Конспект урока информатики на тему "Число и кодирование информации"
Конспект урока информатики на тему "Число и кодирование информации"
Данный урок призван закрепить представления учащихся о понятиях «кодирования», «декорирование», «таблица соответствия», расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики на тему "Число и кодирование информации"»
Число и кодирование информации
Цели:
Закрепить представления учащихся о понятиях «кодирования», «декорирование», «таблица соответствия», расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни;
Познакомить учащихся со способом кодирования и декорирования с помощью таблицы соответствия (кодовой таблицы);
Закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстояния и времени;
Развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нем.
Педагогические задачи:
Развивать информационную культуру;
Развивать логическое мышление, наблюдательность и исследовательские качества.
технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint (Приложение 1), электронное пособие «Информатика. 2 класс» Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова. БИНОМ. Лаборатория знаний;
раздаточный материал: карточки с заданием.
Ход урока
Оргмомент
Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.
Мотивация учебной деятельности с выборочным повторением
- Из каких источников информации мы узнаём последние новости, события, которые происходят вокруг нас?
- А хотелось бы вам узнать, что происходит в мире сейчас? Предлагаю послушать последние новости?
(Прослушивание записи)
Внимание! Внимание!
Все, кто нас слышит!
Пожалуйста, помогите!
Мы находимся на Четвёртой планете
Школьной системы. Помогите!
- Ребята, да это же сигнал SOS – международный сигнал терпящих бедствие. Кому-то очень нужна наша помощь. Откликнемся ли мы на эту просьбу? Молодцы, я нисколько не сомневалась, что в трудную минуту вы всегда придёте на помощь.
- Путь предстоит неблизкий, а времени у нас совсем мало. А на чём можно отправиться в дорогу? (ответы детей)
- Для путешествия по Галактике предлагаю в качестве транспорта летающую тарелку с хорошим названием «Спасатели». Согласны?
- Итак, перед экспедицией подведём первые итоги. У нас есть цель: помочь нуждающимся. Есть транспорт. Остаётся провести подготовку экипажа. У каждого на партах листочки. Запишите фамилию, найдите задание под № 1, в котором вы должны дополнить предложения и сделать запись в числовой форме.
Разминка по вариантам
Вариант 1
Для записи даты 13 мая 1999 года используется формат ___________.
Для записи времени 16 часов 25 минут используется формат _______.
В неделе _____ дней, в году _____ месяцев.
Вариант 2
Для записи даты 13 июня 1998 года используется формат __________.
Для записи времени 12 часов 30 минут используется формат _______.
В месяце может быть ___ день или ___ дней, а в _______________ 28 или 29 дней.
- Проверьте и оцените свою работу. Если всё верно, поставьте «5»
Эвристическая беседа
- Что можно выразить используя число? (Количество, порядковый номер, дату, время)
- Можно ли преобразовать числовую информацию в текстовую и наоборот текстовую в числовую? Приведите примеры.
- Какая запись короче: текстовая или числовая? (Числовая)
- Молодцы, подготовка прошла хорошо, можем отправляться в полёт.
- Внимание! Готовность № 1!
Уч. - К запуску космического корабля приготовиться!
Д. - Есть приготовиться! (Подтянулись, сели прямо)
Уч. - Пристегнуть ремни!
Д. - Есть пристегнуть ремни! (Хлопок, руки в замок)
Уч. - Притянуть рычаги!
Д. - Есть притянуть рычаги! (Руки к себе)
Уч. - Включить контакты!
Д. - Есть включить контакты! (Руки вперёд, большой палец вверх)
- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. С чем мы встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе дисциплина, активность и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Как же она называется? (Кодирование)
- Ребята, как вы думаете, что может населять данную планету? (Ответы детей)
- С помощью чего люди кодируют информацию? (Алфавитное письмо – буквы, знаки препинания; рисуночное письмо – пляшущие человечки, дорожные знаки; ноты, иероглифы, знаки, символы, числа)
- Молодцы, давайте обобщим наши знания о видах и способах кодирования информации.
Кодирование бывает:
Числовое – с помощью арабских и римских чисел;
Алфавитное – с использованием букв и знаков препинания:
Музыкальное – с использованием нот;
«Дорожное» - с использованием разметки и дорожных знаков;
«Школьное» - с использованием оценок-чисел;
«Почтовое» - с указанием кода-индекса населённого пункта;
«Сигнальное» - сюда входят азбука Морзе, флажковая азбука, пляшущие человечки и язык жестов или ручная азбука для глухонемых.
- Вот сколько видов кодирования мы определили.
Работа по учебнику
- Чтобы двигаться дальше, необходимо пополнить багаж знаний, для этого поработаем по учебнику С. 81. (Чтение 1-3 абзацев)
- Что же можно закодировать с помощью числа? (Длину, ширину, высоту, расстояние, цену или стоимость покупки и т.д.)
- Приведём простые приёмы кодирования информации с помощью чисел, с которыми мы пользуемся ежедневно.
(Один ученик работает у доски, остальные на листочках № 2)
- Остальные ребята продолжают работать на своих листочках № 2.
1. Длина парты составляет один метр пять сантиметров. Запишите это в числовой форме (1м5см)
2. Расстояние от экрана компьютера до глаз человека должно быть пятьдесят сантиметров. Как это записать в числовой форме (50см)
3. Стоимость хлеба составляет семнадцать рублей двадцать копеек. Запишите в числовой форме (17руб. 20коп.)
- Проверьте свои записи, оцените работу.
- А почему нами не принято записывать эти данные используя только алфавитное письмо?
- Числовая форма записи размера, расстояния, стоимости, даты, времени является более краткой и понятной, чем текстовая. Поэтому текстовая форма представления информации о количестве чего-либо используется очень редко. А специальные формы записи даты, времени, стоимости позволяют не путать их с другой информацией.
При кодировании происходит преобразование информации из одной формы в другую.
- Рассмотрим примеры.
1. Сейчас я диктовала задание. Какая информация исходила от меня? (Звуковая) Вы записывали. Какая форма кодирования появилась у вас? (Числовая и текстовая)
2. Музыканты взяли ноты. Какая исходная форма кодирования? (Графическая) Ребята заиграли мелодию. Какая новая форма кодирования получилась? (Звуковая)
-Молодцы. Пора в путь, нас ждут.
- Посмотрите, какая красота нас окружает. Что же это за планета? Чтобы узнать, куда мы попали выполним задание № 3. Это логическая задачка. Приступайте к работе. Не получается? А почему? (Нет шифра)
- Откройте учебник на стр. 82. Чтение текста.
- Рассмотрите таблицу. В ней все буквы пронумерованы по порядку. Как её называют? (Кодовая таблица)
- Ребята, бывают жизненные информационные задачи, как № 3, когда необходимо послать тайное сообщение, чтобы никто, кроме получателя, не смог прочитать его. Такую информационную задачу на кодирование называют шифрованием. Один из самых распространённых способов кодирования – замена буквы числом.
4. Первичное закрепление материала
- Сможете ли вы теперь решить задачку жителей этой планеты?
20 29 14 16 13 16 05 06 24
Т Ы М О Л О Д Е Ц
- Что мы сделали с информацией? (Раскодировали, т.е. декодировали)
- На какой же планете мы побывали с вами? (Шифроград)
- Что ж вы действительно молодцы! Можем отправляться дальше. Но что это на нас устрашающе надвигается? Это планета Роботландия. Роботы, захватили власть и вынуждают людей покинуть её, лишают их чувств.
- А какими чувствами обладает человек?
- Ребята, без нашей помощи им не обойтись и в одиночку нам не справиться. У каждого из вас лежит цветной листок с заданием. Он один, а вас двое. Что делать? (Работать вместе) Помните правило: Работая в паре, будьте взаимовежливы.
Работа в парах
- Постарайтесь, как можно быстрее декодировать пословицу и объяснить её.
Для милого дружка и 19, 6, 18, 7, 8, 12, 1(сережка) из ушка.
В радости знай 14, 6, 18,21(меру), в беде не теряй 3, 6, 18, 21(веру)
- Объясните эту башкирскую пословицу. (Если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент… Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться.)
- От имени жителей планеты Роботландия хочется поблагодарить вас за помощь.
- Сколько добрых и полезных дел сделали мы по пути своего следования, а до тех, кто отправил сигнал SOS, мы ещё не добрались. Скорее в путь….?
Разгадывание ребусов
- Что за непонятная планета? Что это вокруг неё? (Числа)
- Да, именно они просили нашей помощи. А чтобы числа вернуть на Землю, нужно раскодировать ребусы.
- Что объединяет все эти ребусы? (Числа)
(Прослушивание записи)
Хотим спасибо вам сказать с душою
И в благодарность молвить вам слова,
Что не прошли беду вы стороною,
Что ваша помощь вовремя пришла…
Пускай вернётся в жизни к вам, как эхо
Добром глубоким дел всех ваша суть,
Здоровья вам и много-много смеха,
Пусть лёгок будет в вашей жизни путь!
- Возвращаемся! Вот мы и дома, родная школа.
5. Итог урока
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Числа и кодирование информации)
6. Оценивание
-А знаете ли вы, что код используется и для оценивания знаний в школе? (число "5" - код отличных знаний, "4" - код хороших знаний, "3" - удовлетворительных, "2" - плохих).
7. Домашнее задание
Тетрадь с. 9-10 № 1-3
Это интересно
- Числа нас окружают повсюду, начиная от дат рождения, заканчивая номерами машин и надписями на футболке. Но не каждый задумывается о том, что числа могут иметь не просто количественное значение, а нести в себе что-то большее и важное. Этим особым значением занимается наука, под названием нумерология. Существуют и приметы связанные с числами. Так, например, мы знаем, что число 13 именуют чертовой дюжиной. В России 13 считается несчастливым числом: плохо жить в доме №13, а уж в квартире и того хуже. Но встречаются люди, которые считают 13 самой счастливой цифрой. А вот англичане народ суеверный, потому здесь вы не найдете домов и квартир с номером 13, не бывает также 13 этажей.