kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики на тему "Число и кодирование информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок призван закрепить представления учащихся о понятиях «кодирования», «декорирование», «таблица соответствия», расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики на тему "Число и кодирование информации"»

Число и кодирование информации

Цели:

  1. Закрепить представления учащихся о понятиях «кодирования», «декорирование», «таблица соответствия», расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни;

  2. Познакомить учащихся со способом кодирования и декорирования с помощью таблицы соответствия (кодовой таблицы);

  3. Закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстояния и времени;

  4. Развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нем.

Педагогические задачи:

  1. Развивать информационную культуру;

  2. Развивать логическое мышление, наблюдательность и исследовательские качества.

Ключевые понятия: числовая информация, числовое кодирование, кодовая таблица (таблица соответствия).

Средства обучения:

технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;

программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint (Приложение 1), электронное пособие «Информатика. 2 класс» Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова. БИНОМ. Лаборатория знаний;

раздаточный материал: карточки с заданием.

Ход урока

  1. Оргмомент

Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

  1. Мотивация учебной деятельности с выборочным повторением

- Из каких источников информации мы узнаём последние новости, события, которые происходят вокруг нас?

- А хотелось бы вам узнать, что происходит в мире сейчас? Предлагаю послушать последние новости?

(Прослушивание записи)

Внимание! Внимание!

Все, кто нас слышит!

Пожалуйста, помогите!

Мы находимся на Четвёртой планете

Школьной системы. Помогите!

- Ребята, да это же сигнал SOS – международный сигнал терпящих бедствие. Кому-то очень нужна наша помощь. Откликнемся ли мы на эту просьбу? Молодцы, я нисколько не сомневалась, что в трудную минуту вы всегда придёте на помощь.

- Путь предстоит неблизкий, а времени у нас совсем мало. А на чём можно отправиться в дорогу? (ответы детей)

- Для путешествия по Галактике предлагаю в качестве транспорта летающую тарелку с хорошим названием «Спасатели». Согласны?

- Итак, перед экспедицией подведём первые итоги. У нас есть цель: помочь нуждающимся. Есть транспорт. Остаётся провести подготовку экипажа. У каждого на партах листочки. Запишите фамилию, найдите задание под № 1, в котором вы должны дополнить предложения и сделать запись в числовой форме.

Разминка по вариантам

Вариант 1

  1. Для записи даты 13 мая 1999 года используется формат ___________.

  2. Для записи времени 16 часов 25 минут используется формат _______.

  3. В неделе _____ дней, в году _____ месяцев.

Вариант 2

  1. Для записи даты 13 июня 1998 года используется формат __________.

  2. Для записи времени 12 часов 30 минут используется формат _______.

  3. В месяце может быть ___ день или ___ дней, а в _______________ 28 или 29 дней.

- Проверьте и оцените свою работу. Если всё верно, поставьте «5»

Эвристическая беседа

- Что можно выразить используя число? (Количество, порядковый номер, дату, время)

- Можно ли преобразовать числовую информацию в текстовую и наоборот текстовую в числовую? Приведите примеры.

- Какая запись короче: текстовая или числовая? (Числовая)

- Молодцы, подготовка прошла хорошо, можем отправляться в полёт.

- Внимание! Готовность № 1!

Уч. - К запуску космического корабля приготовиться!

Д. - Есть приготовиться! (Подтянулись, сели прямо)

Уч. - Пристегнуть ремни!

Д. - Есть пристегнуть ремни! (Хлопок, руки в замок)

Уч. - Притянуть рычаги!

Д. - Есть притянуть рычаги! (Руки к себе)

Уч. - Включить контакты!

Д. - Есть включить контакты! (Руки вперёд, большой палец вверх)

Уч. - Завести моторы!

Д. - Есть завести моторы!

Уч. - Начинаем отсчет!

Д. - 10, 9, 8, 7, 6, 5. 4, 3, 2, 1, пуск! Ура! Ура! Ура!

3. Объяснение нового материала.

Итак! Внимание! Взлет!

И наша тарелка помчалась вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой земли.

- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. С чем мы встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе дисциплина, активность и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Как же она называется? (Кодирование)

- Ребята, как вы думаете, что может населять данную планету? (Ответы детей)

- С помощью чего люди кодируют информацию? (Алфавитное письмо – буквы, знаки препинания; рисуночное письмо – пляшущие человечки, дорожные знаки; ноты, иероглифы, знаки, символы, числа)

- Молодцы, давайте обобщим наши знания о видах и способах кодирования информации.

Кодирование бывает:

Числовое – с помощью арабских и римских чисел;

Алфавитное – с использованием букв и знаков препинания:

Музыкальное – с использованием нот;

«Дорожное» - с использованием разметки и дорожных знаков;

«Школьное» - с использованием оценок-чисел;

«Почтовое» - с указанием кода-индекса населённого пункта;

«Сигнальное» - сюда входят азбука Морзе, флажковая азбука, пляшущие человечки и язык жестов или ручная азбука для глухонемых.

- Вот сколько видов кодирования мы определили.

Работа по учебнику

- Чтобы двигаться дальше, необходимо пополнить багаж знаний, для этого поработаем по учебнику С. 81. (Чтение 1-3 абзацев)

- Что же можно закодировать с помощью числа? (Длину, ширину, высоту, расстояние, цену или стоимость покупки и т.д.)

- Приведём простые приёмы кодирования информации с помощью чисел, с которыми мы пользуемся ежедневно.

(Один ученик работает у доски, остальные на листочках № 2)

- Остальные ребята продолжают работать на своих листочках № 2.

1. Длина парты составляет один метр пять сантиметров. Запишите это в числовой форме (1м5см)

2. Расстояние от экрана компьютера до глаз человека должно быть пятьдесят сантиметров. Как это записать в числовой форме (50см)

3. Стоимость хлеба составляет семнадцать рублей двадцать копеек. Запишите в числовой форме (17руб. 20коп.)

- Проверьте свои записи, оцените работу.

- А почему нами не принято записывать эти данные используя только алфавитное письмо?

- Числовая форма записи размера, расстояния, стоимости, даты, времени является более краткой и понятной, чем текстовая. Поэтому текстовая форма представления информации о количестве чего-либо используется очень редко. А специальные формы записи даты, времени, стоимости позволяют не путать их с другой информацией.

При кодировании происходит преобразование информации из одной формы в другую.

- Рассмотрим примеры.

1. Сейчас я диктовала задание. Какая информация исходила от меня? (Звуковая) Вы записывали. Какая форма кодирования появилась у вас? (Числовая и текстовая)

2. Музыканты взяли ноты. Какая исходная форма кодирования? (Графическая) Ребята заиграли мелодию. Какая новая форма кодирования получилась? (Звуковая)

-Молодцы. Пора в путь, нас ждут.

- Посмотрите, какая красота нас окружает. Что же это за планета? Чтобы узнать, куда мы попали выполним задание № 3. Это логическая задачка. Приступайте к работе. Не получается? А почему? (Нет шифра)

- Откройте учебник на стр. 82. Чтение текста.

- Рассмотрите таблицу. В ней все буквы пронумерованы по порядку. Как её называют? (Кодовая таблица)

- Ребята, бывают жизненные информационные задачи, как № 3, когда необходимо послать тайное сообщение, чтобы никто, кроме получателя, не смог прочитать его. Такую информационную задачу на кодирование называют шифрованием. Один из самых распространённых способов кодирования – замена буквы числом.

4. Первичное закрепление материала

- Сможете ли вы теперь решить задачку жителей этой планеты?

20 29 14 16 13 16 05 06 24

Т Ы М О Л О Д Е Ц

- Что мы сделали с информацией? (Раскодировали, т.е. декодировали)

- На какой же планете мы побывали с вами? (Шифроград)

- Что ж вы действительно молодцы! Можем отправляться дальше. Но что это на нас устрашающе надвигается? Это планета Роботландия. Роботы, захватили власть и вынуждают людей покинуть её, лишают их чувств.

- А какими чувствами обладает человек?

- Ребята, без нашей помощи им не обойтись и в одиночку нам не справиться. У каждого из вас лежит цветной листок с заданием. Он один, а вас двое. Что делать? (Работать вместе) Помните правило: Работая в паре, будьте взаимовежливы.

Работа в парах

- Постарайтесь, как можно быстрее декодировать пословицу и объяснить её.

  1. Для милого дружка и 19, 6, 18, 7, 8, 12, 1(сережка) из ушка.

  2. В радости знай 14, 6, 18,21(меру), в беде не теряй 3, 6, 18, 21(веру)

- Объясните эту башкирскую пословицу. (Если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент… Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться.)

3. Труд приносит хлеб, лень – 4, 16, 13, 16, 5(голод)

- От имени жителей планеты Роботландия хочется поблагодарить вас за помощь.

- Сколько добрых и полезных дел сделали мы по пути своего следования, а до тех, кто отправил сигнал SOS, мы ещё не добрались. Скорее в путь….?

Разгадывание ребусов

- Что за непонятная планета? Что это вокруг неё? (Числа)

- Да, именно они просили нашей помощи. А чтобы числа вернуть на Землю, нужно раскодировать ребусы.

- Что объединяет все эти ребусы? (Числа)

(Прослушивание записи)

Хотим спасибо вам сказать с душою

И в благодарность молвить вам слова,

Что не прошли беду вы стороною,

Что ваша помощь вовремя пришла…

Пускай вернётся в жизни к вам, как эхо

Добром глубоким дел всех ваша суть,

Здоровья вам и много-много смеха,

Пусть лёгок будет в вашей жизни путь!


- Возвращаемся! Вот мы и дома, родная школа.

5. Итог урока

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (Числа и кодирование информации)

6. Оценивание

-А знаете ли вы, что код используется и для оценивания знаний в школе? (число "5" - код отличных знаний, "4" - код хороших знаний, "3" - удовлетворительных, "2" - плохих).

7. Домашнее задание

Тетрадь с. 9-10 № 1-3






























Это интересно

- Числа нас окружают повсюду, начиная от дат рождения, заканчивая номерами машин и надписями на футболке. Но не каждый задумывается о том, что числа могут иметь не просто количественное значение, а нести в себе что-то большее и важное. Этим особым значением занимается наука, под названием нумерология. Существуют и приметы связанные с числами. Так, например, мы знаем, что число 13 именуют чертовой дюжиной. В России 13 считается несчастливым числом: плохо жить в доме №13, а уж в квартире и того хуже. Но встречаются люди, которые считают 13 самой счастливой цифрой. А вот англичане народ суеверный, потому здесь вы не найдете домов и квартир с номером 13, не бывает также 13 этажей.


http://img.lenta.ru/photo/ - космос

http://s.rimg.info/4303680bb263828b2d9885d5634e17fe.gif - тарелка

http://www.goodfon.ru/image/50520-1920x1200.jpg - иллюминатор

http://www.labirint.ru/screenshot/goods - ребусы

http://rcio.pnzgu.ru/personal/128/3/3/quests.html - ребус - число

http://www.clipartof.com/interior_wall_decor/network-Posters-And-Art-Prints/9 - ПК и единица

http://erynok.com/sites/real/ - парта школьная

http://www.advocat-cons.info/index.php?newsid=3929 - ценник

http://mons-glazov3.narod.ru/index.files/Page408.htm - девочка с лупой

http://www.podarok-city.ru/product/1262/ - электронные часы

http://matrica137.ru/blog/Interesnoe/ - планета чисел

http://www.luk-media.ru/spasibo_blagodarnost_thank_16.php - стихотворение «Благодарю»

http://online-red.narod.ru/radio/Detckoe-radio.html - детское радио





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока информатики на тему "Число и кодирование информации"

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 350027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102301"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494783"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "План-конспект урока информатики по теме: "Тексты в компьютерной памяти" с применением ЭОР "
    ["seo_title"] => string(96) "plan-konspiekt-uroka-informatiki-po-tiemie-tieksty-v-komp-iutiernoi-pamiati-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "104684"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750314"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока"Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "105819"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402913850"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока информатики в 5 классе "В мире кодов" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-informatiki-v-5-klassie-v-mirie-kodov"
    ["file_id"] => string(6) "124196"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414659683"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок информатики. 5 класс. Тема "Обработка информации" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-informatiki-5-klass-tiema-obrabotka-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "173486"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423999142"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства