kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Алгоритмы и исполнители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА УРОКА

  1. Формальная часть:

Класс:__9_______                      УМК:______________________________________

Дата ________________

Урок № _____ / ______

Тема: «Алгоритмы и исполнители»

Цели:

  • образовательные: понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность,

        детерминированность, понятность, результативность, массовость,         

        понимание терминов «исполнитель», «система команд  

        исполнителя»

 

  • развивающие: приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;

 

  • воспитательные: воспитание в учащихся умения слушать и выполнять, сказанное учителем.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа

Методы обучения: объяснение с элементами беседы и демонстрация, фронтальная работа

      Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, программа Power Point.

2. Этапы урока и используемые методы (методические приемы)

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Организационный момент

словесный

(2 мин)

2

Анализ контрольной работы

словесный

3 мин

3

Тема, цель, задачи урока

словесный

1 мин

4

Объяснение нового материала

Наглядный, словесный

20 мин

5

Фронтальное решение заданий

фронтальный

12 мин

6

Подведение итогов урока.Д.з.

словесный

2 мин

3. Ход урока — основная часть вашего плана-конспекта. В этой части в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока.

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

{Проводит перекличку и отмечает отсутствующих}

Называют отсутствующих

2

Отмечаю основные ошибки учеников по контрольной работе на тему «Моделирование и Формализация», подвожу итоги по результатам контрольной работы.

3

Сегодня же на уроке мы рассмотрим

тему «Алгоритмы и исполнители», познакомимся с основным понятием алгоритма, его свойствами, а также рассмотрим примеры различных алгоритмов. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа и тему урока: «Алгоритмы и исполнители».

{Открывают тетради, записывают число, тему урока}

4

Понятие «алгоритм» возникло еще в Средние века от латинского написания  имени аль-Хорезми, под которым знали

величайшего математика из Хорезма

(город в современном Узбекистане) Мухамеда бен Мусу, жившего в 783-850 годах. В книге «Об индийском счете» он сформулировал правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними столбиком, знакомые теперь каждому школьнику. В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающих получение требуемого результата из исходных данных.

 Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, мы не размышляем над тем в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы кого-нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Например, так (Слайд 2).

А теперь представьте себе, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться. Вот как может выглядеть объяснение: (Слайд 3).

Посмотрим на эти алгоритмы. На первый взгляд между ними нет ничего общего. Одно дело - открывать дверь, другое – ехать в гости. Однако если присмотреться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего -это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме 2 и 3 действия: (Слайд 4). Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. А что произойдет, если поменять местами 4 и 5 действия во втором алгоритме (Слайд 5)?

Как видим, для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, то есть в каком порядке выполняются.

Итак, можно сказать, что алгоритм – это организованная последовательность действий.

 Давайте запишем определение алгоритма.

Рассматриваемое нами определение алгоритма является неточным. Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций. Такими свойствами являются: (Записывайте в тетрадях). Свойства алгоритма.

1) Дискретность (непрерывность, раздельность) - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего;

2) Однозначность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения) - каждое правило алгоритма должно быть четким, немногозначным. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче;

3) Точность (указание последовательности шагов);

4) Результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) Массовость - алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

При записи определения алгоритма мы употребили слово «исполнитель». Давайте запишем.

Мы рассмотрели с вами 2 примера алгоритмов. Как вы думаете, кто является исполнителем данных алгоритмов?

Верно. Назовите исполнителей следующих видов работы (Слайд 6).

Исполнителем может быть один человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т. д. Важнейшим свойством, характеризующим любого из этих исполнителей, является то, что исполнитель умеет выполнять некоторые команды. Так исполнитель – человек умеет выполнять такие команды как «встать», «сесть», «включить компьютер» и др., исполнитель язык программирования Паскаль – команды read, write и т. д. Вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять называется системой команд исполнителя (СКИ) (Слайд 7, 8). Также важнейшим свойством является то, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, то есть отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции. Давайте попробуем привести примеры формального исполнителя алгоритма.

Верно. А теперь давайте рассмотрим какие существуют типы представления алгоритмов. Давайте запишем.

 

Ожидаемый ответ учащихся «Он станет невыполнимым.»

{Записывают в тетрадях} Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

{Записывают в тетрадях}

1) Дискретность (непрерывность, раздельность).

2) Однозначность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения);

3) Точность (указание последовательности шагов);

4) Результативность (конечность);

5) Массовость.

{Записывают в тетрадях} Исполнитель алгоритма – это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Ожидаемый ответ учащихся «Человек.»

Ожидаемый ответ учащихся «Дворник, водитель транспортного средства, учитель (преподаватель), ученики (студенты), учителя.»

 

Ожидаемый ответ учащихся «Компьютер, машина-автомат, различные автоматические устройства.»

{Записывают в тетрадях} Типы представления алгоритмов:

1) Словесный;

2) Графический (блок-схема);

3) С помощью алгоритмического языка.

5

В начале изучения мы как раз и рассматривали с вами примеры словесного описания алгоритма. Это открывание двери ключом, поездка в гости и любой алгоритм, описываемый словами. Давайте рассмотрим ещё один пример (Слайд 9). Что мы получим в результате выполнения данного алгоритма, если первоначально заданно число 6?

Итак, мы рассмотрели с вами различные типы представления алгоритмов. А теперь, давайте, вместе выполним задания.

1) Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения кипятка (Слайд 12). Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.

Итак, в результате исправления ошибок мы получили алгоритм (Слайд 13). Следующее задание.

2) Какое значение получится на выходе схемы (Слайд 14), если на вход подать а) число 3; б) число 1; в) число 25.

В результате мы получим число 4.

Исправляют ошибки

а) 7; б) 5; в) 4,5.

6

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами тему: Алгоритмы и исполнители, узнали, что такое алгоритм, его свойства и исполнитель алгоритма. Также вы узнали, что важнейшим свойствами исполнителя является его СКИ и формальность, то есть выполнение действий, без вникания в их смысл. Мы рассмотрели типы представления алгоритмов и выполнили некоторые задания. На этом урок закончен. До свидания!

Запишите Д.З. выучить записи в тетради

Записывают дз.

4.  Технологическая карта урока

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Этап урока

Время

Методический приём урока (метод)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся[1]

Слайд, ЭОР (гиперссылка на ЭОР)

1

Организационный момент

2 мин

словесный

Проводится перекличка и отмечаются отсутствующие

Называют отсутствующих

2

Анализ кр

3 мин

словесный

Отмечаю основные ошибки учеников по контрольной работе на тему «Моделирование и Формализация», подвожу итоги по результатам контрольной работы.

Внимательно слушают свои ошибки

3

Объявление темы, целей и задачи урока

1 мин

словесный

Проговариваются тема, цель и задачи урока

Записывают число и тему урока

4

Объяснение нового материала

20 мин

Наглядный, словесный

Учитель рассказывает от куда произошло слова алгоритм, что такое алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель алгоритма

Записывают основные моменты в тетрадь, отвечают на вопросы учителя

5

Фронтальное решение заданий

12

Фронтальный, самостоятельной работы

Учитель предлагает выполнить ряд заданий

Учащиеся выполняют задания самостоятельно и с помощью учителя

[1] Этот параметр можно расписать конкретно по видам УУД (личностные, познавательные, регулятивные) или в терминах УУД (аналитическая деятельность, практическая деятельность)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Алгоритмы и исполнители"»

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА УРОКА

  1. Формальная часть:

Класс:__9_______ УМК:______________________________________

Дата ________________

Урок № _____ / ______

Тема: «Алгоритмы и исполнители»

Цели:

  • образовательные: понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность,

детерминированность, понятность, результативность, массовость,

понимание терминов «исполнитель», «система команд

исполнителя»


  • развивающие: приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;


  • воспитательные: воспитание в учащихся умения слушать и выполнять, сказанное учителем.


Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа

Методы обучения: объяснение с элементами беседы и демонстрация, фронтальная работа

Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, программа Power Point.

2. Этапы урока и используемые методы (методические приемы)


№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Организационный момент

словесный

(2 мин)

2

Анализ контрольной работы

словесный

3 мин

3

Тема, цель, задачи урока

словесный

1 мин

4

Объяснение нового материала

Наглядный, словесный

20 мин

5

Фронтальное решение заданий

фронтальный

12 мин

6

Подведение итогов урока.Д.з.

словесный

2 мин

3. Ход урока — основная часть вашего плана-конспекта. В этой части в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока.

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

{Проводит перекличку и отмечает отсутствующих}


Называют отсутствующих

2

Отмечаю основные ошибки учеников по контрольной работе на тему «Моделирование и Формализация», подвожу итоги по результатам контрольной работы.



3

Сегодня же на уроке мы рассмотрим

тему «Алгоритмы и исполнители», познакомимся с основным понятием алгоритма, его свойствами, а также рассмотрим примеры различных алгоритмов. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа и тему урока: «Алгоритмы и исполнители».


{Открывают тетради, записывают число, тему урока}


4

Понятие «алгоритм» возникло еще в Средние века от латинского написания имени аль-Хорезми, под которым знали

величайшего математика из Хорезма

(город в современном Узбекистане) Мухамеда бен Мусу, жившего в 783-850 годах. В книге «Об индийском счете» он сформулировал правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними столбиком, знакомые теперь каждому школьнику. В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающих получение требуемого результата из исходных данных.

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, мы не размышляем над тем в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы кого-нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Например, так (Слайд 2).

А теперь представьте себе, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться. Вот как может выглядеть объяснение: (Слайд 3).

Посмотрим на эти алгоритмы. На первый взгляд между ними нет ничего общего. Одно дело - открывать дверь, другое – ехать в гости. Однако если присмотреться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего -это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме 2 и 3 действия: (Слайд 4). Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. А что произойдет, если поменять местами 4 и 5 действия во втором алгоритме (Слайд 5)?

Как видим, для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, то есть в каком порядке выполняются.

Итак, можно сказать, что алгоритм – это организованная последовательность действий.

Давайте запишем определение алгоритма.

Рассматриваемое нами определение алгоритма является неточным. Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций. Такими свойствами являются: (Записывайте в тетрадях). Свойства алгоритма.

1) Дискретность (непрерывность, раздельность) - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего;

2) Однозначность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения) - каждое правило алгоритма должно быть четким, немногозначным. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче;

3) Точность (указание последовательности шагов);

4) Результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) Массовость - алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

При записи определения алгоритма мы употребили слово «исполнитель». Давайте запишем.


Мы рассмотрели с вами 2 примера алгоритмов. Как вы думаете, кто является исполнителем данных алгоритмов?

Верно. Назовите исполнителей следующих видов работы (Слайд 6).

Исполнителем может быть один человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т. д. Важнейшим свойством, характеризующим любого из этих исполнителей, является то, что исполнитель умеет выполнять некоторые команды. Так исполнитель – человек умеет выполнять такие команды как «встать», «сесть», «включить компьютер» и др., исполнитель язык программирования Паскаль – команды read, write и т. д. Вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять называется системой команд исполнителя (СКИ) (Слайд 7, 8). Также важнейшим свойством является то, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, то есть отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции. Давайте попробуем привести примеры формального исполнителя алгоритма.

Верно. А теперь давайте рассмотрим какие существуют типы представления алгоритмов. Давайте запишем.



Ожидаемый ответ учащихся «Он станет невыполнимым.»

{Записывают в тетрадях} Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

{Записывают в тетрадях}

1) Дискретность (непрерывность, раздельность).

2) Однозначность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения);

3) Точность (указание последовательности шагов);

4) Результативность (конечность);

5) Массовость.

{Записывают в тетрадях} Исполнитель алгоритма – это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Ожидаемый ответ учащихся «Человек.»


Ожидаемый ответ учащихся «Дворник, водитель транспортного средства, учитель (преподаватель), ученики (студенты), учителя.»


Ожидаемый ответ учащихся «Компьютер, машина-автомат, различные автоматические устройства.»


{Записывают в тетрадях} Типы представления алгоритмов:

1) Словесный;

2) Графический (блок-схема);

3) С помощью алгоритмического языка.


5

В начале изучения мы как раз и рассматривали с вами примеры словесного описания алгоритма. Это открывание двери ключом, поездка в гости и любой алгоритм, описываемый словами. Давайте рассмотрим ещё один пример (Слайд 9). Что мы получим в результате выполнения данного алгоритма, если первоначально заданно число 6?

Итак, мы рассмотрели с вами различные типы представления алгоритмов. А теперь, давайте, вместе выполним задания.

1) Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения кипятка (Слайд 12). Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.

Итак, в результате исправления ошибок мы получили алгоритм (Слайд 13). Следующее задание.

2) Какое значение получится на выходе схемы (Слайд 14), если на вход подать а) число 3; б) число 1; в) число 25.


В результате мы получим число 4.

Исправляют ошибки


а) 7; б) 5; в) 4,5.


6

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами тему: Алгоритмы и исполнители, узнали, что такое алгоритм, его свойства и исполнитель алгоритма. Также вы узнали, что важнейшим свойствами исполнителя является его СКИ и формальность, то есть выполнение действий, без вникания в их смысл. Мы рассмотрели типы представления алгоритмов и выполнили некоторые задания. На этом урок закончен. До свидания!

Запишите Д.З. выучить записи в тетради

Записывают дз.

4. Технологическая карта урока

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Этап урока

Время

Методический приём урока (метод)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся1

Слайд, ЭОР (гиперссылка на ЭОР)

1

Организационный момент

2 мин

словесный

Проводится перекличка и отмечаются отсутствующие


Называют отсутствующих


2

Анализ кр

3 мин

словесный

Отмечаю основные ошибки учеников по контрольной работе на тему «Моделирование и Формализация», подвожу итоги по результатам контрольной работы.


Внимательно слушают свои ошибки


3

Объявление темы, целей и задачи урока

1 мин

словесный

Проговариваются тема, цель и задачи урока

Записывают число и тему урока


4

Объяснение нового материала

20 мин

Наглядный, словесный

Учитель рассказывает от куда произошло слова алгоритм, что такое алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель алгоритма

Записывают основные моменты в тетрадь, отвечают на вопросы учителя

























5

Фронтальное решение заданий

12

Фронтальный, самостоятельной работы

Учитель предлагает выполнить ряд заданий

Учащиеся выполняют задания самостоятельно и с помощью учителя






















1 Этот параметр можно расписать конкретно по видам УУД (личностные, познавательные, регулятивные) или в терминах УУД (аналитическая деятельность, практическая деятельность)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока "Алгоритмы и исполнители"

Автор: Козлова Светлана Александровна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока "Алгоритмы и исполнители""
    ["seo_title"] => string(38) "konspekt_uroka_algoritmy_i_ispolniteli"
    ["file_id"] => string(6) "527859"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574257274"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока  "Алгоритмы и их исполнители" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-alghoritmy-i-ikh-ispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "121790"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414072663"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока информатики в 6 классе "Алгоритмы и исполнители" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-informatiki-v-6-klassie-alghoritmy-i-ispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "114726"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411642906"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка конспекта урока информатики в 9 классе по теме:"Алгоритм и его свойства" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-konspiekta-uroka-informatiki-v-9-klassie-po-tiemie-alghoritm-i-iegho-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "197997"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428338369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Алгоритмы и исполнители "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-alghoritmy-i-ispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "137855"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417442758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства