Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Объекты алгоритмов»»
Конспект урока «Объекты алгоритмов»
Цель:
знает и применяет правила записи выражений на алгоритмическом языке;
понимает сущность операции присваивания и понятия «величина»;
понимает границы применимости величин того или иного типа.
Задачи:
дать определение понятия «величины» и ее характеристик;
рассмотреть особенности величин разных типов;
рассмотреть правила записи выражений и сущность операции присваивания;
познакомиться с табличными величинами.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение)
Наглядные (презентация)
Практические (упражнения)
Формы организации УД: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник, презентация
План урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
III.Изучения нового материала
IV.Закрепление.
V.Рефлексия. Итоги урока.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
-Что такое алгоритм? Исполнитель?
-Какие формы записи алгоритмов вы знаете?
III.Изучения нового материала
3 слайд.Алгоритмы описывают последовательность действий над некоторыми информационными объектами.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект. Величины делятся на постоянные (константы) и переменные.
Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения.
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. При исполнении алгоритма в каждый момент времени переменная обычно имеет значение, называемое текущим значением.
4 слайд Операции над величинами(схема);
Величины, выражающие количество дней в неделе, ускорение свободного падения, количество дней в первой декаде месяца, являются константами. Величины, выражающие количество дней в месяце, пульс человека, количество дней в третьей декаде месяца, являются переменными. В алгоритмах над величинами выполняются некоторые операции.
Например:
– арифметические операции +, -, * (умножение), / (деление),
– операции отношения , =, =,
– логические операции И, ИЛИ, НЕ.
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами.
5 слайд Типы величин (схема);
Множество величин, объединённых определённой совокупностью допустимых операций, называют величинами определённого типа. При составлении алгоритмов используют величины числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.
В математике и физике оперируют числовыми величинами - натуральными, целыми, действительными числами. При составлении алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.
В задачах, возникающих в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых являются символы, слова, тексты и др. При составлении алгоритмов обработки текстовой информации используют величины символьного (сим) и литерного (лит) типов. Значением символьной величины является один символ: русская или латинская буква, цифра, знак препинания или другой символ. Значением литерной величины является последовательность символов. Иногда эту последовательность называют строкой или цепочкой. Литерные значения в алгоритме записывают в кавычках, например: ‘алгоритм’, ‘литерная величина’, ‘2011’.
Величины логического (лог) типа могут принимать всего два значения:
– ДА (ИСТИНА, TRUE, 1);
– НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0).
6 слайд Имя величины (схема);
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: Al, M, АР.
Рекомендуется выбирать мнемонические имена, имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например SUMMA, PLAN, CENA и т. д.
Если величину представить как ящик, содержимым которого является некоторое значение, то имя величины — это ярлык, повешенный на ящик.
7 слайд Выражение (схема);
Выражение – языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Различают арифметические, логические и строковые выражения. Арифметические выражения служат для определения числового значения. Например, 2*х+3 — арифметическое выражение, значение которого при х = 1 равно пяти, а при х = -1 — единице. Выражение sqrt(х) служит для обозначения операции извлечения квадратного корня из х.
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, логическое выражение (х 5) и (х
При х = 6 значение этого выражения — ИСТИНА, а при х = 12 — ЛОЖЬ.Строковые выражения состоят из величин (констант, переменных) символьного и литерного типов, соответствующих функций и операций сцепления (присоединения). Операция сцепления обозначается знаком «+» и позволяет соединить в одну последовательность несколько последовательностей символов. Значениями строковых выражений являются последовательности символов. Например, если А = ‘том’, то значение строкового выражения ‘а’+А есть ‘атом’.
8 слайд Команда присваивания (схема);
Задать конкретное значение величины можно с помощью операции присваивания, которая записывается так: :=
Знак «:=» читается: «присвоить». Например, запись А := В + 5 читается так: «переменной А присвоить значение выражения В плюс 5 ».
Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:
– знак «=» означает равенство двух величин, записанных по обе стороны от этого знака;
– знак «:=» предписывает выполнение операции присваивания.
Например, запись А := А + 1 выражает не равенство значений А и А + 1, а указание увеличить значение переменной А на единицу.
При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака, затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.
Свойства присваивания:
1) пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;
2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
3) если мы присваиваем некоторой переменной очередное значение, то предыдущее её значение теряется безвозвратно.
9 слайд Алгоритм обмена значений переменных (пример с решением);
Алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями. 10 слайд Аналогия с перемещением (пример с решением);
Алгоритм перемещения зайца из клетки 1 в клетку 2, а волка – из клетки 2 – в клетку 1. Нужна клетка 3.
11 слайд Табличные величины (схема);
В практической деятельности человека часто используются всевозможные таблицы.
Это, например, список учащихся в классном журнале, табель успеваемости, таблица результатов спортивных соревнований и т. д. При этом наиболее часто встречаются линейные и прямоугольные таблицы.
12 слайд Примеры линейных таблиц;
Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются. Например, с помощью линейной таблицы могут быть представлены дни недели или количество уроков, пропущенных учеником в течение 5-дневной учебной недели.
13 слайд Пример прямоугольной таблицы;
Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою. Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 9 класса в течение 5-дневной учебной недели.
Просмотр и обсуждение демонстрации «Понятие величины, типы величин».
14 слайд Самое главное.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величины делятся на:
– постоянные – значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения
– переменные – значения меняются в процессе исполнения алгоритма.
Тип величины: целый, вещественный, логический, символьный и литерный.
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
Таблица (массив) – набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.
IV.Закрепление.
Выполнения заданий в тетрадях:
V.Рефлексия. Итоги урока.
«ФРАЗЕОЛОГИЗМ»
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня и обоснуйте свой выбор.