Тема: Как образуются понятия 6 класс , УМК Босовой Л. Л.
Цель урока:
- дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
Основные понятия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- абстрагирование;
- обобщение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели
III. Проверка домашнего задания:
– С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков)
– Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.
– Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).
– Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.
IV. Объяснение нового материала (презентация в приложении)
– В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
– Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).
Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия):
карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...);
велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать):
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ.
А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом.
«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Выполнить задание № 7 (стр. 42)
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс растений…)
Объедините, представленные на доске предметы в группы.
Приведите свои примеры обобщения.
Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.
V. Решение задач (задания представлены на карточках в приложении)
РТ №11 с. 45 (проверить).
Учебник №№4, 5, 8 (с 41)
РТ №13 (с.46)
VI. Практическая работа ( компьютерный практикум, учебник Л. Л. Босовой, 6 кл)
При выполнении практической работы № 7 (задание 3, 4) закрепляются навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.
VII. Домашнее задание
§2.3 (стр. 38-40), РТ: № 15 — стр. 45, № 17 — стр. 48.
Просмотр содержимого документа
«карточки с заданиями - 2»
6 класс Тема «Формирование понятий» _________________________________________ кл, ________
Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?
Подчеркните нужное.
Сравните числовые последовательности и найдите такие, которые образованы при помощи общего свойства. Что это за свойство?
а) 2, 4, 6, 8, 10…… б) 2, 4, 8, 16, 32, … в) 1, 2, 3, 4, 5, … г) 2, 5, 8, 11, 14, …
Ответ_____________ свойство ______________________________________________________________
Какие числа закодированы геометрическими фигурами, если учесть , что приведенные ниже равенства верны?
: 9 = + = 8 3 ∙ = 162 9 - =
6 класс Тема «Формирование понятий» _________________________________________ кл, ________
Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?
Подчеркните нужное.
Сравните числовые последовательности и найдите такие, которые образованы при помощи общего свойства. Что это за свойство?
а) 2, 4, 6, 8, 10…… б) 2, 4, 8, 16, 32, … в) 1, 2, 3, 4, 5, … г) 2, 5, 8, 11, 14, …
Ответ_____________ свойство ______________________________________________________________
Какие числа закодированы геометрическими фигурами, если учесть , что приведенные ниже равенства верны?
: 9 = + = 8 3 ∙ = 162 9 - =
6 класс Тема «Формирование понятий» _________________________________________ кл, ________
Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?
Подчеркните нужное.
Сравните числовые последовательности и найдите такие, которые образованы при помощи общего свойства. Что это за свойство?
а) 2, 4, 6, 8, 10…… б) 2, 4, 8, 16, 32, … в) 1, 2, 3, 4, 5, … г) 2, 5, 8, 11, 14, …
Ответ_____________ свойство ______________________________________________________________
Какие числа закодированы геометрическими фигурами, если учесть , что приведенные ниже равенства верны?
: 9 = + = 8 3 ∙ = 162 9 - =
Просмотр содержимого документа
«карточки с заданиями -1»
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Тема: Как образуются понятия
6 класс , УМК Босовой Л. Л.
Цель урока:
дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
Основные понятия:
анализ;
синтез;
сравнение;
абстрагирование;
обобщение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели
III. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы 1 – 8 на стр. 38 учебника:
– С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков)
– Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.
– Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).
– Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.
IV. Объяснение нового материала
– В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
– Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).
Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия):
карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...);
велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать):
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ.
А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом.
«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Выполнить задание № 7 (стр. 42)
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс растений…)
Объедините, представленные на доске предметы в группы.
Приведите свои примеры обобщения.
Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.
V. Решение задач (задания представлены на карточках в приложении)
РТ №11 с. 45 (проверить).
Учебник №№4, 5, 8 (с 41)
РТ №13 (с.46)
VI. Практическая работа ( компьютерный практикум, учебник Л. Л. Босовой, 6 кл)
При выполнении практической работы № 7 (задание 3, 4) закрепляются навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.
VII. Домашнее задание
§2.3 (стр. 38-40), РТ: № 15 — стр. 45, № 17 — стр. 48.
Просмотр содержимого презентации
«Как образуются понятия»