







  1. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

Решение:


2 марта

17 мая

2 июля

20 марта

Катя





Соня





Галя





Тамара







  1. Найдите закономерности и продолжите последовательности:

  • а, б, в, г, _______

  • а, в, д, ё, _______

  • Анна, Борис, Валентина, Геннадий, _______________________

  • о, д, т, ч, п, ____________

  • Москва, Абакан, Норильск, Киев, ________________________







  1. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

Решение:


2 марта

17 мая

2 июля

20 марта

Катя





Соня





Галя





Тамара







  1. Найдите закономерности и продолжите последовательности:

  • а, б, в, г, _______

  • а, в, д, ё, _______

  • Анна, Борис, Валентина, Геннадий, _______________________

  • о, д, т, ч, п, ____________

  • Москва, Абакан, Норильск, Киев, ________________________

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: Как образуются понятия

6 класс , УМК Босовой Л. Л.

Цель урока:

  • дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;

Основные понятия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • абстрагирование;

  • обобщение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели

III. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы 1 – 8 на стр. 38 учебника:

– С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков)
– Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.
– Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством  признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).
– Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.

IV. Объяснение нового материала

– В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
– Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).
Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия):
карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...);
велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать):
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ.
А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом.
«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Выполнить задание № 7 (стр. 42)
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс растений…)
Объедините, представленные на доске предметы в группы.
Приведите свои примеры обобщения.
Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.

V. Решение задач (задания представлены на карточках в приложении)

РТ №11 с. 45 (проверить).
Учебник №№4, 5, 8 (с 41)
РТ №13 (с.46)

VI. Практическая работа ( компьютерный практикум, учебник Л. Л. Босовой, 6 кл)

При выполнении практической работы № 7 (задание 3, 4) закрепляются навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.

VII. Домашнее задание

§2.3 (стр. 38-40), РТ: № 15 — стр. 45, № 17 — стр. 48.



Просмотр содержимого презентации
«Как образуются понятия»

Как образуются понятия?  основные приемы формирования понятий:

Как образуются понятия? основные приемы формирования понятий:

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Абстрагирование
  • Обобщение
1. Анализ

1. Анализ

  • Из каких частей состоит:
2. Синтез  Отгадайте загадки: Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это?  Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. Что это? РАДИО ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ГОД

2. Синтез Отгадайте загадки:

  • Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.
  • Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это?

  • Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. Что это?

РАДИО

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

ГОД

3. Сравнение  Найди различия :

3. Сравнение Найди различия :

4. Абстрагирование  Где квадрат?

4. Абстрагирование Где квадрат?

5. Обобщение  что объединяет эти числа?

5. Обобщение что объединяет эти числа?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Как образуются понятия"

Автор: Моисеенко Элла Анатольевна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока-практикума на тему: "Устройство и принцип работы карбюратора" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-praktikuma-na-tiemu-ustroistvo-i-printsip-raboty-karbiuratora"
    ["file_id"] => string(6) "240370"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445004158"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическая разработка урока по истории Отечества по теме «Правление Ярослава Мудрого» в 7 классе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-otiechiestva-po-tiemie-pravlieniie-iaroslava-mudrogho-v-7-klassie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "120134"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413625168"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка урока "Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-linieinyi-alghoritm-poniatiie-priedstavlieniie-v-vidie-blok-skhiemy"
    ["file_id"] => string(6) "212914"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431951854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства