Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции. задачи
Образовательная: познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции.
Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;
Воспитательная: способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе и группах.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логика и логические операции »
Урок по теме: «Основы логики. Алгебра высказываний».
Цели урока: познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции; создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
Как человек мыслит? Что в нашей речи является высказыванием, а что – нет? В чем сходство и различие в арифметическом умножении и логическом умножении, познакомимся с основными логическими выражениями и операциями, узнаем некоторые составляющие нашего мышления.
II. Объяснение нового материала.
1. В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.
Логика-это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.
Понятие- это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Пример: прямоугольник, проливной дождь, компьютер.
Высказывание — это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается.
По поводу высказывания можно сказать, истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности.
Пример: истинное высказывание: «Буква «а» - гласная», ложное высказывание: «Компьютер был изобретен в середине XIX века».
Пример.Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.
1.Какой длины эта лента? 2.Прослушайте сообщение.
3.Делайте утреннюю зарядку! 4.Назовите устройство ввода информации.
5. Кто отсутствует? 6.Париж — столица Англии. (ЛОЖЬ)
7. Число 11 является простым. (ИСТИНА) 8. 4 + 5=10. (ЛОЖЬ)
9. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 10. Сложите числа 2 и 5.
11.Некоторые медведи живут на севере. (ИСТИНА) 12. Все медведи — бурые. (ЛОЖЬ)
13.Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда. Умозаключение — это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод).
2. Логические выражения и операции
Алгебра - это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые выполняются не только над числами, но и над другими математическими объектами, в том числе и над высказываниями. Такая алгебра называется алгеброй логики. Алгебра логики отвлекается от смысловой содержательности высказываний и принимает во внимание только истинность или ложность высказывания.
Можно определить понятия логической переменной, логической функции и логической операции.
Логическая переменная — это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Ее символическое обозначение — латинская буква. Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0).
Составное высказывание - логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций. Ее символическое обозначение - F(A,B,...). На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания.
Логические операции — логическое действие.
Существуют три базовые логические операции — конъюнкция, дизъюнкция и отрицание и дополнительные — импликация и эквивалентность.
В алгебре логики высказывания обозначаются именами логических переменных (А, В, С), которые могут принимать значения истина (1) или ложь (0).Истина, ложь – логические константы. Логическое выражение – простое или сложное высказывание. Сложное высказывание строится из простых с помощью логических операции.
Логические операции.
Конъюнкция ( логическое умножение) – соединение двух логических выражений (высказываний ) с помощью союза И. Эта операция обозначается символами & и ∧.
A
B
A&B
0
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
1
Правила выполнения логической операции отражаются в таблице, которая называется таблицей истинности: А – У меня есть знания для сдачи зачета. В – У меня есть желание для сдачи зачета. A&B – У меня есть знания и желание для сдачи зачета.
Вывод: Логическая операция конъюнкция истинна только в том случае, если оба простых высказывания истинны, в противном случае она ложна.
A
B
AVB
0
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
1
Дизъюнкция (логическое сложение) – соединение двух логических высказываний с помощью союза ИЛИ. Эта операция обозначается значком V. Рассмотрим таблицу истинности для данной логической операции. Обозначим через A - летом я поеду в лагерь, B – летом я поеду в к бабушке. AVB - Летом я поеду в лагерь или поеду к бабушке.
Вывод: логическая операция дизъюнкция ложна, если оба простых высказывания ложны. В остальных случаях она истинна
A
¬A
1
0
0
1
Отрицание или инверсия – добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО,ЧТО, обозначается символом ¬ , ¯. Пусть A – Сейчас на дворе лето.
Вывод:если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное выражение ложно, то оно будет истинным.
А
В
АВ
0
0
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
Логическое следование (импликация): если …, то … (если предпосылка, то вывод); знаки , . Таблица истинности:
АВ равносильно V В. Доказать.
А
В
АВ
0
0
1
0
1
0
1
0
0
1
1
1
Логическое равенство (эквивалентность): тогда и только тогда, когда …; знаки , . Таблица истинности:
АВ равносильно (AV ) & ( VB) или (&) V (A&B).
Доказать 1-е алгебраически на доске. Доказать 2-е с помощью электронных таблиц самостоятельно.
Последовательность выполнения операций: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Кроме того, на порядок выполнения операции влияют скобки, которые можно использовать в логических формулах.
III. Закрепление изученного материала.
Пример 1. Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические операции И, ИЛИ.
Все ученики изучают математику. Все ученики изучают литературу.
Все ученики изучают математику и литературу.
X=3.
Синий кубик меньше красного. Синий меньше зеленого.
В кабинете есть учебники. В кабинете есть справочники.
Пример 2. Вычислить значение логической формулы: не Х и У или Х и Z, если логические переменные имеют следующие значения: Х=0, У=1, Z=1 Решение. Отметим цифрами сверху порядок выполнения операций в выражении: 1. не 0=1 2. 1 и 1= 1 3. 0 и 1 =0 4. 1 или 0 =1 ответ: 1
Пример 3. Определите истинность формулы не Р или Q и не Р
P
Q
¬P
Q&¬P
¬P VQ&¬P
0
0
ИСТИНА
ЛОЖЬ
ИСТИНА
0
1
ИСТИНА
ИСТИНА
ИСТИНА
1
0
ЛОЖЬ
ЛОЖЬ
ЛОЖЬ
1
1
ЛОЖЬ
ЛОЖЬ
ЛОЖЬ
Пример 4.Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку».
1. Разобьем составное высказывание на простые высказывания: «Петя поедет в деревню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку».
Обозначим их через логические переменные: А = Петя поедет в деревню;В = Будет хорошая погода;С = Он пойдет на рыбалку.
2. Запишем высказывание в виде логического выражения, учитывая порядок действий. Если необходимо, расставим скобки:F = A& (B+C).
Пример 5. .Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.
1.Число 17 нечетное и двузначное.
2.Неверно, что корова - хищное животное.
Пример 6. Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.
1.Неверно, что 10Y5 и Z(ответ:(Y 5) & (Z
2.Z является min(Z,Y) (ответ: Z
3.А является max(A,B,C) (ответ: (АВ)&(АС)).
4.Любое из чисел X,Y,Z положительно (ответ: (X0)v(Y0)v(Z0).
5.Любое из чисел X,Y,Z отрицательно (ответ: (X
6.Хотя бы одно из чисел K,L,M не отрицательно (ответ: (К 0) v (I 0) v(M О))
7.Хотя бы одно из чисел X,Y,Z не меньше 12 (ответ: (X 12) v(Y 12) v (Z 12))
8.Все числа X,Y,Z равны 12 (ответ: (X=12)&(Y=12)&(Z=12)).
9.Если X делится на 9, то X делится и на 3 ((X делится на 9)→(X делится на 3)).
10. Если X делится на 2, то оно четное ((X делится на 2)→(X - четное)).
IV. Подведение итога урока, выставление оценок.
V. Домашнее задание выучить основные определения по тетради, знать обозначения.