Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
1. | Здравствуйте ребята! Садитесь. | 1. | Встают. Садятся. |
2. | Целью нашего занятия – научится переводить числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления в десятичную систему счисления. | 2. | Слушают. |
3. | Задачи, которые мы постараемся решить на уроке это: а) повторить и актуализировать основные понятия темы «Системы счисления»; б) повторить и закрепить навыки перевода десятичных чисел в другие системы счисления; в) отработать навыки перевода чисел из других систем счисления в десятичную; г) автоматизировать процесс перевода недесятичных чисел в десятичную с использованием электронных таблиц. | 3. | Слушают. |
II. Повторение и актуализация знаний. |
1. | Прежде всего, давайте вспомним – Что такое система счисления? | 1. | Определённый способ записи чисел (законы по которым представляются числа). |
2. | На какие два класса делятся системы счисления? | 2. | Позиционные и непозиционные системы счисления. |
3. | Какие с.с. называются непозиционными? Приведите примеры таких систем счисления. | 3. | Это такие с.с., в которых значение числа не зависит от позиции знаков обозначающих это число. Примеры - Римская нумерация, система выставления оценок в начальной школе и т.п. |
4. | Какие с.с. называются позиционными? Приведите примеры таких систем счисления. | 4. | Это такие с.с., в которых значение числа зависит от позиции знаков обозначающих это число. Примеры – Двоичная, троичная, пятеричная, восьмеричная, шестнадцатеричная. |
5. | А что такое алфавит системы счисления? | 5. | Это совокупность всех цифр данной системы счисления. |
6. | Что такое размерность алфавита или основание системы счисления? | 6. | Количество цифр в алфавите системы счисления. Записывается в виде нижнего индекса после записи числа. |
7. | Теперь мы свами на примере вспомним правило перевода десятичного числа в другие системы счисления. В данном случае мы переведем в двоичную число 5210. Как мы видим, для того, чтобы перевести десятичное число в двоичную с.с., необходимо это число многократно делить на 2 – основание двоичной с.с. до получения последнего остатка меньшего или равного максимального числа данной двоичной с.с. А как перевести восьмеричное и шестнадцатеричное числа? | 7. | 52 2 52 26 2 26 13 2 5210 = 1101002 12 6 2 1 6 3 2 2 1 1 Многократно делить на 8 – для восьмеричной (16 – для шестнадцатеричной с.с.) до получения последнего остатка меньшего или равного 7 – для восьмеричной (15 – для шестнадцатеричной). |
8. | Для того чтобы закрепить все то что сейчас повторили, вы самостоятельно решите несколько примеров на перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Вы разделены на три группы: первая группа будет переводить три числа в двоичную, вторая – в восьмеричную, третья – шестнадцатеричную с.с. Затем мы вместе проверим полученные вами результаты и если есть подправим ошибки. | 9. | 1-ая группа: а) 3110 = 2 (ответ: 3810 = 111112); б) 4310 = 2 (ответ: 4310 = 1010112); в) 2910 = 2 (ответ: 2910 = 111012). 2-ая группа: а) 3110 = 8 (ответ: 3110 = 378); б) 4310 = 8 (ответ: 4310 = 538); в) 2910 = 8 (ответ: 2910 = 352). 2-ая группа: а) 3110 = 16 (ответ: 3110 = 1F16); б) 4310 = 16 (ответ: 4310 = 2B16); в) 2910 = 16 (ответ: 2910 = 1D16). |
III. Изучение нового материала. |
1. | Сегодня мы с вами рассмотрим правило перевода чисел из других систем счисления в десятичную, используя правило (известное вам из курса математики 5 класса) представления чисел в развернутой форме, на конкретном примере. Затем закрепим на практике полученные знания, а в последующем автоматизируем процесс перевода с помощью табличного процессора. | 1. | Слушают. |
2. | Для примера представим десятичное число – 6248 в развернутой форме: разряды: 3 2 1 0 число: 6 2 4 8 развернутое представление числа 6248: 6248 = 6*1000+2*100+4*10+8*1 = 6*103+2*102 + 4*101+8*100 , где 10 - это основание десятичной системы счисления; степени 3 2 1 0 – номера разрядов, в котором стоит данная цифра. 6248 – цифры, обозначающие наше число записанные по порядку, слева направо. | 2. | Записывают. Слушают. |
3. | Аналогичным образом, представляя число, изображенного в с.с. отличной от десятичной, в развернутой форме можно получить десятичное. Давайте на примере переведем число - 1101002 из двоичной формы в десятичную, заодно проверим себя, ведь у нас должно получится число 52. 110100 = 1*25 + 1*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 + 0*20 = 32 + 16 + 0 + + 4 + 0 + 0 =32 + 16 + 4 = 5210, как видите мы, как и ожидали, получили число 52 в десятичной с.с. Полученный ответ говорит о том, что мы всё правильно выполнили. | 3. | Слушают. Записывают. Слушают. |
4. | Давайте полученные знания закрепим на практике, решая примеры по переводу чисел из недесятичной формы в десятичную. Будем переводить работая в тех же группах. Первая группа будет переводить двоичные числа, втора - восьмеричные, третья – шестнадцатеричные. В качестве чисел возьмём числа, которые получились в результате перевода десятичных чисел. Соответственно после правильного выполнения заданий, вы получите ответы соответствующие исходным числам. Откуда мы, в итоге, должны сделать вывод о правильности наших рассуждений и действий. | 4. | Слушают. Выполняют задания: 1-ая группа: а) 111112 = 10 (ответ: 111112 = 3810); б) 1010112 = 10 (ответ: 1010112 = 4310); в) 111012 = 10 (ответ: 111012 = 2910). 2-ая группа: а) 378 = 10 (ответ: 378= 3110); б) 538 = 10 (ответ: 538 = 4310); в) 358 = 10 (ответ: 358= 2910). 2-ая группа: а) 1F16 = 10 (ответ: 1F16 = 3110); б) 2B16 = 10 (ответ: 2B16 = 4310); в) 1D16 = 10 (ответ: 1D16 = 2910). |
IV. Постановка познавательной задачи. |
1. | Ребята, займите, пожалуйста, свои рабочие места за компьютерами. | 1. | Рассаживаются за ПК. |
2. | На рабочем столе находится файл с именем «Перевод в десятичную систему счисления», запустите его двойным щелчком левой кнопки мыши. | 2. | Находят. Запускают. |
3. | Перед вами открылось окно программы для работы с электронными таблицами MS Office Excel. Со всем инструментарием данного программного продукта вы ознакомитесь изучая следующую главу учебника «Табличные вычисления на компьютере». А сегодня мы рассмотрим лишь те функции данной программы, которые необходимы нам для решения последней поставленной задачи – автоматизация перевода недесятичных чисел в десятичные. | 3. | Слушают. |
4. | Как и в окне MS Word и MS Power Point, вверху окна программы располагается панель инструментов. Центральная часть окна, где находится наша разноцветная таблица, называется рабочей областью программы. Поводите мышью по рабочей области и вы увидите, что курсор принял необычный для вас вид – форму крестика. Под панелью инструментов вы видите английские буквы – это имена столбцов нашей таблицы, а слева вертикально расположились номера строк нашей таблицы. На пересечении столбца с необходимым именем и строки с необходимым номером находится клетка таблицы – ячейка, которая будет иметь свой адрес, состоящий из имени данного столбца и номера строки. Например Ячейка С8. Найдите эту ячейку и сделайте по ней щелчок левой кнопкой мыши. Вы видите имя столбца С и номер строки 8 – выделились оранжевым цветом, а вокруг ячейки появилось обрамление. Такая ячейка называется активной и в неё можно вносить изменения. | 4. | Ознакамливаются. Выполняют. |
5. | Давайте в пятой строке начиная с ячейки К5, справа налево введем наше двоичное число 110100, заканчивая ячейкой F7. | 5. | Выполняют. |
6. | Теперь в ячейке К6 введем формулу (вводится начиная со знака «=» в английской раскладке клавиатуры. Набираем знак «равно», затем кликаем по ячейке К5, нажимаем знак «умножить» на клавиатуре, затем цифру «два», вводим знак возведения в степень (shift + 6) и щелкаем по ячейке в строке «Разряды» с адресом К4. Нажимаем “Enter”. | 6. | Вводят формулу: « =К6*2^К5 » |
7. | Содержимое данной ячейки скопируем и вставим в диапазон ячеек от J5 до C5. | 7. | Выполняют. |
8. | Теперь в ячейке CDE11 просуммируем содержимое ячеек С6:К6. Для этого сделаем активной большую ячейку CDE11, затем в панели инструментов «ФОРМУЛЫ» кликаем по знаку «АВТОСУММА», после этого выделяем диапазон С6:К6 (протяжкой при нажатой левой кнопке мыши) и нажимаем «Ввод». | 8. | Кликают по CDE11 Выбирают формулу автосуммирования. Выделяют С6:К6. Нажимают «Ввод». Получилось число 52 – верно! |
V. Первичное закрепление. |
1. | Теперь проверьте числа, полученные при выполнении задания первой группой, по переводу двоичных чисел в десятичную форму. Проверяю правильность выполнения задания. | 1. | Перевод двоичных чисел: а) 111112 = 10 (ответ: 111112 = 3810); б) 1010112 = 10 (ответ: 1010112 = 4310); в) 111012 = 10 (ответ: 111012 = 2910). |
VI. Первичная проверка понимания. |
1. | Ввести формулы в ячейки К8 и К10 с последующим копированием содержимого этих ячеек и вставкой в диапазоны С8: J8 и С10: J10 соответственно. А в ячейках FGH11 и IJK11 вставить формулы автосуммирования диапазонов С8: К8 и С10: К10. | 1. | Перевод восьмеричных чисел: а) 378 = 10 (ответ: 378= 3110); б) 538 = 10 (ответ: 538 = 4310); в) 358 = 10 (ответ: 358= 2910). Перевод шестнадцатеричных чисел: а) 1F16 = 10 (ответ: 1F16 = 3110); б) 2B16 = 10 (ответ: 2B16 = 4310); в) 1D16 = 10 (ответ: 1D16 = 2910). |
VII. Рефлексия. |
1. | 1. Понравился урок – не понравился? 2. Какие возникали сложности? 3. Что было не понятно? 4. Вопросы по домашнему заданию. | 1. | Отвечают Задают вопросы. |
VIII. Подведение итогов. |