Класс: 8
Дата:
Тема: Логические операции.
Цели: Познакомить с основными логическими операциями: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся понятие “логическая операция»;
Развивающая: способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу;
Воспитательная: воспитание активности, аккуратности и внимательности, формирование мотивационной компетентности.
Учащиеся должны знать:
- логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность;
- таблицы истинности логических операций;
- обозначение логических операций;
- приоритет логических операций.
Учащиеся должны уметь:
- определить порядок действий при вычислении значения логического выражения;
- конструировать простые и сложные высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изложение нового материала.
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить логические операции, в результате которых получаются новые, составные (сложные) высказывания.
Опр.1 Логическая операция — способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.
Рассмотрим три базовых логических операций — инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию и дополнительные — импликацию и эквивалентность.
Логическая операция
Название
Обозначение знаками
Таблица истинности
Определение
Инверсия
Логическое отрицание
А
1
0
0
1
Инверсия логической переменной истина, если переменная ложна, и, наоборот, инверсия ложна, если переменная истинна.
Конъюнкция
Логическое умножение
А
В
1
1
1
1
0
0
0
1
0
0
0
0
Конъюнкция двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания, истинны
Дизъюнкция
Логическое сложение
А
В
1
1
1
1
0
1
0
1
1
0
0
0
Дизъюнкция двух логических переменных ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны.
Импликация
Логическое следование
А — условие
В — следствие
А
В
1
1
1
1
0
0
0
1
1
0
0
1
Импликация двух логических переменных ложна тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие
Эквивалентность
Логическое равенство
А
В
1
1
1
1
0
0
0
1
0
0
0
1
Эквивалентность двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны
Упражнение 1. Даны два простых высказывания:
А= “Щука – рыба”;
В=“Ворона — певчая птица”.
Составьте из них все возможные составные (сложные) высказывания и определите их истинность.
При вычислении значения логического выражения (формулы) логические операции вычисляются в определенном порядке, согласно их приоритету:
1.инверсия
2.конъюнкция
3.дизъюнкция
4.импликация и эквивалентность
Операции одного приоритета выполняются слева направо. Для изменения порядка действий используются скобки.
Например: дана формула .
Порядок вычисления:
— инверсия
— конъюнкция
— дизъюнкция
— импликация
— эквивалентность.
Упражнение 2.
Дана формула. Определите порядок вычисления.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Среди следующих высказываний укажите составные, выделите в них простые, обозначьте их каждое из них буквой. Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание.
1.Число 456 трехзначное и четное.
2.Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
3.Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.
4.Луна — спутник Земли.
5.На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь.
6.Если число оканчивается на 0, то оно делится на 10.
7.Чтобы погода была солнечной, достаточно, чтобы не было ни ветра, ни дождя.
8.Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку.
9.Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться, и будут ему послушны.
2. Постройте отрицания следующих высказываний.
1.На улице сухо.
2.Сегодня выходной день.
3.Ваня не был готов сегодня к урокам.
4.Неверно, что число 3 не является делителем числа 198.
5.Некоторые млекопитающие не живут на суше.
6.Неверно, что число 17 — простое.
3. Из каждых трех выберите пару высказываний, являющихся отрицаниями друг друга.
1.“Луна — спутник Земли”, “Неверно, что Луна спутник Земли”, “Неверно, что Луна не является спутником Земли”;
2.“2007 < 2008”, “2007 > 2008”, “2007 ? 2008”;
3.“Прямая а перпендикулярна прямой с”; “Прямая а не параллельна прямой с”; “Прямая а не пересекается с прямой с”.
4. По данным формам сложных высказываний запишите высказывания на русском языке.
1.
2.
3.
4.
5.
5. Найдите значения логических выражений:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
6. Даны два высказывания: А = “2 х 2 = 4”, В = “2 х 2 = 5”. Очевидно, что А=1, В=0. Какие из высказываний истинны?
1.
2.
3.А
4.
5.
6.
7. Даны простые высказывания: А= {15>13}, В={4=5}, C= {7<4}. Определите истинность составных высказываний:
8. При каких значениях числа Х логическое выражение не ((Х>15) или (Х< -5)) примет значение:
- ложь,
- истинна.
9. Какие из высказываний А, В должны быть истинны и какие ложны, чтобы было ложное высказывание ?
V. Итог урока.
Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.
VI. Домашнее задание.
1. Выучить определения, знать обозначения.
2. Даны высказывания:
А = {На улице светит солнце},
В = {На улице дождь},
С = {На улице пасмурная погода},
D = {На улице идет снег}.
Составьте два сложных высказывания, одно из которых в любой ситуации всегда будет ложным, а другое истинным.
3. Запишите сложное высказывание, значения А, В, С возьмите из предыдущего задания.