kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационное общество и его ресурсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Образовательная:

  • познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие "информационная культура;
  • познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов;
  • ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов

Развивающая:

развитие интереса к предмету

Воспитательная:

пособствовать развитию информационной культуры

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация «Основные этапы развития информационного общества», презентация «История развития ВТ», опорный конспект

Ход урока

1.Организационный момент (проверка явки, посадки, готовности)

2.Усвоение нового материала

Содержание урока. Основные этапы развития информационного общества.

Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих людей занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.

Этапы информатизации общества (информационные революции):

Iизобретение письменности.

IIкнигопечатание (середина XVI века)

IIIосвоение электричества, изобретение телеграфа, телефона, радио…(конец XIX века— середина XX в.)

IVсоздание микропроцессора и ПК (70–е годы XX в.) на основе ЭВМ (40-50–е гг XX в.)

Компьютеризация  общества   (внедрение компьютеров, развитие технической базы)

Информационный кризис - ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.

Информатизация является путем выхода общества из информационного кризиса.

Задача информатизации — создание информационного общества (пятая информационная революция).

ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СССР И РОССИИ

до 1989 года—частные задачи информатизации (создание АСУ, телефонизация и т.д.);

1989 - 1990 гг. - разработана концепция информатизации общества;

1992-1996 гг. создание законодательных основ развития информационных отношений - федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) и "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.);

1995 году — разработана концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР);

2002-2010 гг. - программа «Электронная Россия» (неудавшаяся)

2011-2020 гг. - программа «Информационное общество»

Информатизация общества – формирование и оперативное  использование информационных ресурсов.

 

 

Содержание урока. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Ресурс — это запас или источник некоторых средств:

  • традиционные (людские, материальные, энергетические);
  • нетрадиционные (информационные, временные (перспективные))

 «Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Национальные (государственные) информационные ресурсы:

Ø  библиотечные

Ø  архивные

Ø  научно-технические

Ø  правовая информация

Ø  информация гос. структур

Ø  отраслевая информация

Ø  финансовая и экономическая информация

Ø  информация о природных ресурсах

Ø  информация предприятий и учреждений

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Этапы развития технических средств

Домашняя работа. Подготовить презентацию по теме урока.

Подведение итогов урока

Литература

  1. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика. 10 класс. Углублённый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС
  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. 2-е изд.
  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М. БИНОМ. Лаборатория знаний
  4. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ : практикум, Базовый уровень. 2-е изд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационное общество и его ресурсы »

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Стр. 0 из 6



Тема 1.1

Информационное общество и его ресурсы



Цель урока:


Образовательная:

познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие "информационная культура;

познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов;

ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов

Развивающая:

развитие интереса к предмету

Воспитательная:

пособствовать развитию информационной культуры

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация «Основные этапы развития информационного общества», презентация «История развития ВТ», опорный конспект

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка явки, посадки, готовности)

  2. Усвоение нового материала

Содержание урока. Основные этапы развития информационного общества.

Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих людей занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.

Этапы информатизации общества (информационные революции):

I изобретение письменности.

II книгопечатание (середина XVI века)

III освоение электричества, изобретение телеграфа, телефона, радио…(конец XIX века— середина XX в.)

IVсоздание микропроцессора и ПК (70–е годы XX в.) на основе ЭВМ (40-50–е гг XX в.)

Компьютеризация общества (внедрение компьютеров, развитие технической базы)

Информационный кризис - ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.

Информатизация является путем выхода общества из информационного кризиса.

Задача информатизации — создание информационного общества (пятая информационная революция).

ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СССР И РОССИИ

до 1989 года—частные задачи информатизации (создание АСУ, телефонизация и т.д.);

1989 - 1990 гг. - разработана концепция информатизации общества;

1992-1996 гг. создание законодательных основ развития информационных отношений - федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) и "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.);

1995 году — разработана концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР);

2002-2010 гг. - программа «Электронная Россия» (неудавшаяся)

2011-2020 гг. - программа «Информационное общество»

Информатизация общества – формирование и оперативное использование информационных ресурсов.



Содержание урока. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Ресурс — это запас или источник некоторых средств:

  • традиционные (людские, материальные, энергетические);

  • нетрадиционные (информационные, временные (перспективные))

«Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Национальные (государственные) информационные ресурсы:

  • библиотечные

  • архивные

  • научно-технические

  • правовая информация

  • информация гос. структур

  • отраслевая информация

  • финансовая и экономическая информация

  • информация о природных ресурсах

  • информация предприятий и учреждений



Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.











Этапы развития технических средств

Дата

Устройство

Изобретатель

Назначение и функции устройства

V век до н.э.

Абак

---

Простые арифметические операции

1642 год

Арифмометр

Блез Паскаль

Суммирование чисел с автоматическим переносом разряда

1670-1694 гг.

Арифмометр

Годфрид Лейбниц

Умножение и деление чисел мгновенно

1834-1851гг.

Аналитическая машина

Чарльз Беббидж

Предусмотрены все основные элементы присущие современному компьютеру

XIX век

Табулятор

Герман Холлерит

Перепись населения

1804 год

Перфокарта

---

Картон с отверстиями для кодирования информации

Характеристики поколений ЭВМ


I поколение

1945-60 гг.

II поколение

1955-70 гг.

III поколение

1965-80 гг.

IV поколение

1975-90 гг.

V поколение

1985 - …

Элементарная база

Электронные лампы

Транзисторы

Интегральные схемы и большие интегральные схемы

Сверхбольшие интегральные схемы, микропроцессоры

Оптоэлектроника, криоэлектроника

Максимальное быстродействие процессора (опер/сек)

10-20 тыс.

100 тыс. – 1 млн.

10 млн.

109 +многопроцессорность

1012 + многопроцессорность

Максимальная емкость ОЗУ (Кбайт)

100

1000

104

107

108

Периферийные устройства

Магнитный барабан и лента; перфокарты и перфоленты; цифровая печать

Магнитные барабаны и ленты; перфоносители; алфавитно-цифровая печать

Консоли; магнитные ленты; дисплеи; графопостроители

Цветной графический дисплей; клавиатура; манипуляторы; принтеры; модемы

+ устройства ввода с голоса, устройство чтения рукописного текста и пр.

Программное обеспечение

Библиотеки стандартных программ, автокоды

+ языки программирования высокого уровня и трансляторы

+ операционные системы; СУБД; пакеты прикладных программ

+ Прикладное ПО общего назначения; экспертные системы; сетевое ПО; мультимедиа

Интеллектуальные программные системы

Области применения

Научно-технические расчеты

Обработка текстовой и числовой информации, крупных массивов данных в области науки и производства

+ Информационные системы; системы автоматизации; АСУ, САПР, АСНИ и др.

+ Все сферы научной, производственной, учебной деятельности; отдых и развлечение; Интернет

+ Развитые интеллектуальные системы в области творческой деятельности

Примеры моделей ЭВМ

МЭСМ, БЭСМ-1, БЭСМ-2, М-20, Минск, Стрела, Урал

М-220, БЭСМ-3, Урал-14, Минск-32, БЭСМ-6, Стретч, Атлас

IBM 360/370, ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ

Персональные компьютеры: IBM PC, Macintosh, СуперЭВМ: Gray, Cyber, Эльбрус


Закрепление. Вопросы
  1. Чем знаменит Ч. Бэббидж?

  2. Сколько поколений ЭВМ существует? Каков их отличительный признак?

  3. Назовите отличительные черты ЭВМ 1-го поколения и 2-го поколения.

  4. Назовите отличительные черты ЭВМ 3-го поколения.

  5. Назовите отличительные черты ЭВМ 4-го поколения.

  6. Назовите отличительные черты ЭВМ 5-го поколения.

  7. Что такое персональный компьютер?

  8. Этапы развития информационных ресурсов

  9. Основные этапы развития информационного общества.

  10. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

  1. Домашняя работа. Подготовить презентацию по теме урока.

  2. Подведение итогов урока

  3. Литература

  1. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика. 10 класс. Углублённый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС

  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. 2-е изд.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М. БИНОМ. Лаборатория знаний

  4. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ : практикум, Базовый уровень. 2-е изд.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационное общество и его ресурсы

Автор: Кудрявцева Елена Юрьевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Дети в информационном обществе. "
    ["seo_title"] => string(37) "dieti-v-informatsionnom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "213486"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432061457"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Лекция  "Информатика как наука. Эволюция информационных технологий и вычислительной техники. " "
    ["seo_title"] => string(103) "liektsiia-informatika-kak-nauka-evoliutsiia-informatsionnykh-tiekhnologhii-i-vychislitiel-noi-tiekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "244496"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445951215"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация для урока информатики "Информационное общество и его ресурсы""
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-informatiki-informatsionnoie-obshchiestvo-i-iegho-riesursy"
    ["file_id"] => string(6) "204926"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429771506"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-roditieliei-kak-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "133580"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416548430"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА "
    ["seo_title"] => string(135) "razvitiie-informatsionnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-nogo-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "118934"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства