kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики "Информация и информационные процессы в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для 8 класса. Первый урок нового учебного года. В него входит начало изучения раздела "Информация в природе, обществе и технике" и техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.

"Понятие информации, безусловно, является ключевым в курсе информатики. Слово informatio латинского поисхождения и означает разъяснение, осведомление, изложение. В бытовом смысле под информацией обычно понимают те сведения, которые человек получает из окружающей природы и общества с помощью органов чувств. Наблюдая за природой, общаясь с другими людьми, читая книги и газеты, просматривая телевизионные передачи, человек получает информацию".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики "Информация и информационные процессы в природе"»

Автор: Чертова Ольга Владимировна, учитель МКОУ «СОШ № 9 г. Аши Челябинской области (с профессиональным обучением)»


Описание: предлагаю вам конспект урока информатики 8 класса, первый урок учебного года, начало изучения раздела «Информация в природе, обществе и технике», в урок входит изучение правил техники безопасности.


Подраздел: Информация в природе, обществе и технике.


Тема: Информация и информационные процессы в природе.

Цели: 1) Сформировать представления информации и информационных процессах.

2) Сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером.

3) Воспитывать чувство уверенности у учащихся.

Тип урока: Урок изучения нового материала.


Оборудование и литература: Доска, компьютер.


Ход урока:


    1. Орг. момент.


В ходе урока мы познакомимся с учебником, займём рабочие места, изучим правила техники безопасности в кабинете. Тема сегодняшнего нашего занятия «Информация и информационные процессы в природе. Техника безопасности и организация рабочего места».


    1. Теоретическая часть.


На протяжении всего развития человеческой цивилизации люди стремились систематизировать накопленные ими знания. И одним из способов такой систематизации всегда являлась количественная оценка величин, которыми человек оперировал как в повседневной жизни, так и в научной, производственной деятельности. Наверное, одними из самых первых появились меры расстояния, размера, количества и веса. Постепенно совершенствуя свои знания, люди научились обращаться с мерами площади и объема, скорости и температуры. И лишь в XX столетии, с появлением электронных технологий, перед учеными встала необходимость изобрести единицу измерения новой величины, которая с каждым годом играла все более важную роль в современной науке и технике. Имя этой величины – информация.

Как вы думаете, что такое информация?

Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией, строго научного определения, что же такое информация, не существует. В тех случаях, когда наука не может дать четкого определения какому-то предмету или явлению, люди пользуются понятиями. Понятия отличаются от определений тем, что разные люди при разных обстоятельствах могут вкладывать в них разный смысл.

Понятие информации, безусловно, является ключевым в курсе информатики. Слово informatio латинского поисхождения и означает разъяснение, осведомление, изложение. В бытовом смысле под информацией обычно понимают те сведения, которые человек получает из окружающей природы и общества с помощью органов чувств. Наблюдая за природой, общаясь с другими людьми, читая книги и газеты, просматривая телевизионные передачи, человек получает информацию.

С позиции философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Существует множество различных определений понятия информации, например, такое:

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Следует упомянуть также классическое определение К. Шеннона, в соответствии с которым информация – это то, что сокращает степень неопределенности (у Шеннона – энтропии) у ее адресата о каком-либо объекте (в том числе явлении, передаваемом сигнале и т.п.). Другими словами, по Шеннону, информация – это то, что увеличивает степень ее адресатом интересующих его объектов окружающего мира.

Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Информационные сигналы могут иметь различную физическую или химическую природу. Это свет, звук, запах и др.

Даже простейшие одноклеточные организмы (например, амеба) постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.

Выживание популяции животных во многом базируется на обмене информационными сигналами между членами одной популяции. Информационный сигнал может быть выражен в различных формах: позах, звуках, запахах и др.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Американским ученым, одним из основателей теории информации, Клодом Шенноном была предложена схема процесса передачи информации по техническим каналам связи, представленная на рис. 1.1.







Источник сообщений




Кодирующее устройство

Канал связи

Декодирующее устройство

Получатель сообщения










Рис. 1.1. Общая схема передачи информации.


Работу такой схемы можно пояснить на знакомом всем процессе разговора по телефону. Источником информации является говорящий человек. Кодирующим устройством – микрофон телефонной трубки, с помощью которого звуковые волны (речь) преобразуются в электрические сигналы. Каналом связи является телефонная сеть (провода, коммутаторы телефонных узлов, через которые проходит сигнал). Декодирующим устройством является телефонная трубка (наушник) слушающего человека – приемника информации. Здесь пришедший электрический сигнал превращается в звук.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности чего-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.


    1. Практическая часть.

Теперь изучим правила техники безопасности в кабинете. Презентация правила техники безопасности.

  1. Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.

  2. Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.

  3. Не трогайте питающие провода и разъемы соединительных кабелей.

  4. Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.

  5. Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.

  6. Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

  7. Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.

  8. При неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

  9. Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками.

  10. Легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.


Чтобы не навредить своему здоровью,
необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.

  2. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

  3. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15 см.

  4. Линия взора должна быть направлена в центр экрана.

  5. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.

  6. Плечи при работе должны быть расслаблены.

  7. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

  8. Каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь находящееся вдали.


    1. Домашнее задание.

Выучить записи, уметь приводить примеры информационных объектов, примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами.


    1. Подведение итогов урока и ответы на вопросы.

Что мы сегодня узнали? Что новое?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока информатики "Информация и информационные процессы в природе"

Автор: Чертова Ольга Владимировна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока информатике «В мире кодов. Способы кодирования информации» 5класс "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-informatikie-v-mirie-kodov-sposoby-kodirovaniia-informatsii-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "130733"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415982110"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по теме "Информация и информационные процессы" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-informatsiia-i-informatsionnyie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "220190"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434540245"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебная программа 7го класса по информатике к учебнику Угриновича Н. Д "
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaia-proghramma-7gho-klassa-po-informatikie-k-uchiebniku-ughrinovicha-n-d"
    ["file_id"] => string(6) "128915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415606899"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока на тему: "Действия с информацией. Хранение информации" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistviia-s-informatsiiei-khranieniie-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "138497"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417542545"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока информатики в 8 классе "Назначение и устройство компьютера" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-informatiki-v-8-klassie-naznachieniie-i-ustroistvo-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "234203"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443370718"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства