kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики "Основы информационной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале описаны основные понятия информационного общества, информационной культуры пользователей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики "Основы информационной культуры"»


Тема Основы информационной культуры


Цели Усвоение новых учебных элементов на уровне знакомства, воспитание познавательного интереса, дисциплинированности и ответственности в учебном процессе.


Содержание лекции

План лекции:

1 Введение

2 Информатизация общества

3 Информатика- предмет и задачи курса


1 Введение


Деятельность отдельных групп людей, коллективов и организаций сейчас все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринимать какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Образование больших потоков информации обусловлено:

  • чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

  • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

  • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и других), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.

Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950г. удвоение происходило каждые 10 лет, 1970г. уже каждые 5 лет, с 1990г. – ежегодно;

  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Эти причины породили парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией.


2 Информатизация общества


Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

История информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. в Японии и с конца 70-х гг. в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности человека и общества в целом. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества – это одна из закономерностей современного социального прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению их современными средствами, методами и технологией работы. Уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, необходимо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Информационная культура- умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке, человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

-в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

-в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой является многочисленные программные продукты;

Информационная технология (ИТ)- процесс использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

-в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

-в умении работать с различной информацией; -в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд др. дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного подхода. Информационное общество- общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно ее высшей формы - знаний.


3 Информатика – предмет и задачи курса


Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Запишем следующую трактовку.

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессом преобразования информации с помощью компьютеров.

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.

Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимно- связанных частей:

  • технические средства;

  • программные средства;

  • алгоритмические средства.

В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций:

  • как отрасль народного хозяйства (производство технических средств, производство программных продуктов, разработка технологий переработки информации);

  • как фундаментальную науку (методология создания информационного обеспечения, теория информационных систем и технологий);

  • как прикладную дисциплину (изучение закономерностей в информационных процессах, создание информационных моделей коммуникаций, разработка информационных систем и технологий).

Задачи информатики состоят в следующем:

  • исследование информационных процессов любой природы;

  • разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов.

  • Решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства. Для ВУЗов и средних специальных учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности.

Заключение

Комплекс индустрии информатики станет ведущим в информационном обществе. Тенденция ко все большей информированности в обществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства.

Литература

  1. Информатика / Под ред. проф. Макаровой Н.В. – М.: Финансы и статистика, 2012.

  2. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014

  3. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.

  4. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014

  5. Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока информатики "Основы информационной культуры"

Автор: Расинская Нина Николаевна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока «Передача информации». "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-pieriedacha-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "148007"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419538131"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Пересечение множеств" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-pieriesiechieniie-mnozhiestv"
    ["file_id"] => string(6) "151770"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420740434"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок информатики "Графический редактор GIMP" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-informatiki-grafichieskii-riedaktor-gimp"
    ["file_id"] => string(6) "148389"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419686956"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока с использованием ЭОР "Знакомство с компьютером" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-eor-znakomstvo-s-komp-iutierom"
    ["file_id"] => string(6) "132436"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416335084"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Информационное общество и его ресурсы "
    ["seo_title"] => string(46) "informatsionnoie-obshchiestvo-i-iegho-riesursy"
    ["file_id"] => string(6) "102758"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402550110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства